Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурные элементы системы права

Система права носит общественный характер. Отражая реально су ществующую систему общественный отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания общес твенных отношений регулируемых его нормами. По содержанию отношения могут быть - имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми и другими. Каждый вид отношений регулируется определенной группой пра вовых норм. Поэтому системность общественных отношений придает сис темные свойства праву и обуславливает его структурное построение. Основной элемент системы права - отрасль права. Это наиболее широ кое объединение норм регулирующих все разнообразие определенного ви да общественных отношений. Отрасль способна к самостоятельному фун кционированию в общей системе права, она отражает и регулирует наи более важные, относительно обособленные группы общественных отноше ний. Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих специфичес кий вид общественных отношений. Например, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права.

Система права включает в себя следующие основные отрасли:

Среди всех отраслей системы права ведущее положение занимает государственное право. Это вытекает из особенностей общественных от ношений, составляющих предмет правового регулирования данной отрас ли. Таковыми являются общественные отношения, составляющие основы полновластия народа.

Нормы государственного права закрепляют общественное и госу дарственное устройство, организацию, функции и взаимоотношения орга нов государства, избирательную систему, основные права и обязаннос ти граждан. Эти же нормы являются первичными по отношению ко всем другим нормам. Они служат как бы исходным нормативным материалом для других отраслей системы права и в этом смысле занимают ведущее поло жение среди других отраслей.

Основными источниками российского государственного права яв ляются Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации, иные законы, указы Президента РФ.

Близкое по значению к государственному праву занимает отрасль административного права. Предмет регулирования административного права составляют общественные отношения, возникающие в процессе ис полнительно-распорядительской деятельности органов государства.

Особенностью этих общественных отношений является то, что од ной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или дол жностное лицо. В качестве метода правового регулирования в админис тративном праве большое значение имеет метод властных предписа ний. Основные принципы административного права закреплены в Конститу ции РФ, конституциях республик в составе Российской Федерации и нормативно-правовых актах иных субъектов РФ.

Большинство норм административного права содержится в многочис ленных актах высших органов государственной власти и государственно го управления РФ.

Финансовое право представляет собой систему правовых норм, ре гулирующих финансовую деятельность государства, то есть дея тельность по сбору и распределению денежных средств на нужды народ ного хозяйства.

В качестве предмета регулирования выступают отношения между высшими органами государства и другими хозяйственными органами по поводу государственного бюджета, его составления, утверждения, ис полнения, а также в связи со сбором налогов, государственным страхо ванием, займами.

Нормы финансового права тесно связаны с государственным и адми нистративным правом. Источниками финансового права является ряд кон ституционных норм, содержащихся в законодательстве России и респуб лик (например, законы о государственном бюджете, налогах), акты Ми нистерства финансов РФ.

Земельное право как отрасль права включает в себя правовые нормы, регулирующие распределение государственного земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением между различными субъек тами. Важнейшие юридические нормы земельного права представлены в Конституции РФ, закрепляющей формы собственности на землю. Другая часть правовых норм находится в законах РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 1990 г., "О земельной реформе" 1990 г., "О плате за землю" 1991 г. и др.

Трудовое право объединяет юридические нормы, регулирующие отно шения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности. Эти нормы определяют условия возникновения, изменения, прекращения трудовых отношений, а также регулируют тесно связанные с ними отношения по социальному обеспечению, пенсионному обслуживанию. Основными источ никами трудового права являются Конституция РФ, Кодекс законов о труде РФ и другие нормативно-правовые акты.

Гражданское право есть совокупность правовых норм, регулирую щих сферу имущественных и тесно связанных с ними личных неимущес твенных отношений. В качестве предмета правового регулирования выс тупают общественные отношения между государственными органами, пред приятиями, общественными организациями и гражданами по поводу иму щества, а также некоторые личные неимущественные отношения.

Предмет регулирования в гражданском праве сходен с общественны ми отношениями, регулируемыми финансовым, административным и трудо вым правом. Однако, особенностью гражданского права является то, что, во-первых, участники правовых отношений здесь пользуются авто номией в выборе вариантов повеления, во-вторых, отсутствуют отноше ния власти и подчинения между сторонами. Основными источниками граж данского права является Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Зако нодательство о собственности.

