Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 30 Организационные формы управленческой деятельности




В число важнейших организационных форм управленческой деятельности входят Совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, совещание при заместителях директора школы, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий, клубов, заседания учкома и др.

Совет общеобразовательного учреждения (школы) — коллегиальный орган управления, представляющий общественные интересы во внутри- школьном управлении, являющийся одной из форм самоуправления в школе. Он создается в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и на основании Типового положения об образовательном учреждении; его состав, порядок избрания, организационная структура, регламент работы и принятия решений определяются Уставом школы.

Педагогический совет школы — постоянно действующий совещательный орган при директоре образовательного учреждения, создаваемый в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении (1997). Работой педагогического совета руководит председатель, избираемый коллективом педагогических работников. В состав педагогического совета входят директор, его заместители, учителя, библиотекарь, школьный врач, председатель родительского комитета. Его решения, утвержденные директором, являются обязательными для выполнения всеми работниками школы.

Содержанием деятельности педагогического совета, определяемым Уставом школы, является:

• обсуждение, оценка и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям Государственных стандартов;

• внедрение форм и методов учебно-воспитательного процесса, определение способов их реализации;

• обсуждение работы коллектива школы по выполнению перспективных годовых, текущих планов, качества учебно-воспитательной работы;

• организация работы по повышению квалификации учителей, воспитателей, по развитию творческой активности, формированию инновационной среды в педагогическом коллективе, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта;

• проведение аттестации педагогических работников с учетом мнения учителей, учащихся, родителей; внесение предложений по совершенствованию технологии аттестации; ходатайство перед органами управления образованием о присвоении категорий, званий, разрядов;

• рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажировку, курсы повышения квалификации, в аспирантуру; представление лучших учителей к различным формам морального и материального поощрения;

• определение основных направлений взаимодействия школы с научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями, государственными и общественными организациями, творческими союзами;

• организация опытно-экспериментальной работы; создание в структуре школы методических служб, центров.

Деятельность педагогических советов проходит в условиях демократии и гласности, с привлечением учителей, учащихся и родителей. Проведению педсоветов могут предшествовать анкетирование, опросы, контрольные работы, смотры, конкурсы и т. д. На заседании педсоветов выносятся для рассмотрения принципиальные вопросы жизни и деятельности школы.

Попечительский совет общеобразовательного учреждения — форма самоуправления школой. Порядок выборов и компетенция его определяются Уставом общеобразовательного учреждения. В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения, осуществляющие свои функции на безвозмездной основе. В компетенцию попечительского совета входит:

• содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;

• содействие организации и улучшению условий труда педагогических, и других работников общеобразовательного учреждения;

• содействие организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий общеобразовательного учреждения;

• содействие совершенствованию материально-технической базы общеобразовательного учреждения, благоустройству его помещений и территории.

В школах также используется такая организационная форма, как совещание при директоре, периодически проводимое для обсуждения вопросов непосредственной организации учебно-воспитательного процесса (успеваемость, соблюдение Устава школы, организация внеурочной деятельности, деятельность отдельных учителей по выполнению стандартов образования, система работы по развитию творческой активности учащихся и др.).

На совещаниях при заместителях директора школы рассматриваются текущие вопросы, касающиеся их административной компетенции. Время проведения подобных совещаний отражается в плане работы школы на учебную четверть или месяц.

Оперативные информационные совещания (оперативки) являются необходимой формой организации образовательного процесса в школе. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещания только для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно.

К оперативным организационным формам управленческой деятельности относится также посещение уроков и внеклассных занятий, спортивных соревнований, вечеров, занятий творческих клубов, художественных студий, встречи с родителями, представителями общественности, трудовых коллективов.

Эффективной формой участия детей в управлении школой является их работа в составе выборного органа — ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях ученического комитета создает предпосылки для развития демократических начал в жизни школы, инициативы и ответственности у детей, повышает оперативность в осуществлении принятых решений.

Педагогический консилиум — организационная форма управления, на которой рассматриваются вопросы, касающиеся проблем отдельной личности. Принимают участие в педагогическом консилиуме заинтересованные лица (администрация, учителя, работающие с данным учеником, психолог, родители). Инициатива в организации педагогического консилиума принадлежит классному руководителю.

Педсовет, совещание при директоре или оперативная форма организации управленческой деятельности достигнут своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значимости для всех участников педагогического процесса.

 

СЛОВАРЬ

Адаптивное управление - управление, учитывающее особенности управляемой системы и позволяющее достигать поставленных целей при установлении и сохранении гуманных отношений между субъектом управления и управляемой системой, обеспечивать бережное расходование их ресурсов.

Аспектный анализ урока - анализ, направленный на изучение какого- либо аспекта урока (реализация целей и задач урока, использование наглядности, реализация воспитательных возможностей урока и т.д.).

Аттестация педагогов - выявление уровня профессиональной квалификации на основе определённых критериев и процедур контроля и оценивания. Результаты аттестации являются одним из критериев дифференциации оплаты учительского труда.

Годовой план работы школы - план, охватывающий время работы школы на весь учебный год, включая каникулы.

Дополнительные функции педагогического управления - это функции, реализация которых ограничена:

- решением отдельных проблем, выполнением важных, но разовых, неповторяющихся действий (функции принятия решений, стандартизации процедур и др.);

- конкретными направлениями работы (например, представительская, исследовательская, здоровьесберегающая).

Дополнительные функции обеспечивают необходимую гибкость менеджмента, поскольку в них более всего проявляются особенности управления и его объекта.

Закономерность управления - связь, зависимость эффективности управления от некоторых условий, факторов, причин.

Здоровьесберегающая функция - дополнительная функция педагогического управления, направленная на сознание материальных и организационных условия для сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Инновация в образовании - введение нового в цели, содержание и организацию образовательного процесса с целью его развития и оптимизации.

Инновационный процесс - это процесс совершенствования образовательной практики на основе нововведений.

Исследовательская функция - дополнительная функция педагогического управления, которая заключается в проведении управляющей системой исследовательской работы. Роль исследовательской функции значительно возрастает, если школа работает в инновационном режиме.

Итоговый контроль - контроль, целью которого является изучение результатов и подведение итогов работы за длительный период (четверть, полугодие, год, несколько лет).

Классно-обобщающий контроль - это контроль деятельности учителей в одном классе.

Комплексно-обобщающий контроль - контроль обучения нескольким предметам, деятельности нескольких учителей в нескольких классах.

Контроль - 1) основная функция педагогического управления управленческая, направленная на сбор и систематизацию данных о состоянии управляемой системы, о происходящих в ней изменениях, о ходе управляемого процесса; 2) деятельность по реализации функции контроля.

Концепция развития - обобщённый образ желаемого результата развития и процесса его достижения (цели и задачи, механизмы и структура управления, принципы, методы и технологии реализации, описание желаемого результата).

Краткий анализ урока - анализ, при котором выделяются лишь наиболее важные или типичные моменты урока.

Метасистема - более крупная система, элементом которой является система, рассматриваемая в данный момент.

Методическая работа - работа по совершенствованию профессионально-педагогической культуры и компетентности специалиста, по повышению педагогического мастерства.

Образование - 1) процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (Закон РФ «Об образовании»); 2) результат этого процесса; 3) сложная система взаимодействий людей и материальных средств, обеспечивающая обучение и воспитание развитие личности; 4) ценность, созданная человечеством для развития человека и общества.

Образовательный процесс - это процесс воспитания и обучения человека, передачи новым поколениям накопленных человечеством знаний и опыта, культурных ценностей.

Образовательная система - 1) любое взаимосвязанное единство отдельных частей, отражающих соответствующие части образования; 2) социально и личностно обусловленная целостность взаимодействующих участников образовательного процесса, направленная на формирование и развитие личности.

Объект управления - процесс, результат, индивидуальный или коллективный исполнитель процесса, которым управляет субъект управления.

Организация - 1) упорядоченность определённым образом связанных между собой элементов: предметов, действий, людей и т.д.; 2) деятельность по обеспечению порядка в некоторой системе; 3) основная функция педагогического управления, направленная на упорядочение деятельности всех участников педагогического процесса в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени.

Основные функции педагогического управления - функции, осуществляемые в любом направлении управленческой деятельности, практически в каждом управленческом цикле, независимо от уровня управления и конкретного участка работы. Обычно выделяется шесть основных функций: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование.

Педагогический анализ - основная функция педагогического управления, направленная на изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, объективная оценка его результатов и выработка рекомендаций по повышению его эффективности.

Педагогический менеджмент - управление, сочетающее управленческое воздействие с педагогическим воздействием и ориентированное на гуманизацию отношений между управляющей и управляемой системами.

Педагогический процесс - специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, в ходе которого происходит обучение, воспитание и развитие личности ребёнка.

Педагогическое самообразование - индивидуальный процесс повышения педагогической квалификации.

Перспективный план (план развития) школы - план, отражающий основные этапы долгосрочного развития школы; составляется на несколько лет (обычно на пять) на основе глубокого анализа работы школы за последние годы.

Персональный контроль - это контроль работы отдельного педагога, работника школы.

Планирование - 1) основная функция педагогического управления, направленная на прогностическое осмысление и конструирование предстоящей деятельности, направленной на достижение поставленных целей; 2) процесс составления плана работы; 3) совокупность планов, отражающих различные аспекты, направления, этапы деятельности.

Повышение педагогической квалификации - это целенаправленная деятельность педагогов по овладению новыми для них педагогическими ценностями и технологиями.

Предварительный контроль - контроль, направленный на предварительное изучение управляемой системы; информация, полученная при предварительном контроле, позволяет оценить исходное состояние образовательной системы и сделать предположение о возможных путях повышения её эффективности.

Предметно-обобщающий контроль - контроль преподавания отдельного предмета в одном классе, одной параллели, ступени обучения или во всех классах.

Принципы управления - фундаментальные положения, раскрывающие основные требования к организации управленческой деятельности.

Развёрнутый анализ урока - это анализ с детальным выделением и обсуждением всех моментов урока как единого целого, отражающий общедидактические, воспитательные, образовательные, развивающие, санитарно-гигиенические, психологические требования к уроку.

Регулирование - 1) основная функция педагогического управления, направленная устранение возникающих дестабилизирующих тенденций и противоречий в управляемом процессе; 2) деятельность, направленная на реализацию функции регулирования.

Синергизм (синергия) образовательных систем - способность образовательных систем к самоорганизации, к созданию внутри себя каких- либо структур без прямых внешних управленческих воздействий.

Система - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определённую целостность.

Система образования РФ - это совокупность следующих взаимодействующих компонентов:

- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно- общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования (Закон РФ «Об образовании» (1992), статья 8, последняя редакция статьи: 01.12.2007 г.).

Стратегия развития - план, программа долгосрочного развития, включающая все основные аспекты и направления развития и управленческие меры, позволяющие добиться необходимых изменений.

Субсистема (подсистема) - система, являющаяся элементом рассматриваемой в данный момент более крупной системы.

Субъект управления - лицо или группа лиц, осуществляющее управление.

Текущий контроль - контроль, осуществляемый в процессе реализации плана работы; цель текущего контроля - собрать информацию для параметрического и тематического анализа.

Текущий план работы школы является конкретизацией годового плана, он составляется на четверть и далее может конкретизироваться на каждую неделю, отражаться в индивидуальных планах работников школы.

Тематический контроль - контроль с целью углублённого изучения какого-либо конкретного вопроса в системе работы педагогического коллектива, группы педагогов или отдельного педагога.

Тематически-обобщающий контроль - контроль работы разных учителей в разных классах, но по общей теме.

Управление - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль и регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, а также анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Управленческая культура руководителя - это способ и уровень творческой самореализации личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности (И.Ф. Исаев). Управленческая культура включает три компонента: аксиологический (совокупность управленческо-педагогических ценностей: знаний, идей, концепций, нужных руководителю для эффективного управления); технологический (способы и приёмы управления педагогическим процессом); личностно-творческий (интерпретация руководителем усвоенных знаний, идей, концепций и технологий, осуществляемая руководителям исходя из своих личностных особенностей и особенностей объекта управления).

Фронтальный контроль - контроль, проводимый для всестороннего изучения деятельности педагогического коллектива, группы педагогов, либо отдельного учителя.

Функция управления (управленческая функция) - отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности и организованности управляемых процессов.

 

Целеполагание - основная функция педагогического управления, включающая постановку целей, определение путей их достижения, формулирование задач и проектирование желаемого результата.

Экспертная функция - дополнительная функция педагогического управления, направленная на экспертизу новых для школы педагогических идей и опыта.

ТЕЗАУРУС

Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

Авторская школа — учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей.

Адаптация — процесс и результат становления индивида социальным существом.

Адаптация (школьная) — процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.

Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляю¬щие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью спе¬циально разработанных опросных листов (анкет).

Аннотирование — краткое, свернутое изложение содержания прочитан¬ного без потери существенного смысла.

Безнадзорность детей — общественное явление, заключающееся в отсут¬ствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.

Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового ма¬териала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Беспризорность — общественное явление, заключающееся в недостаточ¬ном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершен¬нолетних.

Валивдость — соответствие теста целям диагностики.

Вид обучения — обобщенная характеристика обучающих систем, уста¬навливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции ис¬пользуемых средств, методов и форм обучения.

Воспитание (узкое педагогическое значение) — специально организован¬ная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осушествляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.

Воспитывающие ситуации — обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.

Гипотеза исследования — научно обоснованное предположение, нуж¬дающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.

Гуманизм — направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при бе¬зусловном уважении свободы каждой личности.

Движущие силы — противоречия между новыми познавательными зада¬чами, выдвигаемыми процессом обучения (как учителем, так и самим уче¬ником в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и на¬выков.

Девиантное (отклоняющееся поведение) — система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившим¬ся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.

Детская общественная организация — самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафик¬сированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

Диагностика педагогическая — изучение состояния педагогического про¬цесса.

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Дидактическая игра — коллективная, целенаправленная учебная дея¬тельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены ре¬шением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обуче¬ния, способствующая формированию у обучающихся потребности к посто¬янному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной дея¬тельности.

Закон — объективная, устойчивая, существенная связь между явления¬ми, сторонами процесса.

Закон педагогический — категория, обозначающая объективные, су¬щественные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функциониро¬вания. _,

Закономерности воспитания (обучения) — устойчиво повторяющиеся

связи между составными частями, компонентами процесса обучения (вос¬питания).

Запущенность педагогическая — отклонение от нормы в поведении ре¬бенка, обусловленное недостатками воспитания.

Интериоризация — перевод социальных, внешних по отношению к лич¬ности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образо¬вание новых по мере развития психологических структур личности.

Категория — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

Классный руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Классный час — собрание учеников класса для обсуждения классных дел.

Контроль — наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и на¬выков.

Конференция (учебная) — организационная форма обучения, направлен¬ная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

Концепция воспитания (обучения) — цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, сред¬ствах, формах.

Коррекция — система специальных и общепедагогических мер, направ¬ленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Личность — человеческий индивид как продукт общественного разви¬тия, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно- историческими условиями жизни общества.

Менеджер — профессионал, задачей которого является организация конкретной работы в рамках определенного числа работников, функцио¬нально подчиненных ему.

Методика воспитательной работы — прикладная отрасль теории воспи¬тания, которая изучает направления и принципы, формы и методы органи¬зации воспитательной работы.

Методология — 1) система принципов и способов организации и по¬строения теоретической и практической деятельности; 2) учение о науч¬ном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой- либо науке.

Методология педагогической науки — учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действи¬тельности.

Методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитатель¬ной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совер¬шенствования.

Методы контроля — способы, с помощью которых определяется резуль¬тативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогиче¬ской работы обучающих.

Методы обучения — способы совместной деятельности педагога и уча¬щихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы педагогического исследования — способы получения научной

информации с целью установления закономерных связей, отношений, за¬висимостей и построения научных теорий.

Методы управления — способы достижения поставленных целей управ¬ления.

Мировоззрение — система философских, научных, социально-полити¬ческих, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отра¬жают в сознании человека общую картину мира и определяют направлен¬ность его деятельности.

Молодежная субкультура — система ценностей и норм поведения, вку¬сов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.

Мораль — совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.

Наблюдение — целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Наказание — выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Неформальные объединения молодежи — одно из проявлений субкульту¬ры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.

Образование (как процесс) — специально организованное взаимодей¬ствие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образо¬вания.

Образование (как результат) — характеристика достигнутого уровня об¬разованности.

Образованность личности — характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Обучение — активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формиру¬ется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способ¬ности и потребности, а также нравственные качества личности.

Общение — одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Отметка — условное выражение количественной оценки знаний, уме¬ний и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оценка — определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

Парадигма — теория, принятая в качестве образца решения исследова¬тельских задач, т. е. научный подход.

Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Педагогическая деятельность — разновидность профессиональной дея¬тельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

Педагогическая профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является на¬правленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития пе¬дагогическими средствами.

Педагогическая технология — научное проектирование и точное воспро¬изведение гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогический процесс — последовательная смена состояний педагоги¬ческой системы.

Педагогический менеджмент — а) комплекс принципов, методов, органи¬зационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционир0_ вания и развития; б) научно организованное управление со своеобразней иерархией: первый уровень — управление деятельностью педагогическаго коллектива, второй — управление деятельностью учащихся.

Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт (разной пр0_ должительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом котор0_ го являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое мастерство — совершенное владение педагогический технологией.

Повышение квалификации — вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к вЛг_ полнению более сложных трудовых функций.

Поощрение — выражение положительной оценки, одобрения, призна¬ния качеств, поступков, поведения школьника или группы.

Правила обучения — конкретные указания учителю, как надо поступЛть в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Прием воспитания (обучения) — составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т. е. частное понятие по отношению к QQ± щему понятию «метод».

Принципы воспитания (обучения) — основные (общие, руководящие) ц0_ ложения, определяющие содержание, организационные формы и метоЛы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономер. ностями.

Принципы управления — основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.

Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Прогнозирование — научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.

Профессиональная ориентация — процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

Профессиональное самоопределение — состояние готовности выпускни¬ка к реальному и осознанному выбору профессии.

Развитие — процесс количественных и качественных изменений в орга¬низме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Содержание воспитания — совокупность знаний, норм поведения, цен¬ностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры об¬щества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в ин¬дивидуальный внутренний мир личности.

Содержание образования — педагогически адаптированная система на¬учных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которы¬ми необходимо овладеть обучающимся.

Социализация — процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ро¬лей, норм поведения в обществе.

Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая социальное вос¬питание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Социум — окружение, в котором формируется человек.

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Средства воспитания — различные виды деятельности, орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.

Средства обучения (дидактические средства) — источники получения знаний, формирования умений.

Стандарт образования — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей обще¬ственный идеал и учитывающей возможности реальной личности и систе¬мы образования по достижению этого идеала.

Структура урока — соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.

Субкультура — комплекс морально-психологических черт и поведенче¬ских проявлений, типичных для людей определенного возрастного и опре¬деленного профессионального или культурного слоя, который в целом со¬здает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Тест — стандартизированная процедура измерения.

Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяю¬щее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического про¬цесса.

Технология — проект, разработка, описание процесса воспитания (обу¬чения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.

Управление — целенаправленное и планомерное взаимодействие управ¬ляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение заплани¬рованного результата (цели).

Урок — форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особен¬ностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создаю¬щие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали осно¬вами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, ду¬ховных сил обучаемых.

Учебная программа — нормативный документ, очерчивающий круг ос¬новных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каж¬дому отдельно взятому учебному предмету.

Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определенно¬му учебному предмету.

Учебный план — нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

Учебный план базисный — основной государственный нормативный до¬кумент, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Го¬сударственной Думой, а для полной средней школы — Министерством об¬разования РФ.

Учение — целенаправленная, осознанная активная познавательная дея¬тельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Фактор — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

Форма воспитательной работы — организационная структура, педагоги¬ческое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.

Форма обучения (как дидактическая категория) — внешняя сторона орга¬низации учебного процесса.

Форма организации обучения — конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).

Функции управления — виды деятельности органов управления и долж¬ностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Ценности (духовные) — абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.

Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, спо¬собностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, пред¬ставляющее собой единство физического и духовного, природного и со¬циального, наследственного и приобретенного.

Экскурсия (учебная) — форма организации обучения в условиях произ¬водства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

Эксперимент — научно поставленный опыт преобразования педагоги¬ческой действительности в точно учитываемых условиях.

Экстериоризащя — перевод из внутреннего плана во внешний, в дея¬тельность среди людей.

Эмпатия — способность понимать, чувствовать состояние другого, вы¬ражать это понимание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.