Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 17 Организационная культура и организационные ценности школы

Два альтернативных подхода к современному видению организационной культуры:

- феноменологический – организационная культура как система ценностей, пронизывающая все сферы деятельности организации (финансовую, маркетинговую, кадровую и т.д.); невозможность управления организационной культурой и положение руководителя организации в рамках феноменологического подхода;

- рационально-прагматический – организационная культура как целостный образ эффективных базовых представлений, которые данная группа изобрела, обнаружила или достигла; историчность и эволюционность возникновения организационной культуры; роль руководителя (управленческой команды, организационного ядра) как носителя базовых представлений; целенаправленное, сознательное управление процессами формирования, развития и изменения организационной культуры.

Ядро организационной культуры – основополагающие убеждения, ценности, разделяемые большинством членов организации, которые задают людям ориентиры их поведения и действий.

Особенности организационной культуры школы определяют ее индивидуальность и неповторимость, специфику реакций педагогического коллектива на внешние и внутренние события. Понимание характера организационной культуры школы дает представление о человеческом потенциале школы, позволяет оценить целесообразность или же нецелесообразность определенных управленческих действий, более точно планировать направление и динамику стратегического развития образовательно-организационной системы школы.

Поскольку труднее достичь именно изменений социального характера, то главная задача организационного развития — культура организации. Управление школой — эквивалент управления ее организационной культурой.

Выделяются две функции организационной культуры:

• культура определяет стандартные пути решения проблем;

• культура способствует снижению неопределенности, когда люди сталкиваются с новыми ситуациями.

Культура школы имеет фундаментальное значение для ее руководителей, особенно в тех случаях, когда возникает много новых направлений развития и когда стратегическое планирование становится совершенно обязательным и необходимым.

Считается, что организационная культура образовательного учреждения складывается из следующих составляющих:

1) символы («настенная живопись», вид досок объявлений, награды);

2) герои организации («Доска почета»);

3) ритуалы: Как люди здороваются? Как одеваются?;

4) язык организации (фразы, словесные штампы наиболее употребляемые);

5) разделяемые убеждения и взаимные ожидания (отношение к ученикам: в основном способные либо в целом не очень способные, но есть все же и одаренные и т.п.);

6) философия (миссия), задающая смысл существования организации (школы) и ее отношение к сотрудникам (педагогам);

7) профессиональные ценности: Какого своего ученика я (мы) считаю хорошим? Кого учителя (коллегу) я считаю настоящим педагогом?;

8) общечеловеческие ценности, мировоззрение (здоровье, семейная жизнь);

9) нормы поведения (стандарты и подходы, по которым педагог определяет, что и как ему нужно делать);

10) правила поведения, по которым ведется деятельность в организации (они могут быть формальными и не формальными);

11) психологический климат педагогического коллектива.

Функции организационной культуры:

- нормотворческая: обеспечение воспроизводства лучших элементов накопленной культуры, продуцирование новых;

- оценочно-нормативная: сравнение реального поведения человека, группы с нормами поведения, принятыми в организации

- познавательная: адаптация работников к коллективу, организации через познание и усвоение ими норм организационной культуры;

- смыслообразующая: влияние организационной культуры на мировоззрение человека; ценности организации как ценности личности и коллектива; конфликты личных, коллективных и организационных ценностей;

- коммуникативная: обеспечение взаимопонимания и эффективного взаимодействия работников в организации через усвоенные ценности, нормы поведения и другие элементы организационной культуры;

- рекреационная: формирование чувства гордости за причастность к организации;

- общественной памяти: сохранение и накопление опыта организации.

Основными составляющими организационной культуры образовательного учреждения являются: символы, герои организации, ритуалы, язык организации, убеждения, философия, профессиональные и общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения, социально-психологический климат, выполняющие в своей совокупности ряд важных функций.

Управление формированием и развитием организационной культуры образовательного учреждения, в том числе и школы, служит определяющим фактором эффективного учебного процесса, детерминирует его высокие результаты. Ибо организационная культура любого образовательного учреждения влияет на протекающий в нем воспитательный процесс. Более того, соответствующая ее корректировка позволяет повысить воспитательный потенциал школы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 16 подробно | Вопрос 18 Философия и миссия школы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.