Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика оценки успеваемости учащихся на уроках физической культуры в школе (показатели, подлежащие оценке, методика тестирования, нормативы для оценки и т.п.)

Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей.

Контроль и оценка на занятиях со старшеклассниками используются для того, чтобы закрепить потребность юношей и девушек к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать их к индивидуальному самосовершенствованию. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников в основном следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.

Аттестация учащихся в начальных классах проводится в соответствии с Правилами аттестации, перевода, организации выпускных экзаменов и выпуска учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 16.12.2004 №76).

В I и II классах система контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся строится на содержательно-оценочной основе без использования цифровых отметок. Для учета успеваемости учащихся указанных классов рекомендуется использовать учебное издание «Журнал учета успеваемости по физической культуре» Минск, 2003.

Начиная с 3-го года обучения, оценка результатов учебной деятельности сопровождается выставлением отметки по десятибалльной шкале. В III-IV классах учитель оценивает учащихся текущими отметками на уроках физической культуры:

1.Знания: а) общие теоретические сведения о медико-биологических основах и истории физкультуры и спорта; б) теоретические сведения по основным видам движений, правила подвижных и народных игр, соревнований; в) обеспечение безопасности физкультурных занятий.

2.Умения и навыки: контроль результатов освоения учащимися техники физических упражнений (комплексов). Отметка может выставляться как за законченное движение (итоговая отметка), так и за отдельные его элементы (текущая отметка).

3.Домашние задания, предусматривающие самостоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры, разучивание и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера.

4.Прилежание, включающее в себя отношение ученика к уроку и к учебному предмету в целом, добросовестное выполнение задания учителя, стремление к индивидуально максимальным достижениям, а также знание и соблюдение правил безопасности физкультурных занятий.

Итоговые четвертные отметки должны учитывать все вышеперечисленные стороны деятельности учащихся. Причём ни одна из них не должна превалировать над другими.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое четвертных отметок с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

Для оценивания уровня физической подготовленности учащихся предлагается состав тестов и нормативные требования к ним. Они определяются исходя из следующих требований:

1. Репрезентативность состава тестов для оценивания физической подготовленности. Она, как известно, характеризуется показателями силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Следовательно, должны быть представлены тесты, с помощью которых можно оценить уровень всех перечисленных двигательных качеств.

2. Надежность и информативность отобранных тестов. Это значит, что они должны оценивать именно то качество, которое измеряется. При этом на достижение результата тестирования не должны оказывать существенного влияния сопутствующие для тестирования факторы.

3. Простота содержания тестов и технологии процедуры тестирования.

Для оценивания физической подготовленности учащихся предлагается пять тестов (число и состав системы тестов может варьировать в зависимости от возраста занимающихся, что определено программой по физическому воспитанию школьников и ее нормативными требованиями):

a) челночный бег 4х 9 м - тест характеризует ловкость и быстроту: ловкость проявляется при поворотах, быстрота проявляется в скорости перемещения;

b) прыжок в длину с места - тест характеризует скоростно-силову подготовленность;


МЕТОДЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Методы учебно-воспитательного процесса в физическом воспи­тании подразделяют на два основных класса: методы усвоения учебного материала, непосредственно связанные с методикой пре­подавания, и методы организации учебной деятельности. К методам усвоения учебного материала относят словесные, наглядные и практические. Словесные методы включают рассказ, описание, объяснение, беседу, разбор, задание, указание, команду, оценку и подсчет. Наглядные методы предусматривают образцовый по­каз, демонстрацию наглядных пособий, световые сигналы. Среди практических методов различают метод расчлененного обуче­ния, метод избирательного обучения, метод целостного обучения, методы строго регламентированного упражнения, а также игровой и соревновательный методы.

В курсе общей педагогики словесные и наглядные методы рас­сматриваются очень подробно. О специфике использования их в практике физического воспитания рассказано в последующих раз­делах настоящего пособия. Здесь же целесообразно более под­робно рассмотреть практические методы, которые имеют свои особенности как по содержанию, так и по направленности исполь­зования. Практические методы являются ведущими в учебно-вос­питательном процессе по физическому воспитанию. Вместе с тем словесные и наглядные методы создают предпосылки эффектив­ного применения практических методов. Целесообразность при­менения того или иного практического метода определяется воз­можностью осваивать двигательное действие в целом или по частям.

Метод расчлененного обучения характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик. После обучения элементам двигательное действие выполняется в целом, где обеспечивается создание взаимосогласованности между эле­ментами.

Метод избирательного обучения связан с воздействием на от­дельные стороны структуры двигательного действия при целост­ном его выполнении. Например, при обучении прыжку в высоту способом «перешагивание» акцентируют внимание учеников на технике толчка с одновременным вынесением маховой ноги.

Метод целостного обучения предусматривает изучение двига­тельного действия в том виде, в каком оно предстоит как конеч­ная задача обучения. Многие упражнения, включенные в школь­ную программу, настолько просты, что расчленять их нет необ­ходимости.

Методы строго регламентированного упражнения включают стандартно-повторное и переменное выполнение упражнения, ко­торые в свою очередь могут применяться в режимах непрерывной или интервальной нагрузок. Эти методы характеризуются много­кратным выполнением двигательного действия при строгой регла­ментации величины нагрузки и интервалов для отдыха.