От гражданского права отпочковалась в виде отрасли группа пра вовых норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлеж ностью к семье, - семейное право. Нормы семейного права определяют условия заключения и прекращения брака, обязанности членов семьи, имущественные и личные отношения, возникающие на основе брака. Основные нормы семейного права содержатся в Кодексе о браке и семье.

Уголовное право образует совокупность правовых норм, определяю щих круг общественно-опасных деяний (преступлений) и устанавливаю щих наказания, применяемые к преступникам. С помощью уголовно-право вых норм государство охраняет от посягательств наиболее жизненно важные общественные отношения.

Основной метод регулирования общественных отношений, используе мый в области уголовного права, - метод запретов. Основными источни ками уголовного права являются Конституция и Уголовный кодекс РФ.

Исправительно-трудовое право представляет собой отпочковавшую ся от уголовного и уголовно-процессуального права совокупность пра вовых норм. Предметом регулирования здесь выступают общественные от ношения, возникающие в процессе отбытия наказания и связанные с вос питанием и перевоспитанием лиц, осужденных в уголовном порядке. Основные источники исправительно-трудового права - Исправи тельно-трудовой кодекс РФ, а также специальные акты МВД и Прокура туры РФ.

Уголовно-процессуальное право образует совокупность юридичес ких норм, регулирующих деятельность органов следствия, прокуратуры, суда по расследованию преступлений и рассмотрению уголовных дел в суде.

Особенностью данной отрасли права является то, что она высту пает как необходимое условие реализации норм уголовного права, уста навливая четкую регламентацию прав и обязанностей органов и лиц в процессе следствия и судебного разбирательства. Основными источника ми уголовно-процессуального права являются Конституция РФ и Уголов но-процессуальный кодекс.

Гражданско-процессуальное право есть совокупность правовых норм, регулирующих судопроизводство по гражданским делам. Эти нормы: устанавливают права и обязанности спорящих сторон, судебных и про курорских органов по поводу судебного разбирательства гражданских дел; определяют порядок подачи заявления в суд, подведомственность, подсудность и другие вопросы, связанные с разбирательством дел о праве гражданском. Источником гражданско-процессуального права яв ляется Гражданско-процессуальный кодекс РФ.

Характеризуя систему отраслей российского права, особо следует остановиться на международном праве, нормы которого не входят в сис тему отраслей внутригосударственного права. Международное право - это результат компромисса воль государств в межгосударственных отно шениях. Такие нормы содержатся в международных договорах, конвен циях, пактах и иных источниках международного права.

Экологическое (природоохранительное) право - система норм, регулирующих общес твенные отношения, возникающие в связи с поддержанием экологическо го равновесия в окружающей общество природе, нормальных естествен ных условий жизнедеятельности человека и охраной природных объектов.

Право природопользования включает самостоятельные отрасли: зе мельное, водное, лесное, горное право. Это относительно самостоя тельные системы норм, регулирующих общественные отношения, возникаю щие в связи с промышленным, сельскохозяйственным и иным использова нием объектов природы и необходимостью их рационального освоения.

Предпринимательское право - это система норм, регулирующих эко номические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются имущественные (товарно-денежные) и управленчес кие. Если в основе первых лежит юридическое равенство сторон (пред принимателей), а их права возникают, как правило, из договора, то вторые - отношения предпринимателей с органами управления, харак теризующиеся обязательностью адресованных предпринимателям управлен ческих актов, принятых в пределах компетенции управленческого орга на. Следует отметить, что не все юристы выделяют предпринима тельское право в качестве самостоятельной отрасли, ссылаясь на то, что здесь используются разные методы правового регулирования.

Первичным элементом системы права (первокирпичиком) являются нормы права. Нормы права - это установленные и обеспеченные государством правила поведения людей по отношению друг к другу, указатель какие поступки они должны или могут совершать, а какие нет, а также иные юридические правила, определяющие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.

Регулирующая роль нормы нрава выражается как в том, что орган, лицо, учреждение действует в соотношении с ее предписаниями или требует от других лиц, органов или учреждений соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применение мер воздействия к правонарушителю. Если в первом случае, норма права выступает как мера поведения, как образец определенных отношений, то во втором случае - это средство оценки того или иного поступка, в качестве правомерного либо неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Кроме того, правовая норма - это предостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будут применены меры государственного воздействия.

Норма права по сравнению с другими источниками права наиболее точно формулирует необходимые правила, выражается самым необходимым экономичным способом, облегчает надзор за их исполнением, борьбу с правонарушениями, эффективно обеспечивает порядок и четкость взаимоотношений людей и органов.

«Атом» нормы права более не делимый (хотя внутренняя организация нормы имеет «свою систему» - определенным образом взаимосвязанные диспозицию, гипотез и санкцию). В системной организации права правовые нормы существуют не обособлено, а соответственно своему предметному назначению, объединяются в более общее образование — институты права.

Правовой институт - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. Правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права. Правовые нормы образуют отрасль через правовые институты. Система права состоит из отраслей, а сами отрасли из пра вовых институтов. Например, отрасль конституционного права включает институт "гражданства", отрасль уголовного права - институт "наказа ния".

Родственные институты одной и той же отрасли права в своей со вокупности образуют подотрасли права. Нормы подотрасли регулируют группы близких отношений определенного вида. Например, обязательное право в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд пра вовых институтов (поставки, подряда, смены и другие). Подотраслью уголовного права являются военно-уголовные, предусматривающие ответ ственность за военные преступления.

Итак, система права состоит из отраслей, включающих в себя по дотрасли и правовые институты.

В теории права выделяются основные и комплексные отрасли права. К основным отраслям системы права относятся: государственное (кон ституционное), административное, земельное, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, исправительно-трудовое, граждан ско-процессуальное, уголовно-процессуальное. При этом среди основ ных отраслей можно выделить профилирующие (традиционные). Такое зна чение имеют государственное, уголовное и гражданское право.

Комплексными отраслями являются морское, воздушное, водное, горное, лесное, жилищное и т.п. право. Думается, что в данном слу чае мы имеем дело с возрастающим значением в жизни в обществе от дельных правовых институтов, которые перерастают свои рамки, превра щаясь в более или менее самостоятельные отрасли.

Итак, система права - это внутренне строение, которое выражает ся в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоя тельные части.

Все системы права условно включают в себя частные и публичные права. Это деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от государства, право призвано охранять интересы всего общества, учитывая и интере сы отдельных граждан. Охраняя собственные интересы, государство с помощью правовых норм охраняет в первую очередь и интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отражен ные в праве, должны совпадать.

Но в жизни цивилизованного общества имеется определенная града ция между общественным и частным интересом, которое находит объек тивное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рас сматривается как частное или публичное в зависимости от того, при надлежит ли оно частному лицу, отдельному гражданину, или члену го сударственной организации.

В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности), во втором случае - о праве публичном (праве участво вать в выборе). В обоих случаях лицо обладает правом как часть об щественного целого.

Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а в сфере публичного права по праву какого-нибудь обществен ного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принад лежали бы лицу как изолированному индивиду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отношению к другим лицам, по отношению к государству.

Деление права на частное и публичное условно, но оно необходимо. Естественным основанием для деления прав на частное и публичное является характер правовых отношений между человеком и государственными структурами общества. Всякое право заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству в целом. В зависимости от отношения субъекта права к общим государственным интересам право будет частным или публичным. Те пра ва, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права - это права частные. К частному праву относятся те отрасли, которые призваны обеспечить интересы частных лиц (граждан ское, банковское и т.п.). К публичному - отрасли государственного, административного, уголовного.

Критериями разграничения частного и публичного права являются:

- характер интересов, защищаемых правом: частное право призвано регулировать частные интересы, публичное - общественные, государственные;

- предмет правового регулирования: частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному -неимущественные;

- метод правового регулирования: в частном праве господствует метод координации, в публичном - субординации;

- субъектный состав: частное право регулирует отношения частных лиц между собой, публичное - частных лиц с государством либо между государственными органами.

Система права включает в себя и иные крупные блоки, например блок Внутригосударственного (национального) права и блок общепризнанных принципов и норм, а также блок международного права.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА | Предмет правового регулирования - это однородный вид обществен ных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2023) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.