Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспорт и дороги в АПК. Показатели эффективности их использования

Важнейшей составной частью материально-технической базы предприятий и отраслей АПК, в том числе и сельского хозяйства, являются транспортные средства и дороги. С помощью транспортных средств и дорог сокращается рабочее время на создание и реализацию продукции. Этим самым обеспечивается рост производительности труда и снижение себестоимости продукции. Создание хорошей дорожно-транспортной сети является и важнейшим условием социального переустройства села.

Использование транспорта в сельском хозяйстве имеет свои особенности:

ü Сезонность и неравномерность загрузки подвижного состава;

ü Разнообразие грузов;

ü Большой объем грузоперевозок на короткое расстояние;

ü Зависимость от погодных условий, от дорожных условий;

ü Преимущество односторонних перевозок;

ü Децентрализация транспорта между отдельными предприятиями.

Основные виды транспорта в сельском хозяйстве – автомобильный и тракторный. Применяется также трубопроводный (водопроводы, молоководы, газоводы и др.), авиационный, гужевой. Доля автомобильных перевозок составляет около 75%, тракторных 22-23%, гужевого – 2-3% от общего объема транспортных работ в сельском хозяйстве.

Автомобильный транспорт применяется преимущественно на межхозяйственных перевозках. На внутрихозяйственных транспортных работах в растениеводстве, животноводстве, строительстве широко используются тракторы. Их приходится активно использовать в весенний и осенний периоды в районах с труднопроходимыми дорогами.

Перевозки, выполняемые автомобильным транспортом, прежде всего можно разделить на внехозяйственные (межхозяйственные) и внутрихозяйственные. Внехозяйственные (межхозяйственные) перевозки – это перевозки продукции государственным заготовительным организациям, перерабатывающим предприятиям, на рынок, а также доставка в хозяйство удобрений, нефтепродуктов, ремонтных и строительных материалов, кормов, технических средств и т. п. Для таких перевозок характерны сравнительно большие расстояния (30 км и более) и относительно благоприятные дорожные условия. На долю этих перевозок приходится примерно 20 – 25 % всего объема грузоперевозок. Внутрихозяйственные – это перевозки с полей на усадьбу (зерно, картофель, корма и др.), с усадьбы на поля (семена и посадочный материал, удобрения и др.), внутри полей (скирдование соломы, подвозка картофеля и корнеплодов к буртам и др.). На их долю приходится примерно 75 % грузоперевозок. Объем работы грузового автопарка (объем грузоперевозок) определяется в тонно-километрах.

Выделяют следующую классификацию грузов:

1. По объемной массе – транспортабельные и малотранспортабельные;

2. По физическому состоянию – твердые, жидкие;

3. По способам погрузки и транспортировки – навалочные, насыпные, наливные, штучные;

4. По габаритности – длинномерные (бревна, трубы), негабаритные (техника, оборудование);

5. По использованию грузоподъемности грузы подразделяются на четыре группы:

а) степень использования грузоподъемности 100 % и выше;

б) степень использования грузоподъемности 99 – 71 %;

в) степень использования грузоподъемности 70 – 51 %;

г) степень использования грузоподъемности 50 % и ниже.

Экономическая эффективность использования транспортных средств определяется с помощью следующих показателей:

1. Коэффициент использования грузового автомобильного парка (Ки) – это отношение работающих автомобилей (Ар) к общему количеству автомобилей в хозяйстве (Ао):

Ки = Ар / Ао

2. Коэффициент технической готовности подвижного состава (Ктг) – отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии (АДи) к общему числу автомобиле-дней пребывания автомобилей в хозяйстве (АДх):

Ктг = АДи / АДх

3. Коэффициент использования машин в работе (Кар) – отношение автомобиле-дней в работе (АДр) к количеству автомобиле-дней пребывания автомобилей в хозяйстве (АДх):

Кар = АДр / АДх

4. Коэффициент использования рабочего времени (Крв) – отношение автомобиле-часов, затраченных на перевозку грузов или техническое обслуживание автомобильного парка (Ачп), к общей продолжительности пребывания автомобилей в наряде (Ачн):

Крв = Ачп / Ачн

5. Коэффициент использования пробега (Кпр) – отношение количества километров, пройденных с грузом (Пг), к общему пробегу (По):

Кпр = Пг / По

6. Средняя загруженность автомобиля (Зср) – отношение общего количества выработанных тонно-километров (Рткм) к пробегу автомобилей с грузом (Пг):

Зср = Рткм / Пг

7. Коэффициент использования грузоподъемности (Кгр) – отношение средней загруженности автомобиля (Зср) к среднетехнической грузоподъемности (Г):

Кгр = Зср / Г

8. Себестоимость одного тонно-километра (Сткм) – отношение производственных затрат по автопарку (ПЗа) к количеству выработанных тонно-километров (Рткм)

Сткм = ПЗа / Рткм

9. Годовая производительность автомобиля (Па) – отношение объема работ автопарка в тоннах перевезенного груза (От) или тонно-километрах (Рткм) к количеству автомобилей, имеющихся в хозяйстве (Ао):

Па = От / Ао; Па = Рткм / Ао

Одним из резервов улучшения работы автомобильного транспорта является концентрация его на крупных специализированных автотранспортных предприятиях агропромышленного комплекса на основе межхозяйственной кооперации, лучшего использования специализированных и большегрузных транспортных средств предприятий АПК.

Эффективность использования автотранспорта в значительной степени зависит от типа и состояния дорог. Автомобильные дороги можно подразделить на пять категорий: I и II категории – дороги межгосударственного и основные дороги республиканского значения, III категория – остальные дороги республиканского и основные дороги областного значения, IV категория – остальные дороги областного и районного значения, V категория – дороги местного значения.

Большинство дорог районного значения имеет щебеночное, гравийное и каменное покрытия. Внутрихозяйственные дороги в основном – профилированные грунтовые. По сравнению с автомобильными дорогами с твердым покрытием (асфальтобетон и цементобетон) себестоимость перевозок по профилированным грунтовым дорогам, находящимся в хорошем состоянии, выше в 2 раза, расход топлива больше в 1,8 раза, а по грунтовым дорогам во влажном состоянии соответственно эти показатели значительно выше.

Отставание дорожного строительства не только ухудшает условия эксплуатации машин, но и оказывает отрицательное влияние на социальное развитие села. В республике в последние годы увеличивается общая протяженность дорог, в том числе и с твердым покрытием.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Факторы повышения производительности труда | Тема: Основные фонды предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.