Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цена данного товара

Спрос на рынке одного товара и его факторы

Тема 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Спрос – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях.

Функция спроса – зависимость спроса от определяющих его факторов:

QD = f (x1, x2, …, xn)

· где QD – объем спроса на данный товар в единицу времени (от англ. quantity demanded);

· x1, …, xn – факторы, влияющие на величину спроса.

Факторы спроса:

· цена данного товара;

· цены взаимосвязанных товаров;

· доходы потребителей;

· ожидания потребителей;

· вкусы и предпочтения потребителей;

· численность населения и др.

Функция спроса от цены:

QD = f (P),

· где P – цена данного товара.

Закон спроса: при увеличении цены данного товара объем спроса на него падает, при уменьшении – растет.

Это происходит в связи с действием двух эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект замещения – изменение цен приводит к изменению относительной привлекательности различных товаров для потребителя – если цена товара падает, его привлекательность и объем спроса увеличиваются; если цена товара растет, он замещается другими товарами, объем спроса уменьшается.

Эффект дохода – изменение цен приводит к изменению покупательной способности потребителей (их реальных доходов) – при повышении цен реальные доходы уменьшаются, и объем спроса для каждого данного потребителя снижается; при снижении цен, наоборот, реальные доходы увеличиваются, и объем спроса возрастает.

 

Рис. 1.1. Кривая спроса

Исключения из закона спроса:

Товары Гиффена – товары первой необходимости, занимающие значительное место в бюджете потребителя с низким уровнем доходов с увеличением цены демонстрируют увеличение спроса. Пример: картофель во времена массового голода, вызванного его неурожаем в XIX в. в Ирландии.

Эффект Веблена. Рост цен на ряд престижных товаров стимулирует рост спроса со стороны ограниченного круга потребителей (жилье в престижных районах, автомобили, драгоценности).

Цена данного товара является эндогенным (внутренним) фактором спроса, ее изменение влияет на объем спроса, что находит выражение в скольжении по кривой спроса.

Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведет к изменению спроса, что находит выражение в сдвиге кривой спроса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. Предмет и метод экономической теории | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.