Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип действия

Вопрос. Принцип действия, конструкция и характеристики генераторных установок.

 

Преобразование механической энергии, которую автомобильный генератор получает от двигателя внутреннего сгорания через ременную передачу, в электрическую происходит, как и в любом генераторе, в соответствии с яв­лением электромагнитной индукции. Суть явления состоит в том, что, если изменять магнитный поток, пронизывающий катушку, витки которой выпол­нены из проводящего материала, например, медного провода, то на выводах катушки появляется электрическое напряжение, равное произведению чис­ла ее витков на скорость изменения магнитного потока. Совокупность таких катушек образует в генераторе обмотку статора. Возможны два варианта изменения магнитного потока: по величине и направлению, что обеспечива­ется в щеточной конструкции вентильного генератора, или только по вели­чине, что характерно для индукторного бесщеточного генератора. Для обра­зования магнитного потока достаточно пропустить через катушку электри­ческий ток. Эта катушка образует обмоткувозбуждения. Сталь, в отличие от воздуха, хорошо проводит магнитный поток. Поэтому основные узлы генера­тора, в которых происходит преобразование механической энергии в элект­рическую, состоят из стальных участков и обмоток, в которых создается магнитный поток при протекании в них электрического тока (обмотка возбу­ждения), и возникает электрический ток при изменении этого потока(обмот­ка статора).

Обмотка статора с его магнитопроводом образует собственно статор, главную неподвижную часть, а обмотка возбуждения с полюсной системой и некоторы­ми другими деталями (валом, контактными кольцами) - ротор, главную враща­ющуюся часть.

Питание обмотки возбуждения осуществляется от источника постоянного то­ка, например, от аккумуляторной батареи или от самого генератора. В последнем случае генератор работает на самовозбуждении, его первоначальное напряже­ние образуется за счет остаточного магнитного потока, который создается стальными частями ротора даже при отсутствии тока в обмотке возбуждения. Это напряжение вызывает появление электрического тока в обмотке возбужде­ния, в результате чего магнитный поток усиливается и вызывает лавинный про­цесс возбуждения генератора. Однако самовозбуждение генератора происходит на слишком высоких частотах вращения ротора. Поэтому в схему генераторной установки, если обмотка возбуждения не соединена с аккумуляторной батареей, вводят такое соединение через контрольную лампу мощностью 2-3 Вт. Небольшой ток, поступающий через эту лампу в обмотку возбуждения, обеспечивает возбуждение генератора при низких частотах вращения ротора. При работе ге­нератора напротив катушек обмотки статора устанавливается то южный, то се­верный полюс ротора, при этом направление магнитного потока, пронизываю­щего катушку, изменяется, что и вызывает появление в ней переменного напря­жения. Частота этого напряжения f зависит от частоты вращения ротора n и числа пар полюсов р генератора:

;

У всех автомобильных генераторов отечественного производства и, за редким исключением, генераторов зарубежных фирм шесть пар полюсов, при этом ча­стота переменного тока в обмотке статора, выраженная в Гц, меньше частоты вращения ротора генератора, измеряемой в мин-1, в 10 раз.

С учетом передаточного числа ременной передачи i от двигателя к генерато­ру, частота переменного тока, выраженная через частоту вращения коленчато­го вала двигателя nдв определяется соотношением:

f = 0,1n двi.

Следовательно, по частоте переменного тока генератора можно измерять ча­стоту вращения коленчатого вала двигателя, что и используется в реальных схемах подключением тахометра или любого другого устройства, реагирующего на частоту вращения коленчатого вала, к выводу обмотки статора.

Обмотка статора как отечественных, так и зарубежных генераторов - трех­фазная. Она состоит из трех обмоток фаз, которые иногда называют просто фазами, токи и напряжения в которых смещены на 120 электрических градусов, как показано на рис. 2.1.

Фазы могут соединяться в «звезду» или «треугольник». При этом различают фазные и линейные напряжения и токи. Фазные напряжения действуют между выводами обмоток фаз, а токи, протекающие в этих обмотках, являются фазными, линейные напряже­ния действуют между проводами, соединяющими обмотку статора с выпрямите­лем. В этих проводах протекают линейные токи. Естественно, выпрямитель вы­прямляет те величины, которые к нему подводятся, т.е. линейные.

При соединении в «треугольник» фазные токи в раза меньше линейных, в то время как у «звезды» линейные и фазные токи равны. Это значит, что при том же отдаваемом генератором токе, ток в обмотках фаз при соединении в «треугольник» значительно меньше, чем у «звезды».

Поэтому в генераторах большой мощности довольно часто применяют соеди­нение типа «треугольник», т.к. при меньших токах обмотки можно наматывать более тонким проводом, что технологичнее. Однако линейное напряжение у «звезды» в раз больше фазного, в то время как у «треугольника» они равны, и для получения такого же выходного напряжения при тех же частотах враще­ния ротора «треугольник» требует соответствующего увеличения числа витков его фаз по сравнению со «звездой».

Более тонкий провод можно применять и при соединении типа «звезда». В этом случае обмотку выполняют из двух параллельно соединенных обмоток, каждая из которых соединена в «звезду», т.е. соединением «двойная звезда».

Выпрямитель содержит для трехфазной системы шесть силовых полупровод­никовых диодов, три из которых VD1, VD3, VD5 соединены с выводом «+» гене­ратора, а три - VD2, VD4, VD6 - с выводом «-» («массой»). Однако стремление повысить мощность генератора привело к увеличению числа диодов выпрями­теля до восьми и применению дополнительного плеча выпрямителя на диодах VD7, VD8, показанного на рис. 2.1 пунктиром.

Такая схема выпрямителя может иметь место только при соединении обмоток статора в «звезду», так как дополни­тельное плечо запитывается от «нуле­вой» точки «звезды».

Подключение обмотки возбуждения к собственному выпрямителю на дио­дах VD9 - VD11 препятствует протека­нию через нее тока разряда аккумуля­торной батареи при неработающем двигателе автомобиля.

Полупроводниковые диоды нахо­дятся в открытом состоянии и не ока­зывают существенного сопротивления прохождению тока при приложении к ним напряжения в прямом направле­нии и практически не пропускают ток при обратном напряжении.

По графику фазных напряжений (рис. 2.1) можно определить, какие ди­оды открыты, какие закрыты в данный момент времени. Фазное напряжение Uф1 действует в обмотке первой фазы, Uф2 - второй, Uф3 - третьей. Эти на­пряжения изменяются по кривым, близким к синусоиде, и в одни момен­ты времени они положительны, в дру­гие отрицательны.

 

Рис. 2.1. Принципиальная схема генераторной установки:

Uф, Uл, Ud - соответственно фазное, линейное и выпрямительное напряжения; 1,2,3- обмотки трех фаз статора; 4-диоды си­лового выпрямителя; 5 - аккумуляторная бата­рея; 6 - нагрузка: 7 - диоды выпрямителя обмот­ки возбуждения; 8 - обмотка возбуждения 9 - регулятор напряжения.

 

Если положительное направление напряжения в фазе принять по стрел­ке, направленной к нулевой точке об­мотки статора, а отрицательное от нее, то, например, для момента времени t1, когда напряжение второй фазы отсут­ствует, первой фазы - положительно, а третьей - отрицательно, направле­ние напряжений фаз соответствует стрелкам на рис. 2.1. Ток через обмот­ки, диоды и нагрузку будет протекать в направлении этих стрелок. При этом открыты диоды VD1, VD4. Рассмотрев лю­бые другие моменты времени, легко убедиться, что диоды силового выпрямите­ля переходят из открытого состояния в закрытое и обратно таким образом, что ток в нагрузке имеет только одно направление - от вывода «+» генераторной установки к ее выводу «-», т.е. в нагрузке протекает постоянный (выпрямлен­ный) ток. Диоды выпрямителя обмотки возбуждения работают аналогично, пи­тая выпрямленным током эту обмотку. В выпрямитель обмотки возбуждения входят также 6 диодов, но три из них - VD2, VD4, VD6 - общие с силовым вы­прямителем. Ток в обмотке возбуждения значительно меньше, чем ток, отдава­емый генератором в нагрузку. Поэтому в качестве диодов VD9 - VD11 применя­ются малогабаритные слаботочные диоды, рассчитанные на ток не более 2 А.

Плечо выпрямителя, содержащее диоды VD7, VD8, вступает в работу только в том случае, если фазные напряжения генератора отличаются от синусоиды, что и имеет место в реальных генераторах. Напряжение любой формы можно представить в виде суммы синусоид, которые называются гармоническими со­ставляющими или гармониками - первой, частота которой совпадает с частотой фазного напряжения, и высших, главным образом третьей, частота которой в три раза выше, чем первой. Представление реальной формы фазного напряже­ния в виде суммы двух гармоник, первой и третьей, показано на рис. 2.2.

 

Рис. 2.2. Представление фазного напряжения Uф в виде суммы синусоид первой U1, и треть­ей U3 гармоник.

 

Из электротехники известно, что в линейном напряжении, т.е. в том напряже­нии, которое проводами подводится к выпрямителю и выпрямляется, третья гармоника отсутствует. Это объясняется тем, что третьи гармоники всех фазных напряжений совпадают по фазе, т.е. одновременно достигают одинаковых зна­чений и при этом взаимно уравновешивают и взаимно уничтожают друг друга в линейном напряжении.

Таким образом, третья гармоника напряжения в фазном напряжении при­сутствует, а в линейном - нет. Следовательно, мощность, развиваемая третьей гармоникой фазного напряжения, не может быть использована потре­бителем. Чтобы потребители могли использовать эту мощность, добавле­ны диоды VD7 и VD8, подсоединенные к нулевой точке обмоток фаз, т.е. к точке, где сказывается действие фазного напряжения. Таким образом, диоды VD7, VD8 выпрямляют только напряжение третьей гармоники фаз­ного напряжения. Применение этих диодов увеличивает номинальную мощность генератора.

Как видно на рис. 2.1, выпрямленное напряжение носит пульсирующий ха­рактер. Применение дополнительного плеча на диодах VD7, VD8 усугубляет глубину пульсации. Однако наличие аккумуляторной батареи, которая является своеобразным фильтром, сглаживает напряжение в бортовой сети авто­мобиля. При этом ток в самой батарее пульсирует.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос. Тенденции развития автомобильных генераторных установок | Конструкция генераторов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.