Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы систематизации права




Используются четыре основные формы систематизации нормативно-право вых актов: учет, кодификация, инкорпорация, консолидация.

1) Учет нормативно-правовых актов. В государственных органах и юридических лицах учет и поиск нормативной информации обычно осуществляет специальная служба.

В ее функции входит учет вновь поступающего законодательства, а также поиск и выдача необходимой правовой информации потребителю.

Существуют следующие виды учета действующего нормативного материала:

1. Журнальный учет - ведется путем регистрации в журнале поступающих нормативно-правовых актов по алфавитному, хронологическому или предметному признаку. Это наиболее простой вид учета законодательства.

2. Карточный учет - ведется посредством заполнения специальных карточек по тематическому признаку в алфавитном порядке (например, выделяются следующие разделы: арбитраж, бартерные сделки, высшие учебные заведения, государственный контроль и т.д.). В таком порядке при карточном учете нормативно-правовых актов в карточках записывается наименование акта и органа, его принявшего, вид, номер акта, а иногда помещается и текст самого акта.

3. Компьютерный учет - осуществляется посредством внесения в банк данных сведений о поступающих нормативно-правовых актов, практически в неограниченном количестве и по любому из нужных признаков. Является наиболее оперативным и эффективным видом учета законодательства[29].

В зависимости от степени механизации средств, которые применяются для обработки и поиска правовой информации, справочная работа по законодательству осуществляется ручным, механизированным и автоматизированным способами.

При ручном способе информация выдается с использованием журнального или картотечного учета законодательства. Для этого составляется специальный алфавитно-предметный словник. В нем излагается перечень тематических вопросов, по которым должны осуществляться поиск и выдача необходимой правовой информации.

Поиск информации включает в себя следующие этапы:

- по алфавитно-предметному словнику определяется вопрос, по которому требуется выдать информацию;

- по журналу или картотеке выявляется нормативно-правовой акт, содержащий запрашиваемые нормы;

- из нормативно-правового акта выбирается необходимая правовая норма, и сведения о ее содержании доводятся до заинтересованного лица.

Ручной способ поиска и выдачи правовой информации применяется в небольших учреждениях, предприятиях, где потребность в нормативно-правовом материале невелика.

Механизированный способ справочной работы по законодательству осуществляется на основе применения различного рода технических средств, в значительной мере ускоряющих поиск правовой информации, позволяющих в относительно короткие сроки обработать большой массив нормативного материала.

Автоматизированный способ обработки и поиска правовой информации основывается на применении компьютерной, в том числе лазерной техники. Он позволяет быстро обрабатывать чрезвычайно большой объем нормативно-правовых актов и немедленно выдавать необходимую правовую информацию большому количеству потребителей.

В настоящее время, когда в сфере управления широкое применения находит современная техника, открываются большие возможности для создания автоматизированных информационно-поисковых систем по нормативно-правовым актам. Для автоматизированных поисковых систем по законодательству характерны:

- большой информационный фонд, состоящий из нескольких тысяч нормативных актов;

- быстродействие поиска;

- качественно иной, более прогрессивный способ обработки нормативных актов, позволяющий осуществить поиск по любой теме.

В государственных органах и юридических лицах учет и поиск нормативной информации обычно осуществляет специальная служба, не совсем точно именуемая кодификационным бюро, в составе одного или нескольких человек. В связи с тем, что для отдельной организации такой учет является достаточно трудоемким, сложным и чреват многими ошибками при поиске, в настоящее время создаются разного рода коммерческие организации, которые осуществляют централизованный сбор и поддержание в контрольном состоянии нормативных актов федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации и платно обеспечивают заинтересованных лиц необходимой им правовой информацией.

В качестве иллюстрации приведенных суждений можно охарактеризовать возможности информационной системы «Кодекс». Это крупнейший в России компьютерный банк правовой информации. Он содержит полное собрание законодательства России, региональное и иностранное законодательство, документы международного права, юридические комментарии, образцы документов, электронные издания книг, газет, журналов. Обладатель этой компьютерной системы получает возможность оперативного доступа к электронной библиотеке, размещенной в его персональном компьютере или в локальной (корпоративной, глобальной) компьютерной сети. Общее количество • нормативных актов и других правовых документов превышает в полной версии информационно-правовой системы «Кодекс» 100 тыс. Здесь представлены документы около 200 органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, около 150 законодательных и исполнительных органов власти стран СНГ и Прибалтики, а также ряда международных организаций.

Немалый интерес представляет другая справочная правовая система «Консультант - плюс: региональное законодательство». Эта система позволяет быть в курсе результатов законотворчества в 66 субъектах Российской Федерации и содержит более 170 тысяч правовых актов, принятых в них.

В органах юстиции прокуратуры, арбитраже, в судах, крупных предприятиях справочно-информационную работу осуществляют специальные отделы. Информация о текущем законодательстве помещается в специализированных изданиях (бюллетенях)[30].

Регистрация нормативно-правовых актов. Систематизация нормативно - правовых актов - сложная и кропотливая деятельность и вполне оправданно, что существующие ветви власти создают для этого специальные органы.

Важнейшей формой учета нормативно-правовых актов является их надлежащая регистрация.

Хорошо поставленный учет нормативно-правовых актов может стать серьезной преградой на пути некачественных документов. Особенно тогда, когда учет их совмещается с регистрацией.

Регистрация - это одновременно и экспертиза документа, проверка основательности предложений тех, кто выступает за «присвоение» каждому российскому нормативно-правовому акту своего номера.1

2) Кодификация - это деятельность правотворческих органов госу дарства по созданию нового, сводного, систематизированного норматив но-правового акта. Эта деятельность осуществляется путем переработ ки действующего законодательства и внесения в него новых существен ных изменений. В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются: а) действующие нормы, не утратившие своего значения; б) вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регу лирование определенной области общественных отношений.

Признаки кодификации:

1. Кодификацией занимаются только компе тентные органы на основании конституционных или других законных пол номочий.

2. Результатом кодификации является создание нового норма тивно-правового акта, который включает в себя нормы, отличающие от ранее действовавших.

3. Кодификационный акт - это сводный акт, так как в нем воедино сводятся нормы, находившиеся ранее в различных ак тах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений.

4. Кодификационный акт - основной среди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Он в основных чертах регу лирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права.

5. Акты создаваемые в результате кодификации рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регу лировать более совершенные отношения, которые могут возникнуть в бу дущем.

Итак, кодификация - наиболее сложная и совершенная форма систе матизации, имеющая правотворческий характер. В результате создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Он в своей структуре имеет общую часть, в которой закрепляются отраслевые принципы (общие положения), опреде ляющие характер и содержание данной отрасли права в целом.

Кодификационные акты по содержанию и наименованию подразделяют ся на три основные вида:

1. Основы законодательства - это нормативно-правовой акт, устанавли вающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права, или сферы государственного управления. Такая форма кодифика ции находится в федеративных государствах. Основы законодательства составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъек тов федерации. В бывшем союзном государстве этот вид кодифицирован ного акта играл исключительно большую роль - с него начинался про цесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в Российской Федерации. Федеративный договор 1992 года устанавли вает, что по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов Российской Федерации и органов государственной власти рес публик в составе Российской Федерации осуществляют собственное пра вовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов. Верховным Советом Российской Федерации уже приняты "Основы законода тельства Российской Федерации о культуре" 1992 года, "Основы законо дательства Российской Федерации о нотариате" 1993 года и другие.

2. Кодекс - наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих право вой регламентации. Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифи цированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо область (сферу) общес твенных отношений. Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный, Жилищный, Уголовно-процессуальный, Граждан ско-процессуальный и др..

В настоящее время ведется интенсивная разработка новых россий ских отраслевых кодексов. Будут ли их иметь республики в составе Российской Федерации либо они ограничатся отдельными законами, пока трудно сказать.

Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны ком плексные, межотраслевые кодексы, то есть содержащие нормы различных отраслей права. В Российской Федерации таковые пока не приняты, но на ее территории продолжают действовать бывшие союзные кодексы: Воз душный, Торгового мореплавания и др..

3. Устав, положение - кодификационные акты специального действия, издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регу лируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. В Российской Федерации это, напри мер, Устав автомобильного транспорта 1969 года. Сохраняют свое зна чение многочисленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав орга нов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и другие.).

В ближайшие года правотворческим органам предстоит переработка бывших союзных уставов применительно к суверенному российскому госу дарству и новым условиям его жизнедеятельности. Речь идет об Уставе железных дорог, Уставе связи и др..

Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов.

Положение - наиболее, пожалуй, распространенный вид кодифициро ванного акта. Оно утверждается определенными правотворческими орга нами и должностными лицами. Наиболее значимые, имеющие широкую сферу действия положения утверждаются Федеральным Собранием, Президентом, Правительством Российской Федерации. Таковы, например, "Положение о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежны ми странами", утвержденное Указом Президента от 12 мая 1992 года, "Положение о государственной автомобильной автоинспекции Минис терства внутренних дел Российской Федерации", утвержденное постанов лением Правительства 28 мая 1992 года. и др..

Большое число кодификационных актов в современных государствах не имеют специального наименования. Это различные законы (О соб ственности, о пенсионном обеспечении, о местном самоуправлении).

В результате кодификационной работы проявляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаивают ся один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению норматив но-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридичес ких норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация.

3) Инкорпорация - объединение в сборники или собрания действую щих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Ее цель - внешняя обработка действующего законода тельства. Это значит: что а) нормативно-правовые акты располагаются в алфавитном, хронологическом и предметном порядке, то есть, дости гается их внешняя упорядоченность. б) содержание нормативно-право вых актов, включаемых в сборники, не изменяется. В них не включаются те нормы, которые отменены в законном порядке.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, Ми нистерство юстиции) не имеющий полномочий отменять, изменять или ус танавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изме нения, которые уже сделал правотворческий орган.

Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация - упорядочение правовых норм путем издания компетентны ми органами сборников и собраний действующих нормативно-правовых ак тов. Издаваемые этими органами сборники имеют официальный характер. Они не являются источниками права, но на них можно ссылаться в про цессе правотворчества и правоприменения.

Акт официальной инкорпорации по своей юридической природе - это форма опубликования действующих нормативно-правовых актов в обрабо танном и упорядоченном виде.

Отличие инкорпорации от кодификации состоит в уровне системати зации норм права. Кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, а ин корпорация - не изменяет содержания правового регулирования, она приводит в систему нормативно-правовые акты созданные в процессе ко дификации правотворческими органами. Официальная инкорпорация делит ся на два вида:

1. Хронологическая.

2. Предметная.

Хронологическая инкорпорация - это форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по вре мени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологичес ком порядке создаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, собрание актов Президен та и Правительства РФ, бюллетени нормативно-правовых актов ведом ственных или местных органов государственной власти). При хронологи ческой инкорпорации каждый нормативно-правовой акт имеет порядковый номер, указывается его наименование и год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это облегчает поиск необходимого нормативного акта, создает возможность оперативного нахождения и применения нахо дящихся в нем правовых норм.

Систематическая инкорпорация – упорядочивание действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отрас лям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства ма териал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию).

Предметная инкорпорация позволяет быстро и оперативно использо вать интересующие нормы права.

Свод законов является вершиной предметной инкорпорации и пред ставляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные акты.

Неофициальная инкорпорация - внешняя обработка законодательства, проводимая организациями или отдельными гражданами (учебными, ведомствами, учеными, практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает потребности учреждений, организаций, предприятий, отдельных категорий специалистов в нормативном материале. Это сборни ки трудового и жилищного законодательства, справочники по законода тельству для военнослужащих, учителей, работников правоохрани тельных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и пра воприменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.