Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура механизма правового регулирования




Потребность в различных правовых средствах, действующих в МПР, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий, стоящих на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их право вого оформления, обеспечения.

Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт или фактический состав с таким решающим показателем, как организаци онно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правопри менительный акт (факультативный элемент).

На первой стадии формулируется правило поведения, которое на правлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотноше ний, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные пра вовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком элементе МПР, как нормы права.

На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Эле ментом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязатель но решающим. Как раз именно такого факта подчас и не хватает субъ екту для дальнейшего движения интереса к ценности, способной его удовлетворить. Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает в роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой). С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов. В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта. Причем преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответст вующего акта применения права.

Например, право гражданина на получение высшего образования неосуществимо без вынесения правоприменительного акта. Процесс удовлетворения интересов лица прерывается (препятствуется) здесь невозможностью предоставления в нормах права определенных юридических форм. Ведь заранее «установить» оптимум в норме практи чески нереально, ибо никакое общее правило поведения не в состоянии охватить всего многообразия социальных связей, учесть их особеннос ти, что и выступает объективной основой препятствования дальнейше му движению интересов субъектов права и снимается только на уровне правоприменения. Получая наиболее полную информацию о ситуации, оценивая и контролируя правомерность выполнения предварительных условий (юридических фактов), правоприменитель находит для урегу лирования конкретного общественного отношения соответствующие средства, воплощающиеся в индивидуальном решении.

Акт применения права представляет собой основной элемент сово купности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии дру гие элементы фактического состава. Так, для осуществления права на поступление в вуз (как части более общего права на получение высшего образования) акт применения (приказ ректора о зачислении в студен ты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комис сию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочия ми применять нормы права, не выступают правоприменителями, а сле довательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обес печить удовлетворение своих интересов. Только правоприменитель ный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результа том ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и со циальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общест венного отношения, облеченного в правовую форму.

Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполни тельным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван раз вивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплоща ются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощ рении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, по собий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

Следовательно, вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе МНР, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполня ет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

Третья стадия — установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удов летворять, а какая — обязана либо не препятствовать этому удовле творению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает па основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответству ющих субъектов. Оно конкретизируется в той степени, в какой ин дивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес уп равомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе МПР, как пра воотношение.

Четвертая стадия — реализация субъективных прав и юридичес ких обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей — позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей — это основное средст во, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь — осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

Как же проявляются в них содержательные моменты — процесс удовлетворения интересов — и что общего в этих содержательных мо ментах?

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собствен ные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а также от об щественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит пре пятствий их удовлетворению.

При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставить им препятствий в какой-либо форме (невыполнение, частичное невыполнение обязанностей, удовлетворе ние своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.).

При использовании субъект получает благо, ценность, удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворе нию интересов других лиц, а также общественных интересов в охране и защите (иначе произойдет злоупотребление правом).

Анализ перечисленных форм реализации позволяет выявить одну общую закономерность, сделать обобщение: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъек тов. Здесь, в принципе, имеет значение лишь одно условие: чтобы на пути осуществления данных интересов не ставились преграды и они могли быть свободно удовлетворены. Это то общее, что их объединяет, позволяет синтезировать такие совершенно противоположные, на пер вый взгляд, формы правореализации в одну — беспрепятственную. Без подобных препятствий реализация прав, запретов, обязанностей осу ществляется в допустимых пределах, для нее достаточно лишь право вой нормы. Названная стадия процесса правового регулирования отра жается в таком элементе МПР, как акты реализации прав и обязан ностей.

Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соот ветствующая правоприменительная деятельность. Возникновение пра воприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами нега тивного характера, выражающимися в наличии либо реальной опаснос ти правонарушения, либо прямого правонарушения.

С точки зрения содержания препятствием здесь, как и при первой причине (что рассматривалось при анализе оперативно-исполнитель ной правоприменительной деятельности), будет являться неудовле творение личных интересов субъектом, а также общественных интере сов в охране и защите. С формально-правовой же точки зрения препят ствия различаются: если в первом случае в качестве препятствия вы ступает отсутствие решающего юридического факта, то во втором — напротив, его наступление.

Оспаривая право конкретного лица либо совершая правонаруше ние, субъект блокирует тем самым удовлетворение интересов своих контрсубъектов, что с неизбежностью должно повлечь за собой наступ ление определенных юридических последствий. В частности, при не выполнении обязанностей правовые ограничения, сдерживающие ин тересы обязанных лиц, трансформируются в противоправные ограни чения (уже препятствия) осуществлению интересов управомоченного. Случившееся — основа правовой конфликтной ситуации, свидетельст вующая, как правило, о невозможности обычными «мирными» средст вами удовлетворить интерес управомоченного. Эти нарушения, будучи юридическими фактами, влекут за собой возникновение уже другого рода правоотношений — охранительных.

В таких условиях управомоченный имеет еще одно средство: право на защиту, с помощью которого он (либо специальные органы) возбуж дает правоприменительный процесс. Возникшее из факта правонару шения право на защиту содержит в себе материальное требование субъ екта к правонарушителю по поводу незаконного сдерживания удовле творения своих интересов. Субъективное право на защиту выступает здесь в качестве возможности посредством юрисдикционных органов применить в отношении обязанного лица меры государственно-прину дительного свойства в целях устранения препятствий в реализации стремлений личности.

Нарушившая сторона в рамках охранительных правоотношений приобретает новый статус, где на первом плане выделяется юридичес кая обязанность, выражающаяся в необходимости претерпеть приме нение к ней мер принудительного свойства. Поэтому охранительное правоотношение построено по типу властеотношения, в котором юрисдикционный орган использует власть с целью создать все необходимое для восстановления справедливости, для удовлетворения неудовлетво ренного интереса управомоченного. Без власти, силы, принуждения снять помехи бывает просто невозможно. Оказывая правоограничивающее воздействие с помощью принудительных элементов (мер за щиты, ответственности), правоприменитель «сковывает» интересы обязанного лица (нарушившей стороны) и на этой основе дает возмож ность удовлетвориться интересам управомоченного субъекта. Подоб ную форму правоприменения можно назвать охранительной, ибо она устраняет препятствия и обеспечивает укрепление законности.

Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факуль тативном элементе МПР, как охранительные правоприменительные акты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.