Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного режима

А. Государственный строй любой страны характеризуется, преж­де всего, формой правления, которая представлена республиками и монархиями.

Республиканская форма правления возникла в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристок­ратическая республика, V—IV вв. до н. э.; Римская аристокра­тическая республика, V—II вв. до н. э.; города-республики: Фло­ренция, Венеция, Генуя — в Италии, Новгород и Псков — в России и др.). Но наибольшее распространение она получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. При этом различают т. н. президентскую республику, где пре­зидент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парла­ментскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия).

Особая форма государственного правления — социалисти­ческая республика (которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций). Ее разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика. К ним от­носились — бывший СССР, страны Восточной Европы до 1991 г, а также Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социа­листическими республиками и ныне.

Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зави­симости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, и африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 1960—70-е годы.

Вместе с тем надо иметь в виду, что форма правления от­нюдь не унифицирует республики. Между ними существуют различия и в политическом, и в социальном, и в иных отноше­ниях.

Монархическая форма правления возникла в условиях рабо­владельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном обществе сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления.

 

Первой в истории человечества формой государственного правления считается Древневосточная монархия (причем организацию государственной власти в странах Древнего Востока — Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии и др. называют еще “восточной деспотией”).

Древнеримская монархия также выступала в форме империи (I—III вв. н. э.). Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней стадии ее существования, стали образцом для подражания в средние века в государственности Франции, Германии, Испании и др.

 

В настоящее время на политической карте мира — 30 мо­нархий: нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 — в Европе, 3 — в Африке и одна — в Океании. Среди них есть им­перия, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты и папское государство Ватикан. К теократическим монархиям кроме Ватикана, относят еще Саудовскую Аравию и Бруней (где глава светской и духовной власти — одно лицо).

Подавляющее большинство существующих ныне в мире мо­нархий — конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная — прави­тельству, тогда как монарх “царствует”, но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.). Однако политическое влия­ние монарха бывает весьма заметно.

Наряду с конституционными (парламентарными) на совре­менной политической карте сохранилось еще несколько абсолютных монархии, где правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бруней, Кувейт и др.).

Обычно власть монарха пожизненна и передается по нас­ледству, но, например, в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах монархов избирают на пятилетний срок.

Следует отметить также межгосударственное объединение — Содружество, возглавляемое Великобританией (Commonwealth).

Юридически Британское Содружество наций было оформле­но еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы — Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия.

После второй мировой войны и крушения Британской коло­ниальной империи в состав Содружества вошло абсолютное большинство бывших владений Британии. Это около 50 стран с об­щей территорией более 30 млн. км2 и населением свыше 1,2 млрд. человек, расположенных во всех частях света.

Это крайне разнородные во многих отношениях страны: по политической и социально-экономической структуре, уровню экономического развития, этническим, языковым, конфессио­нальным особенностям.

Члены Содружества имеют безоговорочное право односторон­него выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, вхо­дящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах.

В государствах, входящих в Содружество, которые имеют республиканскую форму правления, королева Великобритании провозглашена “главой Содружества … символом свободной ассоциации независимых государств — его членов”.

Часть членов Содружества — Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских ост­ровов, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Ямайка — официально именуются как “государства в составе Содружества”.

Верховная власть в этих странах формально продолжает принадлежать британскому монарху, который представлен в них генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации пра­вительства данного государства.

Высший орган Содружества — конференции глав-прави­тельств.

В 1991 г., сразу после распада СССР, на карте мира появи­лось еще одно Содружество — Содружество Независимых Го­сударств (СНГ), в которое входят бывшие республики СССР (кроме государств Балтии).*

Б. Форма государственного устройства. Важный элемент по­литической карты — административно-территориальное устройство государств. Оно непосредственно связано с характе­ром политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Различают две главные формы административно-террито­риального устройства — унитарную и федеративную. Первая из них появилась значительно раньше.

Унитарное государство — это единое цельное государствен­ное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам влас­ти и признаками государственного суверенитета не обладают.

В унитарном государстве обычно существует единая законо­дательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в ми­ре — подавляющее большинство.

Федерация — форма государственного устройства, при кото­рой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, обра­зуют одно союзное государство.

Характерными признаками федерации, отличающими ее от унитарного государства, являются следующие:

— территория федерации состоит из территорий ее отдель­ных субъектов (штатов — в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; провинций — в Аргентине, Канаде; кантонов — в Швейцарии; земель — в ФРГ, Австрии, респуб­лик и других административных образований — в России);

— субъекты федерации обычно наделяются правом приня­тия собственных конституций;

Подробная характеристика социально-экономической ситуации в Российской Федерации и других независимых республиках СНГ представлена во второй и третьей части настоящего пособия.

— компетенция между федерацией и ее субъектами разгра­ничивается союзной конституцией;

— каждый субъект федерации имеет свою правовую и су­дебную системы;

— в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц; Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет. В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

Однако во многих современных федеративных государствах роль общефедеральных органов настолько велика, что их, по существу, можно рассматривать как унитарные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария не признают за членами федерации права на выход из нее.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация — это временный юридический союз суверен­ных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах).

Конфедеративные государства недолговечны: они или распа­даются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцар­ский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конфедерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация шта­тов, закрепленная Конституцией США — 1787 г.).

В 1980-х годах почти повсюду в мире резко обострились проблемы межэтнических, межнациональных отношений и на этой почве, в некоторых случаях, внутри- и межгосударствен­ные конфликты. Взрывной характер межнациональных отноше­ний в последние годы наблюдается в нашей стране, а также в Югославии, Индии, Канаде, ЮАР и некоторых других федера­тивных государствах.

Однако это не относится, например, к Швейцарии, Австрии, Малайзии, Бразилии и иным федеративным странам. Так что дело не в самом федеративном принципе. Далеко не всегда такие ситуации возникают и из-за сложности национального (этнического) состава населения. Более того, межэтнические конфликты остро проявляются и в унитарных государствах, нарушая их монолитность. Примеров тому немало: Ирак, Эфио­пия, Сомали, Кипр, Шри-Ланка, Испания, Великобритания (Ольстер) и т. д.

 

В. Форма государственного режима представляет собой сово­купность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим — важнейшая составная часть по­литического режима, существующего в обществе (т.к. последнее понятие — более широкое). Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитар­ными, авторитарными, расистскими).

Справочные материалы:

Демократия — форма государственно-политического уст­ройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

Различают две формы демократии: непосредственную (ос­новные решения принимаются непосредственно всеми гражда­нами на собраниях или посредством референдумов) и представи­тельную (решения принимаются выборными органами).

Авторитаризм — система власти, характерная для недемократических политических режимов. Вопросы демократии признаются. Обычно сочетается с личной диктатурой, без полного тотального контроля над обществом.

Тоталитаризм — одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) конт­ролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликви­дацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отноше­нии оппозиции и инакомыслящих (например, различные фор­мы тоталитаризма в фашистской Италии, нацистской Германии и др.).

Диктатура (неограниченная власть) — осуществление влас­ти в государстве недемократическими методами; тоталитарно - авторитарный политический режим.

Диктатура пролетариата — власть, которая устанавливает­ся в результате революции, осуществляемой рабочим классом во главе со своей партией. Исторические формы: Парижская Ком­муна 1871 г.; Советы, народная демократия.

Опыт развития СССР свидетельствует, что государственная власть, утвердившаяся после Октябрьской революции 1917 г., на деле превратилась в тоталитарно-бюрократический режим. Сходные процессы происходили и в других странах, провозгласивших установление диктатуры пролетариата (социалистиче­ские страны и страны народной демократии).

К историческим формам тоталитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.

Апартеид (расизм) — крайняя форма расовой дискрими­нации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических и граж­данских прав, вплоть до территориальной изоляции. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид.

Геноцид (в международном праве одно из тягчайший прес­туплений против человечества) — истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим, религиоз­ным или иным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное фи­зическое уничтожение этих групп населения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В. Экономически менее развитые страны (развивающиеся страны) | ВВП на душу населения (по ППС на 2010 г.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.