Метод стандартно-повторного выполнения упражнения заклю­чается в том, что величина нагрузки и продолжительность отдыха постоянны. При режиме непрерывной нагрузки, связанном с дли­тельной равномерной работой, регламентируется мощность рабо­ты (бег со скоростью 2,8 м/с до снижения скорости). Данный метод рассчитан в первую очередь на развитие выносливости в зо­нах большой и умеренной интенсивности. В режиме интервальной нагрузки воспроизведение действий осуществляется через относи­тельно постоянные интервалы для отдыха (например, пробегание 60-метровой дистанции с субмаксимальной скоростью и интерва­лом между повторениями в 5 мин). Использование этого метода позволяет эффективно развивать выносливость в максимальной и субмаксимальной зонах физических нагрузок.

Метод переменного выполнения упражнения позволяет направ­ленно изменять воздействующие факторы по ходу выполнения двигательных действий. Суть этого метода состоит в том, чтобы посредством введения в процесс обучения новых, повышенных тре­бований к организму стимулировать увеличение его функциональ­ных возможностей. Так, в режиме непрерывного выполнения уп­ражнений нагрузка меняется (например, в беге на 3 км после каждых 500 м скорость повышается или снижается). В режиме переменного интервального выполнения происходит системное че­редование величин нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых могут изменяться в разных соотношениях, что обеспечи­вает возможность направленного воздействия на различные функ­циональные свойства организма.

Игровой метод является ведущим в физическом воспитании. Его специфическая особенность состоит в возможности условного моделирования двигательных действий в реальной жизни. Игро­вой метод позволяет школьнику проявить свои физические потен­ции в разнообразных смоделированных видах двигательной дея­тельности и, что самое главное, проявить свои творческие способ­ности, самостоятельность и взаимоотношения с коллективом.

Игровой метод характеризуется:

сюжетной организацией деятельности учащихся, в которой предусматривается достижение определенной цели в условиях по­стоянно меняющихся ситуаций. В основу игрового сюжета долж­ны входить реальности окружающей действительности, образное отражение тех или иных прикладных действий и жизненных от­ношений (например, имитация охоты или трудовых действий и т.д.);

многоплановым содержанием деятельности, разнообразием спо­собов достижения цели, когда учащимся предъявляют высокие требования к проявлению различных физических и психических качеств;

наличием коллективных (групповых) действий, объединенных в единое желание выиграть, продемонстрировать единство взаимо­действия, взаимовыручки, подчинение личных интересов коллек­тивным и, наоборот, умение возглавить коллектив, привести его к победе;

отсутствием строгой регламентации в выполнении двигатель­ных действий и нагрузки, когда последняя полностью зависит от активности ученика, от той функции, которую он выполняет в игре.

Соревновательный метод обладает многими признаками спор­тивных состязаний, но имеет более широкую сферу приложения. Его определяющей чертой является сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое до­стижение. Он также характеризуется унификацией целей состя­зания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижений. Соревновательный метод, имея очень много общего с игровым, обычно исключает сюжетное содержание действий, ограничивает перечень возможного проявления физических способностей, вызы­вает максимальные психические и физические напряжения.

Методы организации учебной деятельности определяют усло­вия и характер изучения учебного материала, развития основных физических способностей и воспитания физических качеств. Их использование подчинено задачам и содержанию урока, уровню подготовленности учащихся, а также наличию спортивного инвен­таря и оборудования на местах занятий. Учебная деятельность организуется с помощью фронтального метода, метода круговой тренировки или индивидуального метода.

Фронтальный метод организации учебной деятельности вклю­чает несколько разновидностей, имеющих общий признак — вы­полнение одного и того же задания всеми учениками под руковод­ством преподавателя. Среди этих разновидностей выделяют одно­временное и поточное (поочередное) выполнение заданий.

Метод круговой тренировки (рис. 5) характеризуется серий­ным (слитным или с интервалами для отдыха) выполнением уп­ражнений, объединенных в комплекс в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. Его специфической особенностью яв­ляется то, что ученики выполняют разные двигательные задания посменно. Организация этого метода сводится к следующему:

в спортивном зале или на площадке оборудуют так называе­мые станции, т. е. места для выполнения соответствующих дви­гательных действий;

на каждой станции учащимся дают определенное задание: уп­ражнение, дозировку и методические указания по его выполнению;

выполнение заданий осуществляют точно и попеременно. В первом случае ученик, выполнив задание на одной станции, пе­реходит на другую, а во втором — класс разделяют на группы в соответствии с количеством станций. После того как каждый уче­ник на каждой станции выполнит задания, проводят смену мест занятий.

Круговой метод требует хорошей организованности и дисцип­линированности учеников, проявления ими самостоятельности, по­нимания двигательных заданий. Двигательные задания подби­рают с таким расчетом, чтобы включаемые в них упражнения оказы­вали преимущественное воздействие на развитие определенных фи­зических способностей.

Индивидуальный метод организации характеризуется опреде­лением двигательных заданий для каждого ученика отдельно. При этом индивидуализация заданий может присутствовать и при фронтальном, и при круговом методах. Например, в процессе пробегание дистанции на выносливость учитель дает отдельным уче­никам соответствующие распоряжения, регулируя скорость пере­движения и объем выполняемой нагрузки. Кроме этого, индивидуальный метод используют при определении домашних заданий.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы организации (управления) деятельностью учащихся на уроках физической культуры | Звучить „Реквієм” Моцарта, запалюються свічки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.