Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы выявления и расследования преступлений




Прокурорский надзор – это один из видов государственной правоохранительной деятельности по внесудебной защите прав и свобод, который представляет собой официальное гласное открытое наблюдение за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов.

 

Особенности прокурорского надзора заключаются в следующем. Во-первых, он имеет самые широкие границы, которыми не обладает ни один государственный орган. Он распространяется практически на всех. Во-вторых, прокурор не обладает никакой административной властью и не управляет поднадзорными ему инстанциями. Он не в праве применить сам методы наказания, при выявлении правонарушения он должен воспользоваться мерами прокурорского реагирования.

Основные направления прокурорского надзора:

- надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, всеми органами, в том числе органами оперативно-розыскной деятельности, судебными приставами, органами исполняющие наказания или применяющие методы принудительного характера;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми поднадзорными органами.

 

Проблема невозможности Генерального прокурора проявить законодательную инициативу.

 

Методы прокурорского реагирования на нарушения закона выражаются в вынесении прокурором определенных правовых актов.

- протест на противоречащий закону акт;

- представление об устранении нарушений закона;

- постановление на возбуждение производства об административном правонарушении;

- предостережение о недопустимости нарушений закона.

 

 

 

Предварительное расследование – деятельность уполномоченных государством органов по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного, возмещению причиненного ущерба.

 

 

Задачи предварительного расследования:

 

- Раскрытие преступления (быстро и полно);

- Собрать, проверить и оценить доказательства;

- Изобличить и привлечь лицо, совершившее преступление, в качестве обвиняемого, обеспечить его защиту,

- Определить размер ущерба, причиненного преступлением и принять меры по обеспечению его возмещения,

- Выявить обстоятельства, способствующие совершению преступления и принять меры по их устранению.

 

 

Предварительное расследование осуществляется в двух формах:

 

- предварительное следствие;

- дознание.

 

Дознание – процессуальная деятельность дознавателя, осуществляемая им под надзором прокурора, контролем со стороны суда и начальника подразделения дознания, состоящую в установлении обстоятельств очевидных преступлений небольшой и средней тяжести, при котором предварительной следствие необязательно. Дознание заканчивается либо прекращением уголовного дела, либо составлением обвинительного акта. Обвинительный акт дознавателя вместе с материалами уголовного дела направляются прокурору.

Основной является форма предварительного следствия. Предварительное следствие осуществляется по всем уголовным делам кроме тех, по которым осуществляется дознание. Дознание осуществляется по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Прокурор вправе любое дело, по которому должно осуществляться дознание, передать для осуществления предварительного следствия.

 

Следствие ведет следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие.

 

Следователь вправе:

- возбуждать уголовное дело,

- самостоятельно направлять ход расследования,

- давать поручения органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий,

- принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий

и т.д.

УПК:

Статья 38. Следователь

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

 

Итак, основные задачи следователей:

- Обнаружение преступлений и изобличение лиц, причастных к их совершению;

- Собирание, проверка и оценка доказательств;

- Обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц, причастных к преступлению, в качестве обвиняемых по делу

- Установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением.

 

Дознаватель – должностное лицо органа дознания.

Следователи не вправе сами осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, в отличие от дознавателей. А дознаватели вправе заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

 

Единого следственного аппарата (единого органа предварительного следствия) в России нет. У нас существуют четыре следственных аппарата:

 

§ Следственный комитет Российской Федерации

§ Следственный комитет департамента МВД России

§ Следственное управление ФСБ России

§ Следственный департамент Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

 

Подследственность – компетенция следователей ведомств, в которых создан следственный аппарат.

 

Вопрос о создании единого следственного аппарата дискутируется. Резко обострился, когда был создан Следственный комитет при прокуратуре.

 

Указ Президента №1004 от 1. 08. 2007.

До создания Следственного комитета прокуратура имела собственный следственный аппарат (Главное следственное управление Генеральной прокуратуры), а следователи являлись следователями прокуратуры.

Теперь это не следственный комитет прокуратуры, а следственный комитет при прокуратуре. Смысл этой реформы: ослабить связь между прокуратурой и следственным аппаратом. à изменения в УПК, направленные на ослабление роли прокурора в части надзора за органами предварительного следствия. à повышение самостоятельности следователей на стадии предварительного следствия. Но прокурор остался лицом, поддерживающим обвинение в суде и по-прежнему утверждает обвинительное заключение.

Таким образом, законодателем была разграничена функция прокурорского надзора и предварительного следствия.

 

Возглавляет Следственный комитет (СКП) – Первый заместитель Генерального прокурора – председатель следственного комитета при прокуратуре, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента.

 

Органов дознания еще больше, чем органов предварительного следствия (перечислены в УПК):

- дознаватели органов внутренних дел (ОВД),

- дознаватели пограничной службы ФСБ,

- дознаватели службы судебных приставов,

- дознаватели таможенных органов,

- дознаватели органов пожарного надзора,

- дознаватели ГосНаркоКонтроля

 

Кроме того, органами дознания являются органы оперативно-розыскной деятельности!

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ от 12 августа 1995 года.

Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

4. Федеральных органов государственной охраны.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

8. Федеральной службы исполнения наказаний.

9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Единого органа дознания также нет. Множественность органов дознания.

 

Основные направления процессуальной деятельности органов дознания:

- проведение дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно;

- выполнение неотложных следственных действий (ст. 157 УПК) по тем уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

 

Различия между дознанием и предварительным следствием:

 

Уголовные дела делятся на два вида:

- дела, возбуждаемые по факту совершения преступления,

- дела, возбуждаемые против конкретного лица.

 

До 2007 года главное отличие в том, что дознание осуществлялось только в отношении конкретного лица. Теперь дознание может осуществляться по уголовному делу, которое возбуждено по факту совершения преступления. à Утрачена принципиальная грань между предварительным следствием и дознанием.

 

Сокращенный срок:

Предварительное следствие – 2 месяца (по общему правилу), выносится обвинительный акт,

Дознание – 30 суток.

По окончании:

Предварительно следствия – обвинительное заключение,

Дознания – обвинительный акт.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.