Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы поверки средств измерений




Порядок приема и регистрации средств измерений на поверку

Средства измерений принимаются МС из подразделений предприятия на поверку в сроки, установленные графиками поверки.

Регистрация принятых на поверку средств измерений производится в специальном журнале лицами, назначенными распоряжением руководителя МС.

Средства измерений на поверку должны быть представлены в государственные региональные центры метрологии и другие аккредитованные метрологические службы.

В основу классификации применяемых методов поверки положены следующие признаки, в соответствии с которыми средства измерений могут быть поверены:

- без использования компаратора (прибора сравнения), т. е. непосредственным сличением поверяемого средства измерений с рабочим эталоном того же вида;

- сличением поверяемого средства измерений с рабочим эталоном того же вида с помощью компаратора

- прямым измерением поверяемым измерительным прибором величины, воспроизводимой рабочим эталоном - мерой;

- прямым измерением рабочим эталоном - измерительным прибором величины, воспроизводимой подвергаемой поверке мерой;

- косвенным измерением величины, воспроизводимой мерой или измеряемой прибором, подвергаемыми поверке;

- путем независимой (автономной) поверки.

Классификация видов поверок приведена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Классификация видов поверок

В правилах ПР 50.2.006-94 установлены следующие виды поверок средств измерений в зависимости от целевого назначения: первичная, периодическая, внеочередная и инспекционная. Кроме этого, может быть проведена поверка в рамках метрологической экспертизы средств измерений.

Первичной поверке подлежат средства измерений утвержденных типов при выпуске из производства и ремонта, при ввозе по импорту. Первичной поверке могут не подвергаться средства измерений при ввозе по импорту на основании заключенных международных соглашений (договоров) о признании результатов поверки, произведенной в зарубежных странах.

Периодической поверке подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы (МПИ), установленные с расчетом обеспечения пригодности СИ на период между поверками. Первый межповерочный интервал устанавливают при утверждении типа средства измерений, а последующие планируют на основе статистики отказов и экономических показателей.

Внеочередную поверку проводят для работающего СИ при корректировании МПИ, повреждении клейма, пломбы, утрате документов, необходимости удостовериться в исправности СИ (изменение условий эксплуатации или ее интенсивности после длительного хранения); установке СИ, являющихся комплектующими изделиями, после истечения половины гарантийного срока.

Инспекционная поверка необходима при осуществлении государственного надзора или контроля юридических лиц за состоянием и применением СИ.

Экспертную поверку проводят при возникновении спорных вопросов относительно MX, исправности СИ и пригодности их к применению. Поверку осуществляют органы ГМС по письменному требованию заинтересованных лиц.

По способу проведения различают комплектный и поэлементный виды поверки.

Комплектный способ состоит в том, что СИ поверяют в полном комплекте его составных частей в реальных (или приближенных к ним) условиях эксплуатации. Это позволяет в ходе поверки выявить сопутствующие дефекты (монтажа СИ и вспомогательных устройств, неисправности коммутационной аппаратуры и т.п.).

Поэлементный способ поверки заключается в предварительном определении погрешностей отдельных составных частей поверяемого СИ. Затем по полученным данным расчетным путем определяют погрешности всего СИ. Кроме того, этот способ широко используют при поверке СИ, сложных по конструкции (например, многодиапазонных СИ для измерения различных физических величин).

Предпочтительным является комплектный способ поверки, развитие которого и является одной из основных задач МС юридических лиц. Этот способ более приспособлен и для реализации комплексной автоматизации поверочных работ.

Указанные способы поверки можно осуществить различными методами.

Метод непосредственного сличения без промежуточных приборов довольно прост и широко используется при поверке СИ невысокой точности: штриховых мер длины (линейки, рулетки); мер вместимости (мерные колбы, бюретки); приборов для непосредственного измерения тока, напряжения, частоты; СИ механических величин и т.д. При этом одна и та же физическая величина хизмеряется поверяемым СИ хпи рабочим эталоном хоСИ. Разность их показаний Δ=хпо является абсолютной погрешностью поверяемого СИ. Приводя ее к нормированному значению получают приведенную погрешность поверяемого СИ у=Δ/хМ 100%.

Метод сличения с помощью компаратора (прибора сравнения) более точен и позволяет косвенно сравнить две однородные или разнородные физические величины методами противопоставления или замещения. Сам по себе компаратор не содержит образцовых мер или СИ. Наиболее широкое распространение имеют следующие компараторы: образцовые весы - для поверки гирь; мосты переменного и постоянного тока - для поверки электрических емкостей, индуктивностей, сопротивлений; потенциометры - для поверки ЭДС. Основные требования к компараторам - высокая чувствительность и стабильность.

Метод прямого измерения по образцовым мерам есть разновидность метода непосредственного сличения и наиболее широко используется при поверке мер электрических и магнитных величин.

Метод косвенных измерений заключается в использовании прямых измерений и соответствующего пересчета погрешности в соответствии с известной функциональной зависимостью. При этом необходимо учитывать, что конечный результат всегда содержит составляющие погрешности косвенного измерения.

Независимая (автономная) поверка без применения рабочих эталонов используется при поверке особо точных СИ, при фактическом отсутствии более точных СИ. Как правило, этот метод используется для поверки приборов сравнения - компараторов. Он заключается в сравнении величин, воспроизводимых компаратором, с опорной величиной, воспроизводимой самим компаратором. Например, при поверке т-й декады потенциометра необходимо убедиться в равенстве падений напряжения на каждой и-й ступени этой декады. Выбрав в качестве опорной величины сопротивление первой ступени декады, с помощью компаратора поочередно сравнивают с ней падения напряжения на каждой n-й ступени. Этот метод трудоемок, но позволяет определять поправки с высокой точностью непосредственно на месте эксплуатации поверяемого СИ.

В процессе поверки ведут протокол, куда вносят номинальные характеристики и параметры, в том числе реквизиты рабочего эталона и поверяемого СИ (заводской номер, тип, обозначение и т.п.), результаты каждого измерения. В дальнейшем результаты обрабатывают и на основании этого делают вывод о годности СИ к эксплуатации.

Поверочные схемы

Для обеспечения единства измерений необходимо не только применение узаконенных единиц величин, но и важно, чтобы размер единиц был одинаковым. Для этого следует воспроизводить единицы с максимально возможной точностью с помощью технических средств, хранить единицу в состоянии, обеспечивающем неизменность размера во времени, и регулярно передавать размер единицы всем другим средствам измерений, проградуированным в этой единице.

Возникает необходимость создания иерархических систем, в которых технические средства, расположенные в определенном порядке в соответствии с их точностью, участвуют в последовательной передаче размера единицы от эталона всем средствам измерений этой величины (схема передачи размеров единиц от первичного эталона рабочим средствам измерений представлена на рисунке 4).

 

Рисунок 4 - Принципиальная схема передачи размеров единиц от эталонов

рабочим средствам измерений

 

Порядок передачи устанавливается документами специального вида, называемыми поверочными схемами.

Поверочная схема - это утвержденный в установленном порядке документ, регламентирующий средства, методы и точность передачи размера единицы вели­чины от государственного эталона или исходного рабочего эталона (РЭ) к рабочим средствам измерений. Роль поверочных схем в метрологическом обеспечении выходит за рамки их законодательного аспекта, поэтому поверочную схему необходимо рассматривать как:

- отражение научного и технического потенциала метрологии и измеритель­ной техники;

- один из главных объектов метрологии, так как разработка и реализация поверочных схем - одна из основных функций МС;

- руководящий принцип организации и управления деятельностью МС.

Требования к содержанию и построению поверочных схем установлены в (ГОСТ 8.061-80 ГСИ Поверочные схемы. Содержание и построение) МИ 2230—92 «ГСИ. Методика количественного обоснования поверочных схем при их разработке». Примеры компоновки элементов государственной и локальной поверочных схем представлены на рисунке 5 и 6.

Рисунок 5 - Пример компоновки элементов государственной поверочной схемы:

1 - государственный эталон; 2 - метод передачи размера единиц; 3 - эталон-копия;

4 - эталон - сравнения; 5 - рабочий эталон; 6-8 - эталоны соответствующих разрядов;

9 - эталоны, заимствованные из других поверочных схем; 10 - рабочие средства измерений.

 

Передача размеров единиц величин от эталонов рабочим средствам измерений позволяет осуществить их поверку.

Различают государственные и локальные поверочные схемы (ПС) органов МС юридических лиц.

Разработка государственных поверочных схем для средств измерений физической величины осуществляет главный центр государственных эталонов, являющийся хранителем государственного эталона единицы этой величины. При отсутствии государственного эталона разработку осуществляет центр, головной в данной области измерений. К разработке схемы в качестве соисполнителей могут привлекаться головные (базовые) организации МС министерств.

В ходе разработки государственной поверочной схемы необходимо обосновать оптимальность ее структуры (виды вторичных эталонов, число разрядов рабочих эталонов (РЭ) и т. д.) с учетом: оптимальных соотношений погрешностей пове­ряемого и рабочего эталона (РЭ), вероятности признания годным неисправного средства измерений; допускаемого отношения числа исправных, но забракован­ных средств к общему числу исправных средств и т. д.

Государственную поверочную схему разрабатывают в качестве национального стандарта. Она не должна противоречить международным поверочным схемам (ПС

Поверочные схемы оформляют в виде чертежа, дополняя эталоны пределом допускаемой погрешности средств измерений при соответствующей доверительной вероятности 0,90; 0,95 или 0,99, метрологические характеристики и, в частности, погрешности рабочих средств измерений - пределом допускаемой погрешности средств измерений в соответствии с ГОСТ 8.009-84. Форма выражения погрешности рабочих эталонов и рабочих средств измерений в одной поверочной схеме должна быть одинаковой.

