КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК)
Уголовно-правовой анализ злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий (ст. ст. 285, 286 УК РФ). В соответствии с ч.1 ст. 285 УК под злоупотреблением должностными полномочиями понимается использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Основным непосредственным являются ОО, обеспечивающие нормальное функционирование определенного звена системы государственной или муниципальной службы. В качестве дополнительного непосредственного объекта выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, не связанные с интересами государственной службы или службы в органах местного самоуправления. Объективная сторона предусматривает наличие трех элементов: 1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы: 2) причинение социально опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинную связь между использованием должностным лицом служебных полномочий вопреки интересам службы и наступлением указанных последствий. Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует понимать, во-первых, действие должностного лица в рамках своих служебных полномочий, во-вторых, применение этих полномочий вопреки тем целям и задачам, которые поставлены перед должностным лицом как государственным или муниципальным служащим. Для того чтобы установить, что должностное лицо действовало в рамках своих служебных полномочий, необходимо изучить статус должностного лица, совершившего данное преступное деяние, и определить, какие именно служебные полномочия были использованы для совершения преступления. Использование конкретных служебных полномочий должностного лица следует отличать от злоупотребления служебным положением. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, обратила внимание судов на то, что ст. 285 УК предусматривает ответственность за злоупотребление именно должностными полномочиями, а не за злоупотребление служебным положением, которое занимает должностное лицо в соответствующем государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении. Поэтому при решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях должностного лица состава рассматриваемого преступления необходимо устанавливать круг и характер его служебных прав и обязанностей, закрепленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, в уставах, положениях и т.д. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину. Социально опасные последствия деяния должностного лица должны выражаться в существенном нарушении прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблениях властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге», разъясняется, что судам надлежит выяснять и указывать в приговоре характер причиненного вреда, имея в виду, что он может выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда - в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии хищений, других преступлений и т.п. При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п. Между использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы и наступлением последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства необходимо установить существование причинной связи. Состав преступления - материальный, оно признается оконченным с момента наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом общественных или государственных интересов. Субъективная сторона (ст. 285 УК), характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Обязательный признак субъективной стороны - мотив: корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность состоит в стремлении должностного лица получить незаконную материальную выгоду путем злоупотребления должностными полномочиями (деньги, иное имущество, Под иной личной заинтересованностью, согласно п. 17 постановления Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге», следует понимать стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную интересами карьеризма, протекционизма, семейственности, желанием приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. При отсутствии мотивов корыстной или иной личной заинтересованности злоупотребление должностными полномочиями не влечет уголовной ответственности. В этом случае деяние должностного лица может рассматриваться как дисциплинарный проступок, за совершение которого применяются меры дисциплинарного воздействия. Субъект преступления (ч. 1 ст. 285 УК), специальный: должностное лицо, не относящееся к категории лиц, занимающих государственные должности РФ или субъекта РФ либо должность главы органа местного самоуправления. В качестве квалифицирующего признака (ч. 2 ст. 285 УК) выступает совершение злоупотребления должностными полномочиями: 1) лицом, занимающим государственную должность РФ; 2) лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ; 3) главой органа местного самоуправления. Совершение должностного преступления лицами, занимающими должности такого ранга, существенно повышает опасность преступного деяния, дискредитирует государственные органы и органы местного самоуправления, систему государственной или муниципальной службы в целом. В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава органа местного самоуправления (муниципального образования) - предусмотренное уставом данного органа выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, которое избирается гражданами, проживающими на территории этого муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным составом органа местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ. Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 285 УК): совершение деяний, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 285 УК, повлекших тяжкие последствия. Под тяжкими последствиями согласно разъяснению, содержащемуся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге», понимается причинение такого вреда, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, предприятия, срыв выполнения производственных заданий, нанесение государству ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку и т.д. Оценку того, являются ли причиненные злоупотреблением должностными полномочиями последствия тяжкими, дает суд с учетом конкретных обстоятельств совершения преступного деяния.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |