КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ОсновныЕ понятия социАльной пЕдАгогики
Социальная педагогика - система знаний о педагогическом регулиро вании отношений личности и среды. По мнению В.Г. Бочаро вой, она * «п извана полноценно о емьи различных диальных инстит тов конкретно ос едь личности и о ества в целом для веке». Социальная работа разновидность человеческой деятельности, содержанием которой является удовлетворение потребностей отдельно го человека/группы людей в процессе взаимодействия со средой оби- тания - с социумом. Ее цел с ее ления роли лич - во всех е а ни об ества связанных с под- собственной жизни циокультурньw развитиемД В научных
i 2в со:2ци ум е соответствен - но педагогическим целям и задачам. В рамках школьной ситуации можно дать еще одно определение: СПД - это профессиональная дея тельность, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Социальное воспитание - особьm вид педагогической деятельности по приобщению человека к социальному опыту во всех формах (знания,· эмоции, этические и эстетические нормы, развитие внутренних резер -вов человека). По А.В. Мудрику, «социальное воспитание - планомер - -но е создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе взаимодействия социальных, групповых, индиви дуальных субъектов в 3-х сферах: образовании, организации социаль ног о опыта человека, индивидуальной помощи человеку». *'Под социальнЬПVf опытом подразумевается единство различных умений и навыков, знаний и способов мьшrления, стереотипов поведения, цен ностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений · и переживаний. Индивидуальная помощь - поддержка развития и само- rразвития человека, помощь в приобретении и навыков, н$з?бхо7 БРмых ц изни в обществе (. Социальная среда - целостное психасоциальное пространство, обра зованное кругом лиц и многообразньw, пересекающимся на личности .влиянием биологических и НЫz Ф От соотношения влияний, образующих это про во, и зависят варианты развития личности. . Социальная помощь система гуманитарных услуг (правоохранитель ных, здравоохранительных, образовательных, психотерапевтических, ·реабилитационных, консультационных, благотворительных) представите лям экономически не обеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп ас ления в целях улучшения их способности
Социальная защита - система гарантированных государство \Хкономи- с . киr.,,,_1 орган2::зац1;;Lоннь и _:q;ра ых м; обеспечивающих гражданам условия для преодоления труднои жизненн и ситуации.
.,
., Трудная жизненная ситуация ситуация, нарушающая жизнедеятел - ность гражданина / группы, которую нево зможно преодолеть самосто я- / тельно. оциальная поддержка - предоставление информации, обий, возможности обучен я и иных льгот отдельным "
ма териальньr, группам нас - ия, оказавшимся в труднои жизненнои ситуации. ·' ·...
..,:.,Р
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Данное понятие включает в себя несколько аспектов, которые должны рассматриваться во взаимосвязи: политика в области детства, молодежная политика, социальная политика. Молодежная политика - деятельность гос -ва, направленная на разре - к пепам обще
итика направленная на обеспечение решения комплекса социальных проблем госt:··., в а: социальную помощь, социальную поддержку, социальное обеспеч <\- } ние, социальную защиту населения. Социальная политика в области детства - деятельность гос-ва, на правленная на создание условий, обеспечивающих удовлетворение по тре бностей детей в выживании, наиболее целесообразном социальн ом формировании, развитии и воспитании. Осуществляется через юриди ческие, экономические и социальные меры, позволяющие гарантиро ват ь и реализовывать права детей как особой социальной группы. Социально -педагогический аспект в социальной политике гос -ва проявляется во влиянии официальной деятельности гос-ва на воспита ние подрастающего поколения в интересах гос-ва и на основе сложив шейся культуры, национальных идеалов и ценностей. V11v1eeт официаль ньШ и неофициальный характер. ОфициальньШ характер - это прямое влияние на общество, оно прояв ляется во всех документах, принимаемых в гос-ве и носящих опреде ляющий характер в системе социальной. поддержки (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», «0 высшем и послевузовском профессио нальном образовании», «0 социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «0 занятости населения в РФ», Указы Президента РФ, Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 ГОДЫ» И др.). НеофициальньШ характер деятельность, которую осущес твляют обществ о, различные группы для достижения социально -педагогических целей, а также это последствия, возникающие после принятия офици альных решений и документов на уровне гос-ва и местных органов власти.
3 1
УЧАСТНИКИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И ИХ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Социально-педагогическая деятельность - профессиональная деятель ность, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Из этого определения следует, что все работники школы в той или иной степени являются участниками социально -педагогической деятельности. Исследователи данной проблемы также говорят о целесообразности получения соц.-пед. подготовки любым педагогом. Некоторые из них предлагают, например, каждому воспитателю давать знания, соответствующие квалификации социального педагога (Б.З. Вульфов). В своей работе «Сурдопедагог: история, современные проб лемы и перспективы профессиональной подготовки», Н.М. Назарова го ворит следующее: «... функции сурдопедагога расширяются - возникает потребность в том, чтобы он умел работать с глухими и слабослыша щими детьми не только в условиях интерната, но и в условиях соци аьной среды в семьях, консультационных пунктах, не только с детьми, но и с молодежью; умел оказывать помощь взрослым глухим в решении проблем (социальных, психологических, профориентации и трудоустройства, организации быта, досуга, правовой защищенности, индивидуальном обучении и воспитании детей в семье и мн.др.)». Анализ опыта зарубежной подготовки сурдопедагогов показал, что основной представляется задача подготовки такого специалиста, который грамотно изучает, диагностирует и прогнозирует развитие детей с нарушениями слуха, адекватно оценивает их способности и возможности в соответствии со своеобразием развития их личности; владеет приемами и способами социального адаптирования ЛНС, их социальной поддержки в окружающем мире. В школе для детей с недостатками слуха можно выделить ряд специалистов, обеспечивающих соответствующую социально -педагоги ческую работу. На первое место выходит соц иАльный ПЕдАгог, органи зующий весь комплек с работы школы в данном направлении. Социальный педагог - специалист в области специального Образова ния и социальной защиты детей с проблемами в развитии взаимо действует со всеми представителями социальных институтов (педаго гами, психологами, медицинскими и социальными работниками, родите лями, сотрудниками правоохранительных органов) и др.заинтересован ными лицами. Центральной задачей С.п. является обеспечение максимально не зависимой жизни в обществе, повышение уровня социальной адаптации и интеграции детей, подростков и взрослых с проблемами. Основные функции С.п.: 1 -аналитико-информационная: сбор и анализ информации о наличии ле чебных, образовательных, учебно -воспитательных, реабилитационных, спортивных, досуговых, обще ственных и др. институтов и служб, ока зывающих комплексную поддержку лицам с отклонениями в развитии и членам их семей; 2 -координационно-коммуникативная: координация усилий и средств уч реждений, социальных служб разных ведомств (здравоохранения, обра зования, социальной защиты населения, культуры, спорта, обществен ных и благотворительных организаций и т.д.) в оказании помощи; контроль за исполнением решений структур, связанных с помощью
семьям и детям с отклонениями в развитии; установление долгосроч ных контактов с представителями государственных органов управле ния, общественных организаций, муниципальных служб, учреждений где необходим о представпять интересы подопечных; 3 -социально-профилакт ическая функция заключается: -в формировании здоровых, гуманных отношений в социуме, -в своевременном выявлении семей «групп риска» и оказании им информационной помощи, -в профилактике детской инвалидн ости, отклонений поведения; пред отвращении конфликтных ситуаций в межличностных отношениях; 4 -социально-реабилитаци онная функция создание условий для полу чения полного спектра услуг по реабилитации и социальной адаптации лиц с проблемами; 5-социально-организационная функция заключается: -в решении личных социальных проблем детей и их семей, -в создании среды, позволяющей восстановить социальный статус кли - ента и его семьи, -в помощи в организации досуга, доnолнительного образования, -во включении различных институтов в деятельность по оказанию помощи; б-функция укрепления семейных отношений - нормализация отношений в семье, устранение дефицита общения семьи с ребенком с nроблемами; 7-функция социально-правовой поддержки: -оказание помощи в реализац ии законных прав и интерес ов детей -ин валидов и их семей; -представление интересов детей от имени образовател ьного учрежде ния в различных ин станциях (милиции, суде, В-социально-трудовая поддержка: органах опеки и др.) -сотрудничество с администраци ей, психологами, nедагогами и др. сотрудниками специальных учреждений по профориентации будущих вы пускников; -налаживание контактов с предприятиями, организац и ями и образова тельными учреждениями для трудоу стройства и продолжения образова ния; 9-прогностическая функция - на основе анализа имеющейся информации и личных контактов с представителями структур, оказывающих соц. пед.п омощь определяются персnективы развития каждого подопечного с учетом его индивидуальных возможностей и возможностей конкретной материальн о-техническ ой базы. Все эти функции настолько емкие, охватывающие огромное nрост ранство и требующие много времени для выnолнения, что реализовать их один человек без помощи не сможет. Взаимодействую т с социальнь педагогом в шк оле следующие члены коллектива: директор школы, зам.дир. по воспитательной и учебной работе, психологи, классные руководители/воспитат ели, учителя -предметники. Д ИРЕКТОР ШКОЛЫ: -отвечает за реали зацию Закона «Об образовании» в системе руковод ства и контроля за учебно -воспитательнь процессом; -определяет основные направления и содержание восnитания во вне урочное время; -ставит проблемы учащихся на обсуждение nедсовета; -устанавливает деловые контакты с руководителями nредприятий и уч - реждений, с районной администрацией;
-направляет деятельность шк ольного родительск ого комитета на ис пользование возможностей взаимодействия шк олы и семьи. ЗА М. ДИР. ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ: -оказывает конкретную методическую помощь в планировании и органи зации клубной работы; -устанавливает контакты с внешкольными культурно -просветительными учреждениями, инспекторами по делам несовершеннолетних, родителями и др. социальными институтами для реали зации интересов детей и решения их проблем. З АМ. ДИР. ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ: -направляет деятельность учителей -предметн иков на организаци ю раз- личных кружков, клубов, объединений; -ориентирует учителей школы; секций - включает это в планы методических
на использование возможностей среды вне -помогает в создании консультационных пунктов для учащихся в школе; -несет ответственность вместе с директ ором за педагогическое про свещение родителей и населения; -организует индивидуальную помощь детям, нуждающимся в особом пе дагогическом подходе. КЛ АС СНЫЙ РУКО В ОДИТЕЛ Ь/ВОСПИТАТЕЛ Ь: -знает структуру распределения учащихся своего класса по месту жи тельства: кто где живет, с кем часто общается вне школы, где соби раются дети и чем занимаются в свободн ое от учебы время, какие клубы, кружки посещают, кто является лидером и т.п.; -знает воспитательный потенциал семьи ребенка и осуществляет по мощь в семейном воспитании детей; -использует воспитательные возможности среды для коррекции поведе ния ребенка, помощи ему в социальном становлении. УЧИТЕЛЬ - ПРЕДМ Е ТНИК: -знает интересы детей, их способности и деятельность по углублению знаний в учреждениях дополнительного образования; -привлекает интересных людей к работе с учащимися на уроках и в свободное время; -участвует в проведении масс овых мер оприятий в школе. Психолог: -знает проблемы каждого ребенка, в т. ч. в контактах с окружающей средой; -по просьбе социального педагога проводит соответствующую диагнос тику детей, в т.ч. при организации профориентационной работы; -помогает в решении проблем как самого ребенка, так и его семьи, в т.ч. связанных с нарушением жизнедеятельн ости; -участвует в разработке и реализации индивидуальной комплексн ой программы работы с учащимся. 1 ОСНОВЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХ А
l.Характеристика семей и семейного воспитания. 2.0сновные проблемы семей детей с нарушениями слуха. З.Практическая работа с семьями (направления, этапы и формы работы, модели помощи).
1. Семьи детей с нарушениями слуха делятся на несколько групп: -семьи, где родители сами имеют проблемы со слухом (как правило, они уже приспособлены к данной ситуации и не испытывают растерян ности при обнаружении у ребенка аналогичного нарушения), но внутри этой группы также существует деление на семьи, ориентированные на мир нормально слЬШlащих людей (это более характерно для слабослыша щих) и семьи-сторонники своего «особого» мира (более характерно для глухих); - семьи с нормал ьно слышащими родителями (либо впервые столкнувшие ся с данной проблемой, либо уже имеющие ребенка или другого члена семьи с таким нарушением). Значительное количество семей относится к группе впервые столкнувшихся с проблемами глухоты и тугоухости. Родители в таких семьях в большинстве случаев испытывают стресс и нуждаются в до полни тельной помощи со стороны специалистов. Работа с ними строит ся в зависимости от типов внутрисемейных отнош ений, стиля воспита ния, степени нарушения связей семьи с окружающим миром и травмиро ванности дефек том ребенка (родительских переживаний). Наиболее четко выделяется нескольк о групп: 1 -Семьи, где родители испытывают чувств о вины перед ребенком «За то, что он таким родился». Как правило, для них характерна гипер опека ребенка, стремление огради ть его от всех трудностей - реаль ных и надуманных. Такие семьи очень переживают по поводу того, что «над ребенком без них будут насмехаться, издеваться другие». В ре зультате контакты ребенка и самой семьи сужаются к минимуму,- и именно такие родители склонны отдать ребенка в интернатное учреж дение или держать его дома, «чтобы меньше травмировать». Это может произойти даже если у ребенка неплохие остатки слуха. Родители преуменьшают потенциальные возможности ребенка, снижают требования к нему в любой области деятельности - так формируется его повышен ная зависимость от близких, эгоцентризм, снижается его собственная активность и самооценка. Мы получаем личность, неспособную к само стоятельной жизни, бравирующую своим дефектом для получения снис хождения к себе, ведущую паразитарный образ жизни. 2 -Семьи, где снижены эмоциональные контакты с ребенк ом, общение сведено к минимуму (гипопротекция). С одной стороны, родители мо гут уделять повышенное внимание лечению ребенка, его медицинск ой реаби литации, а с другой - избегают самого ребенка, игнорируют его как личность со своими чувствами, проблемами ·и переживаниями. Иногда родители решаются на рождение нового ребенка при гарантиях его здоровья и переносят свои эмоции и внимание на него, а ребен ок с проблемами станови тся отверженным при всех атрибутах внешнего благополучия (одежда, игрушки, хорошая ЗУА и т.д.). Подобный стиль отношений порождает комплекс неполноценности, чувство беззащитнос ти, неуверенность в себе такие переживания, в зави симости от темперамента ребенка, могут приводить к различным результатам: от эмоциональной «глухоты» ребенка к окружающему («раковина») до по вышенной реактивности (агрессия по отношению к другим или по отно шению к себе как к «плохому, недостойн ому»). Част о родители с та ким стилем отношений с ребенком стараются отдать последнего в интернатное учреждение, занимая позицию «пусть с ним работают спе циалисты», самоустраняясь от воспитания. 3-Авторитарные семьи с позицией «я знаю, как лучше - делай то, что я сказал», где родители требуют выполнения всех своих распоряже ний, не учитывая возможностей и проблем ребенка. Для них характе рен пессимистический взгляд на будущее ребенка и, развивая бурную деятельность по воспитанию и обучению ребенка, они как бы успокаи вают себя («я сделал все возможное и невозможное»). Склонны отда вать ребенка в массовую школу («там его научат жить»). Такой стиль может привести к эмоциональному истощению ребенка вследствие по стоянного повышенного сопротивления давлению извне. Ребенок ожида ет нападения, что чреват о внезапными (для окружающих) вспышками агрессии или расстройствами со слезами как средствами самозащиты. 4-Семьи, где члены семьи сотрудничают в любой совместной деятель ности. Для них потеря слуха ребенком не является трагедией или на казанием - это еще одна трудность в жизни, которую нужно: понять, принять и решить, как жить дальше. Родители здесь принимают разум но активную позицию - стремятся побольше узнать о том, как рабо тать с ребенком; верят в его успех и потенциальные возможности, не опускают руки при его неудачах и поддерживают его попытки само стоятельно справиться с проблемами. Эти семьи не замыкаются со своим ребенком «В четырех стенах», не пытаются скрыть дефект ре бенка от окружающих, изолируя его и поощряют расширение его кон тактов вне семьи и школы. Вера в силы реб нка и в свои возможности по его поддержке приводит к предпочтению родителями массовой формы обучения, но, будучи достаточно гибкими, при неудаче в массовой школе такие родители не считают специальную школу неприемлемь ва риантом. Существует типология семей с социологической т.зр.: -Семья, состоящая из нескольких поколений бабушки и дедушки живут вместе с детьми и внуками, помогают им в заботе о детях, а иногда играют решающую роль (особенно если родители ребенка тоже глухие) в развитии речи и становлении личности ребенка. -Нуклеарная семья* - муж+жена и 1-2 ребенка. Характерна занятость двоих родителей, а остальное берет на себя образовательное учреждение. -Молодая семья - супругам до 30 лет, еще учатся и получают помощь от родителей или социальных учреждений. -Неполные семьи** чаще с матерью в разводе или одиночкой, является добытчиком и не может уделять ребенку достаточно времени 25%). которая (около -Семьи в повторном браке - для них характерна ситуация, когда ребенок с проблемами в развитии, будучи нероднь по отношению к одному из родителей, страдает от того, что внимание переносится на нового, общего ребенка. (*,**-самые распространенные типы семей согласно статистике)
2.0С НОВНЫЕ ПР О БЛЕ М Ы С Е М Е Й ДЕТ Е Й С Н /СЛ. По статистике, на 1 место среди проблем здесь выдвигается материальное положение. Это обусловлено тем, что один из роди телей бывает вынужден оставить работу ради сидения с ребенком; часто семья бывает неполной, что вынуждает родителя ограничивать свою занятость (если нет другой поддержки), что приводит к сниже нию доходов. Еще одна проблема обучение и реабилитация ребенка средствами образования. Система образования до nоследне го вре мени обеспечивала обучение детей в специализированных образова тельных учреждениях интернатного типа, но дети были оторваны от семьи, и она перестала вникать в нужды и проблемы ребенка («пусть школа им занимается, мы не знаем, что делать!»). В настоящее вре мя открываются многофункциональные учреждения нового типа - меди ко-психолого -социальные центры, включающие диагностические, разви вающие, коррекционные и оздоровительные комnлексы или творческие мастерские. Работают они как центры дневн ого пребывания для детей с проблемами в развитии и социализации. Низкий уровень информированности семей реабилитационных, образовательных учреждений для социальных служб. Низкая правовая самостоятельность семьи о деятельности детей и о работе
- родители плох о ориентируются в меняющемся законодатель стве, часто не знают, на что могут рассчитывать. Необходимость психологической поддержки в различных ситуациях.
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С Н/СЛ. Основные направления в работе с семьей: l-диагностическое (изучение особенностей семей, влияния на них среды, степени Травмированнасти дефектом ребенка); 2 -прогностическое (моделирование работы с конкретной семьей); 3 -организационно-коммуникативное (психолога-педагогическое просвещение родителей и организация общения с ними по различнь вопросам); 4 -правозащитное (поддержка и просвещение в области прав, свобод и соци альных гарантий); 5 -предупредительно-профилактическое (профилактика отклоняющегося по ведения ребенка); б -социально-бытовое (оказание нуждающимся семьям различной материальной помощи); 7-социально-психологическое (осуществлени е психологической помощи самим родителям); В -организаторское (обеспечение спортивно-оздоровительной, культурно досуговой, творческой деятельности, обмена опытом преодоления проблем с др. родителями). Этапы работы с семьями 1.. Диагностика микросоциума и воспитательного потенциала семьи Главная задача - анализ основных проблем и проектирование работы школы и семьи. Цель формирование у родителей адекватных пред ставлений о структуре нарушений развития ребенка и возможностях его образования и социализации. На данном этапе собираются едедую щие сведения: материальные и бытовые условия (в т.ч. распределение денег); численность и структура семьи; жизненный опыт и культурно образовательный уровень семьи, уровень педагогической компетенции, состояние здоровья родителей; система межличностных отношений в семье; организация совместной деятельности в семье, проведение свободного времени, увлечения семьи; стиль воспитании ребенка; отношение воспитания, к детям, их чему уделяет ся внимание в интересам, потребн остям, уровень их поддержки; отношение к дефекту ребенка, его соци альнь контактам, к его проблемам и прогноз его будущего (с т.зр. родителей). Формы работы здесь следующие: -индивидуальная беседа для определения члена семьи, способного осуществлять работу с ребенком; -включение в деятельность - участие активн ого члена видах диагностическог о обследова ния (проводимого в или в условиях семьи); семьи пмпк, во всех центрах -совместный анализ результатов обследования, выделение основных проблем и специфических особенностей ребенка; -составление индивидуальн ой программы коррекционно -педагогической работы с ребенком в условиях семьи. 2. Организацион ный этап Задачи: -обучение родителей специфическим способам и приемам работы с ре бенком по индивид уальной программе; -подбор материала для занятий, изготовление пособий, приспособле ний; -отработка форм и усл овий работы; -налаживание стиля семейного общени я. Содержание включает игры, специальные занятия, бытовой труд, досуг и т.п. Так формируются навыки общения, восприятия мира, самообслужива ния, культурные привычки, речевые и социальные навыки. На этом этапе целес ообразны встречи родителей -новичков с роди телями, имеющими опыт в работе со своими детьми, со старшими деть ми это позволяет поверить в свои силы, в перспективы развития своего ребенка и свои воспитательные возможности. Важно научить родителей самостоятельно диа гностировать и от слеживать успехи в ра звитии детей по итогам проведенной в семье работы (создаются и предлаг аются диагно стические методики-тесты). 3. Коммуникативный этап Цель - установление оптимальных взаимоотношений между родите лями, родителями и детьми, др. людьми из ближайшего окружения для нормализации климата в семье, снижения напряженности в связи с де фектом. Задачи: -расширение диапазона средств общения (ЖР, дактил ология) -формирование воспитательных навыков у родителей; -активизация вербальной коммуникации; -блокирование неадекватн ого поведения по отношению к ребенку. Формы работы: -индивидуальные беседы с взрослыми, основанные на совместном реше нии проблемных ситуаций; -семинары на различные темы (на них происходит выработка общей по зиции в работе над семейньwи отношениями, определение причин нару шения родительског о поведения, нахождение оптималь ных путей выхода из проблемных ситуаций); -группы тренингов по формированию и развитию необходимых навыков. Показателями эффективности работы служат: устойчивость психи ческого и эмоциональн ого состояний ребенка и родителей, сформиро ванность совместной деятельн ости в семье, уровень развития навыков общения родителей и ребенк а. Модели помощи современной семье 1. Пе да гогическая (основана на выявлении недостатка педагогической компетентности родителей): консультант вместе с родителями анализирует ситуацию и намечает программу мер здесь уделяется внимание способам воспитания, универсальньw с т.зр. психологии и 2. Социальная (когда семейные трудности обстоятельств): помимо анализа жизненной педагогики. результат неблагаприятных ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил органов органов опеки, благотворительных организаций, семей. социального обеспечения, помощи со стороны других 3. Психологическая (психотерапевтическая) области общения, личностных особенностей (причины трудностей членов семьи и т.п.) лежат в здесь осуществляется анализ семейной ситуации, психадиагностика личности и диагностика семьи для выявления причин проблем и пои сков путей их преодоления. 4. Ме ди цинская (в основе трудностей лежат болезни) здесь ставится диагн оз, назначается лечение и реабилитация, адаптации здоровых членов семьи к больному. осуществляется работа по Для школы типична ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ модЕль в работе с семьей. Она на правлена на повышение психолого -педагогической культуры родных, на расширение и восстановление воспитательног о потенциала семей, на активное включение родителей в процесс социального воспитания ребенка. Практиками предлагаются 3 основные формы работы с семьей: 1 -Психолого-педагогические консультации по различным вопросам (роль семьи в психическом и личностном развитии ребенка, семья и семейный климат, воспитательный потенциал семьи, семья структурой, виды нарушений семейного воспитания и характер психотерапия, с нарушенной ребенка, роль семьи в предупреждении неуспеваем ости детей, отклонения в поведении детей и подростков и их предупреждение и т.п.) 2 -Педагогические поручения (организация домашнего учебного труда, семейное чтение, труд в семье, экономика семьи, увлечения и досуг в семье, семейные традиции, режим дня ребенка дома, профилактика заболеваний у детей, наблюдение за ребенком в домашних условиях (дневник родителей), взаимопомощь в семье в трудных ситуациях, знакомство с друзьями ребенка и т.п.). 3 -Педагогические практикумы («Какой Вы родитель», «Что Вас беспокоит в ребенке», «Трудности детей в обучении», «Как помочь ребенку учиться», «Характер ребенка», «Правильно ли Вы воспитываете ребенка», «Как общаться с подростком», «Как показать свою любовь ребенку», «Счастлив ли Ваш ребенок», «Как научить ребенка не бояться общения» и т.п.). Наиболее распространена индивидуальная форма или семейное консультирование. Оно проходит установление контак та/определение проблемы/рабочая действия /обратная связь. Рассмотрим их подробнее. работы с семьей в 5 этапов: фаза/решения и 1. Контакт устанавливается в первичной беседе (но консультант еще до нее наблюдает за ребенком, общением его с родителями; определяет тип поведения родителей и ребенка; отмечает особенности их реакций друг на друга, характер вербального и невербального общения). Результатами бе седы должны быть: история развития ребенка, воспитательный потен циал семьи, тип семейного воспитания, педагогические установки родителей на работу с ребенком. 2. На данном этапе клиент определяет трудности, а консультант про ясняет реальную проблему. Затем совместно обсуждаются альтернатив - ные гипотезы и в итоге вырабатывается единое мнение. Характер бе седы здесь - управляемое или неуправляемое интервью (это зависит от целей консультирования и индивидуальных особенностей клиента). 3. В рабочей фазе определяются связи между клиентом и консультан том. 4. На этапе принятия решения и действия специалист разрабатывает план действий и стратегию своего поведения (которое приводит кли ента к поиску и нахождению выхода из создавшейся ситуации). Найдя оптимальное для себя решение, клиент стремится к действию, вместе с консультантом выбирает вариант поведения, наиболее для себя приемлемый и проверяет его в естественных условиях. В случае успе ха он переносится на поведение клиента в целом. 5. Обратная связь необходима для определения эффективности процес са консультирования и удовлетворе нности клиента его результатами. Осуществляется в форме повторных встреч или других, оговоренных заранее. Все большую популярность с приобретением опыта работы завоевы вают родительские группы коррекции. Как правил о, они состоят из 10-15 человек, занимающихся 1 раз в неделю. Темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагает ведущий (по результатам предварительной диагностики). От групповой работы специалисты ожи дают следующих эффектов: повышения внимательности (сенситивности) к ребенку; выработки более адекватног о представления о детских возможностях и потребностях; ликвидации психолого-педагогической неграмотности; организации арсенала эффективных средств и стилей общения с детьми. Дополнительный эффект - получение родителями ин формации о восприятии семейной ситуации самим ребенком. Примерная программа работы на занятиях: 1. Представление себя и своих проблем, запросов, целей участия в группе. 2. Темы для обсуждения на занятиях («Мы и наши родители - Семейные линии - Воспроизводство отношений и конфликтов»; «Родительские ожидания - Что они могут спровоцировать у детей - Наши страхи-страхи наших детей»; «Что родители должны дать детям, а дети родителям (суть семейного воспитания)»; «Как сложилась бы наша жизнь, если бы ребенок был здоровым»; «Трудности в контактах с нашими детьми»). 3. Работа по сведениям, полученным при диагностике детей («Какими нас видят наши дети (изображение родителей в роли Несушествующего животного)»; «Как видят дети семью (Семейный портрет)»). Методы групповой работы: -поведенческий тренинг (ролевые игры и видеотренинг) -метод игры (моделирование и воспроизведение семейных ситуаций, «Приятное воспоминание», «Неприятное воспоминание»); -метод видеокоррекции (выполнение заданий на взаимодействие роди телей и ребенка с последующим анализом+ самоанализом поведения); -метод совместных действий (выполнение родителями и ребенком обще го задания с выработкой навыков сотрудничества); -метод конструктивного спора (сравнение различных точек зрения др. родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемной ситуации и выбор наиболее рациональных и эффективных подходов); -метод вербальной дискуссии (культура диалога в семье, аргументы в пользу своей позиции и внимательное рассмотрение аргументов своего ребенка).
б
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |