Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие чистая монополия




Существование монополии связано с наличием 4-х основных условий:

1. одному продавцу противостоит большое кол-во покупателей

2. отсутствие совершенных заменителей товара, монополист выступает единственным производителем у которого нет заменителей, что вынуждает приобретать товар только у него

Эластичность – от цены не зависит объем

3. отсутствие свободы входа на рынок. Монополия существует тогда, когда компания представляется не в выгодном, когда не возможно войти в отрасль, входные барьеры многочисленны и разнообразны в форме наличия патентов, лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров

4. монополия может быть оправдана с точки зрения экономической эффективности, когда экономия от масштаба производства на столько велика, что единственная компания может обеспечить продукций весть рынок при меньших издержках, чем несколько открыто-конкурирующих между собой компаний. Отрасль, в которой такая ситуация может быть называется естественной монополией. В силу низкой эластичности спроса по цене в условиях естественной монополии требуется наличие государственного регулирования и контроля.

Закон о естественной монополии

Функции органов регулирования естественных монополий:

- определение методов регулирования методов

- ведение реестра субъектов естественной монополии

 

В отличие от обычной монополии, в естественной монополии структура издержек более сглажена. В условиях естественной монополии линия средних затрат является более сглаженной в силу доминирования постоянных затрат, если бы отсутствовало гос. Регулирование, то цена устанавливалась бы аналогично монополии в получении сверх прибыли. Цели регулирования- установление такой цена, чтобы она окупала затраты и давала экономически обоснованной нормы прибыли.

 

Аргументировать почему для той или иной стадии производства имеет то или иную модель рынка?

 

Рис.

 

d- спрос

MC – линия предельных затрат (переменные и постоянные)

АС – это удельные средние затраты (включающие норму прибыли в расчете на единицу продукции)

MR – линия предельного дохода или доход, получаемый с каждой единицы продукции

Pmax MC*MR

Заштрихованная зона- зона сверхприбыли

 

Цена и объем продукции определяется при соблюдении равенства предельного дохода и предельных затрат, монополия считает для себя выгодным продать объем меньше, но повысив цену, чем в условиях конкуренции. Цена значительно превышает предельные затраты (МС), это означает что общество оценивает дополнительное кол-во монополизированного продукта более высоко, чем оно оценивает продукцию, которая могла бы быть произведена на использованных ресурсах. Таким образом, в условиях монополии имеет место недораспределение ресурсов и недопроизводство товаров. По вопросам о том, способствует ли монополия научно-техническому прогрессу существуют 2 точки зрения:

- монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, так как она имеет возможность иметь большую прибыль, что обеспечивает большую возможность к финансированию инноваций

- отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста использовать свои производственные мощности для финансирования инноваций

В условиях чистой монополии существует ценовая дискриминация, то есть одинаковые товары компания продает различным покупателям в зависимости от их платежеспособности. Цены могу различаться от качества товара, объема потребления (скидки оптовикам), времени покупки (энергетика). Таким образом на один и тот же товар существует множество цен.

 

 

Лекция




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.