Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межкультурная комм-ия

1. Культура. Элементы и признаки культуры

Культура- характерный образ мыслей и действий, способ духовного освоения действительности. На основе выявления ценностей, воплощаемых в образцах деятельности, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации.

Элементы культуры:

· язык

язык влияет на носителей.

· фольклор

отражает типичные черты

· знание и убеждения

знания могут быть как и практическими, так и теоретическими. Пройдя через критическое вопрошание, знания становятся убеждениями.

Ценности – это определяющий элемент культуры.

 

Признаки культуры:

· Самодостаточность культуры

Не зависит от отдельных индивидов

· Целостность

В каждой культуре одни эл-ты уравновешены другими

· Внешние и внутренние проявления культуры

Внешние феномены открыты, доступны наблюдению. Внутренние – не наблюдаем извне.

· Явления, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе

· Св-ва людей, не регулирующиеся биологическими инстинктами

· Сознание и менталитет

Надинстинктивное поведение чел становится возможным благодаря сознанию. Любой культурный элемент связан с сознаниями, навыками, ценностями, традициями…, т.е. с менталитетом (mentalis – умственный, духовный) – своеобразие видения личностью окружающего мира и специфика реагирования личностью на этот мир. Определено географическими, политическими, экономическими условиями историческом аспекте.

· Деятельность и образцы поведения.

Представители разных народов по разному действуют в аналогичных ситуациях

 

2. понятие межкультурной коммуникации. Актуальность проблем межкультурной коммуникации

Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. При взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступаю в сложные отношения. Помимо понятия межкультурная комм-ия встречается понятие кросскультурная комм-ия.

Межкультурная комм-ия – это адекватное взаимопонимание двух участников комм-го акта, принадлежащих к разным национальным культурам.

 

3. особенности вербальной коммуникации у разных народов.

Каждый конкретный акт комм-ии определяется культурными различиями собеседника, в зависимости от их специфики межкультурной комм-ии принято различать: коллективистский и индивидуалистский виды культур.

Коллективистские культуры:

Главной ценностью является отождествление себя с коллективом. Около 70% всего мира живет в этой культуре (Россия, Япония, Китай, Латиноамериканские, Африканские страны…). Представители могут употреблять местоимение «мы» высказывая личное мнение. Они часто забывают свои личные интересы ради успешного межличностного взаимодействия. Человек в таких культурах оценивает свои способности устанавливать контакт с другими людьми.

Индивидуалистические культуры:

Акцент делается на личность, главная ценность – индивидуализм (Германия, Австралия, Нидерланды, Канада, США, Великобритания). Каждый чел имеет свои принципы и убеждения, все поступки чел направлены на себя, преобладает осознание своего Я. Предпочтение отдается соревнованию и конкуренции.

 

Закономерно, что тот и другой тип культуры порождает свой тип общения. Представители коллективистских культур стараются избегать прямых взаимодействий, делают акцент на невербальных средствах комм-ии. Индивидуалистские культуры предпочитают прямые формы общения, открытые способы решения конфликтов. Преимущественно используются вербальные средства.

 

Стили вербальной комм-ии:

¾ Прямой вербальный стиль

Выражает истинные намерения говорящего. Характерен для индивидуалистской культуры США.

Наиболее яркая черта американского стиля – использование четких однозначных слов типа абсолютно, определенно, конкретно. Английский язык склонен подчеркивать личностность разговора, он нацелен на неформальность и симметричное распределение власти.

¾ Непрямой вербальный стиль

Характеризует речевые сообщения, которые камуфлируют, скрывают истинные желания, цели, потребности говорящего. Характерен для коллективистских культур юго-восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам. Народы этих культур хорошо умеют подстраиваться под собеседника, в случае несогласия с вашей позицией промолчат либо скажут «да», при этом сделают все по – своему. Используются неясные, двойственные значения слов и выражений. Используются выражения может быть, кое- что, вероятно…

¾ Искусный вычурности

Предполагает использование богатого экспрессивного языка в общении. Язык Арабских стран.

Если араб прямо и точно выскажет, что он имеет в виду без ожидания сверх убежденности, другие арабы могут подумать, что он имеет обратное. Арабы часто ошибаются, полагая, что иностранцы думают совсем не то, что они говорят, даже если их язык прост и понятен. Для арабов простое «нет» может означать туманно выражаемое согласие или поощрение. С другой стороны прямое согласие может означать отказ или просто одержимость. Основа обычного разговора между египтянами это протест. Если чел в Египте приглашают зайти в гости на чашку чая, он должен вежливо отклонить предложение с десяток раз, прежде чем дать согласие.

 

4. невербальная коммуникация в разных культурах

Кинесика (наука о движениях, жестах, мимике).

Тактильное взаимодействие. Люди из коллективистских культур испытывают потребность в тактильном взаимодействии больше, чем представители индивидуалистических культур, склонных к сдержанности в проявлении чувств.

Чувства времени в разных культурах. Холл выделил 2 типа культур, различающиеся восприятием времени и его организации:

· монохромные

Делать одно дело в одно время. Составляют расписания, разделяют личное и деловое время.

США, центральная и северная Европа

· полихромные

Делание многих вещей в одно и то же время. Взаимоотношение между людьми важнее планов и графиков.

Южная Европа, Латинская Америка, ближний Восток.

 

Своеобразным критерием отношением ко времени в разных культурах может служит величина допустимого

опоздания. Холл выделил 5 временных интервалов при опоздании на встречу:

· время невнятного бормотания

Вы что –то бормочите вместо объяснений по поводу своей задержки

· время небрежного извинения

Вы должны слегка извиниться за опоздание

· время легкой обиды

Умеренно грубое опоздание, за него следует извиняться

· опоздание средней грубости

· оскорбительное опоздание

 

Для людей из монохромных культур стадия невнятного бормотания наступает при 5- минутном опоздании. Если они опоздали на 10 – 15 минут – они небрежно извиняться.

Для полихромных культур обычной является ситуация опоздания на 40 – 60 минут и отсутствия намека на извинение.

 

5. процесс аккультурации. Культурный шок.

Процесс аккультурации:

Аккультурация – это процесс и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой. Культура донора.

Формы аккультурации:

Решаются 2 проблемы:

· сохранить свою культурную идентичность

· включиться в чужую культур

и в зависимости от комбинации решения этих проблем выделяются разные формы, такие как:

¾ Ассимиляция (,уподобление)

вариант аккультурации, при котором чел полностью принимает ценности и нормы иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей.

¾ Сепарация (отделение)

Отрицание чужой культуры при сохранении и идентификации со своей.

¾ Маргинализация

Потеря идентичности собственной культуры, отсутствие идентификации с культурой большинства.

¾ Интеграция

Идентификация как со своей, так и с чужой новой культурой.

 

Результаты аккультурации:

Важным результатом является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Существует ряд факторов, который влияет на процессы адаптации:

¾ Возраст (мелким легче)

¾ Пол (жен легче)

¾ Образование и жизненный опыт

Адаптацию обычно рассматривают в 3х аспектах:

· Психологическом

Достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры

· Социокультурном

Заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и об-ве

· Экономическом

Наличие работы, удовлетворенность ее, благосостояние, достижение профессиональное

 

Культурный шок:

При контакте с чужой культурой происходит знакомство с новыми ценностями. Не редко контакт с иной культурой ведет к разнообразным проблемам и конфликтам, связанным с ее непониманием. Опыт новой культуры является неприятным, шоковым. Он может привести к негативной оценки собственной культуры, он м.б. неожиданным.

 

Сер 20 в антрополог Оберг.

Культурный шок – это шок от нового; состояние, испытываемое чел при контакте с чужеродной культурой.

 

Механизмы развития культурного шока:

1) Медовый месяц

2) Непривычная окр. среда и культура оказывают свое негативное воздействие. Все большее значение приобретают психологические факторы, вызванные непониманием местных жителей.

3) Критический этап. Культурный шок достигает максимума.

4) Появление оптимистического настроя, чел уверен в себе, удовлетворен своим положением в об-ве. Приспосабливается, интегрируется в новое об-во.

5) Полная адаптация к новой культуре. Индивид и окр. среда полностью соответствуют друг другу.

 

 

Гендерные различия в социо - коммуникативных процессах

1) Понятие гендер. История гендерных исследований

К настоящему времени проведено много исследований посвященных различиям между муж и жен, при этом когда говорят о биологических различиях, ученые используют термин «пол», когда же говорят о психосоциальной и социо – культурной роли муж и жен, то употребляют термин «гендер».

Гендер понятие более широкое, обозначающее социо – культурный пол. Быть в об-ве муж и жен, значит следовать определенным социо – культурными ожиданиям.

Исследователи признают комплексный характер пола. Он состоит из компонентов связанных между собой:

· Пол, как биологическая категория (набор гормонов, сочетание генов)

· Пол, как социальная категория (предназначение от рождения, принятие роли)

 

История гендерных исследований:

Родоначальницей современного феминизма стала франц. Симона Де Говуар (книга «Второй пол»)

19- 20 вв. стали для жен временем установления социального и политического равенства.

В сер 20 в наблюдается всплеск интереса к гендеру в лингвистике. В социологии появляется социальная феминология – наука о положении и функциональных ролях женщины в об-ве.

 

2) Социальные и психологические особенности муж и жен

Социальные особенности:

На сегодня признается, что многие различия между полами в таких сферах как распределение ролей, особенности поведения, статус имеют в сущности культурные, а не биологические основания.

Гендерная поляризация (это организация соц. жизни вокруг различий между муж и жен) приводит к тому, что минимальные различия в биологии становятся максимально присутствующими в соц. жизни.

Совсем необязательно рассматривать биологию и культуру в качестве соперников, поведение, обусловленное нашей биологической наследственностью, усиливается культурой, т.е. биология и культура взаимодействуют.

Психологические особенности:

 

3) Муж и жен типы комм-ий

муж Жен
Менее гибкий, менее ориентированный на собеседника Менее авторитарен, более демократичен
Более динамичен Более тактичны, вежливы и менее самоуверенны
Распространенный жанр беседа, информация (говорят четко, конкретно) Ориентированы на собеседника
Не ориентируются на собеседника Чаще используют обратную связь (Н: слово «да»)
Стиль общения подкрепляет их авторитет в об-ве Более гибкие во время разговора (легче переключаются с одного на другое)
Более склонны к авторитарности (берут на себя роль лидера) Характерна вежливость, сдержанность
Более уверенно смотрят в глаза, реже улыбаются Речь эмоциональна (различные частицы, восклицания, суффиксы…)
Характерна «психологическая глухота» Лучше разбирается в невербалике
Плохо описывают психофизиологические состояния  

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммуникативная личность | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.