В поверочных схемах наименования средств измерений, их номинальные значения или диапазоны значений величин и погрешности соответствуют: для государственных эталонов - требованиям ГОСТ 8.372—80; для рабочих эталонов - национальным стандартам на технические требования или свидетельству об их метрологической аттестации; для рабочих средств измерений - национальным стандартам на технические требования к этим средствам. Наименования и обозначения величин и их единиц указывают в соответствии с ГОСТ 8.417—2002.

На поверочной схеме также указывают один из методов поверки средств измерений: непосредственного сличения или сличения при помощи компаратора или других средств сравнения; прямых или косвенных измерений. В случае прове­дения градуировки средств измерений во время поверки делают ссылку в тексте

На чертеже поверочной схемы наименование государственного эталона заключают в прямоугольник, образованный двойной линией, а вторичные эталоны, рабочие эталоны и рабочие средства измерений - в прямоугольники, образован­ные одинарной линией. Наименование методов поверки помещают в горизонтальные овалы между наименованиями поверяемого средства измерений и этало­ном. Форма чертежей поверочной схемы должна соответствовать требованиям ГОСТ 2.301-68.

 

Рисунок 6 - Пример компоновки локальной поверочной схемы

 

Передача размеров единиц сверху вниз, компоновка и оформление элементов государственной и локальных поверочных схем приведены на рисунках 5 и 6. Передача размеров единиц сверху вниз, компоновка и оформление элементов локальной поверочной схемы приведены на рисунке 7. Пояснительный текст к ней должен состоять из вводной части и объяснений к ее элементам, несущим дополнительную информацию.

Поверочные схемы (ПС) в нормативной документации (НД) на нее оформляют в виде чертежа, дополняя его текстовой частью, на котором указывают наименование средств измерений и методов поверки, номинальные значения или диапазоны значений величин, средств измерений и методов поверки.

Чертеж должен состоять из полей, расположенных друг над другом и разделенных штриховыми линиями, число которых зависит от структуры поверочной схемы. Поля должны иметь наименования, указываемые в левой части чертежа, отделенной вертикальной сплошной линией.

В верхнем поле чертежа государственной поверочной схемы, возглавляемой государственным эталоном, указывают наименования государственных эталонов в порядке их соподчиненности. В верхнем поле чертежа локальной поверочной схемы указывают наименование государственного эталона или локальной поверочной схемы.

Для средств измерений производных величин, единицы которых воспроизводят методом косвенных измерений, в верхнем поле чертежа указывают наименования рабочих эталонов, применяемых для воспроизведения данной единицы и заимствованных из других государственных поверочных схем. Наименования этих рабочих эталонов измерений должны быть даны со ссылками на соответствующие поверочные схемы. Номинальные значения или диапазоны значений величин и значения их погрешностей указывают над наименованиями государственных эталонов и рабочих эталонов.

Рисунок 7 - Фрагмент локальной поверочной схемы для СИ электрического

сопротивления

 

Под полем государственных эталонов располагают поле рабочих эталонов 1-го разряда и далее поля подчиненных рабочих эталонов. В тех поверочных схемах, где должна быть показана передача размера единицы от рабочих эталонов, заимствованных из других поверочных схем, их наименования помещают в специально отведенном поле. В рабочих эталонах локальных поверочных схем указывают разряды рабочих эталонов, соответствующие присвоенным этим средствам измерений в государственных поверочных схемах. Под наименованиями рабочих эталонов показывают диапазоны измерений и значения погрешностей средств измерений. Поле рабочих средств измерений помещают под полем подчиненного рабочего эталона. Слева направо в порядке возрастания в нем располагают погрешности группы рабочих средств измерений, поверяемых по рабочим эталонам одного наименования. Для каждой группы указывают вид, диапазон измерений и значения погрешностей средств измерений.

Погрешности государственных эталонов характеризуют в соответствии с требованиями ГОСТ 8.057-80. Как уже указывалось ранее, ПС возглавляются, как правило, государственными (первичными или специальными) эталонами с аббревиатурой ГЭТ. В качестве подчиненных им эталонов создаются вторичные эталоны. В соответствии с ГОСТ 8.057-80 и МИ 97-76 первоначально к ним относились рабочие эталоны, предназначенные непосредственно для передачи размеров единиц величин нижестоящим по ПС эталонным СИ, а также эталоны-копии, эталоны-свидетели и эталоны сравнения. В ряде современных ПС (например по ГОСТ Р 8.562-2007 и ГОСТ 8.129-99) РЭ теперь называют вторичными эталонами или рабочими эталонами нулевого разряда. Это связано с переименованием образцовых СИ в разрядные РЭ.

При разработке ПС одним из основных направлений их обоснования является выбор числа разрядов РЭ. Это требует анализа действующего и ожидаемого на ближайшие 5-10 лет парка рабочих и эталонных СИ, их дислокации, а также особенностей методов передачи размеров единиц. В действующих НД имеются рекомендации по установлению числа разрядов РЭ. Однако они не учитывают вариантность числа разрядов, организационные принципы и особенности передачи размеров единиц и самих СИ, характеристики метрологической надежности СИ, а также экономические потери вследствие несоблюдения единства изме­рений.

Например при выборе числа разрядов РЭ в ПС для электрорадиоэлектронных СИ оптимальным является установление 2 или реже 3 разрядов РЭ.

Одним из важных элементов технического обоснования ПС является также выбор рациональных и высокопроизводительных методов передачи размеров единиц от эталонов рабочим СИ с учетом их особенностей. Передача размеров единиц при градуировке, поверке, калибровке и метрологической аттестации осуществляется методами прямых измерений, сличения показаний, компарирования или косвенных измерений.

При выполнении этих процедур для измерительных приборов, мер и измерительных преобразователей наиболее удобным и производительным является метод прямых измерений величины, воспроизводимой мерой.

С применением программно-управляемых ИП этот метод позволяет автоматизировать поверку СИ аналогично предыдущему методу, но в общем случае он более трудоемок и менее производителен. Оптимизацию этого метода осуществляют путем применения карт поверки СИ.

В ряде случаев в практике поверки мер применяют метод компарирования воспроизводимых ими электрических величин.

Следует заметить, что метод компарирования трудоемок и используется при поверке СИ редко. Однако он обеспечивает достаточно высокую точность. Его разновидность применяется при компарировании мер переменного и постоянного тока и напряжения. В то же время метод косвенных измерений при воспроизведении размеров единиц применяется редко. Необходимость в нем возникает в основном при отсутствии СИ для прямых измерений с необходимыми метрологическими характеристиками (значениями величин, диапазонами частот, характеристиками соединителей и т.д.). Он встречается при измерениях мощности, напряжения, тока, коэффициентов гармоник, параметров цепей и др.

При измерениях мощности Р, напряжения U, силы тока I и полного сопротивления Z метод реализуется с помощью основных уравнений вида

P=UI+U2/Z=I2 Z, U=IZ и I=U/Z

и их конкретных сочетаний.

Схемы соединения СИ отличаются большим разнообразием в зависимости от целей измерений и применяемых при этом измерительных устройств. Основные трудности в получении высокой точности при реализации метода в соответствии с указанными выражениями заключаются в необходимости оценки полного сопротивления (его модуля и сдвига фазы) измерительных устройств.

Это обстоятельство приводит (особенно при высоких частотах) к большим погрешностям измерений.

В конкретных ПС для средств измерений электрических величин применяются все указанные ранее методы передачи размеров единиц. Это требует от разработчиков ПС и методик поверки СИ проведения соответствующего системного анализа методов и средств поверки и их регламентации в НД с целью обеспечения единства измерений всего наличного парка СИ определенной величины с учетом перспектив дальнейшего развития, что является важной и сложной научной проблемой метрологии.

Надо также отметить, что в ПС в соответствии с требованиями ГОСТ 8.061-80 необходимо указание допускаемых значений погрешности методов поверки. Однако в стандарте отсутствует пояснение того, что имеется в виду под погрешностью метода поверки - полная (суммарная) погрешность передачи размера единицы от эталона к нижестоящему по ПС поверяемому СИ, включая погрешность самого эталона, или только дополнительная методическая погрешность передачи размера единицы, которая часто возникает при выполнении методик изменений. К числу дополнительных методических погрешностей при поверке средств измерений интенсивности электромагнитных колебаний (напряжения, силы тока, мощности) относятся такие их составляющие, как влияние формы кривой и частоты измеряемых сигналов, потери в переходах и их воспроизводимость в соединителях, влияние входных и выходных импедансов СИ и др.

Однако в ряде действующих ПС также отсутствует указание о том, что подразумевается под погрешностью метода поверки. Анализ ПС показывает, что в них имеется в виду иногда полная погрешность, а иногда только дополнительная методическая составляющая. Это относится к ПС для средств измерений напряжения, мощности и силы тока по ГОСТ Р 8.562-2007; МИ 1935-88 и МИ 1940-88.

Вместе с тем это обстоятельство снижает информативность ПС и может привести к повышению брака поверки СИ и нарушению единства измерений.

В ПС устанавливаются основные метрологические характеристики (пределы измерений, диапазоны частот и погрешности) РЭ и рабочих СИ. При разработке схем исходными являются характеристики рабочих СИ. Они устанавливаются на основе анализа всего парка имеющихся в эксплуатации и планируемых к производству СИ определенной величины. Это требование не всегда отражается в действующих ПС, что является их существенным недостатком.

