Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение функционирования систем качества




Внедрение системы качества.

После разработки новой или доработки существующей системы качества необходимо внедрить систему в работу, проверить её действие и, если нужно, провести корректировку.

Для этого организуются внутренние проверки системы качества, в ходе которых выявляется следующее:

- достаточно ли элементов для эффективного управления качеством предусмотрено в системе;

- определены ли исполнители всех функций системы качества;

- все ли этапы производства охвачены воздействием системы качества;

- имеются ли все необходимые методы работ и оформлены ли они документально;

- выполняются ли элементы и функции системы качества на местах;

- нуждаются ли в корректировке структура, функции и документация системы качества.

 

 

 

Функционирование системы качества – это выполнение руко-водством и всеми подразделениями своих функций и задач с целью обеспечения качества. В этом состоит содержательная сторона деятельности системы качества. В реализации функций системы качества участвуют практически все подразделения предприятия, каждое из которых решает свои задачи. При этом возникает необходимость выполнять вспомогательные задачи для «обслуживания» функционирования самой системы. К ним относятся:

1. Координация и методическое обеспечение работ подразделений в системе качества.

2. Проведение внутренних проверок и совершенствование сис-темы.

3. Организация деятельности кружков качества.

4. Сертификация продукции и системы качества.

Согласно требованиям стандартов ИСО 9000, возглавлять систему качества и отвечать за её эффективное функционирование должен представитель руководства предприятия. Как правило, ему непосредственно подчиняется служба качества, являющаяся центральной частью системы качества и объединяющая отдел управления качеством, отдел технического контроля, метрологическую службу, службу стандартизации, а иногда центральную заводскую лабораторию и испытательные подразделения.

В обязанности службы качества входит выполнение следующих функций и задач:

· организация работы по качеству – разработка, внедрение и совершенствование системы качества;

· разработка политики и планирование качества;

· контроль качества изготовления продукции, проведение испытаний;

· метрологическое обеспечение производства;

· проведение работ по стандартизации и нормоконтролю;

· ведение претензионной работы;

· подготовка мероприятий и организационно-распорядительных документов в области качества, контроль и анализ их выполнения;

· внутренние проверки функционирования системы качества;

· организация работ по сертификации продукции и системы качества, обеспечение инспекторских проверок органами по сертификации;

· методическое руководство при обучении персонала вопросам качества;

· разработка нормативных документов системы качества, относящихся к компетенции службы качества;

· методическое обеспечение и координация работ подразделений в системе качества;

· организация деятельности кружков качества.

После создания системы качества руководство предприятия периодически проводит анализ её функционирования и оценку эффективности по результатам плановых внутренних проверок, в ходе которых проверяется выполнение подразделениями своих функций. Главными критериями эффективности системы служат отзывы потребителей и заказчиков о качестве продукции, уровень потерь от брака и рекламаций, темпы модернизации и обновления выпускаемой продукции, внедрение достижений науки и техники.

По желанию предприятия может проводиться оценка системы качества независимым органом путём её сертификации. Её целью является подтверждение соответствия системы рекомендациям стандартов ИСО 9000. Орган по сертификации проверит Руководство по качеству, а также выборочно документацию системы и её выполнение на практике. Это позволит оценить внедрение проверенных элемен-
тов системы качества и соответствующих рекомендаций стандартов ИСО 9000.

 

 

2.4.3 Проверки системы качества

 

Проверки функционирования системы качества могут проводиться поставщиком (внутренние проверки), его заказчиком (второй стороной) или независимыми органами (третьей стороной).

Внутренние проверки действующей системы качества необходимы руководству предприятия для того, чтобы постоянно оценивать её эффективность и принимать меры по её совершенствованию. В ходе проверок выявляют, как подразделения выполняют свои функции в системе качества, и оценивают соответствующие нормативные документы.

Для проведения регулярных внутренних проверок системы качества на предприятии необходимо разработать нормативно-методический документ (стандарт, инструкцию), регламентирующий процедуру проверки, и составить план проведения проверок (обычно на год). Проверки проводят специально обученные аудиторы (в том числе работники службы качества) или под их руководством инспекционная группа с участием квалифицированных специалистов, не занятых в проверяемой области деятельности.

Кроме того, составляется программа, в которой указывается основание для проверки, срок ее проведения, проверяемое подразделение и аудитор или группа, осуществляющие проверку, а также проверяемые элементы системы качества и нормативные документы, предназначенные для выполнения этих элементов.

Результаты проверки оформляются актом, в котором подводятся итоги проверки, фиксируются выявленные недостатки. Руководитель проверяющей комиссии подписывает акт и знакомит с ним руководителя проверяемого подразделения. В акте устанавливаются сроки и содержание корректирующих мероприятий, определяются исполнители работ. После этого акт утверждается руководителем службы качества и рассылается всем подразделениям, участвующим в устранении выявленных недостатков. Об устранении недостатков исполнители сообщают в службу качества. Учет программ и актов проверки и контроль устранения недостатков ведется как в проверяемых подразделениях, так и в службе качества.

Проверки системы качества второй стороной проводятся представителями заказчиков перед заключением контрактов. Назначение этих проверок состоит в том, чтобы заказчик получил дополнительную гарантию стабильности качества продукции, убедившись, что у поставщика есть система качества, отвечающая требованиям стандартов ИСО 9000. Иногда перед проведением проверки заказчик, исходя из рекомендаций стандартов, может направить поставщику перечень вопросов, на которые тот должен дать аргументированные ответы во время проверки. Но бывает, что интересующие вопросы заказчик задает непосредственно во время посещения поставщика.

В начале переговоров, как правило, обсуждается возможность поставщика принять и исполнить заказ в оговоренные сроки. Затем заказчик проверяет возможность поставщика обеспечить требуемое качество продукции. Проведение этой проверки обеспечивает служба качества. В процессе проверки особое внимание обращается на следующие вопросы:

- качество и надежность выпускаемой продукции; при этом необходимо иметь в виду, что заказчик может заранее самостоятельно собрать эти данные из независимых источников;

- внедрение системы качества, наличие и оформление Руководства по качеству, наличие сертификатов на продукцию и на соответствие системы качества стандартам ИСО 9000;

- организация и контроль проектирования;

- характеристика субподрядчиков и входной контроль материалов и покупных изделий;

- уровень технологического и метрологического обеспечения производства;

- наличие в цехах необходимых чертежей, техпроцессов, программ испытаний и других нормативных документов;

- организация и управление производственными процессами, важными для обеспечения качества заказываемой продукции;

- операционный контроль производства, испытания и приемка готовой продукции;

- утилизация окончательно забракованной продукции;

- хранение материалов, покупных изделий и готовой продукции.

Оцениваются также общие условия труда: освещенность, температурный режим, состояние производственных помещений, их рациональное размещение, порядок и чистота на рабочих местах.

В ходе проверки заказчик может потребовать, чтобы на его изделия были разработаны программы обеспечения качества, а также оговорить особые условия производства, контроля, испытаний и приемки продукции.

После проверки заказчик и руководитель службы качества докладывают руководству предприятия результаты проверки. Кроме того, заказчик может прислать детальный отчет, в котором будет дана оценка системы качества на соответствие стандартам ИСО 9000 и приведены предложения по улучшению организации работ, возможно – с проведением дополнительной проверки.

Проверки системы качества независимой третьей стороной проводятся с целью выдачи поставщику сертификата на продукцию или на систе­му качества либо для подтверждения ранее выданного сертификата. При наличии у поставщика сертификата на систему качества, выданного авторитетным для заказчика независимым органом, объем проверок системы качества заказчиками продукции сокращается. Сертификационные и инспекционные проверки (аудиты) системы качества осуществляются органами по сертификации и обеспечиваются службой качества с привлечением подразделений, занятых в проверяемых областях деятельности. Для четкой организации этих работ целесообразно составить график проверок и утвердить его у руководства предприятия.

Методические указания по проверке систем качества изложены в международном стандарте ИСО 10011 «Руководящие указания по проверке систем качества», который состоит из трех частей:

- ИСО 10011-1:1990. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка;

- ИСО 10011-2:1991. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-ауди-торов по проверке систем качества;

- ИСО 10011-3:1991. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Руководство программой проверок.

 

ГЛАВА 3. СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ И СИСТЕМ
КАЧЕСТВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.