Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нового времени




Эмпиризм и рационализм в философии

 

Рост промышленности, совершенствование техники, увеличение влияния науки привело к тому, что теологическая и пантеистическая картины мира стали вытесняться геометрически-механическим подходом. Если в пантеистической картине мира космос был одушевлен, а природа исполнена таинственных жизненных сил, то в основе механистической картины мира лежала идея объяснения всего сущего одними и теми же законами столкновения, перемещения, соединения, сцепления, разделения, группирования и их различными комбинациями. При этом упор делался на опытно-аналитическое выявление этих законов.

Становление и развитие механистической картины мира протекало в XVII веке в нескольких направлениях. Одно из них индуктивное, эмпирическое - несколько пренебрежительно относилось к метафизическим проблемам в смысле размышления над сущностью бытия, его начал и т.д. Это направление основной упор делало на примате опытного знания. Идеологом этого направления был Ф.Бэкон. Видя резкое несоответствие между практикой (техникой) и теорией, он обвинял схоластику и богословие как ответственных за состояние науки. Бэкон отчетливо осознавал необходимость новой методологии.

Основа его методологии выражена в лозунге "знание - сила", имея в виду знание, полученное опытно-индуктивным путем, на основе которого вырабатываются общие понятия. То есть всякое познание и всякое изобретение должны двигаться от изучения единичных, опытных фактов к общим положениям. Это и есть индукция, т.е. наведение на обобщение с помощью фактов. Однако Ф.Бэкон был против эксперимента ради эксперимента, он высмеивал бездумных муравьев, которые все время что-то собирают. Он был против и паука, который плетет из себя (догматики-схоласты). Истинную науку он сравнивал с работой пчелы, которая перерабатывает нектар в мед, трудясь, Ф.Бэкон вовсе не отрицал дедуктивный метод (движение от очевидных положений-аксиом к частным выводам и фактам), он считал его вторичным и наиболее часто встречающимся в математике.

Причину недостаточности дедуктивного метода Бэкон усматривал в несовершенстве человеческого ума, который склонен к почитанию "призраков": "рода", определенных особенностями человека как родового существа, "пещеры" - почитание древних, "театра" - слепая вера в авторитеты, в религиозное рвение, "рынка" - некритическое почитание общественного мнения. Сущностью этих призраков является то, что человек все время следует за коллективным разумом иногда ошибочным, поэтому, по мнению Бэкона, "человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец" /2/. Опытно-индуктивный метод и есть метод устранения этого недостатка человеческого ума. В целом наука у Бэкона должна отвечать следующим целям: служить увеличению власти человека над природой; быть средством познания причинных связей природных явлений; вторгаться в естественный ход развития природы с помощью эксперимента.

В развитие эмпирического направления в XVII веке внес вклад английский философ Дж.Локк. Все человеческое знание у него проистекает из опыта: внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексия). В основе знания лежат простые идеи, возбуждаемые различными качествами тел - первичными (протяженность, фигура, плотность, движение и вторичными (цвет, запах, вкус, звук). Причем идеи первичных качеств - копии самих этих качеств. Вторичные качества кажутся нам принадлежащими самим вещам, но на самом деле не находятся в самих вещах. Далее посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи.

В отличие от Бэкона Декарт считал, что познание мира должно начинаться с сомнения, в результате которого должны быть выработаны ясные, очевидные здравому смыслу положения, соответствующие фундаментальным положениям природы. А затем с помощью де­дукции необходимо переходить к частным закономерностям. При этом Декарт находился под большим влиянием геометрии Эвклида. Он даже разрабатывает правила-методы, которых следует придерживаться при этом: 1) принимать за истинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде; 2) анализ; 3) идти от простейших вещей к сложным; 4) достигать полноты знания.

Декарт рассматривал всю Вселенную как механическую систему, в которой материя по аналогии с геометрическим протяжением обладает таким фундаментальным свойством, как протяженность. Поэтому во всей природе повсеместно присутствует единая телесная субстанция, которая находится в постоянном движении. Эта единая телесная субстанция - материал заполняет все пространство в виде частичек малых и больших размеров. А движение есть не что иное, как толчок, удар, давление, осуществляемое между частичками, которые представляют собой разные геометрические фигуры, наделенные отростками, крючками, колечками и т.д.

Движение частичек происходит по замкнутым, вихреобразным траекториям. В результате движения частиц крупные скапливаются в центре, образуя центральные тела (планеты, крупные предметы и т.д.), а мелкие частицы отбрасываются на периферию. Подобная аксио­матически - онтологическая модель давала возможность объяснить мно­гие физико-механические процессы: Образование Солнечной системы, тяготение, магнетизм, жизнедеятельность организмов, растений, животных и человека.

Таким образом, учение Декарта (в части физики) утверждало материальное единство мира и предлагало модель кинетической механической причинной связи как общей во взаимодействии природных тел. Тем не менее Декарт в своем творчестве не избежал и такого фундаментального вопроса, как: каковы причины движения тел? В своих метафизических взглядах он не мог отказаться от божественного начала, однако, его бог как бы был сведен к минимуму: он лишь создал материю и придал ей первоначальный толчок, не участвуя в ее дальнейшем движении (деизм). Декартовский бог творит мыслящую и телесную субстанции. Мыслящая субстанция наделена непротяженностью и поэтому неделима, телесная субстанция имеет величину, т.е. протяжение в длину, ширину, глубину, делима на части. Неделимая субстанция - предмет изучения метафизики, делимая - физики. В последующем Декарт, исследуя законы движения тел, по словам Маркса и Энгельса, совершенно отделил свою физику от своей метафизики.

Деистически упрощенная трактовка движения привела к тому, что в своих физико-механических исследованиях Декарт оставался в плоскости кинематики, так и не разобравшись собственно в динамике.

Рассмотрев природу как сложный организм, сделав попытку описания его с помощью механических законов и достигнув здесь важных для последующего развития науки и философии результатов, Декарт не избежал выдвижения неотшлифованных идей - фантазий, идей - гипотез, которые входили в противоречие с реальными достижениями науки. Такова, в частности, его гипотеза о сущности магнетизма и электричества.

В целом заслуга Декарта в развитии науки и философии заключалась в том, что он был однимиз родоначальников "новой философии" и новой науки (рационализм), обращавшейся не к опыту и наблюдению, а к "разуму и самосознанию": "я мыслю, следовательно существую".

 

3.3.3. Сущность революции XVII века:
Галилей, Декарт, Ньютон

В формирование механической картины мира большой вклад внес Г. Галилей. Этот вклад измерялся, прежде всего, тем, что Галилей был родоначальником экспериментального метода, применявшегося до него эпизодически. Суть эксперимента заключалась в том, что любые выдвинутые гипотезы должны были быть подвержены проверке опытом. Сам Галилей блестяще проиллюстрировал возможности эксперимента, осуществив при этом дальнейшее развитие физических знаний. Основываясь на опытах, он разрабатывает динамику на совершенно иных принципах нежели Аристотель: исследуя законы падения тел, Галилей высказывает предложение, что все тела падают с одинаковым постоянным ускорением. Для проверки этого предложения нужны были точные часы с секундной стрелкой, которых не было. Поэтому он проводит эксперименты с наклонной плоскостью, а затем и с маятником, и доказывает (выводит) свою знаменитую формулу S =Vt.

Основываясь на опытах с наклонной плоскостью, Галилей высказывает принцип инерции, т.е. свойства тел сохранять свою скорость. Объясняет этим принципом явление приливов и отливов.

Галилей выдвинул также принцип относительности: механические явления в системе, независимо от того покоится она или движется, происходят одинаково.

Итак, никто до Галилея не доказывал так убедительно выдвигаемых предложений, а сами предложения основывались исключительно на опыте и на научном воображении: Галилей успешно и часто в своем научном творчестве использовал мысленные эксперименты - движение по инерции, мгновенная скорость и др.

Определенный вклад в формирование механической картины мира внес Р.Декарт. Основываясь на своей общей картине мира, где основными свойствами мира-материи были протяженность и движение, он разрабатывает несколько частных теорий, объединенных следующей методологической формулой: "Дайте мне материю и движение, и я построю мир".

Так, пытаясь понять законы движения с помощью математики, Декарт нашел способ введения в математику переменных величин, то есть открыл аналитическую геометрию. "В математику вошли движение и диалектика, - отмечал Энгельс - и стало необходимым дифференциальное и интегральное исчисление".

Он формулирует закон сохранения количества движения, основываясь на корпускулярном понимании природы света (свет есть поток - действие мельчайших атомов, летящих от светящегося тела во все стороны). При этом Декарт предполагает, что скорость света в более плотной среде больше, чем в менее плотной, и формулирует закон преломления света. Другие естествоиспытатели XVII столетия также внесли свою лепту в формирование механистического мировоззрения. Так как в это время широко обсуждался вопрос о природе света, то Гассенди и Декарт придерживались корпускулярной теории, Гюйгенс настаивал на волновой его природе, полагая, что световые волны распространяются в чрезвычайно тонкой материи "эфире". Гук при этом считал, что распространение волн в эфире осуществляется в поперечно-колебательной форме.

Гюйгенс открыл закон соударения упругих тел и закон сохранения: сумма произведений "каждого тела" на квадрат скорости до и после соударения остается неизменной, а сумма кинетической и потенциальной энергии, есть величина постоянная.

Торричелли (ученик Галилея) распространил идеи Галилея на движение жидкости, выведя формулу для скорости вытекания из сосуда идеальной жидкости и тем самым заложил основы гидродинамики.

Бойль, сформулировав свой знаменитый закон, положил начало кинетическим воззрениям на теплоту. Паскаль формулирует закон о сообщающихся сосудах. Тем не менее, существует мнение, что в XVII веке из всех разделов физики получили мощное развитие прежде всего механика и оптика.

Ньютон, опираясь на опыты Галилея, а также привлекая для дальнейшего развития механики весь современный ему опыт, завершил труды Галилея, Декарта, Гюйгенса и других естествоиспытателей, сформулировал основные контуры механистической картины мира. Рассматривая физику и механику как общую теорию природы, И.Ньютон пытался строить свою натурфилософию на экспериментальных началах: "гипотез я не измышляю" - такова его методологическая установка в познании. Его первые научные работы касались опытного исследования света. В дальнейшем интерес Ньютона к опытному исследованию уступил место теоретическому размышлению. Ньютон разрабатывает четыре правила размышления (читай познания - Ю.Т.): 1. Не принимать лишних причин. 2. Относить аналогичные явления к одной и той же причине. 3. Считать свойством всех тел такие свойства, которые не могут быть ни усилены, ни ослаблены. 4. Считать правильным такое суждение, которое получается из опыта.

Наконец, программной является его следующая установка: вывести два или три общих начала движения из явлений и после этого изложить, каким образом свойства и действие всех телесных вещей вытекают из этих начал. В этой методологической установке четко просматривается идея эмпиризма как основы познания. Однако, несмотря на то, что Ньютон пренебрежительно относился на словах к гипотезам, он проявил себя как замечательный мастер всевозможных гипотез на деле. Уже в опытных исследованиях света он исходил из гипотезы, что свет - это очень малые тела, испускаемые светящимися веществами, которые взаимодействуют с частицами тел и распространяются в виде механических волн в особой среде.

В механике он также сначала постулирует такие понятия, как "абсолютно неподвижное пространство", "время", не постигаемое чувствами, то есть идеализированные представления, понятия "масса", "количество движения", "сила". Дав определения этим понятиям, Ньютон затем переходит к формулировке законов механики: закон инерции, закон пропорциональности сил ускорения и закон о действии и противодействии.

Далее Ньютон выводит ряд следствий из трех законов: правила параллелограмма сил, закона сохранения центра тяжести, закона сохранения количества движения для замкнутых систем. Все эти следствия нашли затем применение в решении задач механики и гидромеханики, хотя для этого потребовалось создание целой науки - технической механики.

Большое значение придавал Ньютон экспериментальной проверке своим законам: при этом он опирался на опыты Галилея и сам проводил эксперименты.

Далее Ньютон переходит к формулировке закона тяготения. Причем этот закон был не постулирован им, а выведен с помощью строгого математического анализа астрономических опытных данных с привлечением законов динамики. Понятия абсолютно пустого пространства и дальнодействующих сил, являющихся базовыми в этом законе, породили философские споры вокруг этого закона. Что такое тяготение? С помощью чего происходит передача центральных сил, действующих на расстоянии?

Первоначально Ньютон высказывался за то, что он дает лишь математическое выражение дальнодействующим силам без обсуждения их физической сути. Но в дальнейшем он не смог отгородиться от этого важного вопроса. И здесь проявилась очень явственной двойственность его мировоззрения. С одной стороны Ньютон механик-опытник, материалист, с другой стороны - верующий в бога. Поэтому он трактует пространство и как "чувствилище бога", допуская вмешательство, вернее участие божественного в передаче дальнодействия, с другой стороны, пространство у него заполнено эфиром.

Итак, мы рассмотрели философские концепции, логику построения которых можно обозначить формулой: опыт, или соответствующие научному здравому смыслу положения, а затем их обобщения в виде формулировки общих законов природы. В рамках этого направления к концу XVII века сложились две основные картины мира: ньютонианская и картезианская (декартовская). В основе ньютонианской картины мира лежал атомизм (атомы и пустота), у Декарта - пространство заполнено однородной материей. И та и другая концепции были в своей основе материалистическими. Можно также отметить, что эта линия была в XVII веке усилена такими философами, как Гассенди и Гоббс. У Гассенди впервые появляется такое понятие, как "молекула", - сложное образование, состоящее из атомов. Причем молекулы первого порядка образовывали молекулы второго порядка и т.д. То есть у молекул появлялись такие свойства, которые отсутствовали у атомов. Отсюда картина мира Гассенди при описании явлений давала большее качественное разнообразие мира.

Гоббс пытался построить свою механистическую философию с помощью таких понятий, как "линия", "траектория перемещения", "величина", развивая математическую линию в материалистическом направлении.

 

3.3.4. Материализм Т.Гоббса.
Учение о субстанциях Б.Спинозы и Г.Лейбница

Гоббс, по словам Маркса, был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по учению Гоббса, есть совокупность тел, ибо ничего бестелесного не существует. Материя - источник всех изменений. Все тела и их качества образуются движением материальных элементов. Движение тел происходит по механическим законам. К движениям также сводится духовная жизнь человека, которая слагается из ощущений. Ощущения не более как субъективное выражение объективных процессов. Люди и животные - сложные механизмы, действия которых всецело определяются воздействиями извне.

Из этих исходных положений Гоббс делает следующие выводы:
1) отрицание существования душ как основных субстанций; 2) тела - единственные субстанции; 3) вера в бога есть только продукт человеческого воображения.

Эти материалистические и атеистические положения определяли общий характер теории познания Гоббса: познание осуществляется посредством "идей", источник идей - чувственное восприятие внешнего мира. Действием на нас окружающего мира создаются первоначальные идеи. В дальнейшем эти идеи перерабатываются умом с помощью сравнения, и разделения идей. Таким образом вся операция познания состоит из действия чувств и воображения (действие ума).

Если Т. Гоббс в своем творчестве развивал направление, провозглашенное Ф.Бэконом, то Б.Спиноза и Г.Лейбниц опираются на дедукцию, разработанную Р.Декартом.

У Спинозы первопричиной мира является бог - субстанция - природа. Причем все эти три понятия слиты воедино. Субстанция - бог является причиной самой себя, то есть сама себя порождает. Она неделима и вечна в отличие от дискретных, отдельных модусов - тел. Таких модусов тоже бесконечное множество и каждый конкретный модус - тело физически детерминирован другими.

Вся цепь модусов определяется субстанцией, причем существуют предметные операции и формально-логические правила вычленения конкретных модусов из субстанции (природы - бога). Но здесь же Спиноза признает, что этой дедуктивной операции недостаточно, чтобы познать конкретные разновидности модусов, поэтому он допускает движение и снизу вверх, то есть чувственное познание конкретных предметов.

У бесконечной субстанции: природа-бог есть свойство - мышление, разум - интеллект. Именно поэтому возможна познаваемость мира. Бесконечному разуму присуще высшее достояние познающего ума, конкретизирующееся в объективном мире. Поэтому и конкретные тела природы и человек "хотя и в различных степенях, однако все же одушевлены" /8/.

Картина мира Спинозы противоречива: с одной стороны, она метафизична, поскольку неподвижна природа - субстанция - бог, с другой стороны, природа делится на порождаемую и порождающую, что есть диалектика (одно из его проявлений); неслучайно Ф.Энгельс относил Спинозу к числу "блестящих представителей диалектики".

Несомненно прогрессивным и созвучным времени является то, что Спиноза является теоретиком естественной необходимости. Фак­тически в его порождающей мир модели просматривалась идея меха­нистического детерминизма, хотя и с оттенком фатализма, посколь­ку Спиноза отрицал случайность.

Очень важным было и то обстоятельство, что в своей картине мира Спиноза деперсонализировал бога, развеял представление о нем как об иррациональном чуде в процессе творения мира. Он растворил бога в природе и его пантеизм имел материалистический оттенок.

Основными категориями картины мира Г.Лейбница также были "бог", "монада", "субстанция". Но Лейбниц пытался выяснить факт наличия бесконечно большого количества тел. С богом он отожде­ствлял все непознанное, все что познано и познаваемо стремился увязать с понятием субстанция, разделив ее на две разновидности: сущность и явление.

Бог творил монады неделимые духовные субстанции, но дальше они наделялись самостоятельностью и жили своей собственной жизнью, наподобие человеческого "Я". Причиной движения монад были они сами, вернее, сила, в них имеющаяся. Сила определялась энергией и духом. Но силы для каждой индивидуальной монады были различны. В то же время все монады объединены нечто общим, идущим от бога. Поэтому внутри каждой монады есть причина, объединяющая ее со всеми другими монадами, это и есть гармония мира.

Далее Лейбниц разбил монады на классы и выстроил их в оп­ределенную последовательность. Логика этой последовательности была следствием гносеологической парадигмы Лейбница, которая имела следующий вид: 1) все вещи изменчивы и различны; 2) все вещи в чем-то тождественны; 3) каждая вещь занимает только свое (одно) место - принцип монадической дискретности; 4) принцип всеобщей непрерывности: "вещи восходят вверх по степеням совершенства незаметными переходами", и так далее, всего одиннадцать принципов.

Важным из этих одиннадцати принципов-методов был четвертый, подчеркивающий принцип непрерывности - континуальности мира. На основании его вся действительность слагается из малых, но способных накапливаться скачков. На мировой линии монад нет пропусков, вещи и тела составляют континуум. Принцип непрерывности был в свою очередь основой временной и содержательной взаимосвязи между вещами. На основе этого принципа Лейбниц выдвинул ряд плодотворных идей в математике (об этом далее).

Таким образом Лейбницевская картина мира - это модель единого и восходящего движения монад по принципу "все стремится к совершенству", причем этот процесс безграничен. Отсюда мир обладает большой внутренней активностью. В свою очередь, картину мира Лейбница можно отнести к идеалистическому типу, поскольку его субстанция это БОГ.

Картина мира Лейбница, основывающаяся на рационалистическом методе, позволила ему осуществить новации в области математики и формальной логики. Он создает предпосылки будущей математической и диалектической логики: детализирует закон тождества и противоречия, применяя их в математике. Указывая на всеобщность законов формальной логики, Лейбниц в качестве критерия истины вводит закон тождества-противоречия: непротиворечивость суждения есть следствие его тождественности. Открыв дифференциальное исчисление, он вводит символическое обозначение не только для математики, но и для логических констант (понятий).

У рационалистов XVII века обнаружилась еще одна общая черта: доопытное (априорное) конструирование принципов, опирающихся на "самоочевидность", интеллектуальную интуицию. Это увеличивало разрыв между "истинами факта" и "истинами разума": то есть вопрос о роли эмпирических фактов в познании, об их связи с разумом был еще больше запутан рационалистами.

XVII век называют веком великих систем. Уже сложившаяся господствующая механистическая картина мира имела несколько своих модификаций: эмпирико-рационально-материалистическую, деистически-идеалистическую, пантеистически-идеалистическую (в меньшей степени). Каждая из этих общих картин мира в своем становлении была предопределена как факторами научно-техническими, так и социальными. В свою очередь сформировавшиеся картины мира оказали стимулирующее воздействие на развитиенауки, техники, политики.

Рассмотрим теперь как развивались в XVII веке знания о человеке и обществе, в какой степени они были детерминированы существовавшими картинами мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.