Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В в е д е н и е

Тема № 19: «Систематизация нормативно-правовых актов».

З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

В заключение можно еще раз подчеркнуть, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство право вых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личнос ти, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие ис точники права (правовые обычаи, судебные и административные преце денты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частич ную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общес твенных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учиты вают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались ин тересов государственной власти. Частные имущественные и семейные от ношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и ста новится, таким образом, преобладающей формой правового регулирова ния общественных отношений.

 

 

Законодательство состоит из огромного количества актов, при шлых государственными органами в разные исторические периоды. Время от времени возникает насущная необходимость приведения его в стройную систему, устранения противоречий путем внесения изменений и дополнений. Все это осуществляется в результате систематизации принятых нормативно-правовых актов.

Однако систематизация законодательства не всегда предпола гает его пересмотр. Изменения и дополнения иногда затрагивают хотя и важные, но отдельные проблемы правового регулирования и касаются правовых актов, которые не в состоянии были устранить образовавшиеся со временем недостатки. Это объясняется тем, что правотворчество часто не успевало за интенсивным развитием обще ственной жизни, особенно в период становления и развития нашего государства[23]. В условиях накопления значительного числа разроз ненных федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ, а также сохранения действий нормативных пра вовых актов бывшего СССР и ряда кодексов и иных актов бывшей РСФСР на первый план встает задача систематизации всего законо дательства Российской Федерации на основе Конституции РФ 1993 года. При издании новых законодательных актов (или их частей) да леко не всегда соблюдаются требования законодательной техники. История российского государства изобилует такими примерами. Так, например, изданные в 30-50 годы законодательные акты нередко носили противо правный характер. В 60-е годы законотворчество приобрело субъек тивный характер, не считалось с объективными закономерностями общественного развития, а часто прямо им противоречило. В 70-80-е годы законотворчество было парализовано, не реагировало на на зревшие потребности общественной жизни[24].

Вновь создаваемое российское законодательство во многом не успевает за динамикой развития общественных отношений, подчас не согласуется и вступает в противоречие с ранее принятыми право выми актами. В результате законодательство содержит акты и нор мы, формально не действующие, в нем часто встречаются серьезные пробелы и не увязанные друг с другом положения; некоторые зако нодательные акты страдают повторами, содержат недостаточно яс ные, неточные формулировки, термины и т.д.

Такие же недостатки отмечаются и в законодательных актах, принятых за последние годы в связи с потребностями ускоренного правового реагирования на запросы общества. Их несовершенства, с точки зрения законодательной техники, негативно отражаются на правореализующейся практике. Несоблюдение требований законо дательной техники в процессе законотворчества заключается в сле дующем:

а) при издании новых актов не отменяются или не изменяются дей ствующие;

б) отменяются или изменяются ранее изданные акты без точного и

исчерпывающего их перечисления;

в) изменения в действующие нормативные акты вносятся ненорма тивными актами;

г) изменение актов происходит без одновременного утверждения но вой редакции соответствующих их разделов и статей;

д) отдельные общие правила, рассчитанные на длительное действие, включаются в оперативные распоряжения или акты, действующие в течение ограниченного срока;

е) единоличными распоряжениями действие тех или иных норма тивных актов на не предусмотренные этими актами общественные отношения;

ж) отсутствует необходимая согласованность и редакционная увязка между актами, издаваемыми по одному и тому же вопросу, что вы зывает противоречие актов друг другу;

з) новый акт не полностью регулирует соответствующий вопрос, в результате чего ряд прежних актов по тому же вопросу нельзя пол ностью отменить;

и) акты излагаются сложным, неясным языком, страдают неоправ данным многословием[25].

Разумеется эти недостатки не характеризуют законотворчество в целом; тот или иной просчет встречается в отдельных случаях, но и он отрицательно отражается на правоприменительной практике, на носит существенный ущерб стройности действующего законода тельства и осложняет проведение его систематизации. В настоящее время в соответствии с преобразованием всей системы обществен ных отношений законодательство должно быть обновлено, в том числе и с помощью его систематиза ции, в процессе которой будут ликвидированы недостатки и стаби лизирована вся правовая система страны.

Таким образом, мы видим насколько важен является вопрос систематизации нормативно-правовых актов. В своей курсовой рабо те мы раскроем понятие и способы систематизации нормативно-правовых актов, уясни, что такое предметная и хронологическая сис тематизация, как она разделяется по субъектам. Также уделим вни мание и таким видам систематизации, как: инкорпорация (хроноло гическая и систематическая), кодификация (ее формы: всеобщая, от раслевая и по юридическим институтам), консолидация.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В пространстве и по кругу лиц | Понятие систематизации нормативно - правовых актов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.