Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 10. Организация




Организация - 1) упорядоченность определённым образом связанных между собой элементов: предметов, действий, людей и т.д.;

2) деятельность по обеспечению порядка в некоторой системе; (организация как процесс)

3) основная функция педагогического управления, направленная на упорядочение деятельности всех участников педагогического процесса в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени.(организация как структура)

Организация – это самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не существует без общества, и общество не может существовать без организаций, которые оно ради своего существования и создает. Организация – объект и субъект общества. Но будучи самостоятельной подсистемой общества, организация имеет специфические потребности, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет ему определенные требования.

В значительной мере и индивидуальное, и групповое поведение людей определяется их включенностью в организации. Особенно значима роль организаций в регулировании совместной деятельности людей.

Организация является основной функцией управления, суть которой – осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте.

Независимо от типа и масштабов деятельности каждая организация (фирма) должна быть некоторым образом упорядочена (организована). Существует ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться любой организации в процессе своей деятельности:

– определение и детализация целей;

– определение приемов, способов деятельности, способствующих достижению этих целей;

– поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы;

– координация, согласование различных видов деятельности, порученных каждой группе;

– обеспечение единства целей;

– установление эффективного контроля.

Все организации (биологические, социальные, технические) построены на основе иерархического принципа.

Иерархический принцип означает, во-первых, централизацию, линейную подчиненность низших звеньев системы высшим, особую форму разделения труда – не только по горизонтали, но и по вертикали, закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительских функций. Во-вторых, иерархия обусловливает личную зависимость одного человека от другого. В-третьих, иерархия функционирует как власть, т.е. члены организации подчиняются правилам и стандартам организации – в противном случае к ним могут быть применены санкции и меры принуждения.

Существенной чертой организации является также горизонтальное разделение труда, которое позволяет специализировать деятельность сотрудников, повышать производительность и качество их работы. Классический образец горизонтального разделения труда на промышленном предприятии – производство, снабжение, маркетинг, кадровое обеспечение и финансы, НИОКР.

Горизонтальное разделение труда требует создания специализированных подразделений (отделы, управления, службы и т.д.). Специализированные подразделения, будучи составными частями целостной организации, представляют собой социальные системы меньшего масштаба и сложности, деятельность которых сознательно направляется, координируется для достижения общей цели. Координирование работы людей и специальных подразделений составляет сущность управления, без которого организации не могут существовать.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивирования (активизации), координации, регулирования, контроля и исследования.

В больших и сложных организациях управление должно быть четко отделено от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать специальных руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

Каждая организация имеет свою организационную структуру.

Организационная структура – структура объекта управления, отражающая взаимодействия между его элементами.

Для эффектного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности организаций и была приспособлена к ним.

Организационная структура управления (ОСУ).Составляющие компоненты(ОСУ).Классификация ОСУ.

ОСУ – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации. Организационная структура управления (ОСУ) представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев управления.

ОСУ выражает отношение власти и подчинения, которые юридически закрепляются в нормативных документах (устав, положение о подразделениях, должностные инструкции и т. п.).

Элементы - это службы, группы и работники, выполняющие те или иные функции управления в соответствии с принятыми принципами специализации.

Звенья включают несколько элементов.

Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на:

* горизонтальные и вертикальные;

* линейные и функциональные;

* формальные и неформальные;

* прямые и косвенные.

Виды ОСУ:

Иерархическая структура управления. Иерархическая структура управления - организационная структура управления, в которой преобладают вертикальные связи, когда верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а эти решения строго обязательны для нижних уровней.

Инновационно-производственная структура управления. Инновационно-производственная структура управления - структура управления, предусматривающая разделение: - руководства подразделениями, осуществляющими инновационные функции: стратегическое планирование, разработку и подготовку производства новой продукции; и - повседневного оперативного управления налаженным производством и сбытом освоенных изделий.

Линейная структура управления. Линейная структура управления - отношения между руководителями и подчиненными им органами в многоуровневых системах управления, при которых вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления.

Линейно-функциональная структура управления. Линейно-функциональная структура управления - структура органов управления, состоящая из: линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу; и обслуживающих функциональных подразделений. При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения. Элементами структуры управления выступают звенья управления и связи между ними.

 

Организация - 1) упорядоченность определённым образом связанных между собой элементов: предметов, действий, людей и т.д.; 2) деятельность по обеспечению порядка в некоторой системе; (организация как процесс); 3) основная функция педагогического управления, направленная на упорядочение деятельности всех участников педагогического процесса в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени.(организация как структура)

Социальные системы, формирующиеся преднамеренно, с какой-то целью принято называть организационными, или организациями. Они могут охватывать сферы политики, производства, науки, культуры, образования и т.д. Каждая отдельная организационная структура имеет свое специфическое целевое назначение, или функцию.

С точки зрения управления любая социальная система и организация могут быть разделены на субъект управления (управляющую систему) и объект управления (управляемую систему).

К субъекту управления относятся те лица и социальные группы, которые организуют процесс управления. Лица и группы, которым адресуются управляющие воздействия, выступают в качестве объекта управления.

Организационная структура выступает в качестве фактора управления, упорядочивая взаимоотношения между различными частями системы и входящими в нее лицами.

Организация как особая деятельность является частью общей функциональной структуры процесса управления. Ее можно определить как процесс упорядочения действий отдельных лиц и подразделений, образующих организацию. Главным вопросом - как. с помощью каких действий воплотятся в жизнь цели организации.

Необходимо построить структуру совместной деятельности, т.е. распределить функциональные обязанности. Такая структура называется организационной.

Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и горизонтали.

Поскольку в качестве субъекта и объекта управления могут выступать как отдельное лицо, так и коллегиальный орган, основными организационными структурными типами управления являются:

- «человек — человек» (например, «руководитель — педагог»; «учитель — ученик» и т.д.);

- «человек — группа, коллектив» (например, «руководитель — педагогический коллектив», «заместитель директора школы — методическое объединение учителей-предметников»; «учитель — класс»);

- «группа, коллектив — человек» (например, «совет образовательного учреждения — директор школы»; «методическое объединение учителей — учитель», «педагогический совет — ученик»);

- «коллектив — коллектив» (например, «педагогический совет — класс»).

Структура организации как деятельности включает следующие элементы:

- изучение (педагогический анализ) состояния вопроса (что было сделано к данному моменту, что в наибольшей степени влияет на успех дела);

- постановку частной, конкретной цели в определение рабочих задач;

- планирование подготовки и проведения какого-либо мероприятия (подбор людей, их распределение по месту, времени, участкам и т.д.);

- разработку и отбор оптимального содержания, форм и методов предстоящей деятельности;

- обеспечение условий предстоящей работы;

- расстановку людей по отдельным участкам;

- постановку задачи перед исполнителями и создание настроя на работу;

- инструктаж исполнителей;

- непосредственную помощь людям в процессе реализации той или иной деятельности;

-анализ хода и результатов конкретного дела.

В научной литературе выделяется несколько типов организационной структуры: линейный, функциональный, смешанный, дивизиональный, проектный, матричный.

Линейная организационная структура — это последовательность индивидуальных и коллективных субъектов, выстроенных в порядке подчинения (сверху вниз), т.е. в отношениях, субординации (например, начальник управления — его заместители — директор школы — его заместители — учителя).

Функциональная организационная структура предполагает, что субъекты выстраиваются в соответствии со своим предназначением, функциональными обязанностями, что указываются их связи и отношения, называемые координацией (например, заместитель директора школы — руководители методических объединений учителей — руководители команд учителей, участвующих в инновационной деятельности).

Смешанная организационная структура — это линейно-функциональная оргструктура, в которой связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Такие структуры развиты как по вертикали, так и по горизонтали.

Некоторые исследователи выделяют еще один тип структуры управления, близкий по своему характеру линейно-функциональному — дивизиональную структуру. В больших школах задачи координации работы функциональных подразделений значительно усложняются. Преодоление этих трудностей может осуществляться путем создания относительно самостоятельных структур управления отдельными частями школы и наделения их полномочиями выработки решений по широкому кругу вопросов. Каждая из этих частных структур строится по линейно-функциональному принципу. Кроме того, существуют общешкольные органы управления.

Реализация управляющей системой своей функции - выполнение определенной последовательности управленческих действий, состав и структура которых зависят от метода реализации данной функции. В организационной структуре обязанности по выполнению этих действий могут быть распределены между разными должностными лицами и подразделениями.

Вопрос 10. Организация.

Организация - 1) упорядоченность определённым образом связанных между собой элементов: предметов, действий, людей и т.д.; 2) деятельность по обеспечению порядка в некоторой системе; (организация как процесс); 3) основная функция педагогического управления, направленная на упорядочение деятельности всех участников педагогического процесса в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени.(организация как структура)

Социальные системы, формирующиеся преднамеренно, с какой-то целью принято называть организационными, или организациями. Они могут охватывать сферы политики, производства, науки, культуры, образования и т.д. Каждая отдельная организационная структура имеет свое специфическое целевое назначение, или функцию.

С точки зрения управления любая социальная система и организация могут быть разделены на субъект управления (управляющую систему) и объект управления (управляемую систему).

К субъекту управления относятся те лица и социальные группы, которые организуют процесс управления. Лица и группы, которым адресуются управляющие воздействия, выступают в качестве объекта управления.

Организационная структура выступает в качестве фактора управления, упорядочивая взаимоотношения между различными частями системы и входящими в нее лицами.

Организация как особая деятельность является частью общей функциональной структуры процесса управления. Ее можно определить как процесс упорядочения действий отдельных лиц и подразделений, образующих организацию. Главным вопросом - как. с помощью каких действий воплотятся в жизнь цели организации.

Необходимо построить структуру совместной деятельности, т.е. распределить функциональные обязанности. Такая структура называется организационной.

Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и горизонтали.

Поскольку в качестве субъекта и объекта управления могут выступать как отдельное лицо, так и коллегиальный орган, основными организационными структурными типами управления являются:

- «человек — человек» (например, «руководитель — педагог»; «учитель — ученик» и т.д.);

- «человек — группа, коллектив» (например, «руководитель — педагогический коллектив», «заместитель директора школы — методическое объединение учителей-предметников»; «учитель — класс»);

- «группа, коллектив — человек» (например, «совет образовательного учреждения — директор школы»; «методическое объединение учителей — учитель», «педагогический совет — ученик»);

- «коллектив — коллектив» (например, «педагогический совет — класс»).

Структура организации как деятельности включает следующие элементы:

- изучение (педагогический анализ) состояния вопроса (что было сделано к данному моменту, что в наибольшей степени влияет на успех дела);

- постановку частной, конкретной цели в определение рабочих задач;

- планирование подготовки и проведения какого-либо мероприятия (подбор людей, их распределение по месту, времени, участкам и т.д.);

- разработку и отбор оптимального содержания, форм и методов предстоящей деятельности;

- обеспечение условий предстоящей работы;

- расстановку людей по отдельным участкам;

- постановку задачи перед исполнителями и создание настроя на работу;

- инструктаж исполнителей;

- непосредственную помощь людям в процессе реализации той или иной деятельности;

-анализ хода и результатов конкретного дела.

В научной литературе выделяется несколько типов организационной структуры: линейный, функциональный, смешанный, дивизиональный, проектный, матричный.

Линейная организационная структура — это последовательность индивидуальных и коллективных субъектов, выстроенных в порядке подчинения (сверху вниз), т.е. в отношениях, субординации (например, начальник управления — его заместители — директор школы — его заместители — учителя).

Функциональная организационная структура предполагает, что субъекты выстраиваются в соответствии со своим предназначением, функциональными обязанностями, что указываются их связи и отношения, называемые координацией (например, заместитель директора школы — руководители методических объединений учителей — руководители команд учителей, участвующих в инновационной деятельности).

Смешанная организационная структура — это линейно-функциональная оргструктура, в которой связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Такие структуры развиты как по вертикали, так и по горизонтали.

Некоторые исследователи выделяют еще один тип структуры управления, близкий по своему характеру линейно-функциональному — дивизиональную структуру. В больших школах задачи координации работы функциональных подразделений значительно усложняются. Преодоление этих трудностей может осуществляться путем создания относительно самостоятельных структур управления отдельными частями школы и наделения их полномочиями выработки решений по широкому кругу вопросов. Каждая из этих частных структур строится по линейно-функциональному принципу. Кроме того, существуют общешкольные органы управления.

Реализация управляющей системой своей функции - выполнение определенной последовательности управленческих действий, состав и структура которых зависят от метода реализации данной функции. В организационной структуре обязанности по выполнению этих действий могут быть распределены между разными должностными лицами и подразделениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.