Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к пониманию соотношения права, политики и экономики




Как в науке, так и на практике взаимодействие права, политики и экономики всегда вызывало по вышенный интерес. Это связано прежде всего с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивала потребности различных социальных групп и отдельных граждан.

Марксистско-ленинское учение, в соответствии с которым пытались построить коммунистическое общество в России, неизменно подчеркивало доминирующее значение экономики для всех надстроечных явлений (в том числе для политики и права). Однако в жизни все происходило несколько иначе.

Ссылаясь на неравномерность, скачкообразность общественного развития, возрастание общественного характера производства, невозможность формирования социалистических отношений при капитализме и другие обстоятельства, государственная власть в России монополизировала все экономические процессы и с помощью политики, права пыталась перешагнуть через стадии естественного развития общества и построить социализм сначала в отдельно взятой стране.

Волевыми усилиями правящая партия стремилась перестроить экономику, насильственно обобществляя основную массу собственности. В этом направлении удалось добиться некоторых успехов, потому как идея попала на благодатную почву. Ведь общественный характер производства относится к числу национальных особенностей нашего государства, и общинный характер производства отражает весьма заметные тенденции общественного развития.

Однако игнорирование объективных законов функционирования экономики недопустимо. Государство перешагнуло границы возможного. Чрезмерное обобществление производства привело к недопустимой централизации управленческих процессов.

Федеральная власть сосредоточила в своих руках все полномочия по регулированию отношений в сфере производства, распределения потребления. В угоду общественному практически совсем игнорировался частный интерес. Возможности непосредственных производителей были минимизированы, поэтому автоматически снизилась их заинтересованность в повышении эффективности своего труда.

Несмотря на частые призывы научных работников и практиков к расширению хозяйственной самостоятельности предприятий и учреж дений, в экономике доминировал централизм и тотальное планирова ние. Возврат же, хотя и временный, на период нэпа, к автономности непосредственных производителей, к повышению их заинтересован ности сразу же дал скачок в производстве различного рода продукции и услуг.

Сравнительно долгое время игнорировалось не только соотноше ние экономики с политикой и правом, но и связь между политикой и правом.

Функционирование экономики направлялось не столько пра вом, законом, сколько политикой. Бытовало утверждение: «...Если закон препятствует революции, он отменяется или исправляется» (Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 36. С. 504.)

Политика активно подменяла право, внедряясь в сферу его дейст вия. Политические решения имели приоритет над правовыми. В то же время преувеличивалась и значимость права. С его помощью пытались не только регулировать, но и практически создавать новые социалис тические отношения.

Широко известны высказывания В. И. Ленина о том, что необходи мо декретировать некоторые идеи социализма с тем, чтобы внедрить их в практику коммунистического строительства, когда общественное со знание дойдет до понимания их необходимости. Между тем подобный подход к строительству общества критиковался еще К. Марксом и Ф. Энгельсом.

В настоящее время в результате проведения реформ — экономичес кой, политической и правовой — складывается иное соотношение эко номики, политики, права. Однако, исправляя допускавшиеся ранее ошибки, современная политическая власть впадает, на наш взгляд, в другую крайность.

В угоду частному нередко игнорируется обществен ный интерес, что в конечном итоге приводит к удовлетворению потреб ностей лишь незначительной части населения.

Тотальное разгосударствление собственности, непродуманная при ватизация привели к весьма существенным негативным последствиям. Не учитывается, что мгновенный возврат к капитализму невозможен. Изменилась общественная психология, преобразовались весьма суще ственно отношения собственности. Капитализм стал другим, нежели в начале века.

Под влиянием социалистических революций преобразовалась и роль капиталистического государства: оно стало активно вмешиваться в общественную жизнь, поддерживать интересы малоимущих, обеспечивать согласование противоречивых интересов.

Современное рыноч ное капиталистическое общество представляет единый комплекс акци онированных собственников, тесно связанных не только в границах одного государства, но и в рамках мирового сообщества.

В условиях сегодняшней России автономно (и то с известной долей условности) эффективно функционируют лишь частные предприятия в торговле, бытовом обслуживании, сельском хозяйстве и других про изводствах.

В сфере же науки, транспорта, связи, крупного промыш ленного производства и некоторых иных областях существуют широ кие ассоциативные связи. Поэтому регулирующая роль государства, политической власти объективно необходима.

Не вмешиваясь непосредственно в процесс производства и распре деления его результатов, политическая власть с помощью права опре деляет границы социальной справедливости. Она вырабатывает прави ла, направленные на регулирование многообразных жизненных ситуа ций и обеспечение нормального, бескризисного функционирования данной социальной системы.

Особую актуальность эта проблема приобретает, когда приходится регулировать деятельность естественных монополий, использование природных ресурсов, обеспечение экологической и технологической безопасности, ограничение чрезмерной имущественной дифференциа ции населения и т.д.

Субъективизм в оценке общественных явлений со стороны сегод няшней политической власти распространяется не только на экономи ку, но и на политику и право.

Политика по-прежнему весьма активно вмешивается в сферу отношений, регулируемых правом.

Несмотря на политический плюрализм, формальный демократизм, действующее право не отражает необходимого баланса интересов. Довольно часто оно оказывается игрушкой в руках политиков, определяющих степень использования правового механизма, исходя из собственных полити ческих или корпоративных интересов.

Право в современных условиях нередко «плетется» за событиями, не успевая предупреждать негатив ные проявления в общественной жизни.

Экономика как система отношений в сфере производства, распре деления и потребления материальных благ действительно предопреде ляет содержание различного рода идеологических отношений, форм общественного сознания, политических и правовых институтов. И это особенно наглядно проявляется в эпоху реформ и революций, когда изменение отношений собственности непосредственно отражается на внутренней и внешней политике, характере политических и правовых решений.

Однако далеко не всегда влияние экономики столь очевидно и одно значно. Она лишь в конечном счете предопределяет развитие надстро ечных явлений. На их содержание и особенности функционирования могут влиять и иные феномены общественной жизни, иные субъектив ные факторы. На это обстоятельство обращали внимание еще К. Маркс и Ф. Энгельс, предостерегая своих последователей от вульгарного ма териализма.

Классики неоднократно возвращались к этой проблеме, отмечая, что хотя экономика и определяет в конечном счете правовые формы и институты, но с этой точки зрения трудно было бы доказать, что абсо лютная свобода завещания в Англии и сильное ее ограничение во Франции объясняются во всех частностях только экономическими причинами.

Экономика влияет на политические и правовые явления посредст вом волевых усилий человека, который, находясь в неоднородных ус ловиях (исторических, идеологических, культурных, психологических, природно-географических и т. п.), по-разному воспринимает ее требо вания, неоднозначно использует средства, формы и методы воздейст вия материальных факторов на общественную жизнь.

С другой стороны, надстроечные явления не остаются пассивными, застывшими. Они, хотя и в неодинаковой степени, оказывают активное обратное влияние на экономические процессы, закрепляя, приторма живая или стимулируя их развитие.

Из всей системы надстроечных категорий ближе всего к экономике находится политика. Именно в ней отражаются экономические потреб ности и интересы различных социальных групп. Потому-то и получило столь широкое распространение определение политики как концентри рованного выражения экономки.

Особенно заметно на содержании по литических решений сказываются интересы тех социальных групп, ко торые занимают доминирующее положение в экономике.

С помощью политики и политической власти они закрепляют и умножают свое материальное положение, гарантируют его независи мость от возможных посягательств со стороны других членов обществ. Политика активно используется ими и для определения перспектив развития общества. Поэтому содержание политики выражается в отно шениях между классами, нациями, партиями и гражданами по поводу формирования и осуществления прежде всего государственной власти.

Люди сознательно творят свою историю, и в повседневной полити ческой действительности субъективный фактор имеет весьма сущест венное значение. Многообразие реальных ситуаций и событий, неожи данные поступки участников экономической и политической жизни, проявление различного рода случайностей предопределяют высокий динамизм политики.

От политических лидеров требуются не только острый политический ум, энциклопедические знания, но и политичес кий опыт, интуиция, быстрая реакция на постоянно меняющуюся об становку, способность использовать благоприятные обстоятельства, привлечь на свою сторону максимум населения, выбрать такие средст ва и способы воздействия на ситуацию, которые позволяют достичь оптимального результата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.