Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Структура системы государственно-общественного управления образованием в РФ




В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием (см. схему 30):

1) Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;

2) федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);

3) государственные органы управления образованием субъектов Федерации.

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуп­равления.

Государственные органы управления образованием создаются решением органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение Федеральных программ развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.

В регулировании образовательной системы государство (в широком смысле слова) предстает в трех своих основных функциях:

> как регулирующий орган власти для всей системы образования в целом;

> как учредитель или владелец составных частей различных уровней образовательной системы;

> как совокупность территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательных систем.

При исполнении каждой из них государство взаимодействует со следующими основными действующими лицами: федерацией, субъектами федерации, местными органами и ОУ. Закон РФ «Об образовании» на федеральном уровне разграничивает компетенцию и ответственность в области образования между центральными, региональными и местными (муниципальными) органами управления (см. Табл. 3 и Рис. 16).

На федеральном уровне, согласно Закону РФ «Об образовании», определяются общие правовые рамки функционирования образовательной системы и основные ориентиры государственной политики.

Важнейшими ролевыми участниками (субъектами) в процессе управленческого взаимодействия являются учредители, заказчики, пользователи, представители властных структур, партнеры, конкуренты.

Основным заказчиком образовательных учреждений выступает государство и его ведомства, которые:

• формируют образовательную политику;

• регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образовательные учреждения;

• определяют Государственные образовательные стандарты;

• проводят экспертизу подведомственных им учреждений.

Учредителями образовательных учреждений согласно Закону РФ «Об

образовании» (ст. 11) могут являться:

• органы государственной власти и регионального (местного) самоуправления;

• отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (фонды, союзы, ассоциации);

• общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Учредители образовательных учреждений наделены широкими правами

и полномочиями. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральные органы государственной власти и органы управления образованием должны:

• формировать и осуществлять федеральную политику в области образования;

• регулировать правовые отношения в области образования;

• разрабатывать и реализовывать федеральные и международные программы развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей;

• формировать федеральные государственные и ведомственные органы управления образованием;

• согласовывать назначение руководителей образовательных учреждений федерального подчинения (если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов);

• устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;

• устанавливать перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

• разрабатывать и утверждать типовые положения об образовательных учреждениях;

• устанавливать порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

• регулировать трудовые отношения и др.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся (ст. 29):

• определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования;

• законодательство субъектов Российской Федерации;

• определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

• осуществление федеральной политики в области образования;

• разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

• формирование государственных органов управления образованием и руководство ими;

• создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений;

• установление национально-региональных компонентов Государственных образовательных стандартов;

• формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

• установление местных налогов и сборов на цели образования;

• установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;

• организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений;

• организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;

• обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения Государственных образовательных стандартов;

• издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др.

Органы местного самоуправления (ст. 31) ответственны за реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

• планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

• формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

• обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

• регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

• создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

• создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

• назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

• строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

• контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

• использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования и др.

Вопрос 4.Структура Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием

Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 8) система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:

* преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

' сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Цель системы образования — • обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан — воспитанности и обученности. Право на образование — основное и естественное право человека — реализуется им всю жизнь. С помощью образования возможно максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека.

Право на образование имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребности в информации и образовании стоят на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Все компоненты системы образования постоянно изменяются, развиваются. Одно из важных изменений — развитие Государственных образовательных стандартов (ГОС). В числе разрабатываемых законопроектов находится проект закона «О государственных минимальных социальных стандартах», в которые планируется включить и стандарты в области образования: набор общедоступных и бесплатных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях; уровень обязательного образования, который должен получить каждый гражданин страны.

Содержание образования определено, как известно, в общеобразовательных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) программах (ст. 9).

Образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и возможностей личности в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Независимо от форм получения образования для объективной оценки уровня образования используются Государственные образовательные стандарты, которые устанавливаются федеральным законом. Следует обратить внимание на то, что строгое соблюдение принципа преемственности между образовательными программами разных уровней обеспечивает целостность и непрерывность всей системы образования в России и отсутствие в образовательном пространстве этой системы тупиковых образовательных ветвей.

Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим Государственным образовательным стандартом (ст. 7).

Важнейшими ролевыми участниками (субъектами) в процессе управленческого взаимодействия являются учредители, заказчики, пользователи, представители властных структур, партнеры, конкуренты.

Основным заказчиком образовательных учреждений выступает государство и его ведомства, которые:

• формируют образовательную политику;

• регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образовательные учреждения;

• определяют Государственные образовательные стандарты;

• проводят экспертизу подведомственных им учреждений.

Учредителями образовательных учреждений согласно Закону РФ «Об

образовании» (ст. 11) могут являться:

• органы государственной власти и регионального (местного) самоуправления;

• отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (фонды, союзы, ассоциации);

• общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Учредители образовательных учреждений наделены широкими правами

и полномочиями. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральные органы государственной власти и органы управления образованием должны:

• формировать и осуществлять федеральную политику в области образования;

• регулировать правовые отношения в области образования;

• разрабатывать и реализовывать федеральные и международные программы развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей;

• формировать федеральные государственные и ведомственные органы управления образованием;

• согласовывать назначение руководителей образовательных учреждений федерального подчинения (если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов);

• устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;

• устанавливать перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

• разрабатывать и утверждать типовые положения об образовательных учреждениях;

• устанавливать порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

• регулировать трудовые отношения и др.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся (ст. 29):

• определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования;

• законодательство субъектов Российской Федерации;

• определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

• осуществление федеральной политики в области образования;

• разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

• формирование государственных органов управления образованием и руководство ими;

• создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений;

• установление национально-региональных компонентов Государственных образовательных стандартов;

• формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

• установление местных налогов и сборов на цели образования;

• установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;

• организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений;

• организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;

• обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения Государственных образовательных стандартов;

• издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др.

Органы местного самоуправления (ст. 31) ответственны за реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся:

• планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

• формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

• обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

• регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

• создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

• создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

• назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

• строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

• контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

• использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования и др.

Вопрос 5 Компетенция и ответственность образовательного учреждения (ст. 32) состоят в том, что оно самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся:

• материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;

• привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;

• представление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

• подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

• организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

• разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

• разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

• разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;

• установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

• установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;

• установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

• разработка и принятие Устава образовательного учреждения;

• разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения;

• самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников;

• самостоятельное осуществление образовательного процесса;

• осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения;

• контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения;

• обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

• создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

• содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

• координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом, и др.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:

• невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

• реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

• жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

• нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

• иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании» и Устава соответствующего образовательного учреждения. Управление строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др.

Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответствующего образовательного учреждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.