Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос и его факторы




Сущность, виды и условия макроэкономического равновесия

Совокупный спрос и его факторы

Сущность и виды макроэкономического равновесия.

4.3. Совокупное предложение

4.4. Макроэкономическое равновесие в модели АD – AS. Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения

 

Макроэкономическое равновесие – это состояние национальной экономики, для которого характерна пропорциональность и сбалансированность взаимосвязанных экономических процессов.

Равновесие может быть частичным и общим.

Частичное равновесие – количественное соответствие (равенство) двух взаимосвязанных параметров или сторон экономики. (Например: производства и потребления; покупательной способности и наличия товаров; доходов и расходов и т.д.).

Общее равновесие – соответствие (согласование) развития всех сфер экономической системы: спрос и предложение не только товаров и услуг, но и рабочей силы, капитала – равновесие на всех рынках + влияние политических, социальных факторов.

Условия общего равновесия:

1. Соответствие общих целей и экономических возможностей.

2. Использование всех ресурсов страны, при сохранении резервов мощностей, нормального уровня занятости.

3. Общая структура производства соответствует структуре потребления.

4. Равновесие на всех основных рынках.

Различают равновесие в статике (в текущий момент, случайно) и динамике (часто возвращающееся в соответствии со своими законами).

Теория экономического равновесия кладется в основу экономической политики, используется при выборе наиболее эффективных методов хозяйствования, обоснования прогнозов.

Если нет равновесия, то падают темпы экономического роста, потребление, эффективность общественного производства.

Особенно сложно добиться экономического равновесия в условиях переходной экономики.

Анализ макроэкономического равновесия требует рассмотрения взаимодействия спроса и предложения как агрегированных совокупных величин: совокупного спроса и совокупного предложения.

Модель AD – AS позволяет:

- выяснить условия макроэкономического равновесия;

- определить величину равновесного объема выпуска и равновесного уровня цен;

- объяснить колебания объема выпуска и уровня цен в экономике;

- показать причины и последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения;

- описать последствия разных вариантов экономической политики государства.

Совокупный спрос (aggregate demand - AD) – это сумма спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства, иностранного сектора) на конечные товары и услуги.

Компоненты совокупного спроса:

- потребительский спрос (consumption demand – С) - спрос домохозяйств;

- инвестиционный спрос (investment demand – I) – спрос фирм;

- государственные закупки товаров и услуг (government spending – G) – спрос со стороны государства;

- чистый экспорт (demand for net export – Xn) – спрос иностранного сектора.

Поэтому совокупный спрос можно выразить формулой:

АD = C + I + G + Xn.

Она похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то вре­мя как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, т.е. величина совокупного спроса зависит, прежде всего, от уровня цен.

Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономически­ми агентами при каждом возможном уровне цен.

Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше рас­ходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.

Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 4.1).

P

 


P 1 · A

 

P 2 · B

 

AD

 

Y1 Y2 Y

 

Рис. 4.1. Кривая совокупного спроса

 

Каждая точка кривой совокуп­ного спроса (кривой AD ) показывает величину совокупных расходов всех ма­кроэкономических агентов при каждом возможном уровне цен.

На графике по оси абсцисс откладывается реальный объем выпуска - реальный ВВП — У (величина совокупного спроса), измеряемый в денеж­ных единицах (в долларах, рублях и т.п.), т.е. это стоимостной показатель, а по оси ординат — общий уровень цен Р(дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах (долях единицы). При более высоком уровне цен (P1) величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен (Р2), которому соответствует величина совокупного спроса (Y2) (точка В), а рост дохода у одних экономических агентов может быть скомпенсирован его снижением у других.

Кривая совокупного спроса (кривая AD) не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса, так как она отражает соотношение совокупных величин. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые — остаются без изменения.

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса также не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т.е. эффектом замещения и эффектом дохода. Cнижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя эффектами, которые показывают воздействие ценовых факторов (измене­ния общего уровня цен), которые при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияют на величину совокупного спроса и обусловли­вают движение вдоль кривой AD.

Это следующие эффекты:

- эффект реального богатства, или эффект Пигу (названным в честь известного английского экономиста, профессора Артура Пигу, который ввел в научный оборот понятие "реальные денежные запасы" (real money balances)).

Под реальным богатством, или реальными де­нежными запасами, понимают отношение номинального финансового богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р):

M

Real money balances = ----

P

и представляющего собой реальную покупательную способность накопленного номинального финансового богатства человека, которое включает наличные деньги (денежные финансовые активы) и ценные бумаги (неденежные фи­нансовые активы с фиксированной номинальной стоимостью — акции и облигации).

Эффект Пигу может быть представлен в виде логической цепочки

М

Р ­ => — ¯ => C ¯ => AD ¯;

Р

- эффект процентной ставки, или эффектом Кейнса.

Он состоит в следующем: если уровень цен (Р) повышается, возрастает номинальный спрос на деньги (MD).

При неизменной величине предложения денег возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, растет ставка процента (R). Удорожание кредитаведет к сокращению величины инвестиционного спроса (/), являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина сово­купного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлен в ви­де логической цепочки

Р ­ => MD ­ => R ­ => I ¯ => AD ¯;

 

- эффект импортных закупок (эффект чистого экспорта)эффект Манделла—Флеминга.

Он заключается в следую­щем: если уровень цен (Р) в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому экспорт (Ех) сокращается. Импортные же товары становятся относительно более де­шевыми для граждан данной страны, поэтому импорт (Im) увеличивается. В результате чистый экспорт (Хn) сокращается, а поскольку он является ча­стью совокупного спроса, то величина совокупного спроса (AD) уменьшается. Эффект Манделла—Флеминга может быть представлен логической цепочкой

P ­ => Ex ¯, /m ­ => Xn ¯ => AD ¯.

Таким образом, зависимость между уровнем цен и величиной совокуп­ного спроса обратная, следовательно, кривая AD должна иметь отрицатель­ный наклон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.