Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы разграничения полномочий и компетенции государственных органов




Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Федерации по предметам ведения субъектов Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации.

Современное состояние законодательного закрепления принципов разграничения полномочий по предметам совместного ведения. В конституционном праве Российской Федерации попытка в явном виде сформулировать принципы разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов была предпринята Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Законом определены восемь принципов: конституционности; верховенства Конституции РФ и федеральных законов; равноправия субъектов Российской Федерации при разграничении предметов ведения и полномочий; недопустимости ущемления прав и интересов субъектов Российской Федерации; согласования интересов Российской Федерации и ее субъектов; добровольности заключения договоров и соглашений; обеспеченности ресурсами и гласности заключения договоров и соглашений.

Необходимо отметить, что в этот перечень включен ряд общих конституционных принципов, например, принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15 Конституции РФ) и вытекающий из него принцип конституционности; принцип равноправия субъектов РФ (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ). Некоторые принципы имеют межотраслевой характер (добровольность и гласность заключения договоров и соглашений). Принцип недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ представляется в значительной степени декларативным и допускает многозначное толкование. Таким образом, к числу принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и ее субъектов в «чистом» виде можно отнести лишь два из них, а именно: согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов и обеспеченность ресурсами. В Законе сформулирован ряд общих нормативных положений, которые могут быть отнесены к самостоятельным принципам, хотя они не выделены в таком качестве, например, принятие по предметам совместного ведения федеральных законов в виде основ (общих принципов) правового регулирования (статья 12 Закона).

Данный Закон являлся базовым в регулировании федеративных отношений, принятие его в условиях законодательно не регламентированного процесса разделения государственной власти, в том числе договорной практики между Российской Федерацией и ее субъектами имело исключительно важное значение. Отдельные спорные положения, обусловленные наметившимися в то время дезинтеграционными процессами в федеративных отношениях, объясняются стремлением федерального законодателя максимально однозначно закрепить основные начала разделения государственной власти по конституционно закрепленным предметам ведения.

Однако, во-первых, рассмотренные принципы не соблюдались в конституционной практике. Во-вторых, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ был признан утратившим силу Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определившем концепцию проводимой в стране федеративной реформы.

Принципы разграничения полномочий Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ в явном виде не сформулированы, хотя глава IV1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ) называется: «Общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации».

Доктринальное толкование федеральных норм позволяет выделить четыре базовых принципа, которые, на наш взгляд, положены в основу федеративной реформы:

- дуалистического разграничения полномочий, согласно которому все полномочия по предметам совместного ведения подлежат полному разграничению между центром и территориями, причем аналогичные полномочия не могут одновременно возлагаться на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта РФ;

- позитивного обязывания, согласно которому за органами государственной власти субъектов РФ закреплен исчерпывающий перечень из 58 групп полномочий, которые они обязаны выполнять за счет своих доходных источников; остальные полномочия перешли к федеральному центром и могут быть переданы субъектам РФ только с субвенциями на их исполнение;

- централизации полномочий, согласно которому осуществлена концентрация полномочий на федеральном уровне, вплоть до исключения из компетенции регионов целых групп общественных отношений, отнесенных Конституцией РФ к совместному ведению;

- бюджетного детерминизма, согласно которому для исполнения закрепленных полномочий за субъектами РФ на постоянной основе закреплены собственные доходы, а сами полномочия сведены к расходным обязательствам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.