КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 17 Организационная культура и организационные ценности школы
Два альтернативных подхода к современному видению организационной культуры: - феноменологический – организационная культура как система ценностей, пронизывающая все сферы деятельности организации (финансовую, маркетинговую, кадровую и т.д.); невозможность управления организационной культурой и положение руководителя организации в рамках феноменологического подхода; - рационально-прагматический – организационная культура как целостный образ эффективных базовых представлений, которые данная группа изобрела, обнаружила или достигла; историчность и эволюционность возникновения организационной культуры; роль руководителя (управленческой команды, организационного ядра) как носителя базовых представлений; целенаправленное, сознательное управление процессами формирования, развития и изменения организационной культуры. Ядро организационной культуры – основополагающие убеждения, ценности, разделяемые большинством членов организации, которые задают людям ориентиры их поведения и действий. Особенности организационной культуры школы определяют ее индивидуальность и неповторимость, специфику реакций педагогического коллектива на внешние и внутренние события. Понимание характера организационной культуры школы дает представление о человеческом потенциале школы, позволяет оценить целесообразность или же нецелесообразность определенных управленческих действий, более точно планировать направление и динамику стратегического развития образовательно-организационной системы школы. Поскольку труднее достичь именно изменений социального характера, то главная задача организационного развития — культура организации. Управление школой — эквивалент управления ее организационной культурой. Выделяются две функции организационной культуры: • культура определяет стандартные пути решения проблем; • культура способствует снижению неопределенности, когда люди сталкиваются с новыми ситуациями. Культура школы имеет фундаментальное значение для ее руководителей, особенно в тех случаях, когда возникает много новых направлений развития и когда стратегическое планирование становится совершенно обязательным и необходимым. Считается, что организационная культура образовательного учреждения складывается из следующих составляющих: 1) символы («настенная живопись», вид досок объявлений, награды); 2) герои организации («Доска почета»); 3) ритуалы: Как люди здороваются? Как одеваются?; 4) язык организации (фразы, словесные штампы наиболее употребляемые); 5) разделяемые убеждения и взаимные ожидания (отношение к ученикам: в основном способные либо в целом не очень способные, но есть все же и одаренные и т.п.); 6) философия (миссия), задающая смысл существования организации (школы) и ее отношение к сотрудникам (педагогам); 7) профессиональные ценности: Какого своего ученика я (мы) считаю хорошим? Кого учителя (коллегу) я считаю настоящим педагогом?; 8) общечеловеческие ценности, мировоззрение (здоровье, семейная жизнь); 9) нормы поведения (стандарты и подходы, по которым педагог определяет, что и как ему нужно делать); 10) правила поведения, по которым ведется деятельность в организации (они могут быть формальными и не формальными); 11) психологический климат педагогического коллектива. Функции организационной культуры: - нормотворческая: обеспечение воспроизводства лучших элементов накопленной культуры, продуцирование новых; - оценочно-нормативная: сравнение реального поведения человека, группы с нормами поведения, принятыми в организации - познавательная: адаптация работников к коллективу, организации через познание и усвоение ими норм организационной культуры; - смыслообразующая: влияние организационной культуры на мировоззрение человека; ценности организации как ценности личности и коллектива; конфликты личных, коллективных и организационных ценностей; - коммуникативная: обеспечение взаимопонимания и эффективного взаимодействия работников в организации через усвоенные ценности, нормы поведения и другие элементы организационной культуры; - рекреационная: формирование чувства гордости за причастность к организации; - общественной памяти: сохранение и накопление опыта организации. Основными составляющими организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат, выполняющие в своей совокупности ряд важных функций. Управление формированием и развитием организационной культуры образовательного учреждения, в том числе и школы, служит определяющим фактором эффективного учебного процесса, детерминирует его высокие результаты. Ибо организационная культура любого образовательного учреждения влияет на протекающий в нем воспитательный процесс. Более того, соответствующая ее корректировка позволяет повысить воспитательный потенциал школы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |