КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материалы и заготовки для шатунов
Шатуны Служебное назначение и технические условия на Технология изготовления шатунов
Шатуны являются звеньями шатунно-кривошипных механизмов, главн-ым образом поршневых двигателей внутреннего сгорания и компрессоров, где они служат для передачи силы от поршня и преобразования его возврат-но-поступательного движения во вращательное движение коленчатого вала двигателя; в компрессорах наоборот – вращательное движение вала преоб-разуется в возвратно-поступательное движение поршня, осуществляющего сжатие воздуха для подачи его под давлением. При работе шатуны подвержены действию значительных знакоперемен-ных рабочих нагрузок и сил инерции. Для этого шатун должен обладать дос-таточной прочностью и жесткостью при наименьшей возможной массе. Общность служебного назначения шатунов определяет их конструктив-ную общность: наличие большой (кривошипной) и малой (поршневой) голо-вок, соединенных телом 1 (рис. 22.3) с ребрами по периферии. Однако конструктивное выполнение этих элементов у шатунов может быть различ-ным. Большинство шатунов имеет разъемные кривошипные головки, причем у автотракторных двигателей (у которых установка шатунов в картер через цилиндр затруднена из-за значительных размеров кривошипных головок) разъем выполняют под углом к плоскости симметрии шатуна для удобства его установки. Кривошипные головки шатунов крупных компрессоров в ряде случаев конструируют не только разъемными, но и отъемными от стержней, образующих тело шатунов.
Рис. 22.3. Шатун: 1 – тело; 2 – крышка; 3 – втулка; 4 – бол- гы; 5 – гайки
При составных коленчатых валах с использованием подшипников каче-ния, как в мотоциклетных двигателях, возможно применение неразъемных кривошипных головок шатунов. В кривошипные головки шатунов для снижения трения скольжения устанавливают вкладыши с антифрикционным покрытием. Для обеспечения работы шатунов в двигателе или компрессоре внут-ренняя поверхность вкладышей кривошипных головок должна прилегать к соответствующим шатунным шейкам коленчатого вала, а втулки или вкладыши поршневых головок – к пальцам поршней. Для этого необходимо, чтобы ось отверстия поршневой головки была параллельна оси отверстия кривошипной головки и, кроме того, должны быть обеспечены определенная точность диаметральных размеров, формы и параметр шероховатости поверхностей отверстий обеих головок. Допустимое колебание массы каждой головки и тела шатуна автомо-бильных и тракторных двигателей в комплекте не должно превышать 2...5 г, а для всего комплекта шатунов 4... 10 г. Прочность шатунов гарантируется правильным выбором материала и выполнением требований к их макро- и микроструктуре. Основные технические требования на шатуны регламентированы для различных машин ГОСТами. В соответствии о ними отверстие под запрессо-вываемую втулку и отверстие в ней под поршневой палец двигателя должны быть изготовлены с полями допусков Н7–Н8. Для повышения точности поршневого пальца автомобильные шатуны сортируют на группы по диаметру отверстия втулок с интервалом 2,5 мкм, а тракторные шатуны – согласно заводским ТУ, отклонение от цилиндричности отверстия втулки в шатуне не должно превышать 2,5 мкм для бензиновых двигателей и 2/3 допуска на его диаметр для дизельных двигателей. Параметр шероховатости поверхности отверстия втулки Rz = 2... 6,3 мкм. Отверстия под вкладыши в кривошипных головках шатунов должны быть изготовлены с полями допусков Н6 – Н7. Допуски цилиндричности отверстий – не более 4... 6 мкм для бензиновых двигателей и 2/3 допуска диаметра для дизельных шатунов, а Rz = 2... 6,3 мкм. Допуск соосности отверстия запрессованной втулки с отверстием в кри-вошипной головке не должен превышать 0,04... 0,05 мм на длине 100 мм для бензиновых двигателей и 0,03… 0,05 мм на той же длине для дизельных. Допуск параллельности этих осей 0,02 … 0,04 на длине 100 мм. Отклонения межосевого расстояния у шатунов для отдельных типов ± (0,03... 0,10) мм. Допуск перпендикулярности торцов кривошипной головки к оси отверстия – не более 0,005... 0,010 мм на длине 100 мм для автотракторных двигателей. Допуск перпендикулярности площадок под гайки и головки призонных болтов к осям отверстий для них 0,07... 0,010 мм на длине 100 мм. Отверстия под призонные болты изготовляют по посадке Н9.
В качестве материалов для шатунов используют конструкционные среднеуглеродистые стали 40, 45 с НВ 210…255 и легированные стали 45Г2, 18ХНМА, 18Х2НЧВА, 40ХНМА, 18Х2Н4МА, 40ХН2МА с НВ 177... 255, а также высокопробные чугуны и титановые сплавы. Заготовки шатунов автомобильных и тракторных двигателей в условиях массового производства получают в закрытых штампах на молотах и кривошипных прессах, причем в ряде случаев заготовку предварительно готовят на ковочных вальцах. Используется и поперечно-винтовой прокат. Заготовки шатунов, как правило, получают цельными. Значительно реже крышку штампуют отдельно от тела шатуна, в этом случае можно использовать оборудование меньшей мощности. Однако увеличивается расход металла на заготовки. Заготовки шатунов часто имеют отверстие в кривошипной головке с припуском на обработку, а отверстие в поршневой головке получают путем механической обработки или прошивают в заготовках с припуском на обработку. Штампованные заготовки шатунов и крышек автотракторных двигателей нередко калибруют и чеканят. Калибрование повышает точность формы и размеров заготовок по всему профилю и постоянство их масс. В результате повышается точность установки заготовок и снижается припуск на их механическую обработку, а это способствует сокращению трудоемкости обработки и облегчает получение требуемого качества деталей. Чеканка торцов заготовок этих деталей позволяет получить расстояние между торцами с отклонением ± (0,08... 0,20) мм, следовательно, будет возможна большая точность установки заготовок, малые значения припусков, позволяющие производить сразу шлифование. Механической обработке заготовок шатунов и крышек обычно предшествует термическая обработка для получения НВ 210—290. Заготовки крупных шатунов получают штамповкой или ковкой на молотах, реже штамповкой на прессах
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |