Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенное оформление товаров

1. Общие положения

2. Таможенная декларация

3. Институт уполномоченного экономического оператора

Перемещение товаров через таможенную границу сопровождается их таможенным оформлением. Это потребовало создания специального института в таможенном праве – института таможенного оформления товаров. Этот институт действует не всегда. В РФ, как и во всех странах мира, для физических лиц, пересекающих таможенную границу, действует система двойного коридора. В настоящее время в России такая система действует в 49 пунктах пропуска. Если в багаже физического лица есть товары, которые нужно декларировать, то необходимо заполнить бланк таможенной декларации и следовать по «красному коридору».

Зеленый коридор. Если декларировать товары не требуется, то нужно следовать по «зеленому коридору». Эта система применяется в большинстве международных аэропортов, в том числе в 2011 г. в Мурманске, Челябинске, Тюмени, на паромной переправе «Крым-Кубань», в морском порту Сочи, в автомобильных пунктах пропуска Мамоново, Адлер, а также в железнодорожном пункте пропуска Адлер. Пропуск в Калининград для граждан РФ - безвизовый, по транзиту.

Какой коридор выбрать? В 2012 году «зеленый» свет получают авиаперевозчики России. Это значит, что они самостоятельно предъявляют багаж своих транзитных пассажиров на таможню, если товары не нужно декларировать письменно. Для того, чтобы узнать, надо ли заполнять декларацию, можно воспользоваться сайтом ФТС России или информационным стендом непосредственно в пункте пропуска. Однако, если вы выбрали зеленый коридор, таможенник вправе вас проверить, обоснованно ли вы избрали зеленый коридор. К сожалению, нарушители бывают там нередко.

Таможенная декларация. Главным в институте таможенного оформления товаров стало заполнение таможенной декларации. Согласно ст.180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются 4 вида таможенных деклараций:

· декларация на товары

· транзитная декларация

· пассажирская таможенная декларация

· декларация на транспортное средство

Декларирование товаров. По вопросам таможенного декларирования товаров следует смотреть главу 27 ТК ТС (ст.179-194) и главу 24 ФЗ-311 (ст.203-217). Физические лица могут заполнять пассажирские таможенные декларации с помощью интернета. Электронная форма декларации размещена на сайте ФТС России с подробной инструкцией по заполнению и распечатке. К тому же теперь не во всех случаях требуется заполнять декларацию в двух экземплярах. Декларацию нужно заполнять только тогда, когда товары следуют в несопровождаемом багаже или если речь идет о временно ввозимых транспортных средствах.

«Многоразовая» пассажирская таможенная декларация. С 2012 реализуется возможность заполнения так называемой «многоразовой» пассажирской таможенной декларации при первичной въезде на личном автотранспорте. Это облегчит жизнь тем иностранным гражданам, кому приходится неоднократно совершать поездки на личных автомобилях в Россию. Это послужит развитию связей РФ с Финляндией, Германией, Украиной, другими странами Европы и Азии.

Электронные декларации. Теперь таможенные декларации заполняют в электронной форме, т.е. речь идет об электронных декларациях. Их могут принимать все 570 таможенных постов по всей стране от Калининграда до Анадыря. В 2011 их было оформлено почти 3 миллиона, что составило 80% от числа всех заполненных таможенных деклараций, а два года назад, в 2010, их было лишь 25%. Созданы и действуют 12 центров электронного декларирования во всех федеральных округах.

Когда не будет востребована бумага? Однако, окончательно бумага не будет востребована тогда, когда будут внесены изменения в налоговое, банковское и некоторые иные виды законодательства. Именно там ещё сохраняются требования, что в банк, налоговую инспекцию и другим органам предприятие должно представить «бумагу с печатью», например – для возмещения НДС при экспорте. Что касается таможенного законодательства, то все препятствия для полного перехода на безбумажные технологии окончательно убраны в процессе работы над правовой базой Таможенного Союза.

Система удаленного выпуска товаров. На российской таможне действует такая система, то есть товары оформляются в одном месте, а пропуск через таможенную границу осуществляется в другом месте. Таким образом, процесс таможенного контроля разделен на документальный и фактический. Электронную декларацию обрабатывает один таможенный орган, а операции фактического контроля если они необходимы, осуществляет таможенный пост по месту фактического нахождения товара. Это сокращает поток большегрузного транспорта в крупные города, уменьшает расходы участников ВЭД, сокращает время проведения контрольных операций в отношении перемещаемых товаров.

Предварительная информация. В целях удобства ФТС РФ ввела в действие Портал электронного представления сведений. Нужны только выход в Интернет и средства криптографии. Портал ФТС России позволяет подавать информацию о товарах и транспортных средствах до их пересечения таможенной границы. Это ускоряет получение документов, необходимых для оформления товара. В 2011 г. получено свыше 600.000 сообщений с предварительной информацией. Есть договоренность с ОАО «РЖД», что в перспективе «электронные таможни» появятся на всех российских железнодорожных переходах по периметру внешних границ Таможенного Союза.

О времени прохождения таможенного оформления. ФТС удалось сократить время прохождения на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска в среднем до 18,3 минуты. Доля таможенных деклараций на товары, срок выпуска по которым составляет не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации, в общем объеме деклараций превысила 99%

Критерии добросовестных участников ВЭД:

· не нарушать таможенное законодательство

· не задерживать уплату налогов и штрафов

· не иметь задолженности по таможенным платежам

· не занижать таможенную стоимость

· не путать классификацию товаров

Компании-однодневки в принципе не могут попасть в «зеленый» сектор, потому что у них нет позитивной таможенной истории. Напротив, для честной компании таможенная история становится капиталом, повышающим её конкурентоспособность.

Институт уполномочено экономического оператора. С января 2012 г. в РФ действует институт уполномоченного экономического оператора. Ранее он хорошо зарекомендовал себя за рубежом. Его введение в России значительно упрощает работу крупных российских предприятий, который осуществляют ВЭД. Например, тех, которые модернизируют технологическое оборудование, занимаются производством и реализацией товаров на территории РФ.

Статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус. В каждом из трех государства процедура должна быть проведена автономно, друг друга не признают, только собственную регистрацию.

Условия присвоения статуса. Ст.39 ТК ТС определяет следующие условия присвоения статуса уполномоченного экономического оператора:

· предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее одного миллиона евро

· осуществление ВЭД в течение не менее одного года до дня обращения в таможенный орган

· отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней

· отсутствие фактов привлечения в течение одного года до обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела

· наличие системы учета, соответствующей требованиям, определяемым таможенными органами

Таможенные органы ведут реестр уполномоченных экономических операторов и обеспечивают его опубликование.

Специальные упрощения. Ст.41 ТК устанавливает следующие специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору:

· временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора

· выпуск товаров дол подачи таможенной декларации

· проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора

· возможность получать товары на свой склад без предъявления таможенному органу, снимать пломбы с грузовых отсеков, разгружать товары без присутствия таможенных органов, т.е. фактически закрывать доставку самостоятельно.

Все это существенно снижает затраты для предприятий, получивших этот статус.

 

06.05.2013

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

1) Общие положения

2) Исчисление таможенных платежей

3) Сроки и порядок уплаты

4) Обеспечение уплаты

5) Взыскание таможенных платежей

Общие положения. Таможенные платежи занимают важное место в таможенном законодательстве каждой страны, а нашей – особенно. Это потому, что в России почти половина доходной части бюджета формируется за счет таможенных платежей. В 2010 ФТС РФ перечислила в бюджет РФ 4,3 триллиона рублей, а за 2012 год – свыше 6,5 триллионов рублей (за первое полугодие – свыше 3 триллионов 118 миллиардов рублей).

Таможенным платежам посвящен второй раздел ТК ТС. В нем пять глав – с девятой по 14, 24, статьи – с 70 по 93 (10% всех статей). В ФЗ о таможенном регулировании в РФ о таможенных платежах речь идет во втором разделе, где пять глав (12-16) и 46 статей (ст.114-160). Таким образом, семьдесят статей (из 700 в целом) двух важнейших таможенных документов – ТК и ФЗ – регулируют правовой институт таможенных платежей.

В главе 9 ТК (ст.70-74) содержатся общие положения о таможенных платежах. Согласно ст.70 ТК к таможенным платежам относятся:

1) Ввозная таможенная пошлина

2) Вывозная таможенная пошлина

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС

4) Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ТС

5) Таможенные сборы

В соответствии с международными договорами государств-членов ТС могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Согласно ст.71 ТК ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

1) Адвалорные пошлины – устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров

2) Специфические пошлины – устанавливаются в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик)

3) Комбинированные пошлины – сочетают адвалорные и специфические виды

Таможенные сборы (ст.72 ТК) – обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных таможенным законодательством. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов ТС. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Таможенным сборам посвящена глава 14 ФЗ О таможенном регулировании в РФ (ст.123-131). Статьей 123 ФЗ О таможенном регулировании установлены три вида таможенных сборов:

1) За совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров

2) За хранение товаров – на СВХ таможенных органов

3) За таможенное сопровождение товаров – в зависимости от вида транспорта и расстояния сопровождения

Согласно ст.73 ТК при уплате таможенных платежей нередко устанавливаются льготы по уплате таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.

Исчисление таможенных платежей. В главе 10 ТК (ст.75-81) говорится об исчислении таможенных пошлин и налогов. Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ТС. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении.

Таможенная стоимость товаров. Этому вопросу посвящена глава 8 ТК (статьи 64-69). Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов ТС (каждое для себя). Таможенные пошлины и налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин и налогов самостоятельно в валюте того государства, таможенному органу которого подана таможенная декларация.

Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате или взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин, если иное не установлено ТК. Сумма налогов, подлежащих уплате или взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства-члена ТС, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.

Применение ставок таможенных пошлин и налогов осуществляется на основе Единого таможенного тарифа, установленного для товаров КТС-ЕЭК. Плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК, международным договорами и законодательством государств-членов ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин и налогов. Эти сроки установлены статьями ТК, указанными в п.1 ст.82 ТК (всего 19 статей). Ст.82 ТК предусматривает, что возможно изменение сроков уплаты таможенных пошлин и налогов в форме отсрочки или рассрочки. Основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются международным договором государств-членов ТС, а налогов определяется законодательством государства-члена ТС, в бюджет которого подлежат уплате налоги.

Порядок уплаты. Согласно ст.83 ТК таможенные пошлины и налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве-члене ТС, таможенным органом которого производится выпуск товаров. Таможенные пошлины и налоги уплачиваются в валюте того государства-члена ТС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины и налоги. Уплаченные (взысканные) суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами-членами ТС в порядке, установленном международным договором государств-членов ТС.

Порядок уплаты вывозных таможенных пошлин устанавливается международным договором государств-членов ТС. При наличии денежных средств (денег) на счете плательщика банк не вправе задерживать исполнение поручения плательщика на перечисление сумм таможенных пошлин и налогов и обязан исполнить его в течение одного операционного дня.

Обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов. Порядок обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов регулируется главой 12 ТК (ст.85-88) и главой 16 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (ст.137-146). Ст.85 ТК предусматривает обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов в следующих случаях:

1) Перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита

2) Изменения сроков уплаты таможенных пошлин налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств-членов ТС

3) Помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории

4) При выпуске товаров в соответствии со ст.198 ТК

5) Иных случаях, предусмотренных ТК, международными договорами и (или) законодательством государств-членов ТС

Необеспечение уплаты. П.2 ст.85 ТК ТС гласит о том, что обеспечение налогов не предоставляется:

1) если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена ТС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины и налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется – на день принятия решения о непредставлении обеспечения;

2) в иных случаях, предусмотренных ТК и (или) законодательством государств-членов ТС

Обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов производится плательщиком, а при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита – также и иным лицом, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов, если иное не установлено ТК. Обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется таможенному органу, осуществляющему выпуск товаров.

Способы обеспечения уплаты. В статье 86 ТК указаны следующие способы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов:

· денежные средства (деньги)

· банковская гарантия

· поручительство

· залог имущества

Законодательство государств-членов ТС могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенные пошлин и налогов. Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, указанных выше.

Суммы обеспечения. Ст.88 ТК регламентирует определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Эта сумма определяется исходя из сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве-члене ТС, таможенный орган которого производит выпуск товаров.

Взыскание таможенных пошлин и налогов. Указанное взыскание регламентируется главой 14 ТК (ст.91-93) и главой 18 ФЗ «О таможенном регулировании» (ст.150-160). Ст.91 ТК предусматривает, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин и налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают их принудительно за счет денежных средств и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств-членов ТС.

Взыскание таможенных пошлин и налогов не производится:

1) по истечении срока взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, предусмотренного законодательством государства-члена ТС, таможенным органом которого производится взыскание таможенных пошлин, налогов

2) если обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов прекратилась в соответствии с п.2 ст.80 ТК

При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный ТК срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства-члена ТС, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.

Признание безнадежными сумм таможенных платежей. Ст.92 ТК регулирует вопрос о признании безнадежными к взысканию и списание сумм таможенных платежей, пеней, процентов. Если указанные суммы оказалось взыскать невозможным, они признаются безнадежными к взысканию и списываются в порядке им по основаниям, которые предусмотрены законодательством государства-члена ТС, таможенный орган которого осуществлял взыскание этих сумм. Ст.93 ТК регламентирует полномочия таможенного органа, который осуществляет взыскание таможенных пошлин, налогов.

ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

1) Понятие и виды таможенных процедур

2) Содержание таможенных процедур

Понятие и виды таможенных процедур. Таможенная процедура – это правовой статус товаров после их таможенного оформления. Таможенным процедурам посвящен раздел 6 ТК ТС, в котором 109 статей из 373 (с 202 по 311). Эти статьи разделена на 15 глав (с 29 по 43). Кроме того, данный институт регулируют статьи 6-го раздела ФЗ-311, ст.224-304, то есть 60 статей. В общей сложности получается 169 статей.

По выбору декларанта товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру (ст.203 ТК). При этом декларант вправе изменить выбранную им таможенную процедуру на другую в соответствии с ТК. Контроль за соблюдением условий таможенной процедуры осуществляют таможенные органы. За несоблюдение условий таможенной процедуры декларант несет ответственность (административную или уголовную).

В ст. 202 ТК названы 17 видов таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура

Содержание таможенных процедур. Выпуск для внутреннего потребления (ст. 209-211) – таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории ТС без ограничений, если иное не установлено ТК (ст. 209). Условия помещения товаров под эту таможенную процедуру:

1) представление соответствующих документов;

2) уплата ввозных таможенных пошлин и налогов;

3) соблюдение запретов и ограничений

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации и до выпуска таможенным органом ввозимых товаров.

Экспорт (ст. 212-214 ТК)– таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся за пределы таможенной территории ТС и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами. Допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам. Условия помещения под таможенную процедуру экспорта

1) представления сертификата о происхождении товара;

2) уплате вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по их уплате;

3) соблюдении запретов и ограничений.

Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации и до выпуска этих товаров.

Таможенный транзит (ему посвящены 14 статей главы 32 ТК (ст. 215–228ТК)) – таможенная процедура, в соответствии с которой иностранные товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории ТС, в том числе через территорию государства, не являющегося членом ТС, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин и налогов с применением запретов и ограничений. Условия помещения товаров под процедуру таможенного транзита:

1) товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию ТС или вывозу с нее;

2) в отношении товаров представлены соответствующие документы;

3) ввозимые товары прошли пограничный и иные виды государственного контроля;

4) представлена транзитная декларация;

5) в отношении товаров приняты меры обеспечения таможенное сопровождение, маршрут перевозки etc);

6) обеспечена идентификация товаров;

7) транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом.

Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2 000 тыс. км за один месяц.

Таможенный склад (ст. 229 – 238 ТК) – таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока (не более трех лет) без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Под таможенную процедуру таможенного склада помещаются любые иностранные товары, за исключением товаров:

1) срок годности которых на день их таможенного декларирования составляет менее 180 календарных дней;

2) перечень которых определяется решением КТС-ЕЭК.

Типы таможенных складов:

1) открытого типа (для хранения любых товаров);

2) закрытого типа (для товаров владельца ТС).

Переработка на таможенной территории (ст. 239–251 ТК) таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории ТС в срок не более трех лет с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории ТС. Согласно ст. 241 ТК операции по переработке товаров включают:

1) переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики;

2) изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку;

3) ремонт товаров, включая восстановление, замену составных частей;

4) использование в качестве сырья товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

Срок переработки товаров на таможенной территории не может превышать 3 (три) года. Продукты переработки помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Переработка вне таможенной территории (ст. 252–263 ТК) = таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся с таможенной территории ТС с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории ТС в срок не более двух лет с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию ТС.

Переработка для внутреннего потребления (ст. 264-276 ТК) = таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории ТС в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст. 264 ТК). Согласно ст. 268 ТК ТС срок переработки товаров для внутреннего потребления не может превышать один год.

Временный ввоз (допуск) (ст. 277-284 ТК) = таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории ТС с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 277 ТК ТС). Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года.

Временный вывоз (ст. 285-290 ТК) = таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории ТС с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта. Срок временного вывоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого вывоза.

Реимпорт (ст. 292-295 ТК) = таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории ТС, ввозятся обратно на таможенную территорию ТС в течение трех лет, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Реэкспорт (ст. 296-301 ТК) = таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию ТС, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 296 ТК).

Беспошлинная торговля (ст. 302-306 ТК) = таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли ФЛ, выезжающим с таможенной территории ТС, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 302 ТК).

Уничтожение (ст. 307-309 ТК) = таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Эта процедура может применяться также в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы (ст. 307 ТК ТС). Не могут уничтожаться следующие товары:

1) культурные, археологические, исторические ценности;

2) животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с ЗД государств - членов ТС и (или) международными договорами;

3) товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;

4) изъятые товары или товары, на которые наложен арест;

5) иные товары, перечень которых определяется решением КТС-ЕЭК.

Отказ в пользу государства (ст.310-311) = таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства – члена ТС без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Что касается таможенных процедур свободной экономической зоны, свободного склада и специальной таможенной процедуры, они применяются по ЗД конкретного государства – члена ТС.

13.05.2013

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

1) Общие положения

2) Формы и порядок проведения

Общие положения. Таможенный контроль – важный институт ТП. Ему посвящены 56 статей ТК ТС (94-149), а также 33 статьи (161-192) ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В общей сложности правовой институт ТК регулируют 89 статей ТК ТС и ФЗ-311. В ст.94 ТК ТС изложены 6 принципов проведения таможенного контроля.

Принципы проведения таможенного контроля:

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны:

- использовать технические средства

- провести предварительный анализ информации

- не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров

2. При выборе объектов и форм таможенного контроля использовать систему управления рисками (СУР). Риск – это вероятность несоблюдения таможенного законодательства участниками ВЭД. СУР основана на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства:

- имеющий устойчивый характер

- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин и налогов в значительных размерах

- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей

- затрагивающих другие важные интересы ТС и РФ, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы

3. В целях совершения таможенного контроля таможенные органы государств-участников ТС сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.

4. В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют:

- с другими контролирующими государственными органами

- с участниками ВЭД

- с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела

- с иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли

- с их профессиональными объединениями (ассоциациями)

5. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный.

6. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенными органами не требуется, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС.

Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного Союза и законодательства государств-членов ТС. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение такого контроля в соответствии со своими должностными обязанностями.

Таможенный контроль проводится в отношении:

· товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию

· таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено таможенным законодательством ТС

· деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу

· лиц, пересекающих таможенную границу

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других, определяемых таможенными органами местах, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме. Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу.

Ст.98 ТК регулирует порядок представления документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля. Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию ТС без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда.

В случае остановки автотранспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать два часа. Об осуществлении такого контроля составляется акт, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств-членов ТС. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение пяти лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.

Сроки проведения таможенного контроля. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем (ст.99 ТК). Законодательство государств-членов ТС может устанавливать более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

При проведении таможенного контроля может участвовать специалист, правовой статус которого регламентирован ст.101 ТК. При проведении таможенного контроля недопустимо причинять неправомерный вред лицу, перемещаемому товары. Убытки, причиненные лицам неправомерными решениями, действиями (бездействие) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме.

Ст.105 ТК ТС, а также международные договоры позволяют освобождать от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

· глав государств-членов ТС и следующих вместе с ними членов их семей

· глав правительств, членов правительств государств-членов ТС, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением служебных обязанностей

· глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел, посещающих государства-члены ТС с официальным визитом

· иных лиц в соответствии с международными договорами

В соответствии с п.3 ст.105 ТК ТС освобождаются от таможенного досмотра:

· иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом

· военное имущество, которое согласно специальным заявлениям соответствующих государственных органов государств-членов ТС, перемещается через таможенную границу

В соответствии со ст.107 ТК в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля (например, технические комплексы позволяют увидеть картинку того, что перемещается человеком, без вскрытия багажа; можно даже просветить желудок человека на предмет обнаружения наркотиков).

Ст.109 ТК позволяет таможенным органам идентифицировать товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами. Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров.

Формы и порядок проведения таможенного контроля. Статьи 110-122 главы 16 ТК определяют формы и порядок проведения таможенного контроля. В ст.110 ТК названы следующие формы таможенного контроля:

· проверка документов и сведений

· устный опрос

· получение объяснений

· таможенное наблюдение

· таможенный осмотр

· таможенный досмотр

· личный таможенный досмотр

· проверка маркировки товаров специальными марками, наличие на них идентификационныз знаков

· таможенный осмотр помещений и территорий

· учет товаров, находящихся под таможенным контролем

· проверка системы учета товаров и отчетности

· таможенная проверка

Существуют два вида таможенной проверки: камеральная и выездная. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки). Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения. Выездная таможенная проверка (ст.132 ТК ТС) проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществлениях их деятельности. Ст.145-149 главы 21 ТК регламентируют порядок задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля.

Статьи 137 – 144 гл. 20 ТК ТС предусматривают возможность проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля. Таможенная экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

1) общие положения

2) преступления в таможенной сфере

3) административные правонарушения в таможенной сфере

Правонарушение в таможенной сфере – это противоправное деяние, которое совершаются вопреки нормам права, регулирующим таможенные отношения. Все правонарушения делятся на:

· административные правонарушения

· дисциплинарные проступки

· уголовные преступления

Административные правонарушения, их виды и перечень, понятия – все это изложено в КоАП, который действует с 01.07.2002. В КоАПе есть глава 16, в которой содержатся 23 статьи, и сама эта глава раскрывает их признаки и составы. Те лица, которые совершили эти правонарушения несут ответственность в соответствии с санкциями, предусмотренными статьями главы 16 «Правонарушения в таможенной сфере (таможенные проступки)». Эти правонарушения разнообразны: несоблюдение правил таможенного оформления, таможенного контроля, зоны таможенного контроля etc. Наказание в основном кроме предупреждения это штраф, который может быть предусмотрен в разных суммах, существует тенденция к увеличению штрафов (от 1 тысячи до нескольких десятков тысяч). Для ф/л штрафы меньше, чем для ю/л. Таможенные органы следят за исполнением наказания, суммы штрафов по исполнении зачисляются в доходную часть бюджетов страны.

Дисциплинарные проступки совершаются сотрудниками таможенных органов. Субъекты проступков – это лица, которые находятся на службе в таможенных органах. Проступки – нарушение той дисциплины, которая предусмотрена в таможенных органах, где с 1998 действует Дисциплинарный устав таможенной службы. В нем предусмотрены различные санкции за нарушение таможенной дисциплины по службе (начиная от предупреждения и заканчивая увольнением из таможенных органов). Увольняют на практике не слишком часто, но и нередко, т.к. там есть внутренняя служба безопасности, которая может найти у себя коррупционера и наложить на него наказание (от наименьшей тяжести к наибольшей). В Дисциплинарном уставе прописано, какие права и обязанности у сотрудников таможенных органов и за какие нарушения наступают те или иные виды наказания.

 

Общие положения. Правонарушения в таможенной сфере можно разделить на две группы – преступления и проступки. За преступления и проступки в таможенной сфере в РФ установлена уголовная; административная и дисциплинарная ответственность.

Преступления в таможенной сфере. УК РФ предусматривает ответственность за 6 составов таможенных преступлений. Они предусмотрены статьями УК РФ: 189, 190, 193, 194, 226.1. и 229.1. Ранее действовавшая ст. 188 УК декриминализирована.

Статья 190 УК РФ: невозвращение в установленный срок на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством РФ.

Статья 193 УК РФ: невозвращение в крупном размере (свыше 30 млн. руб.) из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, - санкция: ограничение свободы на срок до трех лет; либо принудительные работы на тот же срок; либо лишение свободы на тот же срок.

По ст. 193 УК РФ в 2011 г. таможенными органами возбуждено 300 уголовных дел (в 2010 году – 260), удельный вес которых от общего числа возбужденных таможенными органами уголовных дел составил около 7%.

Статья 194 УК РФ. По ч.1 преступлением признается уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или ФЛ, совершенное в крупном размере, (если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с ФЛ, превышает 1 млн. рублей, с организации - 2 млн. рублей). По части 2 – то же деяние, совершенное либо группой лиц по предварительному сговору; либо в особо крупном размере, (если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с ФЛ, превышает 3 млн. руб., с организации - 10 млн. руб.). По части 3 – деяния, предусмотренные ч. 1 или 2, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения; либо совершенные с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Также преступление = деяния по ч.1 и ч.3, совершенные организованной группой.

По ст. 194 УК в 2011 г. возбуждено 79 уголовных дел (в 2010 г. – 137 дел).

Контрабанда - ст. 226.1 УК РФ. По данной статье (ч.1) преступление = контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, ОМП, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании ОМП, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей.

По ч.2 преступление = деяние, предусмотренное ч.1, совершенное либо должностным лицом с использованием своего служебного положения; либо совершенное с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Преступление по ч.3 – это деяния, предусмотренные чч.1 или 2, совершенные организованной группой.

По ст. 226.1 в 2011 г. было возбуждено 10 уголовных дел.

Контрабанда – статья 229.1 УК РФ. По части 1 данной статьи преступлением признается незаконное перемещение через таможенную границу ТС рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами - членами ТС в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

По ч.2 ст.229.1 УК преступление – это то же деяние, совершенное либо группой лиц по предварительному сговору (пункт вступает в силу с 1 января 2013 г.); либо должностным лицом с использованием своего служебного положения; либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере.

По ч.3 ст.229.1 УК преступление – это деяния, предусмотренные ч. 1 или 2, совершенные в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в крупном размере (действие ч.3 ст.229.1 УК было приостановлено до 1 января 2013).

По ч.4 ст.229.1 УК преступление – это деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3, совершенные либо организованной группой; либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, в особо крупном размере (действие этого пункта ч.4 было приостановлено до января 3013); либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.

По ст. 229.1 возбуждено в 2011 году 85 уголовных дел.

Изменения в УПК РФ. В конце 2011 г. подвергнут существенным изменениям и УПК РФ: утратил силу п.5 ч.3 ст.151 УПК РФ. Это значит, что сейчас таможенные органы лишены возможности производства предварительного расследования в форме дознания, но это не означает, что они лишаются также и права производства неотложных следственных действий. П.3 ч.2 ст.157 УПК предусмотрено право производства таможенными органами неотложных следственных действий по ст. 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 УК РФ. А в силу положений п.7 ст.5 УПК РФ у таможенных органов остаются и лица, уполномоченные начальником органа дознания осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, то есть дознаватели, производящие неотложные следственные действия.

Административные правонарушения в таможенной сфере. КоАП РФ содержит главу 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил). В этой главе 24 статьи.

1) Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу ТС товаров и (или) транспортных средств международной перевозки

2) Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

3) Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ТС или в РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории ТС или из РФ

4) Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование ФЛ иностранной валюты или валюты РФ

5) Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля

6) Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы

7) Статья 16.7. Представление недействительных документов при совершении таможенных операций

8) Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам

9) Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них

10) Статья 16.10. Несоблюдение порядка таможенного транзита

11) Статья 16.11. Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации

12) Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений

13) Статья 16.13. Совершение грузовых или иных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, без разрешения или уведомления таможенного органа

14) Статья 16.14. Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций

15) Статья 16.15. Непредставление в таможенный орган отчетности

16) Статья 16.16. Нарушение сроков временного хранения товаров

17) Статья 16.17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации

18) Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами

19) Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры

20) Статья 16.20. Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами

21) Статья 16.21. Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка

22) Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

23) Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела

24) Статья 16.24. Незаконные операции с временно ввезенными транспортными средствами

 

16.05.2013

МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

1) МТП: понятие, субъекты, принципы, источники.

2) Международные организации в области таможенного дела.

3) Сотрудничество РФ с другими государствами в таможенной сфере.

МТП: понятие, субъекты, принципы, источники. МТП – система принципов и норм, регулирующая отношения субъектов МТП в таможенной сфере. МТП - составная часть МП, его отрасль. Субъекты МТП:

1) государства;

2) международные организации;

3) нации и народы, выступающие за определение своей государственности;

4) государственно-подобные образования.

Принципы МТП:

1) содействие становлению справедливого экономического порядка, суверенного равенства государств и их экономических систем, общности интересов и взаимной выгоды;

2) обеспечение постоянного и все возрастающего расширения международной торговли, равноправное использование государствами преимуществ международного разделения труда;

3) содействие экономическому росту развивающихся государств и преодолению экономического разрыва между развитыми и развивающимися государствами;

4) всемерное сотрудничество государств в таможенной сфере;

5) стремление к более высокому уровню гармонизации и унификации таможенных систем;

6) всемерное совершенствование таможенного ЗД и таможенных технологий;

7) усиление борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружием и боеприпасами, другими таможенными правонарушениями.

Основные источники МТП:

1) международный договор;

2) международный обычай;

3) обязательные решения международных организаций.

Международные договоры подразделяются:

1) по сфере распространения:

· универсальные

· региональные

· двусторонние.

2) по объекту регулирования:

· целиком и полностью регулирующие вопросы таможенного дела (например, Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 в редакции 1999, в которой РФ участвует с 2010)

· лишь частично касающиеся регулирования международных таможенных отношений (например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961)

Иные источники МТП:

· международный обычай (например, известны «Обычаи морских портов», изложенные в сборниках, издаваемых административными органами международных морских портов);

· обязательные решениямежгосударственных организаций(например, резолюции Совета Безопасности ООН, решения ВТО).

Международные организации в таможенной сфере. В целях координации сотрудничества в таможенной сфере субъекты МТП создали ряд международных таможенных и торговых организаций. Среди них можно выделить международные универсальные и международные региональные таможенные организации. Международные таможенные и торговые организации:

1) универсальные: Всемирная таможенная организация (ВТамО), Всемирная торговая организация (ВТО).

2) К региональным таможенным и торговым организациям относятся таковые, созданные в различных интеграционных объединениях:

· Европейского Союза;

· СНГ;

· Африканского союза;

· Южной, Центральной и Северной Америки.

Всемирная таможенная организация (ВТамО). Она учреждена Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества 15 декабря 1950 г. Её члены - свыше 170 государств, включая все государства СНГ. Цели деятельности:

· развитие международного сотрудничества в таможенной сфере;

· обеспечение более высокого уровня гармонизации и унификации таможенных систем;

· совершенствование таможенного законодательства и таможенных технологий;

· усиление борьбы с международными правонарушениями таможенными средствами.

Высшие органы ВТамО:

1) Совет ВТамО. Его сессии проводятся ежегодно. На них избирается председатель и 6 его заместителей, которые являются также представителями 6 регионов мира: Европы, Америки, трех частей Африки и Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия входит в самый представительный европейский регион, включающий около 50 государств. На сессиях Совета:

· принимаются важнейшие решения по стратегическим направлениям деятельности ВТамО,

· проводятся выборы в ее высшие органы,

· назначаются лица на руководящие должности в секретариате.

2) Политическая комиссия, состоящая из 22 представителей государств, включая РФ;

3) Финансовый комитет, в который входят представители 17 государств, в том числе РФ.

4) Постоянно действующим исполнительным органом ВтамО является ее Секретариат, штаб-квартира которого располагается в Брюсселе. Секретариат возглавляет генеральный секретарь, который избирается сроком на 5 лет. С января 1999 г. по декабрь 2008 г. им был француз Мишель Дане. В 2009 г. его сменил японец Кунио Микурия, избранный на 5 лет с возможностью переизбрания на второй срок.

Официальные языки – Организации английский и французский; в работе некоторых комитетов используются испанский и русский языки.

ВТамО координирует работу в рамках более 30 конвенций, 50 рекомендаций и ряда отдельных норм по таможенным вопросам. ВТамО осуществляет также технические функции по разработке определения таможенной стоимости и правил происхождения товаров для ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО). Создана в 1994 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947. Членами ВТО являются около 160 государств мира (из государств СНГ в ВТО вступили: Киргизия в 1998, Грузия – в 1999, Молдова – в 2002, Армения – в 2003, Украина – в 2007, РФ и РТ – в 2012). ВТО занимается координацией торговли товарами, услугами, а также интеллектуальной собственностью.

Принципы ВТО:

· торговля без дискриминации;

· предсказуемый и всё более расширяющийся доступ к рынкам;

· содействие справедливой конкуренции;

· защита экономического суверенитета с помощью таможенных пошлин;

· поощрение экономических реформ в государствах.

Функции ВТО:

· административная работа по многосторонним соглашениям;

· наблюдение за состоянием мировой торговли и консультации по вопросам управления ею;

· выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров;

· обеспечение механизмов примирения при регулировании споров;

· сотрудничество с международными организациями по проблемам глобальной торговой политики.

Органы ВТО:

1) конференция министров торговли государств – участников (1 раз в два года);

2) ряд советов и комиссий;

3) Секретариат во главе с генеральным секретарем (Паскаль Лами (Франция)). Штаб-квартира ВТО находится в Женеве.

Права членов ВТО:

· обладание исчерпывающей информацией о международной торговле;

· возможность ознакомления иностранных партнеров с особенностями национальных интересов в международной торговле;

· возможность отстаивания национальных интересов в международной торговле;

· возможность влияния на формирование торгового климата в мире.

Обязанности членов ВТО:

· регулирование внешней торговли только экономическими методами;

· не превышение уровня таможенных пошлин, согласованных в ВТО;

· ограничение применения нетарифных средств таможенного регулирования;

· не занижение цен на экспортные товары и не покупка товаров по демпинговым ценам;

· регулярно информировать ВТО о состоянии национальной экономики, внешнеэкономической политике, внешней торговле, а также льготах, предоставляемых другим государствам.

Сотрудничество РФ с другими государствами в таможенной сфере. Представительства ФТС РФ за рубежом на 01.06.12:

1. Республика Беларусь (Минск)

2. Республика Казахстан (Астана)

3. Киргизская Республика (Бишкек)

4. Украина (Киев)

5. Финляндия (Хельсинки)

6. Королевство Бельгия (Брюссель)

7. Федеративная Республика Германия (Бонн)

8. Китайская Народная Республика (Пекин)

9. Республика Таджикистан (Душанбе)

10. Республика Корея (Сеул, Пусан)

11. Республика Абхазия (Сухуми)

12. Республика Южная Осетия (Цхинвал)

13. Республика Индия (Дели)

14. Турецкая Республика (Анкара, Стамбул)

15. Япония (Токио)

16. Латвийская Республика (Рига)

Цели деятельности и пребывания представительств РФ за рубежом:

1) информирование о возможных угрозах экономической безопасности РФ на основе анализа информации, полученной в стране пребывания;

2) обеспечение выполнения международных обязательств РФ в области таможенного дела;

3) формирование и совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества с таможенной службой страны пребывания;

4) укрепление позиций ФТС РФ в таможенной службе и деловых кругах страны пребывания;

5) обеспечение выполнения межведомственных договоров между таможенными службами РФ и страной пребывания;

6) изучение ЗД страны пребывания и выработка предложений по унификации и гармонизации ЗД РФ в области таможенного дела с международными стандартами.

СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН СНГ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

1. Таможенный союз государств - участников СНГ

2. Единое экономическое пространство (ЕЭП), действующее с 1 января 2012 г.

Таможенный союз государств - участников СНГ. Таможенный союз в рамках СНГ начал формироваться в середине 90-х годов ХХ в. 6 января 1995 г. Россия и Беларусь заключили Соглашение о создании Таможенного союза, а 21 января того же года Республика Казахстан также стала участником данного Соглашения. В марте 1996 г. в Таможенный союз вошла Республика Киргизия. Наконец, в феврале 1999 г. членом Таможенного союза стала Республика Таджикистан.

Что такое Таможенный союз? Согласно принятым документам, Таможенный союз представляет собой экономическое объединение государств, имеющих единую таможенную территорию и однотипный механизм регулирования экономики, который базируется на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном ЗД.

Цели Таможенного союза:

· обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;

· гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;

· укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства;

· создание условий для формирования общего экономического пространства, а также для активного выхода государств - членов Таможенного союза на мировой рынок.

Этапы создания Таможенного союза. Таможенный союз создается поэтапно.

1) Первый этап предусматривает: практическое применение механизма функционирования Соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) 1994; унификацию внешнеторгового, таможенного, валютно-финансового, налогового и другого законодательства, затрагивающего ВЭД; формирование механизма взаимоотношений ТС с третьими странами и международными организациями.

2) На втором этапе таможенные территории государств – участников соглашений объединяются в единую таможенную территорию, решается вопрос о международной правосубъектности ТС и судьбе действующих международных договоров.

Опыт развития сотрудничества по формированию ТС в рамках СНГ показал, что продвижение по намеченному пути затруднительно для всех без исключения государств СНГ. Понимая это, страны СНГ разработали концепцию разноскоростной, разноуровневой интеграции.

Условия более тесного сотрудничества. В целях координации усилий государств, настроенных на более быструю экономическую и социальную интеграцию, необходимо было создать соответствующую структуру совместных органов, которые бы координировали этот процесс. Конечно, надо было также создать механизм, способный обеспечивать выполнение принятых ре

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовой статус участников таможенной деятельности | Перша подорож Україною
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.