Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный долг и управление им




 

Если задолженность государства накапливается, то она превращается в государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности (вклю­чая проценты по ней) по обязательствам государства перед фи­зическими и юридическими лицами-резидентами, иностранны­ми государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В государственный долг в нашей стране входят также обяза­тельства по государственным гарантиям, предоставленным Рес­публикой Беларусь.

Практически во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетный дефицит и государственный долг. Но если государственный долг превышает ВВП более чем в 2,5 раза, то возникает угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения.

В зависимости от сферы применения государственного кредита государственный долг может быть:

- внутренний;

- внешний.

Особую ответственность государство несёт за внешний долг.

Внутренний государственный долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юри­дическими и физическими лицами. В него входят задолженнос­ти прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде го­сударственных ценных бумаг и кредиты, выданные Нацио­нальным банком Республики Беларусь на финансирование де­фицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находя­щиеся в республиканской собственности. Национальное собра­ние Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прирос­та внутреннего государственного долга в процентах к ВВП.

Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов.

Внешний государственный долг складыва­ется из суммы основного долга Республики Беларусь и ее рези­дентов по внешним государственным займам по состоянию на определенный момент времени. В соответствии с законодательством внешние государствен­ные займы Беларуси могут привлекаться в виде: а) иностран­ных кредитов, предоставляемых республике; б) иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную га­рантию; в) займов, получаемых от размещения на внешних фи­нансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве го­сударственных долговых обязательств.

Управление внешним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по получению и возврату кредитов.

По срокам различают государственный долг:

- краткосрочный (до 1 года);

- долгосрочный (свыше 1 года).

Государственный долг включает понятия капитальный долг и текущий долг.

Капитальный государственный долг представляет со­бой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обяза­тельств государства на определенную дату, включая начислен­ные проценты.

Текущий государственный долг составляют рас­ходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

В управлении государственным долгом используются следующие меры:

Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. При этом используются такие методы, как новация, уни­фикация. Изменение условий займов осуществляется с помо­щью методов конверсии и консолидации.

Новация — соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обяза­тельством.

Унификация (обмен облигаций по регрессивному соотноше­нию) — объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономичес­кого кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погаше­ние раннее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах.

Конверсия — это изменение первоначальных условий займа (чаще доходности). Как правило, государство снижает доход­ность займов для кредиторов.

Консолидация — изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Консолидация может совме­щаться с конверсией.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономичес­кого эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процен­тов по старым займам. При отсрочке не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Этим отсрочка по­гашения отличается от консолидации займов, при которой вла­дельцам облигаций продолжает выплачиваться доход.

Аннулирование государственного долга — отказ государ­ства от обязательств по выпущенным займам. Это крайняя ме­ра, чаще всего применяемая в странах, где произошла смена по­литической власти. Однако следует помнить, что внешние дол­ги государства не списываются. Примером тому — долги цар­ской России, которые через много лет пришлось оплачивать правительству новой России.

Нормативно правовое регулирование государственного долга в РБ осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РБ (глава 9 – изучить самостоятельно) и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Согласно закону о республиканском бюджете на 2010 г. установлен лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2010 года в размере 9,5 млрд. долларов США.

Обслуживание и погашение внешнего государственного долга Республики Беларусь осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета в соответствии с перечнем внешних государственных займов согласно приложению 10 закона о республиканском бюджете на 2010 г (приложение 10 изучить самостоятельно).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.