КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение психологического консультирования и психотерапии
Психологическое консультирование - это область практической психологии, в которой посредством различных процедур решаются проблемы психически здорового человека, связанные с такими сферами жизни, как его профессиональная деятельность, семья, брак, межличностное общение, совершенствование личности, профессиональная помощь психолога клиенту в поиске решения проблемной ситуации. Соотношение психологического консультирования и психотерапии Принципы психологического консультирования Лекция 1. Цели, задачи, принципы психологического консультирования.
Понятие психологического консультирования зародилось в 1940-1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Главной предпосылкой возникновения психологического консультирования как отдельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни. 2. Психологическое консультирование осуществляется в форме индивидуального или группового взаимодействия профессионального консультанта с клиентом в позиции "личность - личность". Цель этого взаимодействия - помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящих с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Психологическое консультирование - это непосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу, и главная цель этой работы - оказание помощи в решении большого спектра психологических проблем, основными из которых являются трудности личностного и межличностного характера. 3. Понятие психологического консультирования содержит в себе следующие основные положения: Ø помощь клиенту в выборе и действиях по собственному усмотрению; Ø возможность обучения новому, более адаптивному и адекватному типу поведения; ' Ø влияние на развитие личности клиента; Ø развитие у клиента ответственности и способности принимать адекватные ситуациям решения, а также создание благоприятных условий для возникновения у клиента этих качеств личности; Ø ориентация на положения клиент-центрированной терапии, создателем которой является американский психотерапевт Карл Роджерс. Главные из них: Ø безусловная ценность каждой личности и безусловное ее уважение; «способность личности быть ответственной за себя; Ø право каждой личности на свои собственные ценности и принятие своих собственных решений.
4. В психологическом консультировании на сегодняшний день существует множество направлений, каждое из которых определяет свои собственные цели и задачи в работе с клиентом, основывая их на своих теоретических постулатах. Выделяются следующие теоретические направления в изучении личности: Ø психоаналитическое, цели которого: - перевод в сознание того материала, который посредством различных защитных механизмов был вытеснен в область бессознательного; - воспроизведение раннего детского опыта и анализ вытесненных конфликтов и переживаний; - реконструкция базисной личности;
Ø адлерианское, выдвигающее следующие цели: - определение и трансформация жизненных целей клиента; - формирование социально значимых целей; - коррекция мотивационной сферы, устранение болезненного чувства неполноценности и чувства превосходства через формирование у клиента чувства равенства с окружающими людьми; Ø бихевиоральное (терапия поведения), ставящее такие цели, как: - исправление неадекватного поведения; - формирование эффективных паттернов через научение; Ø рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса, выдвигающая следующие цели: - нивелирование неадекватного жизненного подхода клиента, направленного на саморазрушение, и формирование рационального и более толерантного подхода; - обучение клиента применению научного метода в решении повседневных жизненных проблем поведенческого и эмоционального характера; Ø клиент-центрированная терапия К. Роджерса, имеющая следующие цели: - создание в пространстве консультирования такого благоприятного климата, в котором клиент будет способен на исследование себя, своей личности, а также тех проблем и внутренних конфликтов, которые препятствуют его личностному росту; - развитие у клиента умения быть открытым для нового опыта; - развитие таких позитивных качеств личности клиента, способствующих его личностному росту, как чувство уверенности в себе и спонтанность; Ø экзистенциальная терапия ставит следующие цели консультирования: - помощь в осознании клиентом своих возможностей и своей свободы; - изучение и устранение тех личностных факторов, которые могут стать помехой для клиента на пути к осознанию и использованию им своей свободы; - выработка у клиента чувства собственной ответственности за происходящие в его жизни события и за его жизнь в целом.
5. Задачи в психологическом консультировании: Ø эмоциональная поддержка со стороны терапевта и искреннее внимание к переживаниях клиента; Ø расширение сознания и повышение психологической компетентности; Ø изменение отношения клиента к своей проблеме от ощущения ее тупиковости к нахождению адекватного решения и его осуществления;
Ø повышение стрессовой и кризисной толерантности клиента, развитие навыков преодоления трудностей при столкновений с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями; Ø развитие гибкости в поведении и установках клиента, обеспечивающих его надежную социальную адаптацию в обществе и возможность испытывать удовлетворенность собой и своей жизнью независимо от накладываемых социальных ограничений; Ø развитие реалистичности и лабильности мировоззрения; Ø повышение чувства ответственности клиента за свою жизнь; Ø развитие у клиента умения самостоятельно и адекватно принимать жизненно важные решения, совершать самостоятельные поступки, уметь анализировать свои внутриличностные конфликты, установки, стереотипы и паттерны поведения, оценивать черты и качества своей личности; Ø развитие умения творчески осваивать действительность; Ø развитие межличностных и коммуникативных способностей клиента, обучение более гибкому и адаптивному построению межличностных отношений. Основные принципы психологического консультирования: Ø безоценочность и доброжелательность; Ø ориентация на систему ценностей клиента; Ø осторожность с советами; Ø анонимность; Ø разграничение личных и профессиональных сторон в работе; Ø активная позиция клиента.
2. Безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношение к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам. Остается открытым вопрос отношения консультанта к асоциальным поступкам его клиента (грабеж, нанесение телесных повреждений другому лицу, суицид, употребление наркотиков и т.п.), которые тот намеревается совершить. В данном случае консультант, во-первых, должен следовать этическим нормам консультирования и, во-вторых, должен помнить о том, что ему необходимо не оценивать, а обсуждать такого рола поступки с клиентом, анализируя механизмы и скрытые причины таких намерений.
Доброжелательность консультанта по отношению к клиенту также обеспечивает необходимый терапевтический климат и означает не только элементарное следование общепринятым нормам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т.п.), но и использовании консультантом специальных профессиональных навыков: Ø умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы; Ø оказывать ему необходимую эмоциональную и психологическую поддержку.
3. Ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не должен привносить в консультативное поле и навязать клиенту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента. Воздействие и коррекция системы норм и ценностей клиента возможны только в том случае, если сам клиент осознает их ненадежность и неадекватность и стремится к их изменению, а также если у клиента не сформированы жизненные идеалы и нормы. И даже в этом случае консультант не вправе навязывать клиенту свои установки, а должен лишь помочь найти именно те идеалы, которые близки самому клиенту.
4. Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умений. К тому же в случае неудачи клиента в выполнении данного консультантом совета последний рискует быть отвергнутым как профессионал, так как его совет "не помог" клиенту. Консультант должен уметь отслеживать свои внутренние мотивации на желание дать клиенту совет и обязательно прорабатывать их.
5. Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеансов психологического консультирования), не должна разглашаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консультант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то повредить данному конкретному клиенту. К такого рода информации могут быть отнесены, например: Ø персональные данные клиента; Ø его адрес; Ø диагнозы, поставленные другими специалистами или самим консультантом; Ø специфика проблем и жалоб этого клиента; Ø его личностные особенности и т.п. Исключением из этого правила являются ситуации, когда клиент намерен совершить или уже совершил какие-либо противоправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с клиентом все свои полномочия и обязанности с юридической и моральной точек зрения и определить меру ответственности каждого из участников консультационного процесса.
6. Разграничение личных и профессиональных сторон в пространстве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, а также на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (дружеские, сексуальные и т.п.). Также консультанту не рекомендуется консультировать своих родственников, друзей и знакомых, так как в противном случае существует опасность быть необъективным в понимании проблемы "клиента", из-за того что у консультанта может быть свой взгляд на существующую проблему, то есть он уже не может сохранить некритичную позицию по отношению к клиенту.
7. Принцип активности позиции клиента базируется на подходе к психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях "личность - личность". Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант. Активность клиента в данном случае означает: Ø заинтересованность в беседе; Ø желание понять и проанализировать полученную информацию; Ø постоянную рефлексию своих чувств, эмоционального и физического состояния; Ø стремление клиента к осознанию своих внутриличностных проблем и конфликтов и т.п. Поощрение активной позиции клиента в пространстве консультирования имеет следующие терапевтические основания: Ø помогает консультанту в процессе сессии лучше понять и прочувствовать проблему клиента; Ø создает для консультанта обратную связь от клиента относительно своих интервенций, интерпретаций и правильности предпринимаемых им действий вообще; Ø способствует формированию у клиента активной жизненной позиции, а также способности лучше понимать и осознавать себя.
1. В русскоязычной литературе психотерапия определяется как: Ø система лечебного воздействия на психику; Ø и через психику - на организм больного. Психотерапия как метод лечения традиционно входит в компетенцию медицины, но при этом, имея в качестве методов воздействия не только медикаментозные, но и психологические средства, находится на стыке нескольких областей знания: медицины, психологии, педагогики, социологии, философии и др. В настоящее время международное понимание термина "психотерапия" вышло за рамки медицины и существенно расширилось, включив в себя различные психологические, медицинские, антропологические, социальные и экономические аспекты и установки и тем самым увеличив сферу своего применения. На основании этого существуют различные определения понятия психотерапии, которые одновременно являются и составляющими целостного определения этой области знания. Выделяются следующие определения: Ø метод лечения, оказывающий влияние на соматическую и психологическую деятельность человеческого организма; Ø метод воздействия на формирование процесса научения; Ø метод социального контроля; Ø оказание профессиональной помощи пациенту по решению возникающих у него затруднений психического характера.
2. Между психотерапией и психологическим консультированием существуют сходства. Выделяются следующие характеристики, объединяющие психологическое консультирование и психотерапию: Ø наличие единой цели - формирование здоровой личности; Ø тесное взаимодействие между консультантом (психотерапевтом) и клиентом (пациентом); Ø беседа как главный способ взаимодействия; Ø использование одних и тех же профессиональных навыков (умения слушать, эмпатии, принятия и т.п.); схожих процедур и техник работы; Ø однотипность профессиональных требований, предъявляемых к психологу-консультанту и психотерапевту.
3. В большинстве стран, несмотря на отсутствие четких границ между психотерапией и психологическим консультированием, эти две области разделяются как самостоятельные и каждая имеет свой предмет и свою сферу применения. Выделяются следующие отличительные характеристики психологического консультирования и психотерапии: Ø психологическое консультирование: - ориентация на психически здоровую личность; - решение повседневных проблем клинически здоровых людей; - воздействие на сознание клиента (без затрагивания глубинных слоев психики); - отсутствие медикаментозного воздействия; - краткосрочность (обычно не более 15 встреч); Ø психотерапия: - ориентация на личность с глубокими психическими нарушениями; - постановка диагноза, учет симптоматики; - решение неосознаваемых и глобальных проблем пациента (острые внутриличностные конфликты, социальная дезадаптация, психические травмы, психосоматические заболевания); - воздействие на глубинные бессознательные слои психики; - использование медикаментозных средств; - длительный характер (иногда лечение продолжается годы).
4. Современное представление о соотношении психотерапии и психологического консультирования: Ø психотерапия и психологическое консультирование представляют собой две крайние области одного пространства профессиональной деятельности: - в области психологического консультирования лежат проблемы ситуативные, при решении которых не затрагиваются глубинные слои психики, и работа психолога носит поддерживающе-образовательный характер; - в области психотерапии прорабатываются неврозы и другие серьезные эмоциональные проблемы и специалист ориентируется на более направленно поддерживающую, глубинную и акцентированную на бессознательное работу; Ø между этими противоположными полюсами может осуществляться деятельность как консультационного, так и психотерапевтического характера, то есть работа психолога может состоять из нескольких этапов, каждый из которых будет направлен на проработку более глубинных слоев психики и развитие личности в целом; Ø наиболее часто встречающаяся форма профессиональной деятельности практикующего психолога на современном этапе - это работа в области, находящейся между психотерапией и психологическим консультированием.
5. Иногда в процессе консультирования психолог сталкивается с психическими нарушениями клиентов, требующими медицинского вмешательства. Работа психолога в этом случае сводится к двум вариантам: Ø к работе со здоровыми частями личности клиента без затрагивания глубинных слоев психики. Это, в первую очередь, зависит от характера жалобы клиента и от понимания психологом истинных причин проблемы; Ø в случае понимания психологом того, что истинные причины проблемы клиента лежат именно в существующем психическом нарушении, психолог должен определить это нарушение (но не ставить диагноз) и направить данного человека под наблюдение соответствующих специалистов, так как психолог не имеет права работать с такого рода заболеваниями и они являются компетенцией медиков. Существует ряд критериев, помогающих определить наличие у клиента какого-либо психического нарушения: Ø характер и тяжесть симптомов клиента, которые могут быть относительно выраженными и не мешать процессу психологического консультирования, но могут иметь и неконтролируемые тотальные проявления; Ø продолжительность и устойчивость симптомов. Когда одно и 5 то же патологическое поведение или симптом повторяются постоянно и не могут быть объяснены на основе имеющихся у психолога данных о клиенте, в этом случае высока вероятность наличия какой-либо патологии, а это не входит в компетенцию психолога; Ø характер предрасполагающего и провоцирующего жизненного опыта. Если в анамнезе клиента психолог обнаруживает патогенные, стрессовые ситуации, события, оказавшие серьезное влияние на психику клиента, необходимо обратить на это внимание и оценить, насколько эти ситуации соответствуют компетенции психолога. Так, развод клиента в прошлом может оказать сильное эмоциональное влияние на него и обострить характер эмоционального выражения, но при этом не сформируются патологические реакции, требующие вмешательства других специалистов. В то же время изнасилование или иное сильное патогенное событие могут кардинально изменить некоторые структуры личности, и в этом случае будет необходимо вмешательство специалистов соответствующего профиля; Ø стабильность в прошлом и функционирование систем защиты - позволяют определить, насколько человек в состоянии контролировать свои эмоции, поведение. Административная политика организации, в которой работает консультант, может регламентировать применение психологического консультирования в случаях наличия у клиентов психических патологий различной глубины и этиологии.
Список литературы: 1. Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 2007. 2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 2008. 3. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. – С-Пб, Питер,2006. 4. Линде Н.Д. Психологическое консультирование. – М., 2009. 5. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. Учебное пособие. – М.-Воронеж, 2007.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |