Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение системы права, системы законодательства и системы юридических наук

Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие ак ты компетентных органов, основанные на законе и ему не противореча щие. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой по сравне нию с законами. Подзаконные акты предназначены для того, чтобы кон кретизировать общие положения законов применительно к конкретным ус ловиям. Подзаконные акты издаются различными органами исполни тельной власти. По субъектам издания и сфере распространения они де лятся на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные.

1. Общие подзаконные акты - это нормативно-правовые акты общей компетенции, их действия распространяются на всех лиц в пределах территории страны. По юридической силе они следуют за законами. С помощью общих подзаконных актов осуществляются государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы.

К общим относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они исходят от президента или главы прави тельства. В зависимости от формы правления (президентской или парла ментской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят выражение в следующих подзаконных актах:

1. Нормативные указы президента. Среди подзаконных актов они обла дают высшей юридической силой. А издаются на основе и в развитие за конов. Полномочия президента в правотворческой деятельности опреде ляются конституцией или специальными конституционными законами. Ука зы президента регламентируют разнообразные стороны жизни, связанные с государственным управлением.

2. Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые наряду с указами президента и регулирующие более кон кретные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением.

2. Местные подзаконные акты - это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их из даются органами представительной власти и местного самоуправления. Они действуют на подвластной территории. Они обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные постановления или решения по вопросам местного характера.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде государств структурные подразделения прави тельства (министерства и ведомства) тоже наделяются правотворчески ми функциями, которые им делегирует законодательная власть, прези дент, правительство. Это акты общего действия, касающиеся ограничен ной сферы общественных отношений (здравоохранение, транспорт, связь, сельское хозяйство).

4. Внутриорганизационные подзаконные акты - это акты, издавае мые различными организациями для урегулирования своих внутренних дел. Они распространяются только на членов этих организаций. Внутриорганизационные акты регулируют разнообразные отношения, воз никающие в процессе конкретной деятельности государственных учрежде ний, но, не выходя за рамки установленных актами высшей юридической силы.

Система нормативно-правовых актов в различных государствах неоднородна. Но большинство нормативно-правовых систем строится по принципу степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интере сах стабильности общественной жизни должны соответствовать предписа ниям актов вышестоящих органов. Все противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает акт, обладающий высшей юридической силой.

Акты судебной власти. Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате судебной практики. Судебная прак тика выступает источником права в тех случаях, когда суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм из-за проти воречивости или неопределенности нормативных предписаний, а иногда вследствие пробелов в праве.

Правотворческие функции судов формируются самой судебной прак тикой, потребностями регулирования тех общих жизненных случаев, ко торые не предусмотрены законом.

Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел. Высшие органы су дебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают новые, в пределах своей компетенции, с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел (например, постановление Верховного суда). Однако они не должны устанавливать первоначальные нормы, вносить дополнения и исправления в общие нормативные предпи сания. Ее роль служебная, вспомогательная - конкретизировать в про цессе толкования юридические нормы.

Взаимосвязь отраслей права отражается в законодательстве. Например, чтобы привести отношения в области народного образования в соответствии с современными требованиями, нужно улучшить правовое регулирование не отдельного вида таких отношений, а всею их комплекса. Поэтому в Законе РФ «Об образовании» помещены нормы, относящиеся к разным отраслям права, административному, финансовому, трудовому, гражданскому и некоторым другим. Все эти разноотраслевые нормы располагаются в одном законодательном акте, поскольку тесно взаимосвязаны друг с другом, имеют общий предмет правового регулирования - отношения в сфере образования.

В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение системы права, ее объективированная форма.

Система права и система законодательства находятся во взаимной зависимости, хотя степень такой зависимости различна. Система права, формируясь под влиянием деятельности законодателя, вместе с тем носит объективный и несколько автономный от воли законодателя характер. Система законодательства - детище законодателя, хотя, безусловно, также имеет социальную обусловленность. Система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены: система законодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно-правовых актах; система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже к правосознании.

Главное различие между системой права и системой законодательства заключается в следующем, каждая отрасль права имеет единый предмет и метод регулирования, поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной, экономической, социальной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства не является столь однородным, как у отрасли права. Он может включать в себя весьма различные отношения. В силу этого отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В настоящее время анализ законодательства (прежде всего ст.71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства.

1) Одноименных с отраслями права. Это, например, уголовное, гражданское, трудовое, семейное законодательство.

2) Комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского, уголовного, хозяйственного и некоторых других отраслей права. Например, законодательство об образовании, науки, культуре, здравоохранении.

3) Отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности: законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.). Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.

Соотношение системы права и системы законодательства - одно из трудных научных и практических проблем теории права. Разумеется, если стоять на позициях обоснованного нормативизма, полагая, что закон всего лишь одна из форм права, то тогда законодательство (совокупность законов) также оказывается одной из форм выражения права, одним из источников права (позитивного, положительного, объективного). Если же разводить право и закон с позиций естественно-правовой концепции, если под правом содержательно понимать нравственные начала, некие рассудочные построения, то тогда, конечно, и законодательство становиться независимым, оторванным от права. Тогда получается, что система права и система законодательства живут отдельной, порой даже и не связанной между собой жизнью. Но и думаю, что в социальных реалиях дело обстоит не гак просто.

Система права оказывает существенное влияние на систему юридических наук и учебных дисциплин. Каждой отрасли права соответствует своя отраслевая наука, исследующая соответствующую отрасль права. Кроме того, каждой отрасли права соответствует одноименная учебная дисциплина, то есть предмет преподавания знаний об этой отрасли права в юридических и некоторых других учебных заведениях.

НАПРИМЕР, трудовое право как совокупность норм, регулирующих труд рабочих и служащих, образует одну из отраслей права. Имеется и отрасль юридической науки, называемая трудовым правом. Она исследует различные нормы, регулирующие труд работников, многочисленные проблемы, возникающие в процессе этого регулирования (например, пути и способы дальнейшего совершенствования законодательства в сфере трудовых отношений).

Внутренняя система отраслей юридической науки и учебных дисциплин строится с учетом внутренней системы соответствующей отрасли права. Так, многим подотраслям, институтам, существующим внутри отрасли права, в одноименной отрасли, юридической науки и к учебной дисциплине соответствуют разделы или другие структурные подразделения, изучающие эти подотрасли и институты. Однако полного тождества между системой отрасли права и системой одноименной юридической науки, а также системой учебной дисциплины нет. Например, в учебных дисциплинах даемся материал не только о структурных подразделениях изучаемой отрасли права, но и об истории ее развития, предмете, методе регулирования и т.д.

Система законодательства оказывает влияние на систему отраслей юридической науки и учебных дисциплин. Ученые и преподаватели не ограничиваются изучением только данной отрасли права, но изучают и связанные с ней некоторые другие нормы, то есть одноименную отрасль законодательства. Например, наука уголовного права (а также уголовное право как учебная дисциплина) изучает не только уголовное наказание, но и медицинские меры, которые применяются в отношении душевнобольных, алкоголиков, наркоманов в случае совершения ими общественно-опасных деяний, что относится к административному праву.

Некоторые отрасли юридической науки и учебные дисциплины имеют своим объектом не отрасль права, а отдельную комплексную отрасль законодательства. Так, уголовно-исполнительное право является не отраслью права, а объектом научного изучения и преподавания.

Таким образом, система права, система законодательства, система юридической науки и система учебных дисциплин имеют между собой много общего, но совпадают не полностью. Однако система права и система законодательства оказывают все же решающее влияние на систему юридической науки и учебных дисциплин.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По субъектам правотворчества | В пространстве и по кругу лиц
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.