Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА. Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древнос ти. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, ко торое6 создается государством, существует общее для всех людей естест венное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие ес тественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъ емлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что закон госу дарства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Изложенные в них идем нашли свое закрепление в американской Дек ларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и сво бод гражданина (1789 г.) и в других государственных актах. Естествен ные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставления естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и ох раняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА представлена в работах основопо ложников марксизма-ленинизма и их последователей. В основе материалис тической теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. "Помимо того, - писали К.Мраркс и Ф.Энгелс, - что господствующие индивиды при данных отношения должны конструировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обуслов ленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде го сударственной воли, в виде закона". Таким образом, возникновение и существование права объясняется необходимостью нормативного регулиро вания общественных отношений в интересах экономически господствующего класса.

В последствии положение марксизма о классово-волевом содержании права было перенесено нашей юридической наукой на отечественное пра во. Утверждалось, что в обществе, где отсутствуют антагонистические классы, в праве выражается воля всех дружественных классов и слоев общества, руководимых рабочим классом. Тем самым подтверждалась идея, что классовость права есть его постоянный и объективный признак.

"Равное право", по мнению Маркса, здесь действительно имеет место, но это еще "буржуазное право", которое, как и всякое право, предлагает неравенство. Всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не одинаковы, не равны друг другу. Поэтому, "равное право"есть нарушение равенства и неспра ведливость. Такое неравенство заложено в физиологическом и социальн ом положении людей. В условиях, когда каждый должен отработать равную с другими долю общественного продукта, в экономически невыгодном по ложении оказываются люди, которые в силу своего физического или пси хического состояния не могут быть равноправными участниками общест венного производства и потребителями его благ.

Отсюда следует вывод, что при равном труде, при равном участии в общественном потребительском фонде один получает на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого. Чтобы избежать всего этого, право вместо того, чтобы быть равным, должно быть неравным, учитывать естественное неравенство людей.

Люди сразу не научатся работать на общество без всяких норм права поскольку для этого нет необходимых экономических условий. Других же норм, кроме "буржуазного права", нет. Право отмирает полностью тогда, когда общество осуществит правило: "от каждого по способностям, каждому по потребностям", то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет на столько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям.

Таким образом, в соответствии с марксистско-ленинской концепцией в основе возникновения права, его функционирования и неизбежного отмирания лежат классово-экономические причины.

Мировая наука и практика государственно-правовой жизни общества не отрицает определяющей роли социальных и экономических факторов в возникновении и развитии права, однако рассматривается эта проблема с других позиций. Если марксизм-ленинизм видит в праве средство закрепления воли и охраны интересов экономически господствующих классов, то представители других научных течений концентрируют внимание на соотношении права и государства, права и личности. В их понимании права, правового регулирования главное место занимает человек с его разнообразными интересами и потребностями, а не только противоположные интересы классов.

Классово-экономическая теория ограничивает жизнь права (как и государства) историческими рамками классового общества. Он считает, что право - исторически переходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов оно утратит полностью свою социальную ценность.

Марксистско-ленинская теория утверждает, что право - явление, производное от государства, в полной мере определяемое его волей. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли в правотворчестве, однако считает, что само государство должно подчиняться законам, а не стоять над ними.

Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. Тем не менее ее понимание права ограничено лишь классовым обществом, в котором государство является единственным творцом права, отвергающим естественные права человека и его участие в формировании правовой жизни общества. Современная наука и практика общественного развития подтверждают, что в цивилизованном обществе право "господствует" над государством, определяет его структуру и формы деятельности, выступает постоянным объективным средством консолидации общества. Вне правового регулирования общество существовать не может.

Следующий постулат марксизма о праве как "равном масштабе по отношению к неравным людям" в условиях частной собственности и "неравном масштабе к различным людям" в условиях общественной собственности подтвердился только в своей первой части. Отношения, возникающие на основе всеохватывающей (обезличенной) собственности, превращаются в тотальное нивелирование человеческих интересов, регулирование которых невозможно посредством правовых знаков. Право при таких экономических условиях превращается в свой антипод. Оно становится главным препятствием на пути удовлетворения индивидуальных интересов личности.

Право выступает необходимым инструментом обеспечения экономической свободы индивида. Нравственные, религиозные, национальные и другие факторы, включаясь в сферу правового регулирования, ориентируют и в значительной мере определяют направление экономического развития общества. В этой связи экономическая обусловленность права выступает, как «подвластный фактор», обеспе чивающий индивидуальные интересы людей, в том числе и экономические.

Право, если оно отражает объективные потребности общественного развития, является "беспристрастным" регулятором отношений производства и потребления. Его нравственные основы в цивилизованном мире учитывают и реализуют эти потребности в рамках дозволенного и запрещенного

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Праву присуща специфическая форма выражения - законодательство | ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2023) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.