Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтетические теории




Это – условное название для обозначения тенденции синтеза в социологической теории конца 60-х гг. и получившей широкое распространение в настоящее время. Некоторые социологи называют ее господствующей.

Иногда к представителям этого направления относят Ю.Хабермаса, предпринявшего попытку эволюционного синтеза для достижения универсального знания. Чаще здесь называют имена Пьера БУРДЬЁ, Энтони ГИДДЕНСА и Никласа ЛУМАНА.

Пьер БУРДЬЁ (1930-2002) – французский социолог и философ, представитель постструктуралистского направления социальной теории, создатель теории социального поля, теории габитуса. Ученик Л.Альтюссера и М.Фуко, предполагавший создать синтетическую теорию субъекта и объекта.

Бурдьё утверждал, что восприятие социального мира определяется двойным структурирование – объективным и субъективным (в частности, языковым). Эти 2 механизма – основные в «производстве общего мира».

Социальная действительность представляет «социальное пространство» – заданную систему координат, относительно которой располагаются социальные субъекты.

• - 46 -

Социальное пространство тесно связано с физическим пространством. Они взаимно пересекаются и м.б. разделены только аналитически.

Социальное пространство представлено социальными структурами, которые одновременно существуют как объективная реальность и как реальность, существующая в представлениях, схемах мышления и поведении.

Реальное положение индивида в социуме отражают его позиции. Представления же о собственном положении, схемы поведения, мышления и оценивания отражают диспозиции.

Совокупность позиций дает объективный срез социального пространства, а совокупность диспозиций – субъективный. Т.е., социальное пространство можно рассматривать с точки зрения взаимодействия индивидов, занимающих определенные позиции, и их практик, с помощью которых они преобразуют это пространство.

Практики, по Бурдьё, это больше неосознанное поведение индивидов, подчиняющееся правилам внешней среды.

Понятие «habitus» вводится для объяснения упорядоченности мира. Нabitus (лат. привычка, предрасположение) – это система прочных приобретенных диспозиций, структурированных структур для функционирования структурирующих структур.

• - 47 -

Другими словами: габитус – это структура познавательных и мотивационных установок в сознании индивида, являющихся неосознаваемым слепком воспринятых исторических условий.

Практики являются посредником габитуса и различных событий. Габитус задает пределы субъективным намерениям, ориентируя на воспроизводство рутинных, непроблематичных действий.

Сходство условий существования приводит к формированию сходного или гомологичного габитуса. Гомологичность габитуса приводит к образованию групповых и классовых общностей.

Общая направленность «стратегии синтеза» П.Бурдьё определяется движением от социальной структуры к субъекту действия.

Основные сферы анализа П.Бурдьё – социология культуры и образования, общая социологическая теория. Основные работы:

«Очерк теории практики», 1977;

«Воспроизводство в образовании, обществе и культуре», 1977;

«Дистинкция», 1984;

«Поле культурного производства», 1993.

• - 48 -

Работы П.Бурдьё, изданные на русском языке

Социология политики / Пер. с фр.; сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. — М.: Socio-Logos, 1993.

Начала. Choses dites / Пер. с фр. Н. А. Шматко. — М.: Socio-Logos, 1994.

Университетская докса и творчество: против схоластических делений / Пер. с фр. // Socio-Logos’96. — М.: Socio-Logos, 1996. — С. 8—31.

За рационалистический историзм / Пер. с фр. // Социо-Логос постмодернизма. Альманах Российско-французского центра социологических исследований. — М.: Изд-во Института экспериментальной социологии, 1997.

Дух государства: генезис и структура бюрократического поля / Пер. с фр. // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999. — С. 125—166.

Социология и демократия / Пер. с фр. // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999. — С. 119—124.

Практический смысл / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. http://yanko.lib.ru/books/cultur/bourdieu-all.htm архивный файл

Опыт рефлексивной социологии / Пер. с англ. Е. Д. Руткевич // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 2. — 424 с. ISBN 5-8013-0046-5

Политическая онтология Мартина Хайдеггера / Пер. с франц. А. Т. Бикбова, Т. В. Анисимовой. — М.: Праксис, 2003. — 272 с. — («Идеологии».) ISBN 5-901574-27-3 (Рецензии: Илья Нилов. Двуличная философия)

О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. В. Анисимова и Ю. В. Марковой, отв.ред. и предисл. Н. А. Шматко. — М.: Прагматика культуры, 2002. — 160 с.

Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. — Том I, 1998. — № 2.

Социология социального пространства / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. В 2-х т.

Бурдье, П. Формы капитала /пер. с англ. М. С. Добряковой; Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги) / пер. с фр. О. И. Кирчик // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. — М.: РОССПЭН, 2004. — 680 с.

За ангажированное знание // Неприкосновенный запас. — 2002. — № 5 (25).

• - 49 -

ТЕОРИЯ СТРУКТУРАЦИИ Энтони ГИДДЕНСА (1938) – английский социолог. Выпускник Лондонской школы экономики, доктор философии Кембриджского университета (1974), профессор Кембриджского университета, директор Лондонской школы экономики (1997-2003), Лауреат премии принца Аустрийского (2002, социальные науки). Автор 34 книг и более 200 статей.

Считал, что обращение к истории социологии поможет созданию новой единой социологической теории.

Выделил фундаментальные признаки эпохи модерна (последние 150-200 лет):

разделение общества на классы – основу для дальнейшей групповой принадлежности;

внутренне присущая модерну рефлексивность – возрастние роли языка и интерпретаций смысла (знание социальных агентов о своих действиях, т.е., рефлексия агентов, становится важнейшим компонентом структуры социального действия, приводя к изменению социальных институтов);

изменение роли и места социологии.

В 1976 г. выпускает работу «Новые правила социологического метода» (Э.Дюркгейм «Правила социологического метода»).

• - 50 -

Новым инструментом социального познания становится теория структурации. Она предполагает интеграцию действия, системы и структуры на основе рефлексивности социального действия, с учетом взаимной дополнительности субъективных и объективных характеристик.

Основное понятие теории структурации – «социальный агент», представляющее 3-х уровневую модель:

1-й уровень – мотивация действия (проявляется в нестандартных проблемных ситуациях; большинство повседневных действий немотивировано).

2-й уровень – рационализация действий (поддержка теоретического понимания оснований собственной деятельности; взаимное согласие участников взаимодействия о компетенции друг друга).

3-й уровень – рефлексивный мониторинг действия (постоянство отслеживания собственных действий, действий других людей, физических и социальных условий действия).

По этой же схеме м.б. описана стратификационная модель субъекта действия:

  1. бессознательные мотивы, познавательная способность и стремление действовать;
  2. уровень практического осознания действия;
  3. уровень дискурсивного сознания.

• - 51 -

Гидденс делает вывод о том, что предметом социальных наук становятся социальные практики, а социальную деятельность рассматривает как самовоспроизводящуюся реальность.

Теория структурации представлена 3-мя основными «компонентами»: структурой, системой и структурацией.

Структура задает правила трансформации действия и представляет регулярные наборы отношений, производимых и воспроизводимых субъектами действия.

Система отражает относительно стабильные совокупности действия и представлена отношениями между индивидами и коллективами, воспроизводимыми в виде регулярных социальных практик.

Структурация относится к условиям, управляющим преемственностью и преобразованием структур и социальных систем.

Взаимоотношения субъекта и системы Гидденс объясняет в терминах обратных причинных связей или «причинных петель».

• - 52 -

Книги Гидденса, опубликованные на русском языке

Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.

Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. — М.: Весь мир, 2004.

Гидденс, Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Пер. с англ. В. Анурина. — СПб.: Питер, 2004.

Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. — М.: Академический проект, 2005.

Статьи Гидденса, опубликованные на русском языке

Гидденс Э. Политика, управление и государство // Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. № 3. С. 78-107.

Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // СОЦИС. 1992. № 7. С. 135-140.

Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // СОЦИС. 1992. № 9. С. 112-123.

Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // СОЦИС. 1992. № 11. С. 107-120.

Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. — 1993. — № 1. — С. 57—82.

Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. — 1994. — № 5. — С. 107—134.

Гидденс Э. Новые правила социологического метода / Пер. с англ. С.П. Баньковской // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 2. — 424 с.

• - 53 -

САМОРЕФЕРЕНТНЫЕ СИСТЕМЫ Никласа ЛУМАНА (1927-1998) – немецкий социолог. Юрист по профессии, затем учился в Гарварде у Толкотта Парсонса. По возвращении на родину занимался изучением теории управления. С 1965 г. приступает к научной работе. В 1966 г. защитил 2 диссертации по социологии. Работал в Мюнстерском университете с 1968 по 1993 гг., вплоть до выхода на пенсию.

В начале своей профессорской деятельности поставил задачу: за 30 лет создать полное описание общества. Ее разрешением он занимался всю жизнь. Книга "Общество общества" ("Die Gesellschaft der Gesellschaft"), вышедшая перед смертью, стала итогом этой деятельности.

Разделял научные взгляды нейробиологов, в своих работах использовал биологическую концепцию «аутопойезиса». Кроме научной деятельности, был хозяином пивной в родном Люнебурге и никогда не преподавал в Люнебургском университете.

Всего написал 77 книг и около 250 статей по темам теории социального познания и системной теории общества.

Луман фиксирует кризисное состояние современной социологии. Считает, что задачей социологии является разработка операционального теоретического инструментария для познания социального мира. Поэтому обращается к оформлению понятия и теории общества.

• - 54 -

Он предлагает осуществить переход к новой парадигме социологического знания – системному подходу. В новой системной социальной теории центральным понятием должна стать «коммуникация».

В системном анализе в истории социологии Луман выделяет 3 этапа:

  1. общество – система, подобная биологическому организму;
  2. общества как система, состоящая из взаимосвязанных частей (Т.Парсонс);
  3. современный этап представлен теорией самореферентных систем.

Система, с позиций этого подхода, способна выделять себя из внешней среды, воспроизводить границы, самовоспроизводиться и описывать себя.

Элементами такой социальной системы оказываются коммуникации, которые (для упрощения системой самой себя) разлагаются на действия или события.

Коммуникация означает различение информации, сообщения и понимания. Это – смысловой, самореферентный, а не трансляционный процесс.

Социальная структура, представленная отношением мгновенных действий или событий, не м.б. устойчивой. Поэтому она перестает быть фактором устойчивости системы и становится фактором ее обновления.

• - 55 -

Люди в этой теории не рассматриваются как часть социальной системы. Они – лишь часть окружающей среды, а значит, и общество перестает быть организованным взаимодействием.

Очевидно лишь то, что социальная система как совокупность коммуникаций создает описание самой себя, и каждая коммуникация предполагает самоописание.

Общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как:

функциональные подсистемы (масс-медиа, политика, наука и пр.),

системы интеракций лицом-к-лицу,

а также системы организаций.

Каждая функциональная подсистема обособляется через кодирование коммуникаций: через «да-редакции» и «нет-редакции», заложенные в смысле. Каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для нее, и, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода.

• - 56 -

Книги Н.Лумана, изданные на русском языке

Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001.

Луман Н. Общество общества. Часть I. Общество как социальная система. Логос, 2004. (Библиотека Fort/Da)(PDF)

Луман Н. Общество общества. Часть II. Медиа коммуникации. Логос, 2005.

Луман Н. Общество общества. Часть III. Эволюция. Логос, 2005.

Луман Н. Общество общества. Часть IV. Дифференциация. М.: Логос, 2006.

Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Праксис, 2005. (Niklas Luhmann. DIE REALITAT DER MASSENMEDIEN. 2., erweiterte Auflage. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996.)

Луман Н. Социальные системы очерк общей теории / Перевод с немецкого И. Д. Газиева Под редакцией Н. А. Головина. Санкт-Петербург. «Наука». 2007. (Niklas Luhmann. Soziale Systeme Grundriss Einer Allgemeinen Theorie. Suhrkamp)

Статьи Н.Лумана, изданные на русском языке

Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал. 1995. № 3. С. 114-125.

Луман Н. Невероятность коммуникации

Луман Н. Решения в «информационном обществе»

Луман Н. Понятие риска // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. — 1994. — № 5. — С. 135-160. (PDF)

• - 57 -

Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий // Социологический журнал. — 2000. — № 1/2. — С. 16-35.

Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии / Под. ред. А.О. Бороноева. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — С. 25—42.

Луман Н. Почему необходима «системная теория»? // Проблемы теоретической социологии. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. С. 43-54.

Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // СОЦИО-ЛОГОС. Вып. 1. М.: Прогресс, 1991. С. 194-216.

Луман Н. Теория общества (фрагмент) // Теория общества. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999. С. 196-235.

Луман Н. Честность политиков и высшая аморальность политики // Вопросы социологии. — 1992. — N 1. — С. 69—76.

Луман Н. Глоссарий // Социологический журнал. 1995. № 3. С. 125-127.

Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-Логос. М., 1991. Вып. 1.

Луман Н. Теория общества // Теория общества. Фундаментальные проблемы. М.: КАНОН-пресс-Ц, 1999.

Луман Н. Честность политиков и высшая аморальность политики // Вопросы социологии. — 1992. — № 1.

Луман Н. «Что происходит?» и «что за этим кроется?». Две социологии и теория общества // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 2. — 424 с.

Луман Н. Теория общества (вариант San Foca '89) // Теория общества. Сборник / Под ред. А.Ф. Филиппова. — М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 1999. — 416 с.

Луман, Н. Мировое время и история систем // Логос. — 2004. — № 5. — С. 131-168.

• - 58 -




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.