![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компоненты физической культуры
2.1. Физическое воспитание
Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности — приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.) при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.). Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве - это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.
2.2 Оздоровительно-реабилитационная физическая культура Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
2.3. Фоновые виды физической культуры К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой. В качестве средств физической культуры используются: · физические упражнения; · естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие); · гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна; · режим питания, трудовой деятельности; · гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
2.4. Физическая культура в структуре профессионального образования. Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении. Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.
2.5. Физическая культура студента Физическая культура личности состоит из трех частей: · операционный компонент (двигательные умения, навыки, физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенство); · мотивационно-ценностный компонент (знания, убеждения, потребности, мотивы, интересы, отношения, эмоции, ценностные ориентации, волевые усилия); · практико-деятельностный компонент (виды деятельности: познавательная, пропагандистская, инструкторская, судейская, физическое самовоспитание, саморазвитие, здоровый образ жизни, профессиональная деятельность). Объективной основой возникновения физической культуры является труд, потребности в движении ради удовольствия (рекреационный аспект), причиной развития - социальные потребности в укреплении здоровья и развития способностей, необходимых в жизни. Изменение ее содержания и направленности определялось историческими и социально-политическими условиями жизни общества. Например, развитие производства вызывает дополнительную и специфическую необходимость во всестороннем умственном и физическом развитии человека и усиливает объективную потребность в физической культуре. Общество не располагает более полноценным средством, с помощью которого можно было бы физически готовить людей к новым условиям жизни и производства. Физическую культуру человека можно формировать, развивать и поддерживать посредством теоретических и практических занятий по ФКиС. Интегративная психофункциональная и физическая подготовка в совокупности определяет физическую культуру личности, условия её формирования и сбалансированный уровень её сформированных показателей.
2.6. Профессиональная направленность физического воспитания Профессиональная направленность физической культуры личности — это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся: · степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения; · интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность); · характер сложности и творческий уровень этой деятельности; · выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность); · степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности; · проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре; · уровень физического совершенства и отношение к нему; владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования; · системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности; · широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности. Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней. В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности. Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием занятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педагогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным. Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами — утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность — личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии. В основе потенциального уровня — положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы. Направленность «на себя». Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду. Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности. Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.
2.7. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении В современной России физическое воспитание занимает важное место в государственной системе физической подготовки не только студенчества, но и всего населения. В условиях нашей страны создана специальная институциональная система, охватывающая широкую сеть дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений, армию и флот. В условиях высшей школы физическое воспитание является обязательным предметом на протяжении всего периода теоретического обучения студентов. Его основной целью является воспитание физической культуры личности студента, гармоничное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также специальных знаний, необходимых для успешного овладения учебной программой вуза и создание оптимальных условий для профессиональной подготовки будущих специалистов. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. и 2009 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.
2.8. Гуманитарная значимость физической культуры Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт. Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.
2.9. Основы организации физического воспитания в вузе Сохранение и укрепление здоровья студентов в период обучения в вузе и подготовка их к профессиональной деятельности является важной основой высшего образования и творческого долголетия будущих специалистов. В совокупности социальных мер, обеспечивающих охрану здоровья студентов, определенное место принадлежит физической культуре, которая обеспечивает высокую учебно-трудовую активность студентов и высокую работоспособность их после окончания вуза. Поэтому физическая культура нашла свое весомое отражение в учебном плане каждого вуза и в Государственном стандарте требований к выпускникам высшей школы. Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции: · преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности; · интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности; · проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей; · проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями; · ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование; · коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании; · социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий. Чтобы достичь цели физического воспитания т.е. сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи: · понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности; · знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни; · формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; · овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре; · обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии; · приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала: · физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; · социально-биологические основы физической культуры; · основы здорового образа и стиля жизни; · оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика); · профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.
2.10. Спорт. ФК и спорт Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество. Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты — один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности. Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура — основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений. Спорт – это составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям. Современный спорт состоит из множества видов, каждый из которых характеризуется предметом, особым составом действий и способами ведения спортивной борьбы (как правило, с максимальным проявлением волевых и моральных качеств). Спорт в современной России может быть разделен на спорт любительский и спорт профессиональный. Любительский спорт - многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта. Профессиональный спорт - предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Общество дает высокую оценку человеку занимающимся спортом, например, присваиваются звания и титулы, как заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса, мастер спорта России, чемпион или рекордсмен Мира, Европы, Страны и т.д. Средства физической культуры. Физическая культура имеет свои средства воздействия на человека. К ним относятся: физические упражнения, естественные силы (факторы) природы и гигиенические факторы. Основным средством физического воспитания студентов являются физические упражнения. Физические упражнения – это двигательные действия, выполняемые сознательно и в соответствии с закономерностями физического воспитания. Духовную основу физической культуры составляют накопленные знания, наука, теория спортивная этика и эстетика. Физическая культура стимулирует развитие духовной и материальной культуры человека, поскольку она создает общественные потребности и побуждения к поискам, открытиям в области науки, методик, технических средств. Она увеличивает потребности общества в строительстве материально-технических сооружений, создании приборов, конструировании и совершенствовании инвентаря, оборудования. Духовный аспект физической культуры проявляется и в том, что при ее помощи и в ее сфере формируются духовные ценности, имеющие большое значение (международный олимпизм, музыка, литература, живопись, скульптура и т.п.). Функции физической культуры и спорта. Социальные функции физической культуры логически вытекают из вышеизложенных ценностей. Главными из них являются образовательная, рекреационная, реабилитационная, воспитательная, развивающая, коммуникативная, эстетическая, экономическая и т. д. Образовательная. Одной из форм удовлетворения потребностей общества и личности средствами физической культуры является неспециальное физкультурное образование. Оно является необходимым условием формирования физической культуры каждого человека, поскольку направлено на овладение необходимым минимумом знаний и умений в области целенаправленного физического развития людей. В его содержание входит совокупность знаний и связанных с ними двигательных умений, навыков и физических качеств, приобретенных на специально организованных занятиях в различных учебных заведениях, а также приобретенных в процессе самообразования. В настоящее время развернулась ожесточенная борьба за право организации и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований. Экономическая значимость спорта уже давно доказана. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, начиная со здоровья нации и кончая финансовыми доходами от коммерческой стороны спорта. Экономический эффект физкультурно-спортивной деятельности проявляется в укреплении здоровья занимающихся, снижении заболеваемости, повышении работоспособности и т.д. Например, по экспертным оценкам, физическая культура и спорт дают возможность уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи на 10–15 %, что может сэкономить до 10 % бюджета 10 % в год. В век научно-технического прогресса, когда подвижность ограничена условиями труда и быта, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и способностям молодого человека, исправить в физическом развитии и его подготовленности то, что упущено в детстве. Регулярные тренировки физическими упражнениями приводят и к повышению физической подготовленности человека. В результате систематических тренировок, например, мышечная сила у молодых людей может увеличиться в 2-3 раза, скорость передвижения в 1,5-2 раза, а выносливость при работе умеренной интенсивности в десятки раз. Так, выдающие спортсмены могут поднимать штангу весом в 200 и более кг, пробегать 100 м за 10-11 секунд, непрерывно бежать с невысокой скоростью, несколько часов и т.д. Учеба студентов, требующая в основном интеллектуальных усилий, длительных нервных напряжений, связанных с переработкой большого потока разнообразной информации, существенно отличается от труда физического. В последнем, мышечное утомление является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в ходе эволюции как биологическое приспособление, предохраняет организм от перегрузок. Умственная же работа - достижение природы на более высоких ступенях ее развития, и организм, естественно, еще не успел адаптироваться к ней. Эволюция пока не выработала реакций, надежно предохраняющих центральную систему от перенапряжений. Поэтому наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые, накапливаясь и углубляясь, приводят к заболеванию человека. В широком смысле слова физическая культура личности рассматривается в аспекте взаимодействия процесса развития физических способностей с потребностно-мотивационной сферой личности и её физкультурно-спортивной активностью. Следовательно, физическая культура личности - это способ бытия человека, его образ жизни. Физическая культура современного человека формируется под воздействием двух факторов. С одной стороны - уровень социальных достижений общества с его экономикой, промышленностью, наукой, образованием, культурными традициями выдвигает конкретные требования к развитию психофизических особенностей человека; с другой - каждый индивид избирательно ориентируется на приобщение к ценностям физической культуры, исходя их своих личных интересов и потребностей. Это приводит каждого человека к индивидуальной системе отношений в сфере физической культуры, проявляющейся в специфической форме участия в физкультурно-спортивной деятельности. Основу физической культуры личности студента составляют в основном три группы факторов – культурологический, интеллектуальный и двигательный. Таким образом, физическая культура личности, определяется, прежде всего, наличием стойкой ориентацией на повседневное использование физической культуры и осознании роли физических упражнений в поддержке и укреплении здоровья. Физическую культуру студентов можно формировать, развивать и поддерживать только с помощью регулярной физической активности. Физкультурно-спортивная активность является средством развития физической культуры личности, условием её формирования и мерой уровня её развития. Курс физической культуры в вузе призван поднять общий культурный и нравственный уровень студента. Знания, полученные при освоении обязательного минимума содержания программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу для формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни. Несмотря на несомненную важность каждого из перечисленных критериев, мало кто может сказать, что поступает именно так. Это свидетельствует о низком уровне физической культуры в России, в отличие от некоторых развитых стран Мира, где уже давно большинство людей поняли важность физической культуры и ведут здоровый образ жизни, посещая спортивные залы, бассейны, занимаясь спортом. Главными причинами недостаточного уровня физической культуры студентов являются неудовлетворительные условия учебной деятельности, нерациональное поведение, проявляющееся в плохой организации питания, вредных пристрастиях к курению и алкоголю, отсутствие необходимых условий гигиенического комфорта дома, обедненность содержания и средств проведения свободного времени, недостаточная физическая активность. Физическая культура студентов представляет собой часть высшего гуманитарного образования. Она наряду с другими дисциплинами должна обеспечить гуманитарную составляющую общей образованности будущего специалиста. Вклад физической культуры в этом образовании должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также научить его владеть всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. Материальным результатом этого процесса является уровень индивидуальной физической культуры каждого студента, его духовность, уровень развития профессионально значимых качеств. Курс физической культуры в вузе призван поднять общий культурный и нравственный уровень студента. Знания, полученные при освоении обязательного минимума содержания программного материала по физической культуре, должны составить базис представлений о здоровом образе жизни и обеспечить теоретическую основу для формирования навыков и умений по физическому самосовершенствованию личности в течение всей жизни. Физическая культура как элемент общей культуры и профессиональной подготовки студента направлена на достижение единства двигательного и духовного развития, создания основ физического и психического благополучия, оптимизацию его жизнедеятельности. Гуманитарная значимость физической культуры в вузе должна проявляться через формирование таких общечеловеческих ценностей - как здоровье, красота и физическое совершенство. Результатом образования по завершению обучения по физической культуре должно стать создание у студентов устойчивой мотивации и потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому совершенствованию, приобретению личного опыта творческого использования ее средств и методов. В настоящее время физкультурное воспитание студентов преследует цель - воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Таким образом, физкультурное воспитание студентов – это, прежде всего, педагогический процесс формирования физической культуры их личности. Физическое воспитание в вузе должно реализовываться через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные, факультативные формы занятий (спортивные секции, самостоятельные занятия и т.д.); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования установлен минимальный обязательный объем учебной нагрузки по физической культуре в 400 академических часов. Учебная дисциплина «Физическая культура» в вузе состоит из двух разделов - обязательного и факультативного (не обязательного). Реализация содержания обязательного учебного материала по физической культуре осуществляется через три раздела: — теоретический раздел. Он должен сформировать мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студента в целом к физической культуре; — практический раздел. Он состоит из трех подразделов - методико-практического, лабораторного и учебно-тренировочного. На методико-практических занятиях студенты должны овладеть методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности. На учебно-тренировочных занятиях - приобрести опыт творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте, повышению уровня функциональных и двигательных способностей и направленного формирования качеств и свойств личности. Для проведения практических занятий в начале каждого учебного года студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное. Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется с учетом здоровья, физического развития, физической и спортивной подготовленности и интересов студентов. В основное учебное отделение зачисляются студенты без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при хорошем или удовлетворительном физическом развитии и физической подготовленности. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования к специальной медицинской группе. Учебные занятия в этом отделении комплектуются с учетом функциональных возможностей и характера заболеваний студентов. В спортивное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие требования спортивной квалификации, обладающие хорошим физическим развитием и подготовленностью, имеющие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе. Студенты основного и специального учебных отделений посещают по два занятия в неделю, продолжительностью 90 минут каждое. В спортивном учебном отделении занятия проводятся 3-6 раз в неделю в зависимости от уровня подготовленности. Контрольный раздел. Он должен дифференцированно и объективно определять учет и результат учебной деятельности студентов. В конце каждого семестра студент должен получить зачет по физическому воспитанию. При проведении зачета учитывается сдача студентов контрольных нормативов, в ходе тестирования по курсу лекций и собеседования определяется степень овладения студентов теоретическим материалом. Учитывается также и посещаемость занятий. Итоговая аттестация проводиться в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы. При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается и уровень выполнения студентом всех практических разделов программы. Второй раздел - факультативный раздел программы, проводится с учетом индивидуальности студентов, их мотивов, интересов, региональных условий и традиций развития общей и физической культуры. Он, как правило, состоит из студенческого спорта и активного досуга. Студенческий спорт представляет собой соревновательную деятельность по различным видам спорта и подготовку к ней с целью достижения предельных результатов в избранной спортивной специализации. В сфере активного досуга реализуются главным образом, биологические потребности студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры, где используются в основном различные оздоровительные системы. Факультативные занятия со студентами проводятся во внеучебное время как силами преподавателей, так и предполагают организацию самостоятельных занятий, с приоритетной оздоровительной направленностью. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 14986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |