Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство как явление цивилизации и культуры

Современный подход к пониманию государства дает нам возможность охарактеризовать его как явление цивилизации и культуры, а не как «машину» подавления и угнетения.

Марксистско-ленинская теория происхождения государства отражает политические реалии недемократических режимов, сталинского и несталинского тоталитаризма и определяет в науке и в общественном мнении негативную оценку самого феномена государства, всего государственного. В соответствии с этой теорией главенствующую роль в обществе должны играть негосударственные образования, а общественное развитие идти к тому, чтобы государство "отмирало".

Подобные воззрения, базирующиеся на ограниченном круге фактов и на утопических представлениях, фактически обосновывают такое построение и функционирование политической власти, которое свойственно тоталитарному обществу и которое, как уже отмечалось, характеризуется тем, что политическая власть в значительной мере осуществляется помимо всего комплекса институтов государства и даже вообще вне этих институтов. Марксистская теория, с одной стороны, признает революционный, насильственный путь перехода от одного типа государства к другому, а с другой стороны - отрицает роль насилия в образовании государства. Хотя уже образовавшееся государство она характеризует как аппарат насилия, аппарат принуждения одного класса другим. Получается, что государство используется в своих интересах не всем обществом, а только его частью, чтобы принудить, заставить повиноваться себе другую часть общества.

Недостатки подобного объяснения происхождения государства в том, что оно не может объяснить общество как целостный организм.

Эта теория не консолидирует общество, а раскалывает его на два непримиримых лагеря - эксплуататоров и эксплуатируемых, она отражает именно классовую функцию государства, то есть выполнение государством воли определенного экономически господствующего класса. Подобный взгляд на государство неизбежно приводит к выводу о необходимости устранения, уничтожения государства в будущем. Государство изображается как аппарат насилия, как зло.

Между тем коренная задача в современный период состоит в том, чтобы изменить сам угол зрения в понимании государства. Ведь невозможно отрицать тот факт, что в государство выполняет и такие функции, которые осуществляются в интересах всего общества - это функции общих дел. Например, здравоохранение, транспорт, связь, строительство, наука, культура, образование, защита своих территорий и другие. Наличие таких функций государства нельзя не заметить, они несомненно есть. Но их наличие невозможно объяснить классовой борьбой, так как их существование прямо противоречит ее законам, когда классы ведут между собой смертельную борьбу на уничтожение, не гнушаясь никакими средствами. Если считать доказанным то, что государство выполняет функции общих дел, то следует логический вывод о том, сто государство это не результат классовой борьбы. Государство возникает не в результате раскола общества на классы, а как результат все более углубляющейся консолидации, сплочения общества. Общество, как единый целостный организм, на основе внутреннего согласия, а не раскола создает особый орган - государство, который используется для решения общих задач, защиты общих интересов. Вместе с тем нельзя не признать того факта, что в реальной действительности, на протяжении довольно длительных исторических этапов государство преимущественно выполняло и классовые функции и функции общих дел. Несомненно одно, по мере развития общества по пути прогресса государство все более утрачивает свои классовые функции, и все более выполняет функции общих дел.

Почему же в понимании государства мы исходим из того, что оно является продуктом цивилизации и культуры? Отделившись от природы, человеческое общество, в известной ере утрачивает связь с ней. Природных регуляторов общественных отношений уже недостаточно для того, чтобы сохранить целостность и единство общественного организма. Регулирование взаимоотношений в обществе начинает осуществляться чисто человеческими методами и способами (обычаями, правилами, нормами), которые устанавливаются самими людьми.

Это значит, что общество начинает жить своей собственной жизнью, по своим собственным человеческим законам, отличающимся от законов природы. Так природа больше не руководит человеком, следовательно, отношениями людей начинают управлять сами люди, они становятся субъектами и объектами управления, потому что больше этого сделать никто не может. это означает6 что общество людей отделилось от природы, обрело качество саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе (начинается процесс накопления), оно становится единым и самостоятельным организмом.

Исходя из сказанного, одной из важнейших причин возникновения государства, со всей определенностью можно считать, резкое усложнение управленческой функции в человеческом обществе. Иными словами - потребность в управлении.

Производящая экономика объективно вела к усложнению организации производства, становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи и, тем самым, к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Кроме этого, возникла необходимость в нормировании и учете трудового вклада каждого члена общества, результатов его труда, организации трудовой деятельности, осуществлении контроля за соблюдением установленных правил.

То есть, общественный организм, содержание общественных отношений становятся все более сложными. Если раньше люди брали у природы только то, что она им давала, то теперь они создают орудия труда, производят накопление материальных богатств, традиций обычаев, культурных ценностей. Этот процесс необходимо регулировать. Поэтому в новых условиях резко осложняется задача обеспечения целостности и единства человеческого общества, его естественного функционирования, на сохранение которых и направлена функция управления. Следовательно, управленческая функция усложняется и превращается в самостоятельную, так как для ее успешного осуществления необходима ее специализация и обособление. Но если функция управления становится самостоятельной, то тогда должен и возникнуть и особый отряд людей - управленцев (специалистов), которые будут осуществлять эту функцию управления делами общества. Иначе говоря, возникает потребность во внешней власти. А появление особого отряда людей, занимающихся только управлением, наделенных соответствующими полномочиями и отделенных от основной массы членов общества и есть публичная власть. Так возникает управленческий орган общества - государство, как особая организация политической власти общества, опирающейся на аппарат принуждения.

Значит, государство является результатом потребности общества в единстве и целостности, возникает в результате резкого усложнения управленческой функции. Именно при помощи государства возникает такая целостная организованность людей, которая позволяет говорить об обществе как едином организме. Иначе говоря, государство представляет из себя особую общественную организацию, состоящую из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами.

Необходимо исходить из того, что государство представляет собой не одну только государственную власть, а систему власти в политическом организованном обществе. Смысл такой организации - обеспечить нормальное, естественное развитие общества на своей собственной основе, то есть прежде всего на основе экономических и духовных факторов. С этой точки зрения государство может рассматриваться как прогрессивное явление цивилизации и культуры. В соответствии с этим и политическая власть должна быть "цивилизованной". Значит должно быть обеспечено такое функционирование государства, когда оно бы не приводило к авторитетным тоталитарным порядкам, в полной мере раскрывался бы позитивный потенциал демократии, происходило нормальное развитие общества.

Государство как высший управленческий орган общества успешно обеспечивает процесс накопления и сохраняя, передавая из поколение в поколение материальные ценности, созданные людьми, средства производства, культурные и духовные ценности (обычаи, традиции, законы). Таким образом, обеспечивая преемственность поколений и общество людей сохраняется на длительном отрезке времени. В этом случае возникновения государства можно объяснить как результат потребности в сохранении и упрочении материального, культурного и духовного богатства общества, а его дальнейшее существование как гарантию развития общества по пути прогресса. Исходя из сказанного можно заключить, что государство-явление цивилизации и культуры, ведь сама культура, ее сохранение и развитие - необходимое условие сохранения целостности человеческого общества. В итоге можно сказать, что государство -продукт истории выстраданный человечеством, его опыт, подтвержденный путем проб и ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Отсюда, в условиях демократии, совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества. Поэтому:

1) Не имеет оснований сама постановка вопроса об "отмирании" государства, какими бы замечательными чертами не обрисовывалось будущее процветающее общество.

2) Развитие государства, его совершенствование и укрепление, причем так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались бы начала демократии, экономическая свобода, свобода личности - это закономерный положительный процесс, отвечающий нуждам человечества.

Естественно, нужно видеть те негативные стороны и опасности, которые имеет сама по себе политическая власть, опирающаяся на аппарат принуждения, и которые при отступлении от демократии могут привести к насилию, к тому, что могут возобладать тоталитарные и авторитарные порядки в жизни общества. Но ценность государства как политически организованного, на началах демократии общества состоит в том, что при помощи всего комплекса его институтов могут быть "сняты", "обузданы" отрицательные стороны власти, упрочены народовластие, экономическая свобода, свобода личности и отсюда могут эффективно действовать экономические и духовные факторы, а общество получает возможность нормально развиваться.

Итак, причины возникновения государства объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими.

Поэтому и существует множество теорий, ни одна из которых не является абсолютно истинной и неоспоримой. Однако в каждой из них есть аспекты, которые нашли свое отражение в реальной действительности на определенном этапе развития общества. Научный анализ позволяет сделать следующий вывод, что одна из основных закономерностей развития государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации оно превращается из примитивного принудительно-репрессивного образования в политическую организацию своего общества в котором реализуются народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Таким образом, государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно в итоге перехода человека к производящей экономике, то есть в процессе изменения материальных условий жизни общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в заключении сегодняшней лекции можно отметить, что переход человечества к производящему хозяйству вел к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой, дифференциации, имущественному расслоению населения, делению на богатых и бедных, господ и рабов, зарождению государства.

Итак, распад родового строя, появление семьи и частной собственности, которые дали человеку возможность быть относительно самостоятельным субъектом общественной жизни, объективная потребность в решение общих дел, в том числе, в регулировании отношений между социально неоднородными группами - таковы исторические предпосылки становления государства.

Переход от первобытного строя к государству - это крутой поворот в развитии общества. Он происходит не сразу, захватывает значительный промежуток времени, так как и изменения в производстве совершаются не одноминутно.

Появление государства по разному трактуется различными теориями. В каждой из них содержатся отдельные аспекты, истинность которых подтверждена историей. Но вместе с тем, ни одна из них не может претендовать на роль абсолютно истинной. С течением времени реальные события общественной жизни подтверждают или отвергают отдельные положения существующих теорий, повышая тем самым их научную значимость, либо обосновывая их несостоятельность.

Несомненно, одно знакомство с взглядами представителей различных научных течений, дает возможность на основе интеграции и дифференциации сформировать наиболее полное, отвечающее требованиям сегодняшнего дня, представление о причинах происхождения государства. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов, а суметь обобщить их объективные выводы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Многообразие теорий происхождения rocудаpcтвa | Разнообразие определений государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.