Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Русское Просвещение хVII-хVIII вв

В ХVII-ХVIII вв. на смену русскому Возрождению приходит новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением. Происходит радикальная переориентация не только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейский Запад. Лидирующая роль переходит от религиозного искусства к светскому. Сквозь строгие схемы иконы проглядывают первые контуры светского портрета и пейзажи. Из недр иконописи долгое и мучительно пробивается на свет живопись. На смену чувственности приходит рационализм. От феодализма Россия медленно поворачивается к капитализму, а стало быть, к новому экономическому укладу, новому образу стилю жизни. Произошли изменения в правящей аристократии: на смену династии Рюриковичей пришла совершенно иная, не родственная ей династия Романовых (1613-1917).

Русское Просвещение условно можно разбить на два этапа: ХVII век, представляющий собой а всего лишь переходную эпоху и ХVIII век, т. е. собственно Просвещение, начало которого ознаменовали грандиозные реформы Петра I, а высшей точкой стала деятельность Екатерины II. До- и послепетровская Россия - это, по мнению многих специалистов, две совершенно разные страны. В допетровской России основой быта и нравственнсти служили принципы Домостроя, поддерживавшие строжайшую регламентацию, в которой беспрекословное подчинение более родовитому и знатному, сильному и богатому, уважение старших почиталось главной добродетелью человека; отношение с Богом, сохранение почтения к святыне, упование на божественное начало. В XVIII веке закладываются основы светского мировоззрения: формируется система светского образования, развиваются искусство и наука. Однако полностью процесс перестройки русского общества завершился только в ХIХ веке. Весь XVIII век шла борьба старого и нового, допетровских порядков и европейских обычаев, происходила невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека. Выдающийся русский историк С.М. Соловьев очень точно охарактеризовал XVII век: эпоха петровских преобразований подготовлялась тем, что, не трогая старого, к нему приставляли новое.

В ХVII веке была произведена реформа патриарха Никона, которая привела к расколу Церкви и возникновению старообрядчества. Внутри православия образовалось два идеологических лагеря, две системы ценностей. Книгопечатание из дорогого приспособления для одноразового использования превращается в массовое типографское производство. Печатный двор в Москве - первое предприятие культурной индустрии. Половину его продукции составляли светские издания: литература по военному и горному делу, сельскому хозяйству, медицине. В 1651 году за один только день было продано 2400 экземпляров < Букваря > патриаршего дьякона Ф.Ф. Бурцева. Издавались также учебники по арифметике, геометрии, грамматике, азбуковники, совмещавшие черты толкового словаря и справочника энциклопедического характера. Книга становится массовой, но в ХVII веке массовой еще не становится грамотность, ее сдерживают сословные пережитки, запрещающие обучать простонародье. (Когда мы употребляем слово <массовый>, то должны отдавать себе отчет, что в то время оно относилось к широким слоям мелкого и среднего дворянства, а не народа.)

В XVII веке в России только предпринимаются попытки создать постоянно действующие учебные заведения. Начали открываться средние школы. В 40-х годах боярин Ф.М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре. В 1687 году в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия, сыгравшая большую роль в русском Просвещении. В ней готовили кадры для нужд государства и Церкви, преподавателей учебных заведений, слушателей для медицинских школ, университетов.

Возникают новые жанры литературы, идет процесс ее демократизации. Одним из них становится социальная сатира, осмеивающая государственные и церковные институты (<Повесть о Шемякином суде>), лицемерие и стяжательство духовенства (<Сказание о куре и лисице>), канцелярскую практику (<Повесть о Ерше Ершовиче>) и т. п. Житийный жанр преобразуется в биографическое повествование (<Повесть обУльянии Осоргиной>). Первойв истории русской литературы развернутой автобиографией становится <Житие протопопа Аввакума> (1672-1675), идеолога старообрядчества. В среде посадских людей зарождается бытовая повесть, включающая любовную интригу, психологическую мотивировку поведения героя (<Повесть о Марфе и Марии>). Развитие сатирических, бытовых, автобиографических жанров способствовало появлению собственно художественной литературы. При дворе царя Алексея Михайловича возникает русский театр, первым драматургом которого стал Симеон Полоцкий (1629-1680), поэт, церковный деятель, проповедник, наставник царских детей. Его перу принадлежат нравственно поучительные произведения, полемические трактаты против деятелей раскола, сборники о русской силлабической поэзии и драматургические произведения.

Происходит сближение культового и гражданского каменного зодчества. В конце столетия в храмовой архитектуре появляются признаки барокко: зодчие отказываются от узорочья, предпочитая принципы строгой, пропорциональной (<ордерной>) композиции здания и ярусного членения. Церковь Покрова в Филях и колокольня Новодевичьего монастыря в Москве - шедевры <нарышкинского> стиля (<московское барокко>).

В монументальной живописи, все еще базирующейся на иконописи, наблюдается размывание старых канонов и переход к элементам светской живописи. XVII в. явился временем крушения художественных идеалов иконописи. В художественном отношении иконы этого времени заметно уступают своим предшественницам. XVII столетие - век противоборства старых традиций и требований современности, духа церковного и мирского.

После победоносного завершения Северной войны и заключения Ништадтского мира (1721) Россия приобрела небывалый политический вес среди других европейских государств. На карте мира появилась Российская империя. Новое наименование отражало характер новообразований Петровской эпохи.

Огромная заслуга Петра I в том, что он привил дворянству мысль о необходимости образования. Если сначала образование мыслилось как одна из служебных повинностей дворянского сословия, то к концу правления Петра необходимость образования для дворянина уже широко признавалась всеми слоями дворянства. Возросшие потребности в новых специалистах вызвали необходимость формирования сети учебных заведений, издания учебников, подготовки преподавателей. В 1708 году Петр I ввел новый гражданский шрифт, способствовавший появлению книг нерелигиозного содержания. В 1719 году открыта Кунсткамера, собрание которой послужило основой для создания других музеев. Указом от 28 января 1724 года создавалась Академия наук.

Хотя сам Петр I не интересовался вопросами культуры, своими реформами он способствовал быстрому проникновению в Россию западных влияний и расцвету культуры. Каналом вторжения иноземных идей послужили не столько театр, живопись или поэзия, сколько техника и технология, и прежде всего кораблестроения, которое царь изучал в Голландии. Вторым фактором послужило ослабление позиций ортодоксальной (православной) церкви, произошедшее при Петре I. Третьим фактором явилось изменение стиля и образа жизни русского дворянства, насильственно перекраиваемые по западным меркам.

Начало Просвещения связано с именем великого ученого и литератора М.В. Ломоносова (1711-1765). Без того огромного вклада, который он внес в русскую культуру, видимо, невозможен был и <золотой> екатерининский век, начало которого приходится на последние годы жизни ученого-реформатора. Его по праву называют первым российским ученым-естествоиспытателем мирового значения, поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка, художником, историком, страстным поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).

Как и в архитектуре, в литературе ХVIII - начала ХIХ века господствовал классицизм. По своей сути русской классицизм был тесно связан с западноевропейским, но ему присущ ряд особенностей: патриотизм, обличительно-критический пафос, наличие в одном литературном направлении людей с различными общественными и идейными позициями. Представителями классицизма были А.Д. Кантемир (1708-1744), В.К. Тредиаковский (1703-1769), А.П. Сумароков (1717-1777), Д.И. Фонвизин (1744-1792), Г.Р. Державин (1743-1816).

В 40-е годы ХVIII века А.П. Сумароков(1717-1777), заимствуя и творчески преобразуя приемы французского классицизма, создал первую русскую трагедию. Убежденный последователь идей европейского просвещения, Д.И. Фонвизин (1744-1792), в своих комедиях высмеивал пороки и предрассудки современного ему российского общества. Ярким представителем русского классицизма считается выдающийся русский поэт Г.Р. Державин (1743-1816). Его торжественные оды проникнуты идеей сильной государственности, лирические стихотворения с пейзажными и бытовыми зарисовками наполнены философскими размышлениями. Наконец, вершиной русского Просвещения признается произведение А.Н. Радищева (1749-1802) <Путешествие из Петербурга в Москву>, где дается правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества.

В середине ХVIII века формируется система сословно-рыцарских академий, закрытых учебных заведений, где дворян готовили не только к служебной, но и к общественной жизни. В круг изучаемых предметов для сословных корпусов вводятся общеобразовательные дисциплины (история, география, риторика). От дворянина начинают требовать определенного знания истории, искусства, культуры и всего того, что может быть темой для легкой светской беседы. Специальные дисциплины (фехтование, геральдика и проч.) должны были, по мысли законодателей, с детства прививать определенный образ мыслей: воспитывать сословную гордость. В кадетских корпусах закладывались первые представления о таких понятиях, как личная честь и достоинство. Появляются первые проекты реформирования образовательной системы, исходящие из дворянской среды, составленные П. Шуваловым и С. Мордвиновым. В русском обществе культурные нововведения, будь то стили, мода или правила этикета, проникали в другие слои населения благодаря влиянию двора и высшего света. И в этом плане влияние двора Елизаветы было особенно значительным.