Для рабочих средств измерений электрических величин погрешность чаще всего характеризуется пределом допускаемых значений в относительной форме. Погрешность РЭ характеризуется также в относительной форме пределом допускаемых значений или доверительной погрешностью с вероятностью 0,95 или 0,99. В ПС должны быть указаны соотношения погрешностей эталонных и поверяемых СИ, ибо они и определяют долю (процент) брака поверки, а следовательно, и обеспечение единства измерений, и экономические потери вследствие брака. Для средства измерений электрических величин в соответствии с ГОСТ 22261-94 они устанавливаются не более от 1/5 до 1/3 или реже путем указания наибольшей вероятности брака поверки, т. е. признания любого негодного экземпляра СИ в качестве годного.

Государственные ПС для средств измерений отдельных величин разрабатываются в виде НД Государственной системы обеспечения единства измерений - ГОСТ или МИ в соответствии с основными положениями ГОСТ 8.061-80. Отдельные ПС выпущены в виде межгосударственных стандартов СНГ.

Следует отметить, что некоторые ПС, особенно для средств измерений электрических величин, являются недостаточно информативными и не содержат ряд важных методических положений, учитывающих особенности воспроизведения и передачи размеров единиц величин. Это частично объясняется недооценкой ПС. В ГОСТ 8.061-80 сформулированы общие требования к схемам, но не учтены все особенности методов и средств передачи размеров многочисленных величин. В связи с этим необходимо отражение в текстовой части ПС дополнительной информации и пояснений к элементам поверочной схемы с учетом специфики передачи размеров единиц, что отражено в ГОСТ 8.061-80.

Необходимость и полезность ПС тем выше, чем однозначнее и полнее их чертеж и текстовая часть, определяющие степень их информативности. С целью повышения информативности ПС правомерна разработка схем на отдельные пределы измеряемых величин, на определенные диапазоны частот, на конкрет­ные виды рабочих СИ одной и той же величины, встречающиеся в области измерений электрических и магнитных величин, теплофизических и температур­ных измерений, измерений геометрических величин и др. Примерами НД на ПС для средств измерений силы электрического переменного тока низкой и высокой частоты являются ГОСТ 8.132-74 и МИ 1940-88, мощности электромагнитных колебаний - ГОСТ Р 8.562-2007, ГОСТ 8.277-78 и ГОСТ 8.535-85 и электрической емкости - ГОСТ 8.371-80 и ГОСТ 8.564-98.

 

Лекция 4

Калибровка средств измерений

Средства измерений не подлежащие поверке (т.е. для которых ГМКиН не являются обязательными), для обеспечения их метрологической исправности могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при импорте, эксплуатации, прокате и продаже.

Калибровка - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик средств измерений.

Калибровочная лаборатория по заявке (договору) заказчика определяет и подтверждает сертификатом о калибровке действительные значения метрологических характеристик средства измерений на данный момент времени.

При этом калибровочная лаборатория не делает никакого вывода о пригодности прибора. Установленные характеристики могут отличаться от паспортных, и только в компетенции заказчика определить, в каких условиях и для каких целей можно использовать данное средство измерений.

Содержание операций калибровки ввиду отсутствия документации - методик калибровки аналогично операциям поверки, регламентированным методиками ее проведения.

Однако калибровка как процедура метрологического контроля, осуществляемая аккредитованной метрологической службой юридического лица, в ряде случаев отличается от поверки.

Например, при калибровке возможно определение характеристик погрешности средства измерений в одной точке диапазона измерений в условиях, отличающихся от нормальных, что принципиально отличает ее от поверки как операции допускового контроля основной погрешности средства измерений в нормальных условиях.

Средство измерения признается пригодным, если действительные значения его метрологических характеристик соответствуют ранее установленным (в нормативной документации или заказчиком) техническим требованиям. Вывод о пригодности средства измерения в этом случае делает калибровочная лаборатория.

Таким образом, калибровка отличается от поверки по техническому и организационному содержанию. Калибровка по своему техническому содержанию может быть шире или уже, чем поверка, в зависимости от конкретных требований заказчика. Кроме того, результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного интервала (МПИ), который устанавливает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Результаты калибровки действительны только на момент калибровки, а решение о дальнейшей эксплуатации и установлении межкалибровочного интервала принимает лицо, эксплуатирующее средство измерения.

В организационном содержании поверка является обязательной функцией, осуществляемой органами государственного метрологического надзора (другими уполномоченными на то органами, организациями), а калибровка является добровольной функцией, осуществляемой как государственными научными метрологическими институтами или органами государственного метрологического надзора, так и метрологическими службами юридических лиц. Аккредитация на право проведения калибровки средств измерений осуществляется только в соответствии с желанием заинтересованной метрологической службы юридического лица.

Если за состоянием и применением СИ, входящих в сферу государственного регулирования, призваны следить органы государственного метрологического надзора, то контроль за состоянием СИ, не входящих в эту сферу, при условии добровольности калибровки ложится на метрологическую службу предприятий. Поэтому единство измерений должно быть обеспечено независимо от сфер применения СИ, иначе результатами измерений просто невозможно пользоваться.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обеспечило создание национальной службы, которая обеспечивает реализацию положений Закона: аккредитацию метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ, оформление результатов калибровки, соблюдение установленных требований к выполнению калибровочных работ - и, кроме того, создает необходимые условия для правового, методического и информационного обслуживания аккредитованных метрологических служб.

Правовое обеспечение этой деятельности установлено в правилах по метрологии ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки». Структура этой системы схематично представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 – Структура Российской системы калибровки

В настоящем документе изложены основные положения по организации, структуре, функциям Российской системы калибровки (РСК), права и обязанности входящих в нее юридических лиц независимо от форм собственности. В создании РСК необходимо выделить такие положения:

- система создается на добровольной основе. Никто не вправе навязывать аккредитацию метрологическим службам, если они не изъявляют на то свое добровольное согласие;

- право осуществлять аккредитацию могут только зарегистрированные в РСК аккредитующие органы. В качестве аккредитующих органов в соответствии с Законом могут выступать государственные научные метрологические институты и органы государственного метрологического надзора. Информация о зарегистрированных аккредитующих органах регулярно публикуется;

- аккредитованная метрологическая служба выдает сертификаты о калибровке СИ и ставит оттиски калибровочных клейм от имени аккредитующего органа, аккредитовавшего данную метрологическую службу. Это означает, что в форме сертификата о калибровке СИ в соответствии с ПР 50.2.016—94 «ГСИ. Российская система калибровки. Требования к выполнению калибровочных работ» в верхней его части приводится наименование органа, аккредитовавшего данную метрологическую службу.

РСК строится на принципе компетентности, в соответствии с которым аккредитацию метрологических служб проводят аккредитующие органы, компетентные в заявленной метрологической службой области аккредитации. Обязательность наличия Руководства по качеству, содержащего полную информацию об эталонах, используемых для калибровки или поверки тех или иных средств измерений, обеспечивает достаточность информации, указанной в области аккредита­ции. При этом у метрологической службы есть право выбора аккредитующего органа; важным принципом построения РСК является самофинансирование ее деятельности.

Из этого следует, что процедуры регистрации аккредитующих органов и аккредитации метрологических служб являются платными. В соответствии с ПР 50.2.018 - 95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ» аккредитующие органы оплачи­вают ВНИИМС работу по оформлению аттестата аккредитации (установленной формы на синем фоне), присвоению аттестату регистрационного номера и шифра калибровочного клейма, занесению в Реестр аккредитованных метрологических служб.

В настоящее время уже со всей определенностью можно сказать, что РСК создана и осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными правилами и рекомендациями. ВНИИМС как научно-методический центр РСК осуществляет обучение экспертов из числа сотрудников органов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и научных метрологи­ческих институтов, которые будут проводить аккредитацию метрологических служб юридических лиц на право выполнения калибровочных работ.

Одна из целей создания РСК - вступление в Европейское сотрудничество по аккредитации лабораторий (ЕАЛ).

Требования к выполнению калибровочных работ изложены в одноименных правилах ПР 50.2.016-94.

Метрологическая служба должна создать, а аккредитующий орган должен проверить наличие Системы обеспечения качества выполнения калибровочных работ в заявленной области аккредитации. Если при этом аккредитующий орган обнаружит какие-либо недостатки, он должен помочь метрологической службе устранить эти недостатки в рамках заключаемого договора. Таким образом, договор по аккредитации метрологической службы на право проведения калибровки СИ подразумевает работу обеих договаривающихся сторон для достижения единой цели, при этом ответственность за результаты в равной степени ложится на обе стороны.

Процедура аккредитации на право выполнения калибровочных работ состоит, как правило, из трех этапов:

1) экспертиза представленных на аккредитацию документов и выдача замечаний и предложений по их совершенствованию и совершенствованию организации и порядка выполнения калибровочных работ;

2) корректировка совместно с Заявителем представленных документов, поиск реальных возможностей совершенствования калибровочной деятельности;

3) проведение проверки соответствия фактического состояния выполнения калибровочных работ заявляемому с оформлением Акта проверки. При положительных результатах проверки выдается Аттестат аккредитации на право выполнения калибровочных работ и аккредитованная служба заносится в Реестр Российской системы калибровки.

При подготовке документов, представляемых на аккредитацию, особое внимание следует уделять полному соответствию состава и характеристик средств калибровки и калибруемых средств измерений тем, которые указаны в соответствующих методиках калибровки (поверки).

При разработке Системы обеспечения качества необходимо помнить о наличии и работоспособности следующих ее элементов:

- четко оговоренная организационная структура с указанием элементов и выполняемых ими функций, включая функции управления;

- материально-техническая база, включая помещения, эталоны (эталоны как средства передачи размеров единиц величин должны быть поверены во всех случаях их применения) и другие средства калибровки, отвечающие современным требованиям;

- персонал, уровень квалификации которого соответствует установленным требованиям;

- нормативная база, включающая основной документ - Руководство по качеству, документы Российской системы калибровки, методики калибровки и др.;

- положение, при котором любое действие по подготовке, проведению калибровочных работ и так далее документируется;

- двухуровневый контроль за качеством выполнения калибровочных работ

Под двухуровневым контролем понимается наличие внутреннего и внешнего контроля за качеством. Внутренний контроль осуществляется самой калибровочной лабораторией. Порядок его проведения должен быть четко описан в Руководстве по качеству, а результаты должны фиксироваться в специальном журнале.

Внешний (инспекционный) контроль осуществляет аккредитующий орган или по его поручению орган Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по месту расположения калибровочной лаборатории (в случае если аккредитующим органом не является данный территориальный орган). Инспекционный контроль осуществляется на основании заключаемых договоров. Частота проведения инспекционного контроля устанавливается аккредитующим органом по согласованию с калибровочной лабораторией и должна быть не более одного раза в год и не менее одного раза в течение срока аккредитации, т. е. при выборе периодичности инспекционного контроля следует руководствоваться принципом «разумной достаточности». Учитывая, что аттестат аккредитации выдается на срок до пяти лет, то, по крайней мере, один раз за этот период необходимо провести проверку соблюдения метрологической службой условий аккредитации.

Руководство по качеству - это документ, который подробно описывает Систему обеспечения качества, действующую на данном предприятии. Как не может быть двух одинаковых предприятий, двух одинаковых Систем обеспечения качества, так не может быть двух одинаковых Руководств по качеству. В ПР 50.2.016—94 представлен макет Руководства по качеству. Переписывая его дословно, метрологическая служба расписывается в том, что никакой Системы обеспечения качества на предприятии не создано и к вопросу аккредитации метрологическая служба подошла формально.

Однако на практике могут возникать и такие ситуации. Например метрологическая служба предприятия была аккредитована на право выполнения калибровочных работ в РСК одним из метрологических институтов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, являющимся аккредитующим органом РСК. Местный территориальный орган Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии потребовал заключить с ним дого­вор о проведении инспекционного контроля за деятельностью аккредитованной метрологической службы.

В соответствии с ПР 50.2.017—95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки» и ПР 50.2.018—95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ» проведение инспекционного контроля за деятельностью аккредитованной метрологической службы является одной из функций аккредитующего органа РСК.

Согласно п. 1.8 ПР 50.2.018—95 аккредитующий орган может поручить выполнить эту функцию органу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, зарегистрированному в качестве аккредитующего органа РСК, по местонахождению предприятия. Как правило, к такому решению аккре­дитующий орган приходит после переговоров и согласования с аккредитованной метрологической службой. О своем согласии провести эту работу, а впоследствии о результатах ее проведения территориальный орган должен сообщить аккредиту­ющему органу.

В данном случае основанием для заключения договора о проведении инспекционного контроля органом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по местонахождению юридического лица является не только извещение о его проведении, но и копия письма-поручения аккредитующего органа. Если такого письма-поручения нет, то действия территориального органа неправомочны.

Организация и порядок осуществления инспекционного контроля регламентированы ПР РСК 003—98 «РСК. Порядок осуществления инспекционного контроля за соблюдением аккредитованными метрологическими службами требований к проведению калибровочных работ».

Калибровочная деятельность метрологической службы юридического лица является частным делом данного юридического лица и не перестает быть таковым даже после аккредитации метрологической службы в РСК.

Метрологическая служба и аккредитующий орган вступают в добровольные договорные отношения с четко установленными в Правилах правами и обязанностями, расширять которые ни та, ни другой не имеют право.

Аккредитованная метрологическая служба берет на себя обязательства выполнять требования, предъявляемые к калибровочным работам, и проводить их в соответствии с Руководством по качеству. При этом она обладает правом заявлять, что компетенцию ее в данном виде деятельности подтверждает аккредитующий орган.

Аккредитующий орган имеет право с заранее согласованной периодичностью контролировать выполнение установленных требований к качеству проведения калибровочных работ и берет на себя обязательства в необходимых случаях оказывать методическую помощь. Участие в данных договорных отношениях третьего лица не предусмотрено.

Анализируя подробнее элементы Системы обеспечения качества, которые должны быть описаны в Руководстве по качеству, следует особое внимание обратить на такой документ, как «Политика в области качества».

Политика в области качества - это декларация (заявление) калибровочной лаборатории о своих намерениях и компетенции в заявленной области деятельности, а также о гарантиях, обеспечивающих качество и конкурентоспособность результатов этой деятельности. В качестве примера приведем формулировки «Политики в области качества» одного из известных предприятий:

«Предприятие N опирается на свои многолетние традиции в проведении калибровки средств измерений.

Основой нашей долговременной политики является удовлетворение потребностей предприятий в качественной калибровке средств измерений, обеспечивающей:

создание устойчивого доверия потребителей к продукции этих предприятий; повышение конкурентоспособности продукции;

обеспечение условий для выгодной торговли с зарубежными странами; создание условий для сертификации продукции; получение преимущества при размещении госзаказов.

Мы будем принимать все меры для обеспечения признания нашей деятельности и выдаваемых нами сертификатов о калибровке средств измерений отечественными и зарубежными предприятиями и организациями и постоянного укрепления и повышения авторитета нашей деятельности.

Мы ведем свою работу по единым правилам Российской системы калибровки, гармонизированным с соответствующими нормами ИСО и МЭК. Мы обеспечиваем качество калибровки:

высоким уровнем состояния эталонов, поверенных в органах, осуществляющих государственный метрологический надзор, воспроизводящих размеры единиц, переданные от государственных эталонов высоким уровнем методического обеспечения и организации собственной ра­боты;

компетентностью своих специалистов, осуществляющих калибровочные работы, постоянным повышением их знаний и профессионального уровня; беспристрастностью оценок. Мы совершенствуем свою деятельность путем: внутренних проверок и самоанализа;

постоянного изучения и использования прогрессивного опыта. Мы гарантируем конфиденциальность информации, полученной в ходе работ».

Типичными ошибками при описании организации калибровочной деятельности являются: отсутствие формализованной структуры калибровочной службы с описанием элементов и выполняемых ими функций; избыточное описание всей структуры метрологической службы с указанием всех элементов и функций, не имеющих отношения к калибровочной деятельности; отсутствие верхнего, управляющего, звена калибровочной деятельности, регулирующего не столько техничес­кие, сколько финансовые вопросы калибровочной службы.

Опыт проведения аккредитации метрологической службы на право выполнения калибровочных работ показал некоторое несовершенство формы 2 ПР 50.2.016 - 94, по которой представляются сведения о калибруемых средствах измерений и средствах калибровки. Для удобства проведения экспертизы представленных документов, а также для удобства проведения внутреннего и инспекционного контроля в форме 2 не хватает графы 9 - «Наименование и номер НД, используемо­го при калибровке». Наличие данной графы в форме 2 делает представленную в ней информацию исчерпывающей и легко контролируемой. Кроме того, это дает возможность вводить некоторые ограничения по объему осуществляемых дей­ствий и по применяемым средствам калибровки. Так, например, если калибровка осуществляется по методике поверки, но не в полном объеме, в графе 9 можно написать: НД N пункты... (или: исключая пункты...). В этом случае в графе «Средства калибровки» могут быть указаны те средства калибровки, которые соответствуют указанным пунктам. В противном случае в данной графе следует указывать все без исключения средства калибровки, приводимые в методике поверки.

В ПР 50.2.016—94 представлены учетные документы и журналы (учетный документ на каждую единицу средств калибровки, журнал учета средств калиб­ровки, журнал регистрации средств измерений, принятых на калибровку, и т. д.). Все эти документы должны реально существовать и участвовать в калибровочной деятельности, формы их должны быть представлены в приложениях к Руковод­ству по качеству. Это даст возможность реализовать принцип «документирования» в Системе обеспечения качества, а в случае рекламаций обнаружить элемент, дающий негативный результат.

Основной недостаток при описании помещений и состояния окружающей среды заключается в том, что дается описание помещений только метрологической службы, в то время как калибровка осуществляется и в цехах, и на объектах. В этих случаях необходимо либо предварительно проверить соответствие условий проведения калибровки установленным требованиям, либо зафиксировать эти условия в Сертификате о калибровке. Следует иметь в виду, что если помещения и окружающая среда, при которой проводилась калибровка СИ, не соответствуют требованиям НД на калибровку, результаты калибровки не могут удостоверяться калибровочным клеймом, а только Сертификатом о калибровке с указанием условий, при которых проводилась калибровка.

Порядок приема и регистрации средств измерений, поступивших на калибровку, и порядок осуществления и оформления результатов калибровки должны быть описаны в той степени подробности, при которой воспроизведение их не зависело бы от стажа и опыта сотрудников, участвующих в этих процессах.

Это и является основой Руководства по качеству: процедура и качество осуществления калибровочных работ должны быть воспроизводимы и гарантированы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 17447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.