Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Банковское регулирование и банковский надзор. Продолжение




 

Суть регулирования состоит в упорядочивании и установлении правильного взаимодействия, следовательно, регулирование – это установление наиболее общих правил управления, корректировка этих правил и устранение условий, нарушающих нормальный ход управления.

Регулирование является одной из функций гос. управления и в административно-правовом аспекте проявляется как нормативное регулирование, но условно гос. регулирование можно отграничить от гос. управления следующим образом:

· В содержание гос. регулирования включается управляющее воздействие на неподчиненные данному органу власти объекты, в содержание же управления включается воздействие на подведомственные объекты.

· Однако в целом управление БС отвечает всем характерным признакам социального управления в форме гос. управления.

 

По своему содержанию регулирование – это установление наиболее общих правил управления и их корректировка.

В широком смысле слова гос. регулирование (ГР) – это:

· Установление нормами права определенного режима различного рода деятельности

· Обеспечение его строго соблюдения мерами государственного принуждения

· Защита прав и интересов участников регулируемых отношений

· Использование преимущественно экономических рычагов управляющего воздействия при отсутствии вмешательства в оперативную деятельность регулируемых объектов.

В узком смысле слова регулирование – это средство управляющего воздействия на организационно неподчиненные регулирующему органу объекты.

 

Анализ правового статуса органов государственного управления (ГУ) позволяют сделать вывод, что они осуществляют не только ГР в чистом виде, но и комплекс различных распорядительных действий, в частности – издание индивидуальных актов, совершение юридически значимых действий, осуществление контроля…

 

Органы, оказывающие регулирующее государственное воздействие на БС, помимо ЦБ РФ:

· Президент РФ

· ФС РФ

· Правительство РФ

 

Правовые основы банковского регулирования ЦБ РФ:

- Конституция РФ

- «О банках и банковской деятельности»

- «О ЦБ РФ»

 

Формы государственного воздействия на банковскую деятельность:

· Нормотворчество в процессе которого как органы представительной власти, так и ЦБ, устанавливают порядок деятельности КО (порядок, регистрации, лицензирования, осуществления банковских операций, осуществления банковского надзора.

· Регистрация и лицензирование деятельности КО, а также выдача разрешения на использование иностранного капитала при создании филиалов.

· Осуществление денежно-кредитного регулирования путем установления в нормативных актах обязательных экономических нормативов.

· Осуществление государственного контроля и надзора за банковской деятельностью.

· Принятие судами решений по вопросам банковской деятельности (БД).

Государственное регулирование осуществляется методом гражданско-правового регулирования, правовой формой выражения которого являются гражданско-правовые договоры.

 

Государственное регулирование БД осуществляется именно в правовой форме путем принятия соответствующих нпа ОГВ и Управления. Однако государственное регулирование осуществляется и через иные, установленные законом, виды деятельности государственных органов.

 

Наиболее важной формой регулирование выступает правовая форма, когда регулирование осуществляется от лица государственно-властных структур. Эта форма является наиболее эффективной в силу возможности применения для её реализации мер государственного принуждения.

 

В широком смысле сова БР – это общее понятие объединяющее несколько направлений прямого и косвенного регулирующего воздействия со стороны государства на БС и БД РФ

В узком смысле - Банковское регулирование – это установление системы специфических правил поведения, сформулированных государственными органами, которые имеют своей целью ограничения банковской активности.

Отсутствие государственной монополии в БД не означает отказа государства от господствующих позиций в банковском деле. Государство обеспечивает такое господство другими способами - регистрационно-лицензионной деятельностью и регулированием данной деятельности.

Это прежде всего создание системы защиты прав кредиторов и вкладчиков КО путем лицензирования их деятельности, установления обязательных требований и пресечения нарушений законодательства, позволяющей…

Основная цель БР – обеспечение стимулирования развития экономики страны, достижение стабильности национальной валюты и поддержание стабильности БС.

· Обеспечение соблюдения государственных, общественных и частных интересов в процессе коммерческой деятельности КО.

· Обеспечение непрерывного денежного обращения, эффективности платежей и межбанковских расчетов между хозяйствующими субъектами, а также бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы в рамках БС.

 

Основные виды БР:

· Регулирование порядка осуществления БД, установление обязательных для КО правил поведения банковских операций.

· Координация регулирования и лицензирования организации расчетных систем, а также установление правил, форм, сроков и стандартов безналичных расчетов.

· Установление специальных государственных стандартов, предъявляемых КО.

· Осуществление денежно-кредитного регулирования.

· Установления порядка создания, регистрации и лицензирования КО.

· Установления правил ведения кассовых операций и бухгалтерского учета для КО.

· Регистрационно-лицензионная деятельность.

· Организация денежного обращения и установление правил наличных расчетов.

· Установление порядка осуществления банковского надзора и контроля.

 

Иная классификация БР:

· Валютное регулирование – основная задача – проведение разумной денежно-кредитной политики

· Пруденциальное регулирование – основная задача – обеспечение стабильности и надежности банков, а также защита интересов их вкладчиков. Следует выделить 2 главные цели:

1. Защита вкладчиков, как потребителей банковских услуг от риска возможного краха конкретного банка.

2. Защита БС в целом от риска краха ряда банков.

3 основные функции пруденциального регулирования:

· Превентивная – минимизация рисковой деятельности банков. Ключевая функция БД, т.к. через эту функцию проявляется регулятивное воздействие государства на БС.

· Защитная – призвана гарантировать интересы вкладчиков в случаях краха конкретного банка

· Обеспечительная - она призвана обеспечить финансовую поддержку конкретного банка в случае его кризисного состояния.

Пруденциальное регулирование – система мер государственно-властного характера, имеющая целью обеспечения стабильного и надежного развития БС в целом, а также защиту интересов вкладчиков с помощью установления различных государственных стандартов.

Реализация всех направлений БР в комплексе способствует созданию единых государственных стандартов БД как гарантии стабильности и надежности БС.

 

Основные принципы БР:

· Принцип законности

· Принцип федерализма

· Принцип ограниченности субъектов государственного регулирования

· Принцип сочетания государственного регулирования и независимости БС, а также сочетание государственного регулирования и договорных отношений в процессе осуществления БД.

· Принцип юридического равенства КО

· Принцип взаимодействия между государственными органами в процессе регулирования БД

· Принцип планирования и учета достижений науки и практики

· Принцип соблюдения государственной, банковской, коммерческой и служебной тайны

· Принцип конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

 

Метод государственного регулирования БД – совокупность закрепленных в федеральном законодательстве приемов, средств, способов воздействия уполномоченных государственных органов на порядок организации и осуществления БД в России.

1) Императивный:

· Нормотворчество, в процессе которого ЦБ устанавливает порядок принятия решений о регистрации, порядок лицензирования и т.д.

· Принятие решения о регистрации и лицензировании деятельности конкретных КО.

· Осуществление денежно-кредитного регулирования путем установления обязательных нормативов

2) Гражданско-правовой – договорные механизмы и осуществляются в форме:

· Валютных интервенций

· Операций на открытом рынке

· Рефинансирование банков

В основе обоих методов правового регулирования лежат экономические отношения.

 

Виды БР:

· Нормативно-правовое регулирование – создание компетентным государственным органом норм права, регламентирующих БД и находящих свое официальное юридическое закрепление в нормативных актах – источниках права.

· Индивидуально-правовое регулирование – применение норм права уполномоченными органами к конкретным обстоятельствам и выражается в издании ненормативных (индивидуальных) правовых актов.

· Договорное регулирование – является весьма специфической формой, т.к. договор заключается между двумя или более его участниками и суть договора заключается применении норм права в конкретной ситуации. Договоры часто содержат определенны правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к участникам договора.

 

Направления БР:

1. Организационные направления, те которые способствуют созданию, регистрации и лицензированию КО

2. Функциональные направления – регулирование непосредственно банковских операций и функционирование платежно-расчетных систем

3. Направленные на создание государственных стандартов, обеспечивающих устойчивость КО и БС в целом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.