КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты. Противодействие коррупции в РФ основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. В борьбе с коррупцией уголовно-правовые меры принуждения являются наиболее острыми, затрагивают конституционные права и свободы личности. В этой связи обеспечение законности рассматривается нами как важное условие эффективности такой деятельности. При этом применяемые меры должны точно соответствовать общепризнанным нормам международного права и Конституции РФ, гарантирующим права и свободы человека и гражданина. Анализ развития законодательства о коррупции позволяет выделить два взаимосвязанных направления такой деятельности: 1) Международно - правовое, которое находит свое воплощение в Конвенциях ООН о борьбе с коррупцией. Цель этого направления заключается в содействии сотрудничеству с другими государствами в деле более эффективной борьбы с данным социально-правовым явлением. 2) Федеральное направление, предусматривающее систему норм противодействия коррупции, прежде всего, в УК РФ. В качестве наиболее опасной и широко распространенной формы проявления коррупции выступает взяточничество (ст.ст. 290 и 291 УК РФ), которое относится к числу безусловных лидеров по степени высоколатентности и замаскированности. Наиболее распространенными проблемами, с которыми сталкиваются сотрудники правоохранительных органов, являются факты, когда уголовное преследование прекращается за отсутствием состава преступления, или когда действия подсудимых переквалифицируются на нормы, предусматривающие ответственность за иные посягательства. Сюда следует отнести и случаи, когда из обвинения исключаются отдельные отягчающие обстоятельства получения взятки, что сказывается на квалификации содеянного, назначении вида и размера наказания. Международно-правовой аспект борьбы с коррупцией состоит в том, что вопросы борьбы с коррупцией обсуждаются сегодня не только в России, но и на международном уровне. Это обусловлено значительной распространенностью коррупционных деяний во всех странах мира и отсутствием практических результатов борьбы с ними. Сейчас проблема коррупции перестала быть проблемой отдельных стран мира. К ее решению подключается ООН, Организация экономического сотрудничества и развития, Совет Европы, Европейский Союз, Организация Американских государств, а также другие организации. Результатом такой деятельности является стремление выработать понятийный аппарат, определяющий понятие, признаки, формы проявления коррупции. По мнению исследователей, коррупция приобрела не только внутригосударственные, но и глобальные масштабы, она вышла за рамки национальных границ и требует соответствующего подхода[7]. Специфика международно - правового аспекта противодействия коррупции состоит в том, что в принимаемых конвенциях закрепляются нормы права международного характера, обязательные для стран, ратифицирующих эти документы. К числу важнейших международных правовых документов, регламентирующих ответственность за коррупцию, относится, прежде всего, принятая 27 января 1999 года Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» [8], которая вступила в силу 01.07.2002[9]. Целью Совета Европы и других государств, подписавших данную Конвенцию, является достижение большего единства между его членами в необходимости проводить общую уголовную политику, направленную на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и разработку превентивных мер. Во втором разделе «Меры, принимаемые на национальном уровне, определяются наиболее распространенные формы коррупционного проявления. В их числе выделяется «Активный подкуп национальных государственных должностных лиц (ст.2)», «Пассивный подкуп национальных государственных должностных лиц (ст.3)», «Подкуп членов национальных государственных собраний (ст.4»), «Подкуп иностранных государственных должностных лиц (ст.5)» и другие виды подкупа. В ст. 12 Конвенция от 27 января 1999 г. «Использование служебного положения в корыстных целях» рекомендуется принимать такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовных преступлений в соответствии с ее внутренним правом обещание, предложение или предоставление, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо лицом за вознаграждение. Ст. 13 Конвенции рекомендует принимать такие законодательные и иные меры, которые направлены на отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией. Ст.18 регламентирует ответственность юридических лиц. В ней закреплено, что юридические лица могут быть привлечены к ответственности в связи с совершением уголовных преступлений, заключающихся в активном подкупе, использовании служебного положения в корыстных целях и отмывании денег. Вместе с тем, принципиальные отличия рассматриваемой Конвенции от положений уголовного законодательства, применяемого в России, состоит в том, что в соответствии с положениями Конвенции предметом подкупа как активного, так и пассивного признаются любые неправомерные преимущества, а не только имущество и имущественные блага, как это предусмотрено отечественным уголовным законодательством. Более того, Конвенция предлагает считать уголовно-наказуемыми деяниями не только предоставление и получение указанных преимуществ, но также и их обещани е, предложение, испрашивание либо принятие такого предложения или обещания[10]. Тенденции развития правовой базы противодействия коррупции нашли свое отражение в принятой 31 октября 2003 года Конвенции ООН «Организации объединенных наций против коррупции».[11] Цель Конвенции - предупреждение и искоренение коррупции путем укрепления международного сотрудничества и оказания государствам — членам технической помощи в этой сфере[12]. В Конвенции, в частности, подчеркивается, что в условиях глобализации мировой экономики «коррупция уже не представляет собой местную проблему, а превратилась в транснациональное явление». Отмечается также, что случаи коррупции, как правило, связаны с крупными средствами, утечка которых наносит огромный ущерб политической стабильности и социально — экономическому развитию этих стран. Действующее Уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за преступления, связанные с коррупцией, позволяет выявить наиболее распространенные ф ормы проявления коррупции. К их числу следует отнести составы преступлений, связанные с коррупционной деятельностью. Это преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. К их числу следует отнести злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289) и получение взятки (ст. 290). Второй формой проявления коррупции является сфера экономической деятельности. Сюда следует отнести воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169), регистрация незаконных сделок с землёй (ст. 170), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём (п. в ч. 2 ст. 174), незаконное получение кредита (ст. 176), монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183), злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185), контрабанда (ст. 188 УК РФ) и др. Самостоятельной сферой коррупционной деятельности является фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчёт голосов (ст. 142 УК РФ). Данная система преступлений охватывает наиболее важные сферы жизнедеятельности общества, что требует соответствующих мер правового воздействия. Сравнительный анализ уголовного законодательства России и международных стандартов в части, относящейся к мерам ответственности за коррупционные преступления, позволил выявить пробелы и иные несоответствия, требующие законодательного разрешения со стороны России. Так, Уголовный кодекс РФ не предусматривает ответственности за: - незаконное обогащение (ст.20 Конвенции ООН против - обещание иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации какого- - обещание неправомерного преимущества лицу, которое руководит работой организации частного сектора или работает в любом качестве в такой организации (ст. 21 Конвенции ООН против коррупции); -сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, прав на имущество или его принадлежность, заведомо представляющих собой доходы от преступлений (ст. 23 п. 1, «a», «ii» Конвенции ООН против коррупции) и сокрытие или непрерывное удержание имущества, заведомо полученного в результате совершения коррупционного преступления (ст. 24 Конвенции ООН против коррупции); - обещание неправомерного преимущества с целью - коррупционные преступления, совершенные юридическими лицами (ст. 26 Конвенции ООН против коррупции)[13]. Сопоставительный анализ международного и отечественного законодательства свидетельствует о тенденции их сближения в вопросах борьбы с коррупцией и стремление к устранению противоречий в принципиальных законодательных формулировках. Различия сохраняются не столько в принципах подхода к установлению уголовной ответственности за коррупционные преступления, сколько в особенностях законодательного формулирования внешне различных, но в принципе схожих уголовно-правовых запретов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |