КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции бюджета
Принципы и функции бюджета Государственный бюджет является одним из важнейших звеньев финансовой системы страны. Посредством бюджета производятся мобилизация централизованных финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти. Являясь формой образования и расходования денежных средств, бюджет занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. "Основными функциями бюджета являются: - перераспределение национального дохода и ВВП; - государственное регулирование и стимулирование экономики; - финансовое обеспечение социальной политики; - контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств". Здесь выделено четыре функции государственного бюджета. Кто же прав? На наш взгляд, оба учебника правильно освещают функции бюджета. Только во втором учебнике первая функция: распределительная – разбивается на три самостоятельные функции. В дальнейшем будем придерживаться взгляда на количество функций бюджета, изложенных в учебнике "Финансы" под редакцией В.М. Родионовой. Итак, первая функция бюджета – распределительная. Федеральный бюджет - основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Содержание перераспределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств. Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Через бюджет распределяется основная доля чистого дохода общества. В развитых странах это доля составляет от 35% (США, Япония) до 50% (Германия) и даже свыше 50% (скандинавские страны). Бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и отраслям, которые без государственной поддержки не могут функционировать - сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность и некоторым другим. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями непроизводственной сферы. Распределительная функция бюджета хорошо прослеживается в социальной политике государства. Приоритетами здесь являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, молообеспеченных семей), а так же функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Контрольная функция бюджета заключается в следующем: - бюджет объективно - через формирование и использование денежных средств государства - отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики; - бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей; - основа контрольной функции - движение бюджетных ресурсов, отражаемых в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Если все эти три момента, характеризующих контрольную функцию бюджета, рассматривать одновременно, то можно прийти к выводу: контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.
Бюджет выполняет ряд функций: 1) бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП; 2) образование основного централизованного фонда денежных средств (налоги, займы); 3) расходование бюджетного фонда (направление бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам); 4) контрольная функция (создает условия для контроля за поступлением доходов и целевым использованием бюджетных средств); 5) через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства; 6) социальная направленность бюджетных средств имеет важное значение в развитом государстве; 7) в процессе финансового планирования бюджет оказывает 8) государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Бюджет является мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать создание общегосударственного фонда денежных средств и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. В бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Следовательно, реализуется распределительная функция этого звена финансовой системы. Органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели. Посредством движения бюджетных ресурсов контролируются формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы). Распределительная и контрольная функции обусловливают сущность бюджета как экономической категории. Следовательно, бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых планируются доходы и расходы государства. Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды. К ним относятся расходы на государственное управление, общественную безопасность граждан, социальные программы, экологию, оборону. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-технических программ. Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. В бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |