Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий порядок при создании искусственного ландшафта




Принципы зонирования на различных уровнях: садово-парковая архитектура, городское и коттеджное озеленение.

Общий порядок при создании искусственного ландшафта.

На начальном этапе проектирования искусственного ландшафта необходимо наметить и решить для себя несколько главных задач, после чего можно приступать к реализации проекта в материале и подбирать многочисленные детали.


Одна из основных задач проектирования – функциональное зонирование территории. Она заключается в том, чтобы весь участок разделить на зоны согласно их функции. Каждая зона может выполнять одну или несколько функций, в зависимости от планировки. Разделение на зоны условно, т.к. физических границ между ними не существует. Но благодаря этому разделению достигается композиционное единство ландшафта.


Наполнение зоны зависит от ее предназначения: ориентирования, встречи гостей; украшения фасада здания, проведения досуга, места отдыха, места для детских игр и т.д. Например, зона главного входа может формироваться открытой террасой или площадкой со скамейками, крыльцом, скульптурной группой. На детской площадке, как правило, располагаются турникеты, качели, скамейка, «грибок», песочница, бассейн.

Следующая задача, стоящая перед проектировщиком, – это разработка плана горизонтальной планировки, на котором согласно функциональному зонированию отображаются все объекты, которые планируется разместить на участке: здания, открытые дворики, лестницы, дорожки, пандусы, декоративные стенки, площадки, живые изгороди, клумбы.


Третьей основной задачей в проектировании является составление проекта вертикальной планировки. Его принцип – участок должен быть максимально защищен с севера и с подветренной стороны, максимально открыт с юга и доступен солнцу и теплому южному ветру. С севера участок лучше оградить живой изгородью из крупномеров, а на юге достаточно высадить невысокий кустарник. Для дополнительной защиты можно искусственно изменить рельеф участка, сделав подсыпку грунта с северной стороны. Перед этим стоит пересадить деревья, если они уже есть на участке, срезать плодородный слой грунта. После подсыпки привезенного грунта, необходимо вернуть плодородный слой на место. Искусственно созданная насыпь оформляется ручейками, альпийскими горками, лестницами с каменными ступеньками, пандусами и декоративными стенками. Лестницы, устраиваемые на перепадах высот, ограждают красивыми парапетами. Устроенные из красивого естественного камня, они становятся неотъемлемой частью ландшафта.


Не менее важная задача – выбор цветовой гаммы создаваемого ландшафта. Принципом выбора цвета является гармония. В многоцветной композиции гармония достигается сочетанием между собой либо контрастных цветов, либо цветов одной гаммы. В классической композиции применяются цвета спектра в сочетании с ахроматичными цветами (белый, черный, все оттенки серого).


Если профессионально и творчески объединить между собой все составляющие проекта – функциональное зонирование, горизонтальную и вертикальную планировку, цветовую композицию – а также грамотно подобрать посадочный и строительный материал, можно создать и воплотить в жизнь проект идеального искусственного ландшафта.


При подборе строительных материалов необходимо учитывать их фактуру, текстуру и другие характеристики. Прекрасно сочетаются между собой искусственные материалы: бетонные блоки, кирпичи, тротуарная плитка из цветного бетона. Гармонируют и природные материалы: натуральный камень, дерево, галька, ракушки. Текстуру деревянных конструкций подчеркивает гладкая штукатурка, а неровная штукатурка хорошо сочетается с гладким стеклом и металлом. Общее правило заключается в том, чтобы использовать либо искусственные, либо натуральные материалы, хотя всегда возможны варианты сочетания и тех и других материалов.

Посадочный материал выбирается, прежде всего, в соответствии со следующими требованиями: он должен быть устойчивым к неблагоприятным климатическим условиям местности, легко разрастаться, хорошо переносить частую обрезку и стрижку. Кроме того, он должен соответствовать материалам, используемым в строительстве и благоустройстве. Все оттенки зеленого прекрасно сочетаются с натуральным камнем, все оттенки красного гармонируют с деревом. Декоративные качества растений – их величина, окраска листвы и цветов, фактура и цвет коры, форма и структура кроны, высота в разные периоды жизни – настолько разнообразны, что позволяют получить бесчисленные варианты композиций в течение всего года.


Однако, возможно, вы хотите, чтобы ваш ландшафт был не только идеальным, но и индивидуальным. В этом вам помогут различные детали и декоративные элементы, такие как водоем, дворики-патио, различные беседки и мини-цветники.


Если на вашем участке природа устроила овраги и холмы, устройство водоема не составит большого труда. Нужно лишь очистить эти ямы, и первый же дождь заполнит их водой. Создание большого искусственного водоема потребует от вас приложения усилий и некоторой фантазии. Пруды со стоячей водой разбивают на солнечном месте, вдалеке от деревьев, с тем, чтобы они не затеняли гладь воды летом и не сбрасывали свою листву в пруд осенью. Берега искусственных водоемов укрепляют облицовочной плиткой или натуральными камнями, выбирая для этих целей камни разного размера, формы и цвета. Такое обрамление скрывает неровности и придает естественности береговой линии. В воду насыпают чистый речной песок и ракушки. В корзинах высаживают водные растения. Можно высадить их и прямо в воде, вдоль береговой линии. Чем разнообразнее подбор водных растений, тем более натурален ландшафт водоема. Для устройства ручьев и водных каскадов освещенность места не имеет значения. Их можно разместить в тени и любоваться здесь неторопливым движением воды.

Патио – открытые дворики, защищенные от дождя. Патио можно пристроить к дому или разместить на удалении от основных строений. В последнем случае он создаст единую композицию с ведущими к нему дорожками, окружающими его клумбами, прилегающими деревьями. Беседки – небольшие домики без боковых стенок со скамейками для проведения времени на открытом воздухе под укрытием. В беседках можно не только читать, беседовать, рисовать; в них обедают и принимают гостей. Перголы – это открытые беседки, обсаженные вьющимися и цветущими растениями – могут примыкать к зданиям и стоять отдельно глубоко в саду. В последнее время приобрели популярность чайные домики, первоначально предназначенные для проведения чайных церемоний. Сейчас их используют так же, как и традиционные беседки. Однако благодаря своим архитектурным и стилевым особенностям они придают ландшафту особый колорит, создают атмосферу «востока». Миниатюрные цветники, устроенные в разнообразных емкостях, таких как бочки, корзины, крупные керамические вазоны, придают внутреннему пространству двора и сада необыкновенное обаяние и шарм. Для создания этих декоративных элементов нужно совсем чуть-чуть – имеющиеся на каждом участке хозяйственные принадлежности и немного фантазии.


Периодическая смена подобных деталей на общей картине ландшафта позволит ему, оставаясь идеальным, никогда не стать скучным.

Принципы зонирования на различных уровнях:

садово-парковая архитектура

 

Одна из областей архитектуры, эстетически организующая жилую среду. Материалом для садово-парковой архитектуры служат объекты живой природы: деревья, кустарники, различные растения, вода и природные камни, которые могут дополняться архитектурой малых форм (павильонами, беседками, фонтанами, каскадами и т. д.) и скульптурой. Преобразуя природу, архитектор может немного изменить существующий ландшафт или, напротив, сформировать совершенно новый пейзаж; он стремится создать впечатление естественности «первозданной» природы или подчинить планировку парка чёткой геометрической схеме. Садово-парковая архитектура играет важную роль в градостроительстве. В современных городах наличие садов и парков необходимо для поддержания городской экологии и здоровья его обитателей, для создания мест отдыха и общения с природой.


С древнейших времён сады осмыслялись и как природная, и как художественная среда. Одним из семи чудес света считались разбитые на искусственных террасах «висячие сады» Семирамиды, жены вавилонского царя. Сады разбивались при храмах и дворцах государств Древнего Востока. В Древней Греции и Риме устраивали маленькие садики во внутренних дворах домов, где были также беседки, фонтаны, бассейны, цветники и статуи.

 

 

Средневековые «парадизы» христианских монастырей и мусульманские сады напоминали о небесном Рае (Альгамбра в Испании). При буддийских храмах Японии устраивали сады камней. В Западной Европе и в Древней Руси при садах были огороды, где выращивались овощи и лекарственные растения. Планировка европейских и арабских садов была, как правило, регулярной, дорожки пересекались под прямым углом. В Китае и Японии, наоборот, любили извилистые тропинки и прихотливые изгибы берегов водоёмов; учитывалось, как будет выглядеть сад в разное время суток и года (комплекс садов Киото и Кацуры в Японии, японские чайные сады). Со временем эти принципы, наряду с обращением к наследию древнегреческой архитектуры, были использованы при создании европейских пейзажных парков Нового времени.


Блистательная пора в истории европейской ландшафтной архитектуры наступила в эпоху Возрождения. В Италии при виллах знати разбиваются роскошные террасные сады с причудливо оформленными лестницами, фонтанами и каскадами, а также крытыми аллеями (перголами), где каркас был покрыт вьющимися растениями, и сложным рисунком подстриженных кустарников (вилла д’Эсте в Тиволи, 1550—72, архитектор П. Лигорио; вилла Фарнезе в Капрароле, 1573, архитектор Д. Виньола, и др.).
В эпоху барокко законодательницей мод в области садово-паркового искусства становится Франция, поэтому регулярные парки нового типа получили название французских. Французские парки 17–18 вв. отличает чёткая, логически ясная планировка; территория разбита с помощью дорожек на простые геометрические фигуры – ромбы, квадраты, треугольники и т. п., что соответствует принципам классицизма. Деревья стригли, придавая им геометрически правильные формы (конусов, кубов, аркад) или вид забавных фигур (животных, птиц и т. д.), на больших газонах-партерах создавались сложные узоры с помощью стриженой травы, песка, цветов и др. материалов. Вместе с тем ряд особенностей французских парков говорит о влиянии барочной культуры, и прежде всего организация пространства. Далёкие перспективы аллей властно влекут зрителя. Они то теряются в бесконечности, то завершаются эффектной постройкой, которая манит подойти поближе. Прямые аллеи расходятся лучами в разные части парка. Создаётся зрительная иллюзия грандиозного пространства. Фонтаны-шутихи и различные обманки погружают в театрализованную атмосферу пышной придворной жизни, когда сады служили огромными сценическими площадками для празднеств, маскарадов, фейерверков. Парк становится выражением философской идеи эпохи «весь мир – театр». Прекрасными образцами регулярных парков являются Во-ле-Виконт в Иль-де-Франс, 1650-е гг., и Версаль близ Парижа, 1660-е гг. (оба – архитектор А. Ленотр); Петергоф под Санкт-Петербургом (архитектор Б. Ф. Растрелли и др.), Кусково в Москве.
В эпоху романтизма на смену регулярным паркам приходят пейзажные. Новая мода зародилась в Англии, отсюда их второе название – английские (парк Стоув близ Лондона, архитектор У. Кент). В пейзажных парках всё создано словно самой природой. Деревья не стригут, дорожки оставляют извилистыми, постройки ненавязчиво включены в пейзаж. Вместе с тем мастера умело расставляют акценты, искусно организовывая прогулку гостей, открывая перед ними неожиданные красивые виды. Пейзажные парки (Павловск и Царское Село под Санкт-Петербургом, Царицыно в Москве и др.) населены загадочными руинами, гротами из диких камней, экзотическими павильонами, беседками, скамейками в тенистых уголках и т. д. Они располагают к неспешным прогулкам, поэтическим мечтам и философским размышлениям на лоне природы.


В 19 в. во многих городах Европы и России разбиваются скверы и бульвары – места общественных гуляний. В 20 в. их дополняют парки культуры и отдыха. Появляется тип парка-мемориала (Трептов-парк в Берлине, комплекс у Поклонной горы в Москве).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.