КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Полиспасты, их работа и расчет
Занятие № 7. Тема: «Детали, сборочные единицы и устройства в строительных машинах» 1. Канаты и цепи: основные понятия и определения. Область применения, классификация, расчет и подбор. 2. Канатные блоки и звездочки: область применения, классификация. 4. Грузозахватные устройства: назначение, область применения, классификация. 5. Остановы (храповики) и обгонные муфты: их назначение, принцип работы. 1. В качестве гибких элементов в строительной машине широкое распространение получили стальные канаты, особенно в башенных, стреловых, мостовых и кабель - кранах, а так же у экскаваторов с механическим приводом и мягкой подвеской рабочего органа. Если канат или цепь является составной частью механизма подъема, то их называют подъемными или грузовыми. Если канат или цепь используются в качестве тягового органа в составе механизма, перемещающего груз, масса которого воспринимается несущей конструкцией – то их называют тяговыми. Если по стальному канату (как по рельсу) перемещается грузовая тележка кабельного или козлового крана – его называют несущим. Канат, который используется в качестве оттяжки для удержания конструкции в определенном положении, называют вантовым или расчальным. Чалочные или строповые канаты используют для обвязки поднимаемого груза. Конструкция каната выбирается с учетом назначений и условий его работы в машине. Грузовые и тяговые канаты должны быть гибкими, свободно подходящими по направляющим в блоке. Для несущих канатов большой гибкости не требуется, но требуется устойчивость против истирания. Стальные канаты изготавливаются путем свивки из отдельных проволок небольшого диаметра в соответствии с ГОСТ – 3241 – 80, причем при одинаковом диаметре 2-х канатов наибольшей гибкости будет обладать канат, изготовленный из большего числа проволок. Канат может быть: 1) Одинарной свивки (спиральный) – свивается сразу из большого числа отдельных проволок; 2) Двойной свивки – когда проволоки предварительно свиваются в пряди (стренги), а затем несколько прядей свивают вокруг мягкого или жесткого сердечника в канат. 3) Канат тройной свивки (кабель) – свивается из нескольких канатов двойной свивки. Канаты одинарной свивки, из-за жесткости и способности раскручиваться, применяют на канатных дорогах и кабельных кранах.
Канаты двойной свивки с пеньковым сердечником состоит из 6 прядей по 37 или 19 проволочек в каждой пряди, их применяют в качестве грузоподъемных и тяговых средств. Канаты отличаются друг от друга по маркировке, в которой указывают: диаметр каната; его назначение (грузолюдской –ГЛ, грузовой – Г); механические свойства проволоки (высшая марка –В, первая марка - I, вторая марка - II); вид покрытия (для легкого режима работы - АС, среднего - СС, жесткого - ЖС); направление свивки (левая- Л); сочетании направления свивки (односторонняя- О); способ свивки (раскручивающийся - Р, нераскручивающийся - Н); тип касания проволок в прядях; материал сердечника (органический сердечник - О); номер госта. Прочность каната определяется по фактическому усилию напряжения каната S факт, возникающему при работе машины: Sфакт R где, - разрывное усилие каната H, зависящее от диаметра каната, его конструкции и материала проволоки (из таб. 3) стр. 45 И.П. Барсов «Строительные машины и оборудование». R – коэффициент запаса прочности В зависимости от рода механизма и условий работы, коэффициент запаса прочности принимают: - для канатных оттяжек –3,5 - для грузовых канатов при машинном приводе и легком режиме - 5; среднем – 5,5; тяжелом и весьма тяжелом – 6 - для канатов в лебедках для подъема людей – 9. Стальные цепи применяются в строительных машинах в качестве гибких элементов привода грузоподъемных и тяговых органов ручных талей, тяговых органов транспортирующих машин (конвейеров, элеваторов), а так же в качестве строп при грузоподъемных работах.
Цепи подразделяются на 2 группы: 1. Сварные овально - звеньевые (изготовлены из стали Ст2 и Ст3)
2. Пластинчатые.
По конструктивным признакам сварные цепи подразделяются: - короткозвенные - длиннозвенные - с распорками По степени точности: - калиброванные - некалиброванные Калиброванные отличаются меньшим отклонением размеров шага и ширины звена. Пластинчатые цепи применяют в строительных машинах в качестве приводных, тяговых и грузовых устройств. Тяговые пластинчатые цепи состоят из 2-х наружных и 2-х внутренних пластин удлиненной формы, соединенных втулкой. Грузовыепластинчатые цепи применяются в ручных талях и определят на растяжении так же, как и стальные канаты, исходя из необходимого запаса прочности R. Коэффициент запаса прочности сварных овально - звеньевых цепей работающих: - на гладком барабане - не менее 3 при ручном приводе и не менее 6 – при машинном приводе. - при работе на звездочке (калиброванной) – не менее 3 – при ручном приводе и 8 – при машинном. Для сварных цепей и стропующих устройств – не менее 5 – при ручном и при машинном приводе. Для грузовых пластинчатых цепей коэффициент запаса прочности должен быть не менее 3 – при ручном и не менее 5 – при машинном приводе.
2. Канатные блоки с гладким ручьем по ободу служат для направления перемещающихся канатов.
По роду работы блоки делятся: - с неподвижной осью (направляющие) - с подвижной осью (полиспастные) Допустимый диаметр канатного блока определяется по формуле:
D³d ×e, где, d – диаметр канала; e – коэффициент, зависящий от типа грузоподъемной машины: 16 – для блоков стреловых каналов с легким режимом работы; 35 – для блоков грузоподъемных машин с весьма тяжелым режимом работы. Поддерживающие канатные блоки для направления сварных цепей с шаром (r) могут иметь гладкий или фасонный ручей, который применяют когда блок (звездочка) заклинивается на валу и участвует в передаче крутящего момента от натяжения цепи.
3. Полиспастом называют систему, состоящую из нескольких подвижных и неподвижных блоков и каната, последовательно огибающего все блоки. Один конец полиспаста закрепляется на обойме подвижных или неподвижных блоков, а другой – на барабане лебедки. В грузоподъемных кранах полиспаст применяют в механизме подъема груза. Они обеспечивают распределение силы тяжести груза на несколько ветвей каната, что позволяет применять канаты меньшего диаметра. Сила тяжести Q груза, подвешенного к обойме подвижного блока распределяется на все рабочие ветви m комнат. Каждая ветвь в статическом положении будет нагружена силой, которая определяется: Sk=Q/m, где, Q – сила тяжести груза m – число рабочих ветвей полиспаста. При работе полиспаста зависимость между тяговым усилием Sk на сбегающей ветви каната и подъемной силой полиспаста Q (вес груза+вес подвижных блоков с крюком) приближенно выражается формулой: Sk= Q / (m*nz) где, m – число рабочих ветвей (кратность) полиспаста, равно числу огибаемых канатных блоков, когда канат сбегает с неподвижного блока полиспаста, и число блоков полиспаста + единица, когда канат сбегает с подвижного блока; z – число блоков; n - КПД одного блока: n= 0,98 – блок на подшипниках качения, n= 0,96 – блок на подшипниках скольжения. Более точно КПД полиспаста определяется по формулам: - при сбегании с неподвижного блока: - при сбегании с подвижного блока:
Если между полиспастом и барабаном лебедки находится несколько отклоняющих блоков, усилие натяжения каната определяется с учетом КПД полиспаста и отклоняющих блоков: где, Q – вес поднимаемого груза q – вес подвижных блоков m – число рабочих ветвей полиспаста – общий КПД полиспаста – КПД одного отклоняющего блока z – число отклоняющих блоков (кроме блоков полиспаста) 4. При подъеме и перемещении грузов подъемными кранами в каждом цикле производят следующие вспомогательные операции: -строповку груза и зацепление его с крюком крана - снятие груза с крюка, освобождение его от стропов - переноску стропов к месту захвата очередного груза. Затраты времени на выполнение этих операций занимают значительное место в цикле и зависят от рода поднимаемого груза и совершенства грузозахватных устройств. Конструкция и виды грузозахватных устройств зависят от рода материалов и вида изделий, для которых они предназначены, их разделяют на следующие виды: - для крупных элементов и деталей стеновых панелей и плит покрытия, колонн, ферм, балок и крупных блоков – канатные и цепные стропы; - для лесоматериалов и металлопроката; - для мелких и штучных деталей – кирпич, сантехника и т.д.; - для сыпучих и кусковых затареных материалов (песок, щебень, цемент) - для цементных и известковых растворов (для бетонной смеси и других материалов) Наиболее распространенными являются: Крюки с крюковыми обоймами; канатные и цепные стропы; клещевые и эксцентриковые захваты, грейферы (одно-, двухканатные и моторные); магнитные плиты и пневмоприсосы.
5. Остановочные устройства применяются для удержания поднимаемого груза от падения. Действие останова основано на вращении вала, передающего крутящий момент в направлении, соответствующем подъему груза и препятствии вращения барабана лебедки в обратную сторону. По конструктивному исполнению различают остановы храповые: с наружным и внутренним зацеплением. Фрикционные – роликовые (обгонная муфта) и клиновые.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 9989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |