КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Универсальный международный механизм обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина
Международный механизм обеспечения и защиты прав и свобод человека весьма многообразен. Он включает: — механизм охраны — международно-правовые нормы, фиксирующие данное субъективное право человека; международный контроль за его соблюдением; — механизм юридической помощи — содействие осуществлению международных договоров в области прав человека; — механизм защиты — работа международных правозащитных организаций; деятельность международных судов; юридические процедуры. Международно-правовая защита прав есть результат реализации на практике международным сообществом государств одного из основных принципов международного права — принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех. Наиболее важные функции механизма защиты прав человека и основных свобод в целом заключаются в следующем: — информирование и мобилизация мирового сообщества на оказание помощи государствам в осуществлении прав человека: публикация докладов, заключений и других документов, обсуждение работы международных органов на Генеральной Ассамблее ООН, использование средств массовой информации, публикации международными органами бюллетеней и брошюр; — непосредственная помощь государствам в осуществлении норм международно-правовой защиты прав человека: выработка рекомендаций, заключений, консультаций, программ, подготовка проектов законов; — предоставление, если это необходимо, добрых услуг: примирение, посредничество, обмен информацией; — постоянное просвещение в области прав человека: публикации и распространение международных документов о правах человека, их изучение и обсуждение в учебных заведениях. Международный механизм защиты основных прав включает как условия их реализации (содействие осуществлению международных договоров в области прав человека, международный контроль за соблюдением прав человека), так и средства их защиты (международно-правовые нормы, деятельность универсальных, региональных межправительственных организаций и государств, юридические процедуры, международную ответственность, работу международных правозащитных организаций). Координирующим центром данной деятельности является система, сложившаяся в результате функционирования Организации Объединенных наций. В Уставе этой организации было установлено, что одной из ее задач является осуществление международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст.1). Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, как подчеркивается в ст. 55 Устава, является одной из основных предпосылок для «создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов». Таким образом, осуществление ООН международного сотрудничества для содействия всеобщему соблюдению прав человека есть одновременно и цель, и обязанность этой организации. В ходе реализации цели и обязанностей ООН, которые определены в п.3 ст. 1 и п. «с» ст. 55 в области уважения и соблюдения прав человека, сложился эффективный механизм международно-правовой защиты основных прав человека. В 1946 году была создана Комиссия ООН по правам человека. Одной из ее обязанностей стала подготовка Хартии прав человека, определяющей права и свободы, декларированные Уставом ООН. Хартию должны были составить такие документы, как декларация прав человека, конвенция о правах человека и акт, содержащий механизм реализации конвенции.[13] Первая часть хартии прав человека была реализована 10 декабря 1948 года, когда Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека. В ней закреплены наиболее важные нормы, на основе которых было разработано свыше 50 конвенций, деклараций, правил и принципов ООН по основополагающим вопросам прав человека, в частности о самоопределении народов, о предупреждении дискриминации, геноцида, о свободе информации, о правах детей и молодежи и т.д. Всеобщая декларация прав человека, рассматриваемая «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства», стала критерием для определения степени уважения и соблюдения международных норм, касающихся прав человека. Каждый год 10 декабря — День принятия Декларации, отмечается во всем мире как День прав человека. В ходе разработки второго и третьего документа было принято решение вместо второго — принять два самостоятельных документа о правах человека. Это два пакта, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, к которому относятся также первый и второй факультативные протоколы. При принятии этих документов государства достигли согласия не только в отношении их нормативного содержания, но и в вопросах установления ограничения прав и свобод человека на внутригосударственном уровне. Но самое важное, определен механизм международно-правовой защиты нарушенных прав человека. Пакт об экономических, социальных и культурных правах (часть 4) предусматривает порядок предоставления докладов Генеральному секретарю ООН о принимаемых государствами мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых в этом Пакте. Пакт о гражданских и политических правах (часть 4) предусматривает образование Комитета по правам человека, в компетенцию которого входит изучение и рассмотрение докладов государств Генеральному секретарю ООН (ст. 40), получение и рассмотрение сообщений от государств-участников о невыполнении своих обязательств, принятых на себя в соответствии с Пактом (п.1 ст. 41), другими государствами-участниками. Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах для достижения целей Пакта предоставил возможность Комитету по правам человека, учрежденному на основании ч.4 Пакта, принимать и рассматривать сообщения от дельных лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте (преамбула). В целях укрепления правозащитного механизма ООн в сентябре 2005 года решено создать Совет по правам человека, заменяющий Комиссию по правам человека и компетентный выносить рекомендации по ситуациям нарушения прав. 20 декабря 1993 года 48 сессия Генеральной Ассамблеи ООН учредила пост Верховного комиссара по поощрению и защите всех прав человека. Он является должностным лицом Объединенных наций, ответственным за деятельность ООН в области прав человека, имеет ранг помощника Генерального Секретаря ООН и непосредственно подчиняется ему, Комиссии по правам человека и ЭКОСОС. Срок полномочий — 4 года, с возможным продлением еще на 4 года. Лицо, назначаемое на этот пост, должно обладать значимым авторитетом в области прав человека, общими знаниями и пониманием культурного уровня наций и народностей, что необходимо для объективного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара ООН по правам человека. Данное должностное лицо, находящееся под эгидой Генерального секретаря ООН несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека. Обязанности Верховного комиссара ООН по правам человека заключаются в следующем: 1) поощрять и защищать эффективное осуществление каждым человека без исключения гражданских, политических, культурных, экономических и социальных прав; 2) выполнять задачи, возложенные на него компетентными органами ООН, в области прав человека, предоставлять им рекомендации в целях обеспечения и защиты всех прав человека; 3) оказывать консультативные услуги и финансовую помощь через компетентные органы ООН по просьбе заинтересованных государств и региональных международных организаций в целях осуществления эффективных мер и программ в области прав человека; 4) координировать соответствующие научные и учебные программы, имеющие пропагандистский характер в области прав человека; 5) осуществлять укрепление и оптимизацию механизмов ООН в области прав человека, осуществлять общее руководство деятельностью Центра по правам человека, предоставлять ежегодный доклад о своей деятельности Совету ООН по правам человека, через ЭКОСОС — Генеральной Ассамблее ООН. И другие права и обязанности. Отдельные Конвенции предусмотрели создание специальных органов по правам человека. Комитет по правам человека образован в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г. Комитет принимает и рассматривает сообщения от лиц, являющихся жертвами нарушения государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте, при соблюдении следующих условий: — государство, чей гражданин подал жалобу в Комитет по правам человека, является участником Пакта и Протокола 1; — лицо, подавшее жалобу, исчерпало все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается); — жалоба не должна быть анонимной; — жалоба не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования. Комитет против пыток образован в рамках Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Комитет против пыток в случае получения достоверной информации о систематическом применении пыток на территории государства-участника Конвенции вправе: — предложить государству-участнику сотрудничать в рассмотрении полученной информации; — назначить своих членов для проведения конфиденциального расследования с возможным посещением территории этого государства с его согласия, после расследования предоставить доклад Комитету и государству-участнику с результатами расследования; — ежегодно предоставлять краткий отчет о проведении расследований Генеральной Ассамблее ООН и государствам – участникам Конвенции. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин образован на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации женщин 1979 г. Рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, реагирует на поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разрешении этих жалоб, выносит в ежегодном докладе Генеральной Ассамблее ООН свои предложения и рекомендации общего характера на основе изучения докладов и информации, получаемой от государств-участников. Комитет по правам ребенка образован в рамках Конвенции о правах ребенка 1989г. Комитет вправе: — запрашивать у государств-участников Конвенции информацию о выполнении ими требований Конвенции; — собирать и анализировать информацию о положении детей в различных странах; — на основе проведенного анализа вырабатывать соответствующие рекомендации для предоставления их Генеральной Ассамблее ООН; — сотрудничать в области защиты прав ребенка с различными правительственными и неправительственными правозащитными организациями.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |