Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История основания и становления таможенного дела




Таможенные отношения всегда неразрывно были связаны с возникновением и развитием внешней торговли. Основание и становление таможенного дела и тарифного регулирования перемещения товаров через границу относится к древнейшей истории. Еще III и во II тысячелетии до н.э. таможенные отношения возникали в государствах Древнего востока: Египте, Ассирии, Вавилоне.

В III веке до н. э. в городе Тариф (Андалузия) на юге Испании, которая находилась в то время под властью Карфагена, была составлена специальная таблица. В нее вносились название товара, единица измерения и указывалась величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Эту таблицу в честь города назвали тарифом.

В Х-ХI веках Киевская Русь проводила собственную таможенную политику, устанавливала размеры таможенных налогов (тарифов) на товары, которые привозились из различных стран, а купцы уплачивали таможенные налоги.

О развитии таможенного дела в Киевской Руси свидетельствует тот факт, что на момент составления в 1016 году древнейшего сборника древнерусского права – «Русской правды» Ярослава Мудрого, такие термины, как «мыто», «мытник», «мытница» были хорошо известны и славянам и другим народам, которые поддерживали торговые отношения с Киевским государством.

В Киевской Руси среди многочисленных пошлин и сборов были распространены таможенные сборы которые назывались «мытами», а места где они взимались мытницами.

В Древней Руси существовали гибкие таможенные пошлины. Они подразделялись на:

Водные; Сухопутные; Проезжие; Торговые

Определенное воздействие на таможенную политику Киевской Руси оказало монголо-татарское иго. Ханская администрация устанавливала однократный сбор таможенных платежей, в подтверждение чего на товар проставлялся специальный знак – «тамга» (клеймо). Отсюда произошло русскоязычное слово «таможня». Выдача «тамги» как подтверждения уплаты всех необходимых таможенных платежей сменило уплату «мыта», вместо «мытника» таможенную политику стали реализовывать «таможенники».

После монголо-татарского ига в таможенный лексикон, также, вошли следующие термины:

Сбор – основной сбор за провоз товара;

Посаженный сбор – сбор за ввезенный товар в саженях;

Головиха – сбор за каждого проезжающего на корабле.

Таможенные порядки были установлены и в Запорожской Сечи, которая вела активную торговлю с Турцией, Крымом, Литвой, Польшей и Россией, контролируя выгодную часть известного водного торгового пути «из варяг в греки».

Специальный таможенный порядок устанавливался договором турецкого султана с «войском запорожским и народом русским» в 1649 году. По данному договору запорожцы получали следующие льготы:

- свободное плавание Черным морем;

- свободный заход в порты;

- освобождение от таможенных платежей сроком на 100 лет.

Во время СССР таможенное дело в Украине самостоятельно не велось, а все было подчинено центральным исполнительным органам.

После провозглашения независимости Украины в 1991 году Верховный Совет УССР принял Закон Украины «О таможенном деле в Украине», который провозгласил, что Украина как суверенное государство самостоятельно создает собственную таможенную систему и осуществляет таможенное дело.

12 декабря 1991 года Верховная Рада Украины приняла Постановление о создании Государственного таможенного комитета Украины как центрального таможенного органа Украины и первый Таможенный кодекс Украины.

29 ноября 1996 года Президент Украины издал Указ о создании на базе бывшего Государственного таможенного комитета, Государственной таможенной службы Украины, которая является центральным органом управления в сфере таможенного дела Украины и в настоящее время.

На базе ОВД в приграничных регионах стали формироваться таможенные посты.

В 2002 году в Украине был принят Таможенный кодекс, который на данный момент является основным нормативным актом, регулирующим таможенные правоотношения в нашей стране.

 

2. Понятие и содержание таможенного дела

 

В соответствии с Разделом 4 Декларации о государственном суверенитете Украины наша страна самостоятельно формирует банковскую, ценовую, финансовую, таможенную и налоговую системы, формирует государственный бюджет.

Характерно, что регулирование таможенного дела стало одним из первых и приоритетных заданий Украины. 25 июня 1991 года Верховная Рада Украинской ССР принимает закон «О таможенном деле в СССР».

В соответствии со ст. 3 Таможенного кодекса Украины таможенное дело составляет:

- порядок перемещения через таможенную границу Украины товаров и транспортных средств,

- таможенное регулирование, связанное с установлением и взиманием налогов и сборов, процедуры таможенного контроля и оформления,

- борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил, направленные на реализацию таможенной политики Украины.

Таможенное дело является составляющей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины. В таможенном деле Украина соблюдает признанные в международных отношениях системы классификации и кодировки товаров, единую форму декларирования экспорта и импорта товаров, таможенную информацию, а также иные международные нормы и стандарты.

Основы таможенного дела, в том числе размеры налогов и сборов и условия таможенного налогообложения, специальные таможенные зоны и таможенные режимы на территории Украины, перечень товаров, экспорт, импорт и транзит которых через территорию Украины запрещается, определяются исключительно законами Украины и Таможенным Кодексом.

Кабинет Министров Украины организует и обеспечивает осуществление таможенного дела в соответствии с Таможенным Кодексом и другими законами Украины, а также международными договорами, заключенными в установленном законом порядке, координирует деятельность специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области таможенного дела (Государственной таможенной службы), других органов исполнительной власти при решении вопросов, касающихся таможенного дела.

Непосредственное руководство таможенным делом возлагается на специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области таможенного дела – Государственную таможенную службу Украины.

Таможенное дело осуществляется в пределах таможенной политики, имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению интересов и потребностей физических, юридических лиц и государства.

Содержание таможенного дела это специфическая деятельность государства и созданных им таможенных органов во взаимодействии с иными государственными органами по обеспечению:

внешнеэкономической деятельности государства,

прав и законных интересов физических и юридических лиц,

внешней политики страны и сотрудничества с другими странами,

а также безопасности государства.

Содержание таможенного дела представляет собой несколько аспектов:

1. Таможенное дело как средство обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц. Данный аспект имеет внутреннее и внешнее содержание:

а) внутреннее содержание связано с безопасностью человека, например, от незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств, прекурсоров, других подобных им по действию препаратов, некачественных лекарственных препаратов, продуктов питания, товаров народного потребления и т.д. Это также касается наполнения отечественного рынка товарами, которые не производят отечественные предприниматели.

б) внешнее содержание связано с удовлетворением культурных и других потребностей населения Украины: международный туризм, международный культурный обмен, лечение за рубежом, учеба, общение с родственниками, миграция и т.д. Особое значение имеет внешнеэкономическая деятельность и кооперация с зарубежными предпринимателями.

2. Таможенное дело как направление реализации внешней политики страны и сотрудничества с другими странами в разных сферах. Например, это проявляется в борьбе с международным терроризмом, контрабандой, распространением наркотиков, борьбе со СПИДом, другими болезнями и тому подобное.

3. Таможенное дело как средство обеспечения безопасности государства заключается в том, что при его осуществлении приоритетным моментом является защита суверенитета Украины, ее экономических интересов. Через осуществление таможенного дела государство может защищать провозглашенные Конституцией Украины приоритеты, и прежде всего жизнь и здоровье своих граждан, их законные права и интересы.

 

 

3. Таможенная политика, ее основные элементы и принципы

 

В соответствии со ст. 2 Таможенного Кодекса Украины таможенная политика – это система принципов и направлений деятельности государства в сфере обеспечения своих экономических интересов и безопасности при помощи таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли.

Таможенная политика во всех странах мира является монополией государства. Это означает исключительное право государства на разработку принципов таможенной политики и механизма ее осуществления. Основное содержание государственной монополии таможенного дела заключается в обеспечении целостного, централизованного регулирования внешнеэкономического обмена.

Конечная цель таможенной политики заключается в привлечении дополнительных средств для формирования государственного бюджета.

Существуют два подхода (элемента) в формировании таможенной политики: фритредерство и протекционизм.

Фритредерство – политика свободной торговли при которой таможенные органы выполняют преимущественно регистрационную функцию и не взимают экспортные и импортные пошлины, не устанавливают ограничения на внешнеторговый оборот.

Протекционизм – это политика направленная на защиту собственной промышленности и собственного товаропроизводителя от заграничных конкурентов на внутреннем рынке. Для протекционизма характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Принципы таможенной политики Украины предусмотрены ст. 4 ТКУ. К ним относятся следующие принципы:

1) исключительной юрисдикции Украины на ее таможенной территории;

2) исключительной компетенции таможенных органов Украины по осуществлению таможенного дела;

3) законности;

4) единого порядка перемещения товаров и транспорт­ных средств через таможенную границу Украины;

5) системности;

6) эффективности;

7) соблюдения прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц;

8) гласности и прозрачности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.