Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение психологического консультирования и психотерапии

Психологическое консультирование - это область практической психологии, в которой посредством различных процедур реша­ются проблемы психически здорового человека, связанные с та­кими сферами жизни, как его профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение, совершенствование лично­сти, профессиональная помощь психолога клиенту в поиске ре­шения проблемной ситуации.

Соотношение психологического консультирования и психотерапии

Принципы психологического консультирования

Лекция 1. Цели, задачи, принципы психологического консультирования.

  1. Понятие психологического консультирования.
  2. Формы и цели психологического консультирования.
  3. Содержание психологического консультирования.
  4. Основные теоретические направления психологического изучения личности.
  5. Цели и задачи психологического консультирования.

 

Понятие психологического консультирования зародилось в 1940-1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Главной предпо­сылкой возникновения психологического консультирования как от­дельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологиче­ской помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в по­вседневной жизни.

2. Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуального или группового взаимодействия профессио­нального консультанта с клиентом в позиции "личность - личность".

Цель этого взаимодействия - помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоциональ­ного и межличностного характера.

Психологическое консультирование - это непосредственная рабо­та с людьми через особым образом построенную беседу, и главная цель этой работы - оказание помощи в решении большого спектра психологических проблем, основными из которых являются трудности личностного и межличностного характера.

3. Понятие психологического консультирования содержит в себе следующие основные положения:

Ø помощь клиенту в выборе и действиях по собственному усмот­рению;

Ø возможность обучения новому, более адаптивному и адекватно­му типу поведения; '

Ø влияние на развитие личности клиента;

Ø развитие у клиента ответственности и способности прини­мать адекватные ситуациям решения, а также создание благо­приятных условий для возникновения у клиента этих качеств личности;

Ø ориентация на положения клиент-центрированной терапии, соз­дателем которой является американский психотерапевт Карл Роджерс.

Главные из них:

Ø безусловная ценность каждой личности и безусловное ее уваже­ние; «способность личности быть ответственной за себя;

Ø право каждой личности на свои собственные ценности и при­нятие своих собственных решений.

 

4. В психологическом консультировании на сегодняшний день существует множество направлений, каждое из которых опре­деляет свои собственные цели и задачи в работе с клиентом, основывая их на своих теоретических постулатах. Выделяются следующие теоретические направления в изучении личности:

Ø психоаналитическое, цели которого:

- перевод в сознание того материала, который посредством раз­личных защитных механизмов был вытеснен в область бессоз­нательного;

- воспроизведение раннего детского опыта и анализ вытесненных конфликтов и переживаний;

- реконструкция базисной личности;

Ø адлерианское, выдвигающее следующие цели:

- определение и трансформация жизненных целей клиента;

- формирование социально значимых целей;

- коррекция мотивационной сферы, устранение болезненного чув­ства неполноценности и чувства превосходства через формиро­вание у клиента чувства равенства с окружающими людьми;

Ø бихевиоральное (терапия поведения), ставящее такие цели, как:

- исправление неадекватного поведения;

- формирование эффективных паттернов через научение;

Ø рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса, выдвигающая следующие цели:

- нивелирование неадекватного жизненного подхода клиента, направленного на саморазрушение, и формирование рациональ­ного и более толерантного подхода;

- обучение клиента применению научного метода в решении по­вседневных жизненных проблем поведенческого и эмоцио­нального характера;

Ø клиент-центрированная терапия К. Роджерса, имеющая сле­дующие цели:

- создание в пространстве консультирования такого благоприят­ного климата, в котором клиент будет способен на исследование себя, своей личности, а также тех проблем и внутренних кон­фликтов, которые препятствуют его личностному росту;

- развитие у клиента умения быть открытым для нового опыта;

- развитие таких позитивных качеств личности клиента, способ­ствующих его личностному росту, как чувство уверенности в себе и спонтанность;

Ø экзистенциальная терапия ставит следующие цели консультиро­вания:

- помощь в осознании клиентом своих возможностей и своей сво­боды;

- изучение и устранение тех личностных факторов, которые мо­гут стать помехой для клиента на пути к осознанию и использо­ванию им своей свободы;

- выработка у клиента чувства собственной ответственности за происходящие в его жизни события и за его жизнь в целом.

 

5. Задачи в психологическом консультировании:

Ø эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниях клиента;

Ø расширение сознания и повышение психологической компе­тентности;

Ø изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осу­ществления;

Ø повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, развитие навыков преодоления трудностей при столкновений с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

Ø развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспе­чивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений;

Ø развитие реалистичности и лабильности мировоззрения;

Ø повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь;

Ø развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно прини­мать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные конфликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оцени­вать черты и качества своей личности;

Ø развитие умения творчески осваивать действительность;

Ø развитие межличностных и коммуникативных способностей кли­ента, обучение более гибкому и адаптивному построению меж­личностных отношений.

Основные принципы психологического консультирования:

Ø безоценочность и доброжелательность;

Ø ориентация на систему ценностей клиента;

Ø осторожность с советами;

Ø анонимность;

Ø разграничение личных и профессиональных сторон в работе;

Ø активная позиция клиента.

 

2. Безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отноше­ние к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, цен­ностям и установкам. Остается открытым вопрос отношения консультанта к асоциальным поступкам его клиента (грабеж, нанесение телесных повреждений другому лицу, суицид, упот­ребление наркотиков и т.п.), которые тот намеревается со­вершить. В данном случае консультант, во-первых, должен сле­довать этическим нормам консультирования и, во-вторых, должен помнить о том, что ему необходимо не оценивать, а об­суждать такого рола поступки с клиентом, анализируя меха­низмы и скрытые причины таких намерений.

Доброжелательность консультанта по отношению к клиенту также обеспечивает необходимый терапевтический климат и означает не только элементарное следование общепринятым нор­мам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т.п.), но и использовании консультантом специальных профессиональных навыков:

Ø умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы;

Ø оказывать ему необходимую эмоциональную и психологиче­скую поддержку.

 

3. Ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не должен привносить в консультативное поле и навязать клиен­ту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента. Воздей­ствие и коррекция системы норм и ценностей клиента возмож­ны только в том случае, если сам клиент осознает их ненадеж­ность и неадекватность и стремится к их изменению, а также если у клиента не сформированы жизненные идеалы и нормы. И даже в этом случае консультант не вправе навязывать клиен­ту свои установки, а должен лишь помочь найти именно те идеалы, которые близки самому клиенту.

 

4. Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полно­стью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантиль­ной позиции и не расширяя границ его опыта и умений. К тому же в случае неудачи клиента в выполнении данного консуль­тантом совета последний рискует быть отвергнутым как про­фессионал, так как его совет "не помог" клиенту. Консультант должен уметь отслеживать свои внутренние мотивации на же­лание дать клиенту совет и обязательно прорабатывать их.

 

5. Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеан­сов психологического консультирования), не должна разгла­шаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консуль­тант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то повре­дить данному конкретному клиенту. К такого рода информации могут быть отнесены, например:

Ø персональные данные клиента;

Ø его адрес;

Ø диагнозы, поставленные другими специалистами или самим кон­сультантом;

Ø специфика проблем и жалоб этого клиента;

Ø его личностные особенности и т.п.

Исключением из этого правила являются ситуации, когда кли­ент намерен совершить или уже совершил какие-либо проти­воправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с кли­ентом все свои полномочия и обязанности с юридической и мо­ральной точек зрения и определить меру ответственности ка­ждого из участников консультационного процесса.

 

6. Разграничение личных и профессиональных сторон в простран­стве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, а также на протя­жении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (друже­ские, сексуальные и т.п.). Также консультанту не рекомендует­ся консультировать своих родственников, друзей и знакомых, так как в противном случае существует опасность быть необъ­ективным в понимании проблемы "клиента", из-за того что у консультанта может быть свой взгляд на существующую про­блему, то есть он уже не может сохранить некритичную позицию по отношению к клиенту.

 

7. Принцип активности позиции клиента базируется на подходе к психологическому консультированию как к взаимодействию кон­сультанта и клиента в позициях "личность - личность". Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную по­зицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант. Активность клиента в данном случае означает:

Ø заинтересованность в беседе;

Ø желание понять и проанализировать полученную информацию;

Ø постоянную рефлексию своих чувств, эмоционального и физи­ческого состояния;

Ø стремление клиента к осознанию своих внутриличностных проблем и конфликтов и т.п.

Поощрение активной позиции клиента в пространстве консуль­тирования имеет следующие терапевтические основания:

Ø помогает консультанту в процессе сессии лучше понять и про­чувствовать проблему клиента;

Ø создает для консультанта обратную связь от клиента относительно своих интервенций, интерпретаций и правильности предпринимаемых им действий вообще;

Ø способствует формированию у клиента активной жизненной пози­ции, а также способности лучше понимать и осознавать себя.

 

1. В русскоязычной литературе психотерапия определяется как:

Ø система лечебного воздействия на психику;

Ø и через психику - на организм больного.

Психотерапия как метод лечения традиционно входит в ком­петенцию медицины, но при этом, имея в качестве методов воз­действия не только медикаментозные, но и психологические средства, находится на стыке нескольких областей знания: меди­цины, психологии, педагогики, социологии, философии и др.

В настоящее время международное понимание термина "психоте­рапия" вышло за рамки медицины и существенно расширилось, включив в себя различные психологические, медицинские, ан­тропологические, социальные и экономические аспекты и ус­тановки и тем самым увеличив сферу своего применения. На основании этого существуют различные определения понятия психотерапии, которые одновременно являются и составляю­щими целостного определения этой области знания. Выделя­ются следующие определения:

Ø метод лечения, оказывающий влияние на соматическую и психо­логическую деятельность человеческого организма;

Ø метод воздействия на формирование процесса научения;

Ø метод социального контроля;

Ø оказание профессиональной помощи пациенту по решению возникающих у него затруднений психического характера.

 

2. Между психотерапией и психологическим консультированием существуют сходства. Выделяются следующие характеристики, объединяющие психологическое консультирование и психотерапию:

Ø наличие единой цели - формирование здоровой личности;

Ø тесное взаимодействие между консультантом (психотерапевтом) и клиентом (пациентом);

Ø беседа как главный способ взаимодействия;

Ø использование одних и тех же профессиональных навыков (умения слушать, эмпатии, принятия и т.п.); схожих процедур и техник работы;

Ø однотипность профессиональных требований, предъявляемых к психологу-консультанту и психотерапевту.

 

3. В большинстве стран, несмотря на отсутствие четких границ между психотерапией и психологическим консультированием, эти две области разделяются как самостоятельные и каждая имеет свой предмет и свою сферу применения. Выделяются следующие отличительные характеристики психологического консультирования и психотерапии:

Ø психологическое консультирование:

- ориентация на психически здоровую личность;

- решение повседневных проблем клинически здоровых людей;

- воздействие на сознание клиента (без затрагивания глубинных слоев психики);

- отсутствие медикаментозного воздействия;

- краткосрочность (обычно не более 15 встреч);

Ø психотерапия:

- ориентация на личность с глубокими психическими нарушениями;

- постановка диагноза, учет симптоматики;

- решение неосознаваемых и глобальных проблем пациента (острые внутриличностные конфликты, социальная дезадаптация, психические травмы, психосоматические заболевания);

- воздействие на глубинные бессознательные слои психики;

- использование медикаментозных средств;

- длительный характер (иногда лечение продолжается годы).

 

4. Современное представление о соотношении психотерапии и пси­хологического консультирования:

Ø психотерапия и психологическое консультирование представ­ляют собой две крайние области одного пространства профес­сиональной деятельности:

- в области психологического консультирования лежат проблемы ситуативные, при решении которых не затрагиваются глубин­ные слои психики, и работа психолога носит поддерживающе-образовательный характер;

- в области психотерапии прорабатываются неврозы и другие серьезные эмоциональные проблемы и специалист ориентиру­ется на более направленно поддерживающую, глубинную и ак­центированную на бессознательное работу;

Ø между этими противоположными полюсами может осуществ­ляться деятельность как консультационного, так и психотера­певтического характера, то есть работа психолога может состо­ять из нескольких этапов, каждый из которых будет направлен на проработку более глубинных слоев психики и развитие лично­сти в целом;

Ø наиболее часто встречающаяся форма профессиональной дея­тельности практикующего психолога на современном этапе - это работа в области, находящейся между психотерапией и психологическим консультированием.

 

5. Иногда в процессе консультирования психолог сталкивается с психическими нарушениями клиентов, требующими медицинского вмешательства. Работа психолога в этом случае сводится к двум вариантам:

Ø к работе со здоровыми частями личности клиента без затрагивания глубинных слоев психики. Это, в первую очередь, зави­сит от характера жалобы клиента и от понимания психологом истинных причин проблемы;

Ø в случае понимания психологом того, что истинные причины про­блемы клиента лежат именно в существующем психическом на­рушении, психолог должен определить это нарушение (но не ста­вить диагноз) и направить данного человека под наблюдение со­ответствующих специалистов, так как психолог не имеет права работать с такого рода заболеваниями и они являются компе­тенцией медиков.

Существует ряд критериев, помогающих определить наличие у клиента какого-либо психического нарушения:

Ø характер и тяжесть симптомов клиента, которые могут быть относительно выраженными и не мешать процессу психологического консультирования, но могут иметь и неконтролируемые тотальные проявления;

Ø продолжительность и устойчивость симптомов. Когда одно и 5 то же патологическое поведение или симптом повторяются постоянно и не могут быть объяснены на основе имеющихся у психолога данных о клиенте, в этом случае высока вероятность наличия какой-либо патологии, а это не входит в компетенцию психолога;

Ø характер предрасполагающего и провоцирующего жизненного опы­та. Если в анамнезе клиента психолог обнаруживает патогенные, стрессовые ситуации, события, оказавшие серьезное влияние на психику клиента, необходимо обратить на это внимание и оценить, насколько эти ситуации соответствуют компетенции психолога. Так, развод клиента в прошлом может оказать сильное эмоциональное влияние на него и обострить характер эмоционального выражения, но при этом не сформируются патологические реакции, требующие вмешательства других специалистов. В то же время изнасилование или иное сильное патогенное событие могут кардинально изменить некоторые структуры личности, и в этом случае будет необходимо вмешательство специалистов соответствующего профиля;

Ø стабильность в прошлом и функционирование систем защиты - позволяют определить, насколько человек в состоянии контро­лировать свои эмоции, поведение.

Административная политика организации, в которой работает консультант, может регламентировать применение психологиче­ского консультирования в случаях наличия у клиентов психических патологий различной глубины и этиологии.

 

Список литературы:

1. Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 2007.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 2008.

3. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. – С-Пб, Питер,2006.

4. Линде Н.Д. Психологическое консультирование. – М., 2009.

5. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. Учебное пособие. – М.-Воронеж, 2007.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Противоречия, возникающие при создании логистической системы в производстве | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.