КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль государства в смешанной экономике
Лекция 12
1. В современной экономике государству принадлежит огромное значение. При всем демократизме рыночного механизма он обладает целым рядом недостатков, обусловливающих необходимость вмешательства государства в экономику. Несовершенства рыночной системы: - не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; - не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; - не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств океана; - игнорирует отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений; - не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный транспорт и т.д.); - не гарантирует права граждан на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; - не обеспечивает фундаментальных исследований в науке; - ориентирована не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение потребностей тех, кто имеет деньги; - подвержена нестабильному развитию (инфляция, циклическое развитие). Кроме того, НТП резко увеличил масштабы производства и требует таких капитальных вложений, с которыми не могут справиться даже самые крупные предприятия. Политический, финансовый, социальный контроль над НТП имеет стратегическое значение для государства. Кроме того, существует целый ряд производств, которые частному бизнесу доверить нельзя (атомное производство, биологические исследования и т.д.). В политике регулирования экономики государство ставит, прежде всего, глобальные цели – поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного производства. Эти цели стоят перед государством всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть: 1) поддержание сбалансированного общественного производства; 2) стимулирование роста производства; 3) обеспечение полной занятости; 4) повышение эффективности общественного производства; 5) справедливое распределение дохода; 6) стабильность цен, недопущение инфляции; 7) сохранение природной среды и т.д. Между целями государственного регулирования могут возникать противоречия (например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды). В этом случае еще одной целью государственного регулирования является нивелирование противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними. На основе поставленных целей государство вырабатывает определенные методы регулирования.
2. Государство выполняет огромное множество функций, которые укрупненно можно свести к следующим: 1) формирование правовой базы. Рыночное хозяйство предполагает правовое регулирование экономических процессов. Хозяйственное право разветвлено, им регламентируются все стороны экономической деятельности: формы собственности и распоряжения; условия учреждения и функционирования фирм, основанных на различных формах владения; порядок заключения и расторжения хозяйственных договоров; антимонопольные требования и правила банковской деятельности; порядок подписания коллективных договоров и разрешения трудовых споров; минимальный размер заработной платы и максимальная длительность рабочей недели (рабочего дня); условия социального страхования и медицинского обеспечения; условия труда и техники безопасности; формы социальной защиты малоимущих и безработных; режим природопользования и экологической безопасности и т.д. Юридические законы могут быть несовершенными, поэтому законодательные органы государств призваны постоянно совершенствовать их, доводить в части хозяйственного права до соответствия требованиям объективных экономических законов. 2) ограничение монополизма (защита конкуренции). Для ограничения власти естественных монополий (возникают там, где технические, организационные и экономические условия делают нерациональным параллельное функционирование множества конкурирующих фирм – ж/д и городской транспорт, связь общего пользования, электро-, водо- и теплоснабжение и т.д.) государство использует два основных способа: а) создание государственных структур по контролю над естественными монополиями в вопросах соблюдения установленных стандартов на их продукцию и предотвращения завышения цен и тарифов на нее; б) учреждение вместо частных фирм в указанных сферах предприятий, принадлежащих центральным или местным органам государственной власти.
В тех отраслях, где объективно нет условий для возникновения естественных монополий, для защиты конкуренции используется антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство в разных странах формировалось по модели антитрестовского законодательства в США (первое антимонопольное законодательство). Суть первого федерального антитрестовского закона США (акта Шермана) заключалась в том, что: - ограничения торговли вследствие контрактов, объединений или сговора, а также монополизации или попытки монополизации признавались противозаконными и соответственно наказывались как преступления; - широкие полномочия предоставлялись государственным и служебным органам, проводящим антитрестовскую политику; - заинтересованность в возбуждении антитрестовских дел поощрялась необходимостью возмещения ущерба, причиненного в результате нарушения антитрестовского законодательств. В 1914 г. как дополнение к акту Шермана был принят акт Клейтона, направленный против отдельных видов монополистической практики. В нем осуждались и запрещались: - ценовая дискриминация; - заключение связывающих контрактов, когда покупателю запрещалось заключать сделки с другими продавцами, т.е. ограничивалась конкуренция продавцов; - определенные корпоративные слияния, результатом которых могло стать значительное снижение конкуренции или тенденция к созданию монополии; - переплетающийся директорат конкурирующих компаний; - определенные сделки с транспортными компаниями. В Украине антимонопольные законы были приняты в 1992 году.
3) государственное участие в перераспределении доходов. Рыночный механизм порождает чрезмерное неравенство в распределении доходов. Участие государства в перераспределении доходов с целью сокращения неравенства реализуется тремя основными способами: а) трансфертные (от лат. – переношу, перемещаю) платежи. Посредством их часть доходов государства, формирующихся в основном путем налогообложения, передается в виде пособий и субсидий неполным семьям, многодетным семьям, сиротам, престарелым, безработным, инвалидам и другим категориям лиц. Источником трансфертов по социальным программам являются налоги и обязательные страховые взносы (в пенсионный фонд, в фонд занятости). б) государственное воздействие на цены и тарифы, устанавливаемые рынком. Рыночные цены могут оказаться слишком обременительными (высокими или низкими) для определенных категорий граждан. В связи с этим государство вмешивается в ценообразование, устанавливая минимальные ставки заработной платы, влияет на тарифы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, связи и транспорта общего пользования, воздействует на ценообразование на сельхозпродукцию. в) прогрессивный характер индивидуального налогообложения. Дифференциация ставок подоходного налога и налога на личное имущество создает эффект «Робин Гуда», т.е. изымает чрезмерную часть доходов богатых в пользу бедных. В экономике влияние государства на перераспределение доходов иллюстрируется графически построением двух кривых Лоренца. Кривая Лоренца Нижняя кривая, отражающая неравенство, после вычета порождаемое рынком, не учитывает воздействия Процент налогов налогов и трансфертов на неравенство доходов. Верхняя кривая, фиксирующая перераспредели - доходов тельную функцию государства, показывает неравенство после взимания налогов и выплаты кривая трансфертов. Уменьшение неравенства доходов Лоренца примерно на 80% обусловлено трансфертными без вычета налогов платежами. Процент семей г) вмешательство государства в распределение ресурсов. Можно выделить два направления хозяйственной деятельности, по которым рынок сам по себе допускает неэффективное распределение ресурсов: - создание общественных благ; - производство и потребление таких продуктов, которые предполагают побочные эффекты (переливы). К общественным благам относятся те социальные блага, которые обычно неделимы и поэтому не могут быть проданы частному потребителю. На них не распространяется принцип исключения, который гласит: продукт получают только те, кто в состоянии уплатить за него рыночную цену. К ним относятся системы сигнализации (маяки, локаторы), системы противодействия стихийным бедствиям, система национальной обороны и безопасности, фундаментальные исследования. Рыночная система вообще не производит эти блага, производятся они только госпредприятиями, или по заказам государства в негосударственном секторе. Побочные эффекты возникают тогда, когда некоторые выгоды или издержки (ущерб), связанные с производством или потреблением некоторых продуктов, перемещаются к лицам, не являющимся непосредственно продавцами или покупателями данных продуктов. Побочные эффекты в экономике называют переливами. Выделяют два их противоположных вида. 1. Издержки перелива – отрицательные побочные эффекты. Они возникают тогда, когда производство или потребление определенного продукта порождает некомпенсируемый ущерб в отношении лиц, которые не участвуют ни в производстве, ни в потреблении данного блага (загрязнение окружающей среды отходами производства). Издержки перелива свидетельствуют о нерациональном использовании ресурсов. Для частичной оптимизации распределения ресурсов государство: а) законодательно запрещает или ограничивает загрязнения путем введения и повышения предельно допустимых норм концентрации вредных веществ; б) устанавливает специальные налоги на реализацию продуктов, производство и потребление которых создают отрицательные побочные эффекты (например, акцизы). 2. Выгоды перелива – положительные побочные эффекты. Они возникают тогда, когда определенная деятельность приносит пользу не только продавцу и покупателю ее продукта, но и другим лицам и обществу в целом (медицина, образование, внедрение результатов НИОКР и т.д). Для оптимизации ресурсов с точки зрения достаточного их выделения в сфере с выгодами перелива, государство: а) увеличивает спрос путем обеспечения потребителей платежными средствами, которые используются только на приобретение конкретных продуктов с выгодами перелива (продовольственные талоны в США, стипендии и т.д.); б) увеличение предложения соответствующих продуктов посредством субсидирования их производителей (дотации фермерам, учреждениям здравоохранения, образования, городского транспорта); в) в случаях, когда выгоды перелива от определенных продуктов очень велики, государство само создает предприятия и учреждения для их производства, которые по заниженным тарифам или бесплатно предоставляет населению услуги образования, здравоохранения, транспорта, связи и т.д.
3. Финансы - это система отношений между различными субъектами по поводу формирования, распределения, перераспределения и расходования фондов денежных средств. По субъектам финансовых отношений различают: 1) финансы домохозяйств, представленные бюджетами, или фисками (от лат. fiskus – государственная казна) семей, которые имеют свою доходную и расходную части - источники поступлений и направления использования; 2) финансы фирм, которые фиксируются в бухгалтерских документах (баланс, счет прибылей и убытков и т.д.); 3) финансы некоммерческих организаций (профсоюзов, партий, политических и общественных движений, церкви и др.); 4) государственные финансы – система поступлений, распределения и применения денежных средств госбюджета и различных внебюджетных фондов на разных уровнях власти.
Направления кредитно-финансового воздействия государства на деловую активность: 1. Дискретная (прерывистая) фискальная политика. Она заключается в маневрировании налоговым прессом и госрасходами на общественные блага. В фискальной политике применяются два прямо противоположных курса: а) когда в экономике наблюдается спад, обусловленный превышением совокупного предложения над совокупным спросом (кризис перепроизводства), тогда фискальная политика ориентируется на снижение налогового бремени для повышения платежеспособности и стимулирования экономической активности, с одной стороны, и на увеличение госрасходов на производство общественных благ для расширения занятости и емкости рынка за счет госзакупок – с другой (дефицитное стимулирование); б) если в экономике установилось превышение совокупного спроса над совокупным предложением, то фискальная политика сводится к противоположным мерам: к повышению налогов с целью снижения ажиотажного спроса и спекулятивной активности и к уменьшению госрасходов на общественные блага для сокращения совокупного спроса за счет ограничения объемов госзакупок. Таким образом, прерывная фискальная политика исходит из оценки рыночной конъюнктуры и направлена на ее оздоровление или от перепроизводства, или от инфляции. 2. Дискретная кредитно-денежная политика. Проводится государством через центральный банк страны с целью воздействия на кредитно-денежную массу. Кредитно-денежная политика имеет два прямо противоположных курса в зависимости от состояния рынка: а) в случае кризиса перепроизводства, значительной безработицы и недогрузки мощностей центральный банк должен увеличить денежно-кредитную массу, чтобы за счет нее расширить совокупный спрос; б) если совокупный спрос превышает совокупное предложение и развертывается инфляционная спираль, то центральный банк должен сократить денежно-кредитную массу, чтобы устранить ажиотажный спрос и порожденную им инфляцию. Таким образом, в условиях кризиса перепроизводства центральный банк должен проводить политику «дешевых денег», т.е. увеличивать денежную массу, а при инфляции спроса – политику «дорогих денег», или рестриктивную (ограничительную) кредитно-денежную политику.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |