Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.1 Прогнозирование и планирование в системе менеджмента




Значение

Произведения Чайковского стали мировой классикой. Оперы исполняются на многих языках мира. Каждые четыре года проводится конкурс имени Чайковского, в котором участвуют музыканты всего мира.

Творческое наследие Чайковского вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже при его жизни, с конца XIX века, в XX веке популярность музыки Чайковского достигла огромных размеров.

Воздействие наследия Чайковского на XX век сказалось не только посредственно через его творчество, но и через те традиции его творческой и общественной деятельности, которые развились и укрепились музыкантами следующих поколений.

Чайковский внес новое почти в каждую область музыкального искусства. Принципы симфонизма Чайковского развивались в творчестве многих последующих композиторов. Это воздействие проявилось: в идейно-образном содержании музыкальных произведений, в творческом методе композиторов, в особенностях музыкальной драматургии и средств выразительности.

Особое влияние творчество Чайковского оказало на исполнительскую культуру XX века - на развитие музыкального театра, на дирижерское и исполнительское искусство. Воздействие проявилось в усилении внимания к психологическому началу и к процессу воспроизведения, развития образа. Музыка Чайковского принадлежит к тем явлениям искусства, которые имеют непреходящее значение в истории культуры всего человечества.

 

http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=307

 

Сущность и виды прогнозирования. Основные методы прогнозирования.

Понятие цели и ее роль в менеджменте. Виды целей. Формирование и ранжирование целей. Принципы постановки и использования целей. Методы постановки целей.

Сущность, особенности и типы внутрифирменного планирования. Задачи и принципы планирования в организации. Необходимость планирования в социально-экономической организации. Пределы и горизонт планирования. Временная ориентация идей планирования. Объекты планирования. Процесс планирования в организации. Система планов в организации.

Понятие и процесс стратегического планирования. Инструменты стратегического планирования. Оперативное планирование: содержание и задачи. Виды оперативного планирования. Методы оперативного планирования.

В условиях рыночной экономики деятельность предприятий в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они могут предвидеть перспективы своего развития в будущем, т.е. от прогнозирования.

Прогнозирование – это выяснение тенденций развития фирмы в условиях постоянного изменения факторов внешней и внутренней среды и поиска рациональных управленческих решений.

Прогнозирование является одной из самых востребованных, но при этом и самых сложных задач анализа. Проблемы при ее решении обусловлены многими причинами: недостаточное качество и количество исходных данных, изменения среды, в которой протекает процесс, воздействие субъективных факторов. Но именно качественный прогноз является ключом к решению таких бизнес задач, как оптимизация финансовых потоков, бюджетирование, оценка инвестиционной привлекательности и многих других. Прогнозирование в системе управления представляет научно-аналитический этап планирования.

К основным задачам прогнозирования относятся: разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатами маркетинговых исследований; выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта; выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка; выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза; прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов; прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции; оптимизация прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции; обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышении.

Основные отличия прогноза от плана:

· прогноз составляется с большей долей неопределённостей или случайностей;

· с помощью прогноза определяется возможное состояние внешней среды, вероятность достижения поставленных целей, перечень пути их достижения;

· на микроэкономическом уровне предметом прогноза может быть уровень цен, стоимость рабочей силы, объём продукции и доли рынка, прибыли и рентабельности, основных конкурентов, требуемых капитальных вложений;

· при составлении прогноза используются более общие межотраслевые расчётные или экспертные нормы;

· прогноз в большей мере носит информационно-консультативный характер, принятие решений при этом не обязательно.

Прогноз – это научно-обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления/

Прогнозы классифицируются:

· по масштабу: международные, национальные, межотраслевые, отраслевые;

· по назначению: технологические, социально-экономические, демографические, политические и т.д;

· по периодам: дальнесрочный, долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный;

· по способу представления: интервальные, точечные.

Составление прогнозов осуществляется с помощью методов прогнозирования.

Метод прогнозирования представляет собой совокупность приемов и способов, позволяющую на основе изучения внутренних закономерностей развития объекта прогнозирования и его внешних связей, а также возможных их изменений в прогнозный период, вывести суждение определенной достоверности о будущем состоянии объекта прогнозирования. Каждый прогноз возникает в результате многоступенчатого процесса получения необходимой информации, её переработки с помощью специальных приемов и оценки достоверности полученных результатов. Совокупность этих элементов и характеризует собой конкретный метод разработки прогноза.

В зависимости от степени однородности вся совокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами:

· простые методы объединяют однородные по содержанию и исследуемым инструментам методы прогнозирования: экстраполяции тенденций, морфологический анализ;

· комплексные методы отражают совокупность комбинаций методов, чаще всего реализуемых специальными прогнозирующими системами: метод прогнозного графа, метод паттерн.

В зависимости от характера информации, на базе которой составляется прогноз, все методы прогнозирования делятся 3 класса:

· фактографические базируются на информации о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования;

· экспертные (интуитивные) методы, основанные на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщение их мнения о развитии, поведении объекта в будущем;

· комбинированный включает метод со смешенной информационной основой, в которой в качестве первичной информации, на ряду с экспертными, используются и фактографические.

В свою очередь каждый из перечисленных классов подразделяется на группы и подгруппы (рис. 1).

Планирование – непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

ЦЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ?????

Задачи планирования:

· обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;

· перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития;

· координация деятельности структурных подразделений и работников организации;

· создание объективной базы для эффективного контроля;

· мотивация трудовой активности работающих;

· информационное обеспечение работников организации.

Кроме того, с помощью планирования во многом решается проблема неопределенности в организации. Организация не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.

Принципы планирования:

· единства (комплексности) – плановая деятельность любого звена организации связана с плановой деятельностью всей организации, поэтому разрабатываемые планы должны составлять единую систему; планирование одних частей организации должно быть связано с планированием других частей; всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений;

· участия – каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой функции (при этом каждый участник получает более глубокое понимание организации; планы организации становятся личными планами; развивается потенциал работников);

· непрерывности – процесс планирования должен осуществляться постоянно; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу(причины – неопределенность внешней среды, изменения внутренних факторов);

· гибкости – заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств (план должен составляться так, чтобы в него можно было вносить изменения, увязывая его с изменяющимися внутренними и внешними условиями);

· точности – любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна (например, в стратегическом плане определяются общие направления деятельности, а в краткосрочных планах информация прорабатывается и конкретизируется);

· комплексности;

· полноты;

· ясности;

· экономичности.

 


 

Рис. 1 Методы прогнозирования


Объективные и субъективные причины, ограничивающие возможности планирования в экономической организации, называют пределами планирования. Наиболее важными из них являются: неопределенность рыночной среды, издержки планирования, масштабы деятельности фирмы, сочетание формального планирования с другими способами принятия решений.

Если прогноз позволяет в той или иной мере учитывать изменения всех перечисленных факторов, то план – это такой прогноз, когда одна или несколько переменных контролируются самим прогнозистом. Значит, множество факторов влияния остаются неучтенными при планировании. Экономические субъекты стремятся упорядочить свои внешние отношения путем вытеснения воздействий рынка на свою деятельность. При планировании фирма несет дополнительные затраты на проведение исследований, организацию структурных подразделений и привлечение дополнительного персонала.

Горизонт планирования – срок, на который составляется план или программа. Для планов различного назначения горизонты планирования принимаются разными. Например, крупные изменения народнохозяйственных пропорций (структурные сдвиги) возможны только в долгосрочном плане. Горизонт долгосрочного плана должен быть достаточным, чтобы выявить сравнительную эффективность всех осуществимых в ближайшее время мероприятий. Это даст наиболее надежные ориентиры при его составлении. Чем ближе горизонт плана или программы, тем больший приоритет в них получают текущие потребности и тем больше они связаны существующими условиями и ограничениями рыночной ситуации; наоборот, с увеличением периода планирования больше внимания уделяется возможностям удовлетворения перспективных потребностей экономической системы, общества, фирмы – в зависимости от объекта планирования.

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов.

План – основа деятельности организации любой формы собственности и размеров. Он содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи.

Виды планов различаются по следующим признакам:

  • целям;
  • предмету;
  • уровню;
  • содержанию;
  • периодам планирования (рис. 4).

Рис. 4 Классификация планов

В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы, составленные организацией, планирование разделяют на три типа:

· долгосрочное (обычно охватывает длительные периоды времени);

· среднесрочное (конкретизирует ориентиры, определённые долгосрочным планом, бывает рассчитано на более короткий период);

· краткосрочное (включает в себя конкретные способы использования ресурсов, необходимых для достижения целей, которые определены в более длительных планах; содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам).

Типы планирования различаются в зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования на прошлое, настоящее или будущее. В этом смысле выделяют четыре типа планирования (рис. 5):

· реактивное (нацеленное только на прошлое);

· инактивное (приспосабливающееся только к настоящему);

· преактивное (где предпочтение отдается только будущим перспективам);

· интерактивное (ориентированное на взаимодействие всех лучших идей планирования).

Рис. 5

Существует разделение типов планирования в зависимости от того, какое значение имеет тот или иной тип в процессе плановой деятельности. Отсюда планирование разделяют на два основных типа: стратегическое и оперативное (рис. 6).

Рис. 6. Взаимосвязь стратегического и оперативного планирования

Стратегическое долгосрочное планирование вынуждает предприятие ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что степень достоверности информации о будущем очень невелика, а диапазон и скорость ее изменений постоянно растут.

В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации (оперативное планирование), конкретность и проработка деталей должны стать обязательными, поскольку такие планы являются инструкциями, которые определяют действия людей и коллективов, реализующих эти планы.

ДОПОЛНИТЬ: ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ

Цель представляет собой конкретное состояние или желаемый результат, к которому следует стремиться, а целеполагание – процесс формирования целей и их взаимоувязки, который является важнейшим этапом планирования деятельности организации.

Наличие целей увеличивает эффективность деятельности организации. Ясная цель позволяет менеджеру выбрать правильное направление для реализации своих усилий. Цели создают основу для правильного распределения усилий руководителя по отношению к каждому подчиненному, что в конечном итоге ведет к улучшению качества управления. Наличие цели является связующим звеном в системе координации направлений деятельности организации.

В рамках управления организацией цели выполняют следующие функции:

· отражают философию, концепцию деятельности и развития организации;

· уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так и отдельного человека;

· составляют основу критериев для выделения проблем. Принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности;

· побуждают брать на себя обязанности и прилагать усилия для их выполнения;

· оправдывают в глазах общественности необходимость и законность существования организации.

К целям организации предъявляются следующие требования:

· конкретность и измеримость;

· реальность;

· гибкость;

· признанность персоналом;

· проверяемость.

Цели делятся:

· по источникам: внешние, внутренние;

· с точки зрения комплексности: простые, сложные;

· по степени важности: стратегические, тактические, оперативные, операционные;

· по сроку действия: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;

· по содержанию: технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные;

· по приоритетности: необходимые, желательные, возможные;

· по направленности: на конечный результат, на осуществление деятельности, на достижение состояния;

· по уровню: миссия, общеорганизационные, специфические.

На практике решение проблем требует достижения множества целей, увязанных в иерархическую систему соподчинений и взаимовлияний, называемую деревом целей (рис. 2). Частные цели обеспечивают достижение главных целей и по отношению к ним выступают как средства. В такой системе достижение одних целей способствует или мешает достижению других. Следовательно, использование ресурсов, а значит, и эффективность зависят от взаимосвязи целей друг с другом (от их ориентации в пространстве и во времени) и в особенности от противоречий между целями.

Рис. 2 Дерево целей организации

Систему целей организации можно представить и как иерархию целей, в которой цели высшего уровня оказываются более важными и широкими по охвату и времени существования, чем цели низшего уровня.

Принципы постановки и использования целей:

· обсуждение целей;

· определение приоритетов;

· обеспечение регулярной обратной связи;

· связь целей с системой поощрения.

Правильно организованный процесс целеполагания предполагает прохождение четырех фаз:

· выявление и анализ тех трендов, которые наблюдаются в окружении;

· установление целей для организации в целом;

· построение иерархии целей;

· установление индивидуальных целей.

Рис. 3 Роль целей в процессе планирования

 

Рис. 7 Процесс планирования

Методы планирования:

· планирование снизу-вверх;

· планирование сверху-вниз;

· встречное планирование.

Стратегическое планирование характеризуется так же, как и планирование, с той лишь разницей, что в основе процесса принятия решений лежат четко сформулированная стратегия и стратегические цели функционирования и развития организации. Стратегическое планирование является составным элементом стратегического управления.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке стратегий, призванных содействовать достижению целей организации.

Смыслом стратегического планирования является процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития.

Согласно П. Лоранжу процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача — обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение.

Как процесс, стратегическое планирование может быть выстроено в определенную технологическую цепочку (рис. 8).

Рис. 8 Процесс стратегического планирования

Начинается оно с разработки миссии организации.

Миссия – это предназначение и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, потребителей и партнеров, окружающей среды и общества.

После разработки миссии организации приступают к формулированию ее целей. Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

  • оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии;
  • определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы;
  • определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.

Следующей проблемой, с которой сталкивается руководство, будет определение того, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявление внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.

После того как руководство сопоставит внешние угрозы и возможности с внутренними силами и слабостями, оно может определить стратегию, которой и будет следовать. Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа или оценки.

Методы и инструменты анализа среды:

· SWOT-анализ;

· конкурентный анализ;

· сравнительный отраслевой анализ;

· функционально-стоимостный анализ;

· бенчмаркинг.

Методы и инструменты определения миссии и целей:

· мозговой штурм;

· дерево целей;

· бизнес-инжиниринг;

· нейролингвистическое программирование;

Методы и инструменты выбора стратегии:

· матрица БКГ;

· матрица МакКинзи;

· модель ADL/LC;

· метод жизненного цикла товара.

Методы и инструменты разработки базовой стратегии:

· модель И. Ансоффа;

· модель Г. Стейнера;

· модель Д. Абеля.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.