КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное обеспечение в Швеции
Обязательство принять на место пенсионера молодого человека из числа безработных оговаривается в Бельгии четко и жестко с тем, чтобы обеспечить переход от одной возрастной группы занятых к другой. Социальная защита пожилых людей в странах Западной Европы Серьезные демографические изменения, произошедшие за последние десятилетия, заставили многие страны пересмотреть систему помощи пожилым гражданам. Прежде всего, проблемы возникли в отношении пенсионного обслуживания, поскольку резко возросло число пенсионеров по старости. Положение во многих странах обострилось в связи с довольно высоким уровнем безработицы. Это заставило правительства многих стран изыскивать возможности для организации преждевременного ухода на пенсию, чтобы освободить рабочие места для молодых работоспособных людей. Программы преждевременного выхода на пенсию стали разрабатываться в середине 80-х гг. и были приняты почти во всех странах Европейского Содружества. В разных странах были приняты два четко выраженных решения: 1) ранняя пенсия с правом работать; 2) ранняя пенсия без права работать. В наибольшей степени программы были реализованы в Бельгии, Франции, Германии, в меньшей – в Великобритании и Дании. Так в Бельгии на пенсию можно уходить уже в 50 лет. Если увольнение связано с потребностями фирмы, пожилые люди получают пенсию в размере 80% заработка. Основная часть средств выплаты поступает за счет страхования по безработице, но некоторая доля может обеспечиваться работодателем. Пенсионеру разрешается подрабатывать, но в ограниченных размерах. Во Франции пожилые работники в случае увольнения могут получать пособие по раннему выходу на пенсию в размере 70% от предыдущей зарплаты, если их работодатель нанимает вместо них безработных моложе 26 лет. Финансируется данное пособие из фонда страхования по безработице и правительственного фонда. В Германии было предложено желающим выходить на пенсию по желанию в возрасте от 60 до 65 лет, а позднее минимальный возраст был снижен до 57 лет, если желающие накопили достаточно средств. Пособие финансировалось компаниями (65% среднего заработка). Там, где вышедший на пенсию был заменен безработным, компания могла получить грант от трудовой администрации. Все это оговаривалось в Законе о раннем выходе на пенсию, вышедшем в 1984, который через пять лет был заменен другим. Подобные данные можно привести и по другим странам. Но, необходимо заметить, что результаты раннего ухода пожилых людей на пенсию весьма противоречивы. С точки зрения фирм повышается гибкость рабочей силы, наблюдается повышение производительности труда в результате избирательного сокращения, быстрое устранение избыточной численности, омоложение рабочей силы. Однако есть и негативные результаты: потеря опытных работников, мастерства. Восприятие этой ситуации пожилыми людьми тоже неоднозначно: оптимизм в начале в результате хорошей компенсации и столкновение впоследствии с изменением семейного положения, утратой контактов, ощущением ненадобности. Тем не менее, пенсионные реформы более поздних лет в некоторых странах, предусматривают постепенное увеличение пенсионного возраста. В Италии подобное увеличение пенсионного возраста произойдет в ближайшие годы в соответствии с реформой 1992 года. В 1990 году в Греции были вообще отменены различные формы преждевременного ухода на пенсию. В ряде стран Европы правительства вынуждены были предпринять определенные меры в области социального обслуживания, чтобы уравнять в правах мужчин и женщин. Речь шла, прежде всего, о возможности получать пенсию за умершего супруга. В Германии был принят закон, согласно которому переживший супруг имел право на 60% от пенсии умершего супруга. В Дании в 1985 году было отменено пособие по случаю потери кормильца вместе со всеми правами на социальное страхование умершего супруга. Среди других мероприятий направленных на сокращение расходов по пенсионной статье можно назвать такие как сокращение размеров пенсии, изменение порядка ее начисления, продление сроков взносов в страховой фонд для получения права на пенсию. Например, в Великобритании в 1986 году размер пенсии был сокращен на 5% и введен новый порядок ее начисления. Этот порядок состоял в том, что вместо точки отсчета от самой высокой заработной платы в течение 20 лет, бралась средняя заработная плата за весь трудовой стаж. Одновременно были введены поощрения, которые делали более доступными для трудящихся возможности получения пенсии от частных компаний, а не государственных. В Люксембурге в эти же годы был продлен срок взносов в страховой фонд с 5 до 10 лет для получения права на пенсию. Особое внимание отечественных исследователей привлекает, так называемая, Скандинавская модель социальной защиты населения (Швеция, Норвегия, Финляндия). Социальное обеспечение как институт социальной защиты используется в этих странах в большем объеме, чем в других европейских государствах. В скандинавских странах преобладает государственная модель организации социальной защиты населения. Как правило, понятие «социальная защита» в этих странах трансформировано в понятие «социального благосостояния». Эта модель включает в себя обязательную социальную политику, регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и пособий. Несмотря на схожие черты, скандинавские страны несколько отличаются по характеру и организационным формам реализации социальной политики. Рассмотрим модель социального обеспечения Швеции. Социальное страхование составляет основной элемент шведской системы социальной защиты. Государственное страховое управление находится под юрисдикцией Министерства здравоохранения и социальных дел и отвечает за систему всеобщего страхования. В настоящее время вся система социальной защиты населения в Швеции регулируется Законом о всеобщем страховании (1962 г), который предусматривает три типа страхования: 1. систему страхования по болезни и страхования родителей; 2. систему народных пенсий; 3. систему дополнительных пенсий. Все постоянно проживающие в Швеции (шведской и иной национальности) в возрасте от 16 лет и старше зарегистрированы в одной из 26 местных контор социального страхования. Системы страхования по болезни и страхование родителей Они включают в себя следующие виды страхования: обязательное медицинское, стоматологическое, пособия родителям, пособие по болезни. Обязательное медицинское страхование охватывает различные выплаты в связи с посещениями врача, стоматолога, лечением в больнице и т. д. Как правило, эти расходы непосредственно оплачиваются конторой социального страхования медицинскому учреждению или лицу, ответственному за лечение. Обычно пациент платит только небольшую сумму за консультацию. Общий тариф применяется к государственным амбулаторным услугам. В конце 80-х гг. пациент платил 60 крон (90 крон за вызов врача на дом) поликлинике, а врач получал от нее полную зарплату. Посещение частных врачей возмещается несколько по-иному. Пациент платит свои 60 крон, за каждое посещение, а остальную часть гонорара врач получает их национальной системы здравоохранения здоровья. В настоящее время структура компенсаций изменилась. Государство теперь субсидирует расходы поликлиник, исходя не из числа посещений, а в пропорции к числу жителей региона. Гонорары, которые платят пациенты, включают не только посещение врача, но и выписку рецептов, больничного, лабораторные исследования. Расходы на лечение в больнице по болезни или в связи с рождением ребенка оплачиваются непосредственно местной конторой социального страхования. Пациент не платит ничего за лечение в больнице города, где он проживает. Максимальный оплачиваемый срок лечения в больнице – 2 года. Застрахованное лицо. Посетившее медицинское учреждение имеет право на компенсацию дорожных расходов, компенсируется также покупка лекарств для хронических больных полностью, для остальных – частично. Стоматологическое страхование является частью обязательной системы страхования здоровья. Оно охватывает всех застрахованных свыше 20 лет. По закону стоматологическая помощь детям и молодежи до 20 лет оказывается бесплатно, причем как государственными, так и частными дантистами. Стоматологическая помощь взрослому пациенту обходится дорого. Обычно он платит 60% за услуги, если они не превышают 3 тысяч крон за курс. Зубной врач непосредственно получает возмещение за остальную часть из местной конторы социального страхования. Пособие по болезни – компенсация, выплачиваемая за потерю дохода из-за болезни или травмы. Оно составляет до 90% получаемого дохода и облагается налогом. Для получения пособия необходимо сообщить о болезни местной конторе социального страхования. Пребывание в больнице сокращает пособие до одной трети его размера. При рождении ребенка система страхования родителей обеспечивает пособия им в течение 12 месяцев. Женщина во время беременности может получать 50 дней до рождения ребенка пособие по материнству. После рождения ребенка родители сами определяют, как поделить оплачиваемый отпуск между собой. Сейчас этим пользуется каждый пятый отец в Швеции. Кроме того, отцы имеют право отсутствовать 10 дней на работе после рождения ребенка. Родители, вынужденные оставаться дома для ухода за детьми до 12 лет, имеют право на получение пособия, если ребенок болеет; если мать находится в больнице в ожидании еще одного, а отец остается дома с детьми, если ребенок посещает врача, то сопровождающий родитель получает пособие. В среднем, как отцы, так и матери остаются по этим причинам дома по 6-7 дней в году. Каждый родитель имеет право на пособие по болезни ребенка сроком до 60 дней в год на каждого ребенка. Родители, имеющие детей до 8 лет, могут сократить продолжительность рабочего дня с 8 до 6 часов со снижением зарплаты. Система национальных пенсий. Эта система включает народную (основную), дополнительную (трудовую), частичную (не полную) пенсии. Во всех случаях выплаты основываются на ежегодно устанавливаемой правительством так называемой базовой сумме, которая автоматически возрастает с инфляцией. В 199о году базовая сумма равнялась 29,7 тысяч крон. В Швеции пенсионный возраст – одинаковый для мужчин и женщин – 65 лет. Можно уйти на пенсию раньше с соответствующим изменением размера пенсии. Закон 1976 года о частичных пенсиях дает возможность сократить рабочее время и получать компенсацию за потерянный доход. Но, при условии: получатель должен работать не менее 17 часов в неделю. Народная и дополнительная пенсии включают три формы: по старости, по инвалидности, семейные, выплачиваемые в связи со смертью кормильца.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |