Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиции, государственные расходы, чистый экспорт

Факторы потребления (сбережений), не связанные с доходом.

— благосостояние (богатство).

— уровень цен.

— ожидания.

— налогообложение.

Вторая составляющая совокупных расходов инвестиционные расходы, которые можно определить как денежные вложения, увеличивающие объем инвестиционных (производительных) товаров. Инвестиционные расходы могут быть направлены как на увеличение объема капитала предприятия, так и на сохранение этого объема на прежнем уровне. Соответственно принято различать чистые инвестиции (инвестиции нетто), которые равны увеличению объема капитала, обеспечивающему прирост производства, и валовые инвестиции (инвестиции брутто), равные чистым инвестициям плюс расходы на замещение старого капитала (амортизация).

Различают следующие направления вложений инвестиционных средств:

■ производственные инвестиции (оборудование, здания, сооружения);

■ инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ) (незаверенное производство, сырье, материалы, готовые изделия);

■ инвестиции в жилищное строительство.

Следует различать автономные инвестиции, определяемые внешними факторами, их величина не зависит от национального дохода, с имулируемые (производные, индуцированные) инвестиции, величина которых зависит от колебаний совокупного дохода (Y).

Уровень инвестиций определяют два фактора: 1) ожидаемая норма прибыли; 2) ставка процента.

Функция инвестиционного спроса отражает зависимость объема инвестиций от ставки процента, которую инвестор сопоставляет с ожидаемой нормой прибыли. Кривая показывает динамику объема инвестиций при изменении ставки процента.

Реальную ставку процента и ожидаемую норму прибыли можно отнести к основным факторам, влияющим на объем инвестиций. Изменение этих факторов графически означает движение вдоль кривой инвестиционного спроса (вверх-вниз).

Среди факторов, влияющих на динамику инвестиций (сдвигающих кривую инвестиционного спроса вправо и влево), можно выделить следующие:

- ожидаемый спрос на продукцию;

- налоги на предпринимательскую деятельность;

- изменения в технологии производства;

- динамика совокупного дохода;

- инфляционные ожидания;

- правительственная политика.

Государственные расходы (G)– это прежде всего денежные средства на закупки государством на рынках благ. Объемы этих закупок определяются состоянием государственного бюджета. Мы будем считать их величиной автономной, т.е. не зависящей от совокупного дохода (Y), и обозначим функцию спроса государства на рынке благ как G = const. На величину чистого экспорта (Хn) также воздействует комплекс разнообразных причин, среди которых важнейшие – курс национальной валюты, величина издержек и цен в странах, торгующих друг с другом, конкурентоспособность производимых товаров. Чистый экспорт –это сальдо торгового баланса страны, и мы также будем рассматривать его как величину постоянную.

 

 

3. КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ. ТЕОРИЯ МУЛЬТИПЛИКАТОРА МОДЕЛЬ «ДОХОДЫ — РАСХОДЫ»

Рис. 2.11. Модель «доходы — расходы» (крест Кейнса)

Модель равновесия «совокупный доход – совокупные расходы», или «доходы-расходы», или так называемый кейнсианский крест (крест Кейнса) используется при анализе влияния макроэкономической конъюнктуры на национальные потоки доходов и расходов. Она наглядно показывает, какое влияние на совокупный доход может оказывать изменение каждой из составляющих совокупных расходов. Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели определяются исходя из того, что равновесие достигается только тогда, когда планируемые расходы (совокупный спрос) равны реальному выпуску (совокупное предложение). Приведем графическую интерпретацию определения равновесия в модели «доходы - расходы», которую также называют крестом Кейнса.

1. Функция совокупных расходов:

E=C + I+G + Xn.

2. Функция потребления:

C = c + MPC(DI-Т).

3. Функция сбережения:

S = s + MPS(DI-Т).

4. Функция инвестиций:

I = i = const.

5. Функция государственных расходов:

G = g = const.

Для простоты изложения предположим, что чистый экспорт равен нулю. Вспомним, что с, s, i и g - это автономные (экзогенные) величины, т.е. такие, которые не зависят от величины совокупного дохода текущего года.

Исходным моментом для построения данной модели служит линия под углом 45° к горизонтальной оси, в любой точке этой линии совокупные доходы равны совокупным расходам. Пересечение данной линии в точке Е3 с функцией планируемых расходов (С + I + G + Хn), изображаемой как функция потребления, сдвинутая на величину (I + G+ Xn), показывает величину совокупного дохода, при котором устанавливается макроэкономическое равновесие. Наклон функции потребления, как было отмечено в предыдущем параграфе, отражает предельную склонность к потреблению, т.е. изменение в потреблении по сравнению изменением в доходах.

Если объем производства ниже равновесного (слева от точки Е3) – это означает, что покупатели готовы приобретать товаров больше, чем фирмы производят, т.е. AD>AS. Фирмы начинают снижать запасы и нарщивать производство, т.е. доходы и планируемые расходы выравниваются. И, наоборот, в случае превышения объемов производства над планируемыми расходами (справа от точки Е3) фирмы столкнутся с трудностями реализации и вынуждены будут сокращать производство до выравнивания AD и AS. Для производителя подобные колебания означают, что фактические инвестиции могут включать в себя как запланированные инвестиции, так и незапланированные, которые, как правило, отражаются в изменении товарно-материальньх запасов, т.е. именно последние выполняют функцию выравнивающего механизма.

Важный вывод, который следует из этой модели, следующий: расходы определяют уровень производства. Иначе говоря, данная модель иллюстрирует идею Кейнса о том, что чем больше совокупный спрос (Е2 > E1), тем больше равновесный объем национального дохода (продукта), т.е. того объема производства, к которому тяготеет национальная экономика (DI2 > DI1,).

МУЛЬТИПЛИКАТОР

Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос, потребительских, инвестиционных, государственных приводит в действие так называемый мультипликативный процесс, выражающийся в превышении приращения совокупного дохода над приращением автономного спроса.

Простейшая модель мультипликатора может быть представлена так: ∆Y = Мр ∆Е,

где ∆Y– прирост национального дохода (продукта);

Мр – числовой коэффициент, именуемый мультипликатором;

∆Е — прирост совокупных расходов.

Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса.

Механизм действия мультипликатора таков: любой дополнительный расход (∆Е) становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары или услуги. Таким образом, на следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги.

Мультипликативный (нарастающий или множительный) процесс иногда сравнивают с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Затухание «волн» при действии механизма мультипликатора связано с тем, что в каждом экономическом обороте часть дополнительного дохода не поступает вновь в оборот – она сберегается. Эта связь мультипликатора с поведением потребителя, его склонностью как к потреблению, так и к сбережению находит отражение в формуле мультипликатора

 

где Мр - мультипликатор;

MPC – предельная склонность к потреблению;

MPS – предельная склонность к сбережению.

Из приведенной формулы следует, что чем больше дополнительные расходы на потребление и меньше на сбережения, тем больше при чих равных условиях величина мультипликатора. А при увеличении доли сбережений и уменьшении доли потребления в доходе данный коэффициент становится меньше.

Потребление и сбережения в обычных условиях достаточно стабильны, иначе говоря, они «пассивно» приспосабливаются к изменению уровня дохода. Поэтому особую значимость эффект мультипликатора имеет в тех случаях, когда изменения происходят в инвестиционных или государственных расходах. Это обусловлено и тем, что и те, и другие расходы могут использоваться как непосредственные рычаги влияния на объем национального производства, обеспечивающие экономический рост.

Поскольку инвестиции расширяют производство, увеличивают объемы создаваемого общественного продукта, между этими величинами существует взаимосвязь, которая нашла свое отражение в теории мультипликационного (множительного) эффекта.

АКСЕЛЕРАТОР

С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселерации. Оно означает, что существует связь между приростом спроса (дохода и продаж) и приростом инвестиций для расширения мощностей, производящих товары, на которые вырос спрос. Иначе говоря, изменения в спросе на инвестиции рассматриваются как функция от изменения дохода, при этом инвести­ции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода:

I = h∆Y,

h – коэффициент акселерации;

I– производные (стимулированные) инвестиции;

∆Y–изменение дохода

Эффект акселератора в самом общем виде означает, что изменение в объемах продаж готовой продукции ведет к изменениям в спросе на средства производства, производящие эту продукцию.

Инвестиционный акселератор – коэффициент, показывающие зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Аналогично мультипликатору воздействие механизма акселерации двусторонне, т.е. его действие может проявляться не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении.

Так, снижение объема продаж ведет к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в п-е количество раз, равное величине акселератора.

Между мультипликатором и акселератором существуют и различия. Если мультипликатор характеризует некое разовое непосредственное воздействие на доход со стороны спроса в текущем году, то эффект акселератора показывает связь между инвестициями текущего года и расширением производства в следующем году.

4. МОДЕЛЬ «СБЕРЕЖЕНИЯ — ИНВЕСТИЦИИ»

Наряду с моделью «доходы—расходы» для определения равновесного объема производства можно использовать модель «сбережения-инвестиции». Если не принимать во внимание вмешательство государства и внешнюю торговлю, то и инвестиции (I), и сбережения (S) можно рассматривать как разницу между доходом (DI) и потреблением (С). Поскольку I=Y–Cи S=Y–С, то I = S.

На рисунке приводится графическая интерпретация этого условия.

 

DI2 DI1 DI3

При объеме производства (DI3), который больше равновесного выпуска (DI1), превышение уровня сбережений, ожидаемого производителями, означает сокращение потребления и как следствие – снижение фирмами производства и выпуска. Аналогично нестабильной будет и противоположная ситуация.

На практике это означает, что для поддержания нормального функционирования экономики необходимо иметь механизм, который бы аккумулировал сбережения и направлял их на инвестиционные цели, способствуя тем самым достижению одного из важнейших условий макроэкономического равновесия – равенства между ключевыми экономическими параметрами: инвестициями и сбережениями: I = S.

Эту задачу призваны выполнять финансовые структуры (институциональные инвесторы), входящие в денежно-кредитную систему общества.

5. ИНФЛЯЦИОННЫЙ И РЕЦЕССИОННЫЙ РАЗРЫВЫ

Помимо ситуации, когда равновесный и потенциальный объемы равны между собой, возможны еще два случая:

1) равновесный объем производства меньше потенциального; эта ситуация именуется рецессионным разрывом;

2) равновесный объем производства больше потенциального; подобную ситуацию называют инфляционным разрывом.

Рецессионный разрыв – это ситуация, при которой совокупные расходы недостаточны для достижения объема производства на уровне полной занятости (Y*), и равновесие устанавливается на уровне, далеком от потенциального (Y0< Y*).

На рисунке показано, насколько совокупные расходы меньше тех, которые обеспечили бы объем производства на уровне полной занятости. Дальнейший спад расходов может привести к спаду производства, причем с мультипликационным эффектом.

Выходом из подобной ситуации может быть стимулирование спроса, и прежде всего такой его составляющей, как инвестиции.

На рисунке. приводится графическая иллюстрация противоположной экономичес­кой ситуации – инфляционного разрыва, когда совокупные расходы превышают доход.

 

Спрос на товары превышает размеры того, что экономика может произвести, в результате начинают расти цены. Высокие цены ведут к возрастанию доходов бизнеса, но требование работников увеличить заработную плату из-за повышения стоимости жизни может способствовать раскручиванию инфляционной спирали «заработная плата - цены», что чревато негативными последствиями для экономики.

Во избежание возможных негативных последствий необходимо воздействовать на причины, порождающие избыточный спрос. Если же данная ситуация связана с избытком денег в экономике, то выходом из нее может быть проведение более жесткой денежно-кредитной политики. Если же она порождена процессами в бюджетной сфере – необходимо оздоровление бюджета.

Оба случая несовпадения совокупных расходов с уровнем реального выпуска, соответствующего полной занятости, можно проиллюстрировать, используя модель AD - AS. Причем, если в модели «кейнсианский крест» цены фиксированы, т.е. модель не позволяет показать изменение цен, то модель AD - AS (рис. 2.17а и б) может быть полезна для анализа процессов, связанных с динамикой цен.

На рисунке (а)отражена ситуация дефляционного разрыва, т.е. величина совокупных расходов (точка А) не достигает уровня дохода, соответствующего полной занятости. Для преодоления подобной ситуации государство должно использовать фискальную и денежно-кре­дитную политику, стимулирующие совокупные расходы.

На рисунке (б) увеличение спроса вызывает рост цен, т.е. изменяется номинальный объем расходов при неизменном реальном выпуске. Инфляционный разрыв также можно ликвидировать средствами фискальной и денежно-кредитной политики, только направлены они должны быть в данном случае на решение задачи, противоположной той которая решалась в случае дефляционного разрыва. При наличии инфляционного разрыва необходимо уменьшать совокупные расходы.

Итак, согласно кейнсианской концепции равновесие на рынке благ зависит от величины совокупных расходов. Изменения в составивших совокупный спрос расходах – в потреблении, инвестициях или государственных расходах – оказывают мультиплицированное воздействие на совокупный доход. Причем роль «первой скрипки» выполняют инвестиции, потребление более пассивно приспосабливается к изменению уровня совокупного дохода.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Потребления и сбережение | Понятие и типы денежных систем. Предложение денег
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.