Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специалиста




Функции философии и ее значение в деятельности

 

Философия, являясь системой знаний, не может не быть эле­ментом всей совокупности человеческого знания и именно поэтому находится с ним в теснейшей взаимосвязи, вы­ражающейся, прежде всего, в функциях философии. Причем, по мере развития общества функциональная роль философии не только уг­лубляется, но и расширяется.

Иначе чем объяснить тот факт, что, сколько бы ни провозгла­шали окончательную гибель философии, сколько бы ни утверждали ее полную бесполезность, и не доказывали, что она "пережиток", интерес к философии не только сохраняется, но и растет, особен­но в переломные эпохи, о чем свидетельствует вся история филосо­фии, сложнейший путь ее развития. Анализ этого пути показывает, что во все времена проблемами философского анализа выступали вопросы сущности, закономерностей, причин изменения мира; со­вершенствования способов познания окружающей действительности; осознания человеком своей причастности к делу развития культуры, к интересам и деятельности различных общностей; смысла жизни, назначения человека; его возможностей и ответственности, спра­ведливости, добра, красоты.

Более того, чем прогрессивнее является страна, чем интенсивнее осуществляется в ней социальное, научно-техническое развитие, тем чаще обращается ее общественное сознание к "вечным" вопросам, тем более значительное место занимает изучение философии в ее университетских программах. Почему это происходит? Как не вспомнить по этому поводу интересное замечание молодого К.Маркса: "так как вся истинная философия есть духовная квинтэссенция своего времени, то с необходимостью наступает такое время, когда философия не только внутренне, по своему содержанию, но и внешне, по своему проявлению, вступает в соприкосновение и взаимодействие с действительным миром своего времени, философия перестает быть тогда определенной системой по отношению к другим определенным системам, она становится философией вообще по отношению к миру, становится философией современного мира" /3, с.105/.

История свидетельствует, что на начальных стадиях развития философского знания еще не было четкой дифференциации между философией и другими, прежде всего естественнонаучными, знаниями. Это различие стало заметным в эпоху поздней античности. Именно с этого времени в круг интересов философии входит не отдельная поддающаяся более или менее четкой фиксации сфера объективного мира или человека, а совокупность отношений человека к миру, пути и направления его деятельности, осознание сущности мира. Проблемами философского анализа начали выступать вопросы сущности, закономерностей, причин изменения мира; совершенствование способов познания действительности: осознание человеком своей причастности к делу развития культуры, к интересам и деятельности различных общностей.

Уже по специфике исследовательского интереса можно судить о том, что философское знание отличалось от конкретно-научного и содержанием знания. Это отличие обусловлено особенностями отражения действительности. Если в научных знани­ях концентрируется опыт собственно научной деятельности, то фи­лософские знания представляют собой концентрированное отображе­ние всего многообразия человеческой деятельности, включая полити­ческую, этическую, эстетическую и другие формы. В этом выра­жается синтезирующая функция философии. Именно поэтому филосо­фия рассматривается как теоретическое самосознание эпохи, как "квинтэссенция" духовной культуры.

Специфика философии выражается в форме "участия", в сово­купном знании, в процессе выработки целостного взгляда на мир, в формировании целостной картины мира. В решении этой задачи участвуют и естествоиспытатели, исследуя общие стороны действи­тельности (к примеру, математика, кибернетика). Но при этом формируется, как правило, частнонаучная картина мира. И только с позиций философии и при ее участии возможно создание целостной картины, в которой знания о мире, полученные с помощью естествознания, трансформируются в качественно иную теоретическую систему.

Мировоззрение как целостный взгляд на мир и место человека в этом мире, как более или менее цельное понимание людьми действитель­ности может быть научным и ненаучным, прогрессивным и реакционным, материалистическим и идеалистическим, атеистическим и религиозным, теоретическим и эмпирическим. Оно интегральное образование. Важнейшими его компонентами выступают обобщенные знания, ценности, жизненный опыт человека.

Основную часть мировоззрения, овладение которой в принципе доступно каждому, составляет его научный компонент как своеобразный "сплав" всей совокупности научных знаний, подтвержденных практикой. Основную значимость в этом "сплаве" играют знание основных законов движения мира, его познание, смысла жизни человека. Эти знания играют роль своеобразного фундамента, основы научного мировоззрения. В согласии с В.И. Вернадским: "именем научного мировоззрения мы называем представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой: под этим именем мы подразумеваем определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания" /4, с.180/.

Отдельные частные явления, соединяясь вместе как части одного целого, формируют единую картину Вселенной, космоса, в которую входят и движение небесных тел, и исторические явления, и логические законы мышления, и математические законы.

Но поскольку некоторые части научного мировоззрения формируются и средствами философии, то философия выступает обязательным его "соавтором". Как не вспомнить здесь о роли и значении философии Просвещения XVIII в. в замене господствовавшего до того времени религиозного мировоззрения новым миросозерцанием.

В этой связи нельзя не отметить и конструктивность философских идей об эволюции и ее частном проявлении - прогрессе в дальнейшем развитии научного мировоззрения.

Какова же при этом роль философии? Эта роль основополагающая. Еще раз обратимся к Вернадскому В.И. В одной из работ у него есть такая мысль: "Я остановлюсь кратко и слегка на философии, так как область ее ведения ближе к научному миросозерцанию, взаимное их влияние теснее, и история философии в этом отношении изучена лучше … Великие создания философского мышления никогда не теряют своего значения. Рост философской мысли, исходя из положений старых систем и развивая их, в то же время как бы раскрывает в них новые и глубокие стороны, новые проявления бесконечного. Со времен Декарта создалась новая философия; она раскрывалась и углубляла человеческую мысль в течении последних трех столетий необыкновенно быстро и разнообразно" /4, с.19/.

Процесс обобщения знаний средствами философии не сводится к механическому суммированию частных выводов, а выступает процессом перехода от одного уровня познания к другому, более высокому, позволяющему выявить более глубокие связи, связи второго, третьего и т. д. порядка. Благодаря этому отдельные фрагменты знания и некоторые обобщения, достигнутые другими науками, вырастают в цельную картину мироздания. Тем самым философия выступает как ядро мироздания, и диалектико-материалистическая философия - как ядро научного мировоззрения, т.е. "философия … становится философией современного мира". В этом и заключается мировоззренческая функция философии.

Второй основной функцией философского знания является методо­логическая. Методология - это учение о сущности методов и их при­менении в теоретической и практической деятельности. В качестве методов может выступать такое знание, которое в последующем ис­пользуется и функционирует как инструмент дальнейшего познания и преобразования действительности, выступая как путь, способ, при­ем, правило решения познавательных задач.

В настоящее время в научной литературе утвердился взгляд, согласно которому, методология представлена на разных уровнях, в том числе всеобщем, общем и специальном. В качестве всеобщей методологии выступает философское знание с его разветвленной системой законов, категорий и принципов. Роль общей методологии выполняет учение о методах (например, моделировании, эксперимен­те и т.д.), применяемых всеми или большинством наук. Специальная (иногда ее называют региональной) связана с методами, применяемы­ми отдельными науками (например, физикой - метод "меченых атомов").

Для понимания важности философского знания важно уяснить бесспорную его заслугу в разработке всеобщего метода познания. В лоне философских раздумий сложились два всеобщих метода - диалектический и метафизический, противополож­ные друг другу, возникшие в глубокой древности и существующие поныне.

Возникновение этих методов стало возможным, исходя из со­ответствующих философских предпосылок. Данными предпосылками выступали диалектика - учение о всеобщих, качественно изменяю­щихся связях и развитии - и метафизика - учение, либо игнорирую­щее всеобщую связь явлений и рассматривающая их как изолирован­ные, оторванные друг от друга, находящиеся вне развития, либо понимающие эту связь и развитие односторонне, упрощенно - без скачков и противоречий.

Принципы диалектической методологии указывают пути, способы учета всеобщих сторон и закономерностей материального мира и его познания. Например, требования объективности, всесторонности рассмотрения в разви­тии, конкретно-исторического подхода ориентируют на учет в поз­нании таких всеобщих свойств и отношений действительности,каксуществование объективной реальности, независимой от нашего сознания, всеобщей связи и обусловленности явлений, нераздель­ности материи и движения и др. Принцип "раздвоения единого", единство количественного и качественного анализа, сочетание кри­тического подхода с учетом преемственности в развитии знаний указывают, каким образом учитывать в познании требования основ­ных законов диалектики. Рекомендация идти от явления к сущности и от менее глубокой - к более глубокой сущности ориентирует на учет в познании диалектической взаимо­связи сущности и явления и т.д.

В этом отношении диалектическая методология выполняет роль своеобразного координатора, заключающуюся в выдвижении и обосновании принципов, устанавливающих логическую связь между отдельными группами методов. В процессе оперирования методами исследователь имеет возможность избежать односторонности в их оценке и применении, выявить недостающие или недостаточно разработанные методы.

Очевидно, что процесс функционирования всеобщего метода не всегда происходит "на виду". Чаще всего он "с тыла" обеспечивает научный поиск и таким путем регулирует взаимоотношение между частными методами исследования. Конкретная научная задача решается непосредственно не философией, а комплексом методов, в числе которых и через которые действует философский метод. Философский метод определяет главное - генеральное направление и оперирование методами научного познания. По образному выражению, частные методы - это тактика боя, а философский метод - стратегия всей битвы за истину. В данном значении всеобщий метод выполняет роль координатора в познании.

Не менее полезна для исследователя и интегрирующая способность философского метода. Свою интегрирующую роль диалектический метод выполняет непосредственно (путем диалектизации частнонаучного мышления, введения общезначимых философских категорий во все науки, выработки из исследований единого представления о мире), и опосредованно, через ряд связующих звеньев разной степени общности (синтетические, проблемные знания, частнонаучные картины мира, метатеории). Названная способность в исследовании проявляется подобно математике. Но если математика охватывает количественный аспект наук, то философия, если так можно выразиться, - качественный аспект. Содействуя приращению научного знания, участвуя в формировании глобальных гипотез и теорий философский метод, по-праву зарекомендовал за собой звание эвристического.

Философское знание помимо мировоззренческой и методологи­ческой функций (справедливо называемыми основными) выполняет и ряд других.

Прежде всего, философия выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи, представления, формы опыта на которых базируется жизнь человека в целом. Их обычно называют универсалиями. Среди универсалий особое место принадлежит категориям, в которых отражаются, фиксируются универсальные свойства, характеристики мира. К ним относятся бытие, материя, предмет, явление, отношение, развитие, причина-следствие, необходимость, случайность, часть, целое, элемент, структура и др. По своей сути они составляют основу всякого человеческого мышления, его интеллекта, на них держится человеческая деятельность. Именно эти и другие категории как обобщенные образы бытия и его различных частей (природы, общества, человека) лежат в основе самых общих оснований культуры.

Теоретически проработанные, эти образы трансформировались в учение о бытии, праксиологию, гносеологию, аксиологию и др.

Выявляя "универсалии" всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом, философия решает задачи рационализации - перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, т.е. теоретического выражения совокупного человеческого опыта во всех его формах.

Важной является также критическая функция философии. Поиск решения сложнейших философских вопросов всегда сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок встающих на пути к истине, правильному действию. Особо успешно, к примеру, использовал критическое философское мышление Ф.Бэкон, остро сознававший, что во все века философия встречала на своем пути "докучливых и тягостных противников": суеверие, неумеренное религиозное рвение и другого рода помехи. Бэкон называет их призраками (идолами). Призраки представляют собой предрассудки, с которыми человек настолько сжился, что не замечает их существования.

Исключительно важной в этой связи является задача овладения философией наряду с той областью бытия, которая станет сферой деятельности специалиста. Прежде всего, это связанно с тем, что философия, теснейшим образом взаимодействуя с любой областью конкретного научного знания и практической деятельности, выступает как своеобразный методологически-организующий центр, не связанный "профессиональной" узостью в анализе реальных проблем и их решении. Во-вторых, овладение философским знанием позволит, при прочих равных условиях, наиболее адекватно отражать происходящие события в интересах реализации интеллектуальных возможностей человека. В-третьих, изучение философии позволит также обогатиться знаниями аксиологического (ценностного) характера, без которых сложно сформировать в себе критерии социальной значимости результатов деятельности, их последствий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.