Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии и показатели эффективности менеджмента




Вопрос 2

Сущность эффективности менеджмента

Вопрос 1

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Лекция 17

План:

  1. Сущность эффективности менеджмента
  2. Критерии и показатели эффективности менеджмента
  3. Социальная эффективность менеджмента

Эффективность менеджмента – многогранная категория. Она отражает особенности экономических, социальных, технологических, психологических и иных явлений. Многогранность эффективности менеджмента обуславливает наличие совокупности понятий для ее выражения. Из всего их многообразия, лежащие в основе системы менеджмента любого уровня:

- эффективность труда работников предприятия, управленческой деятельности аппарата управления;

- эффективность процесса менеджмента (при выработке и реализации конкретного управленческого решения)

Сущность эффективности менеджмента, как правило, заключается в осуществлении внутренних связей между результатом (эффектом) и затратами. Это результат функционирования системы менеджмента, обеспечивающий при наименьших затратах достижение стоящих перед организацией целей.

По своему содержанию эффектность менеджмента рассматривается как экономическая и социальная категории. Выделение этих видов обусловлено различием целей и спецификой форм эффекта.

Экономическая эффективность менеджмента – это способность системы обеспечивать достижение конечных результатов, адекватных поставленной цели и удовлетворяющих экономические потребности предприятия.

Социальная эффективность отражает результативность осуществленных мероприятий, содействующих всестороннему развитию личности. Она выражается в улучшении условий труда им быта, повышении квалификации работников, удовлетворенности системой оплаты труда и материального стимулирования, росте расходов на подготовку кадров.

Критерий целевой показатель, по которому можно судить о достижении определенного уровня эффективности. Он представляет собой важнейший отличительны признак, позволяющий производить оценку действий, свойств, состояния; характеризует количественные и качественные стороны явлений, их сущность.

Под критерием эффективности системы менеджмента следует понимать результат функционирования системы управления, обеспечивающий достижение в управляемом объекте поставленных целей при минимальных затратах на управление.

Рассмотрим критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен.

Общий критерий – экономические результаты деятельности управляемой системы в целом, т.е. достижение предприятием наивысшего экономических результатов деятельности при наименьших затратах.

Группа более частных локальных критериев:

- наименьшие затраты живого труда на оказание торговых услуг;

- наименьшие затраты материальных ресурсов;

- наименьшие затраты финансовых ресурсов;

-наивысшие показатели использования основных фондов;

- наименьшие издержки обращения;

- наивысшая рентабельность.

Группа качественных критериев:

- высокий уровень технической оснащенности предприятия;

- условия труда персонала;

- высокое качество оказываемых услуг при стабильных затратах в пределах нормы;

- стабильность персонала при выполнении всех других заданных показателей;

- экологическая чистота.

С учетом функционирования субъекта управления, т.е. управляющей подсистемы, критериями эффективности управления могут быть:

- быстрый сбор информации, необходимой для принятия управленческих решений;

- способность принимать оптимальные решения в кратчайшие сроки;

- оперативность доведения решений до исполнителей;

- обеспечение четкого выполнения решения;

- осуществление комплексного контроля за выполнением решений.

Многие исследователи считают, что эффект менеджмента может и должен быть измерен не только по конечным результатам. При оценке системы управления могут быть использованы как качественные, так и количественные критерии.

Качественная определенность критерия эффективности менеджмента раскрывает внутренние связи между понятиями «цель управления», «результат управления», затраты на управление». Количественное определение этих связей выражает количественную определенность критерия.

Методологические подходы к определению эффективности управления сводятся к оценке роли управления при повышении эффективности деятельности предприятия. Но для этого необходимо применять такие показатели, которые, с одной стороны, отражали бы эффективность хозяйственной деятельности, с другой стороны- были бы следствием эффективности управления.

Наиболее типичным показателем для определения экономической эффективности мероприятий, направленных на развитие предприятия, является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, к затратам наих мероприятия, определяемое по формуле

где

- коэффициент экономической эффективности от внедрения мероприятий на предприятии;

- годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий, тыс. руб.

- затраты, связанные с внедрением мероприятий, тыс. руб.

- нормативный коэффициент эффективности.

Для ориентировочной оценки эффективности проводимых мероприятий по совершенствованию управления и сравнения с эффективностью других мероприятий используется коэффициент общей эффективности

где

- общая экономия, получаемая в результате мероприятий по совершенствованию управления, тыс. руб.

З – затраты, тыс. руб.

Следует отметить, что учет изменений только в общих результатах хозяйственной деятельности без учета изменений в аппарате управления, в уровне организации управления ведет к неполной односторонней оценке работы по совершенствованию управления. Поскольку невозможно с определенной точностью соизмерить влияние управления на эффективность работы предприятия, постольку нельзя оценивать эффективность управления только по результатам экономической деятельности предприятия – необходима также оценка эффективности управленческой деятельности.

Определить эффективность управления можно через систему показателей эффективности управленческого труда по предприятию в целом, в отдельном подразделении аппарата управления и показателей эффективности индивидуального труда (руководителей, специалистов, технических работников).

Эффективность управленческого труда по предприятию в целом предполагается оценивать по следующим показателям:

- экономическая эффективность коллективного управления производством торговых услуг;

- сравнительная экономическая эффективность как отношение изменения балансовой прибыли к изменению затрат на управление в отчетном периоде по сравнению с базисным;

- потенциальная экономическая эффективность как отношение фактической величины к максимально возможной в данных условиях.

Эффективность коллективного труда в отдельном подразделении аппарата управления можно оценивать по двум основным показателям:

1. эффективность работы подразделения;

2. степень влияния подразделения на величину суммарного эффекта деятельности предприятия.

Определить эффективность работы отдельного подразделения Еу можно по формуле

W - величина получаемого результата, выраженного степенью достижения поставленной перед подразделениями цели (W больше 0);

t – относительная величина затрат на достижение цели.

При оценке эффективности управленческого труда через конечные результаты деятельности организации в целом в качестве показателей могут быть использованы коэффициенты эффективности системы управления. Применительно к торговому предприятию в качестве показателей, характеризующих конечные результаты деятельности, могут быть использованы показатели товарооборота и прибыли, а в качестве интегрального показателя затрат – издержки обращения. Тогда показателями, характеризующими эффективность работы торгового предприятия, могут быть коэффициенты товарооборота Э у, и прибыли Эп исчисляемые по формулам

где

О- товарооборот;

П – прибыль;

И – издержки обращения.

Для характеристики эффективности работы торгового предприятия можно использовать также коэффициенты издержкоемкости товарооборота Эо и прибыли Эп, исчисляемые по формулам

,

Все перечисленные показатели позволяют составить определенное представление об эффективности работы предприятия торговли как объекта управления. Однако методика их расчета имеет ряд недостатков. Во-первых, приведенные показатели исчисляются на основе стоимостных показателей, а следовательно, на их уровень влияют недостатки ценообразования. Во-вторых, они не отражают экологическую и социальную эффективность работы организации. В-третьих, она не позволяют оценить эффективность работы предприятия с точки зрения удовлетворения спроса покупателей.

Для оценки эффективности работы самого субъекта управления необходимо прежде всего оценить соотношение достигнутых результатов и поставленных целей на основе сопоставления критериальных количественных плановых и фактических выплат показателей. Например, можно рассчитать коэффициенты выполнения плана по товарообороту Кт и прибыли Кп по формулам

,

 

где

Оф, Оп – товарооборот фактический и по плану соответственно;

Пф, Пп – прибыль фактическая и по плану соответственно.

Чем ближе величины этих коэффициентов к единице, тем эффективнее работа аппарата управления.

Для характеристики эффективности работы аппарата управления целесообразно оценить интенсивность работы персонала организации. Для этих целей можно определить коэффициент интенсификации Ки, рассчитываемый по формуле

где

З – прирост заработной платы;

Т – прирост производительности труда.

Существенные резервы повышения экономической эффективности связаны с улучшением использования человеческого фактора в управлении.

При сравнении эффективности управления до и после внедрения мероприятий по его совершенствованию можно использовать ряд показателей, характеризующих эффективность внедряемых мероприятий, различные стороны деятельности предприятия, экономичность системы управления:

, , ,

Кэсу – коэффициент эффективности системы управления;

- прирост валового дохода;

И – прирост издержек обращения;

Пп – прирост производительности труда;

Q – прирост товарооборота;

Уh – прирост управленческих расходов.

Если Кэсу>, то можно говорить об эффективности управления; если Кэсу < 1, то управление неэффективно.

Подход к оценке требований, предъявляемых к системе управления, и показателей, характеризующих эту систему, труднореализуем. В качестве требований называются экономической и оперативность аппарата управления, оптимальность и стабильность структуры управления, полнота контроля, качество функций управления, рациональная организация документооборота, оптимальность и эффективность управленческих решений.

При определении эффективности системы управления с учетом разумной трудоемкости отдельные авторы предлагают ограничиться следующими показателями: ресурсоотдача, фондоотдача, производительность труда, уровень издержек обращения, товарооборачиваемость, а также коэффициент выполнения плановых заданий.

Интеграционная модель обобщающего показателя экономической эффективности системы управления может быть представлена следующим образом:

Rп,Rб – рентабельность (отношение чистого дохода к товарообороту) в базисном и планируемом периодах;

Wп,Wб - производительность труда (отношение товарооборота к численности занятых на предприятии) в базисном и планируемом периодах;

Еп, Еб – экономичность системы управления (отношение чистого дохода к расходам на содержание системы управления) в базисном и планируемом периодах.

 

В настоящее время наиболее обоснованным и целесообразным на данный момент является подход к определению экономической эффективности управления на основе учета влияния мероприятий по его совершенствованию на результаты функционирования предприятия в целом и аппарата управления в частности с ориентацией на максимально возможное использование действующей системы показателей.

Мероприятия по совершенствованию управления, как правило, дают не только прямой эффект, но и косвенный. Прямой эффект связан с относительным сокращением затрат на управление, т.е. снижением стоимости единицы выполненных работ. Опосредованный эффект характеризуется повышением эффективности деятельности управляемого объекта.

Мероприятия, осуществляемые в отдельных системах управления, часто приводят к изменению условий функционирования смежных систем, влияя на результаты их деятельности. Этим характеризуются мероприятия по изменению уровня централизации работ, внедрению вычислительной техники, совершенствованию информации. При их внедрении происходит перераспределение функций учета, планирования между специальными службами и функциональными подразделениями. Одновременно увеличивается доля творческих операций, выполняемых специалистами, повышается качество принимаемых решений, большое внимание уделяется решению перспективных вопросов, повышается гибкость управления, снижается трудоемкость управленческих работ.

Управленческий персонал оказывает влияние на снижение себестоимости выпускаемой продукции, особенно условно-переменных расходов. Это можно выразить следующим образом:

Еуп – годовая экономическая эффективность за счет снижения условно-переменных расходов в себестоимости;

Эуп – годовая экономия условно-переменных расходов.

Эупмтзсбноб

Эм- экономия от снижения материальных затрат;

Эт – экономия топлива и энергии на технологические нужды;

Эз – экономия заработной платы торгово-операционного и вспомогательного персонала;

Эсб- экономия от уменьшения недостачи и хищения;

Эн – экономия от уменьшения непроизводственных расходов;

Эоб – экономия затрат на содержание и эксплуатацию оборудования.

Экономическую эффективность управленческого персонала следует оценивать и по приросту прибыли:

Еп – экономическая эффективность управленческого персонала;

Эпр- годовая экономия за счет прироста прибыли;

Зу – суммарные годовые затраты на управление.

Экономию можно определить и в самой сфере управления. Здесь на нее оказывают влияние такие факторы, как снижение трудозатрат управленческого персонала, условное высвобождение работников, сокращение потерь рабочего времени.

Экономический эффект от снижения трудоемкости обработки информации Этр исчисляется по формуле:

Этр =

Т1 , Т2 – трудоемкость i-й управленческой процедуры (операции) до и после рационализации работ, чел.-дн.

S – средняя годовая стоимость 1 чел.-дн. управленческого персонала;

N – число процедур (операций).

Опосредованный (косвенный) эффект выражается в повышении качества работ, оперативности управления, культуры управления и торгового обслуживания. Этот эффект невозможно выразить количественно, но его влияние на экономическую эффективность бесспортно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.