Императрица Елизавета тяготела к утонченной культуре рококо, которая привнесла в русское искусство не только жеманность и прихотливость, но и свободу выражения своих чувств. Эпоха правления Елизаветы Петровны становится эпохой иллюзий, бутафории, игры. Рококо принесло с собой уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических сценок.

В елизаветинское время наблюдался мощный всплеск театрального искусства. Корни этого явления следует искать в общем пристрастии эпохи к театру. С середины 30-х годов в Санкт-Петербурге гастролируют итальянские, французские и немецкие труппы. За короткий промежуток времени эти труппы показали русскому зрителю весь лучший классический репертуар того времени. Именно в царствование Елизаветы происходит массовое появление домашних театров как в столицах, так и в провинции.

В домашних и в публичных театрах ставились и переводные, и русские пьесы, и пьесы на иностранных языках. В 1756 году был открыт общедоступный русский театр, который возглавлял А. Сумароков, а одним из актеров был Ф. Волков. На сцене этого театра преобладали пьесы русских авторов. В Москве был открыт Оперный дом Ж.-Б. Локателли. Предприимчивый итальянец ввел систему абонирования лож для знатных фамилий, устраивал не только оперы, но и публичные маскарады, и по договору с Московским университетом обучал театральному мастерству восемь воспитанников. Многие члены его труппы поступили в дворянские дома учителями танцев, музыки и пения. С этого времени начинается широкое распространение в дворянской среде домашнего музицирования, непременными атрибутами дворянского быта становятся клавесины и гитары.

После Елизаветы Петровны наступило время правления Екатерины II Великой, продолжавшееся с 1762 по 1796 год и ставшее <золотым веком> в русской истории. Два русских императора - Петр I и Екатерина II - укрепляли и развивали Российское государство, создавали новую культуру поведения. Но как различались их подходы! Первый брил бороды, обрезал длиннополые кафтаны, наказывал розгами и ссылками за нежелание перестроиться на европейский лад. Все хотел сделать наскоком и сразу. Вторая действовала постепенно и продуманно: собственным примером, добрым словом и похвалой. За 34 года ее правления строились по плану города, возводились каменные (на европейский манер) здания, мостились улицы, словом, менялся житейский быт. В стране открывались новые учебные заведения, отрабатывались учебные программы. Проводилась в жизнь идея создания <новой породы людей>. Правление Екатерины вошло в историю России как время бурного градостроительства, многих начинаний в области искусства, науки и техники. Екатерина переписывалась с Вольтером и другими французскими мыслителями, создавая в глазах европейской общественности образ мудрой правительницы, радеющей о народном благе. В результате екатерининская Россия стала полноправной участницей европейской системы государств.

ХVIII - начало ХIХ века знаменуют два культурных достижения мирового класса: зодчество Санкт-Петербурга и портретная живопись. Появление мировых достижений в области светской культуры свидетельствовало о двух фактах: 1) светское искусство стало самостоятельным культурным событием в жизни общества, не меньшим, чем религиозное; 2) отныне все или большинство культурных новаций следовало ожидать уже от светской, а не от религиозной культуры. Светская культура прочно захватила лидерство и уже больше никогда его не упускала. Великая эпоха русской церковной культуры ушла в прошлое, наступила великая эпоха русской светской культуры.

В северной столице трудились русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы, возводившие хоромы, дворцы, храмы, государственные здания, архитектурный облик которых назвали русским барокко. Развитие в России архитектуры барокко середины XVIII века определяли выдающиеся зодчие, среди которых надо назватьВ. Растрелли (1700-1771), спроектировавшего Смольный монастырь и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе.

Однако господствующие позиции в архитектуре этого периода занимало не барокко, а классицизм, в эволюции которого выделяют три периода: ранний (1760-1780), строгий (1780-1800) и высокий (1800-1840). Особо прославились достижения искусства классицизма второго и третьего периода. В стиле строгого классицизма творили два выдающихся архитектора - В.И. Баженов (1737-1799) и М.Ф. Казаков (1738-1812). Архитектуравысокого классицизманашла отражение в масштабных замыслах выдающихся русских зодчих О.И. Бове, А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина, К.И. Росси, В.П. Стасова. В этот период были осуществлены широкие градостроительные программы в Москве, Петербурге и других городах, благодаря чему в первой трети XIX века они приобрели строгий и цельный облик.

Особого развития русское портретное искусство достигает во второй половине XVIII - начале XIX века. Это время работы выдающихся портретистов, чья слава распространилась далеко за пределами России: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура Московской Руси | III. Русская культура XIX века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.