КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Соотношение понятий личности преступника и преступного поведения. Подходы к объяснению преступного поведения
В начале рассмотрения третьего вопроса лекции хотелось бы напомнить, что под личностью преступника понимается личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или не проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата[1]. Наряду с понятием личности преступника в криминальной психологии используется термин «преступное поведение», что обусловлено, по-видимому, неразрывной взаимосвязью между личностными свойствами и чертами характера, выступающими внутренними психологическими образованиями, и поведением человека, проявляющимся вовне. Поведение – это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. В поведении человека выражается его отношение к нравственным, моральным и правовым нормам, традициям, существующим в обществе. По поведению судят о личностных особенностях субъекта[2]. Как справедливо указывает доктор психологических наук, профессор, заслуженный юрист России, профессор кафедры уголовно-процессуального права Академии Министерства юстиции РФ Владимир Владимирович Романов[3], предметом специального изучения юридической психологии является преступное (криминальное) поведение, существенно отличающееся по своей антиобщественной направленности, способам достижения цели от поведения законопослушного гражданина. При этом поведение включает следующие составляющие: - поступок, проявляющийся в конкретном сознательном действии или бездействии; - потребность, выступающая источником активности человека; - цель в виде образа будущего результата (продукта) деятельности; - действие, являющееся законченным элементом деятельности и направленное на выполнение какой-то одной простой, текущей задачи, необходимой для достижения цели; - движения, из совокупности которых складываются действия человека. Интересной с научной точки зрения и имеющей практическое значение представляется психологическая структура преступного акта как формы поведения, предлагаемая кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ Ольгой Александровной Гулевич [4]. В соответствие с данной структурой человек, совершающий преступление, последовательно проходит четыре основные этапа: мотивации, планирования, исполнения, раскаяния и поиска оправдания (схема 2). Схема 2. Психологическая структура преступного акта (по О.А. Гулевич)
Этап мотивации начинается с возникновения потребности. Большинство потребностей, которые приводят к совершению преступления, имеются у всех людей. К ним относятся физиологические потребности (в пище, отдыхе, сексуальная потребность и т.д.), потребность в безопасности, в общении с другими людьми, уважении с их стороны и власти над ними, познании и получении новых впечатлений, саморазвитии. Специфика преступного поведения раскрывается при выборе мотива. Чтобы удовлетворить сексуальную потребность или потребность во власти преступник решает изнасиловать женщину, чтобы удовлетворить потребность в общении - совершить преступление вместе со своими друзьями по криминальной группе и т.д. На этапе планирования разрабатывается детальный план совершения преступления. Во-первых, ставится конкретная цель, для этого выбирается объект, ради получения или разрушения которого и будет совершено преступление (постановка цели). Дальше анализируется ситуация, в которой произойдет столкновение с объектом, выбираются время, место и способ совершения преступления (анализ ситуации и выбор способа поведения). Кроме того, потенциальный преступник оценивает, приведет ли совершение преступления к удовлетворению потребности, и к каким еще результатам оно может привести (прогноз последствий). Далее принимается окончательное решение о совершении преступления. Например, человек, решивший совершить преступление «за компанию», ради удовлетворения потребности в общении, ставит цель - угнать машину соседа; анализирует, когда это можно сделать так, чтобы сосед не сразу заметил пропажу; придумывает способ проникновения в машину; думает о том, одобрят ли этот поступок его приятели, поднимет ли это его престиж среди сверстников; затем принимается решение угнать машину утром, после посещения ночного клуба вместе со своими друзьями. Совершение преступления происходит на этапе исполнения. Оно сопровождается коррекцией поведения по ходу совершения преступления и анализом наступивших последствий. Например, в описанной выше ситуации угонщик меняет план действий, если не может проникнуть в машину так, как задумал. Кроме того, угнав машину, он смотрит на реакцию своих приятелей: выражают ли они восхищение? Этап раскаяния и поиска оправдания наступает только в том случае, когда преступник недоволен тем, что преступил закон, осознает ущерб окружающим людям, или чувствует негативное отношение к себе с их стороны. Способом самооправдания может быть, например, отрицание ответственности («Я не хотел угонять машину, меня заставили друзья, у меня не было выбора») или утверждение о необходимости наказания жертвы («Так владельцу и надо, наверняка он купил машину на ворованные деньги»). Описанная психологическая структура преступного акта имеет две основные особенности. Во-первых, некоторые стадии и даже этапы совершения преступления могут проходить быстро, почти незаметно как для стороннего наблюдателя, так и для самого преступника. Во-вторых, при совершении преступления человек не обязательно проходит все стадии. Например, находясь в состоянии возбуждения, преступник может не проанализировать ситуацию или не скорректировать свои планы в момент совершения преступления. В рамках данного параграфа, рассматривая преступное поведение, мы будем обращаться к трудам различных ученых, специализирующихся в области психологии и криминологии – Ю.М. Антоняна, С.А. Беличевой, О.А. Гулевич, М.И. Еникеева, О.Ю. Михайловой, Г.Г. Шиханцова и других. Наиболее полно и обстоятельно, на наш взгляд, различные научные трактовки к анализируемой проблеме представлены в работе О.А. Гулевич[5], отмечающей, что существует четыре основных подхода к объяснению преступного поведения - индивидуальный, групповой, общественный и ситуационный. В первом случае совершение преступлений связывается с наличием у преступника определенных индивидуальных особенностей, во втором - особенностями малых групп, в рамках которых он развивается (семьи, школы, криминальной группы), в третьем - структурой общества, в котором он существует, и в четвертом - особенностями ситуации преступления. Рассмотрим содержание каждого из этих подходов. Сторонники индивидуального подхода выделяют три группы индивидуальных особенностей, чаще встречающихся среди преступников, чем среди законопослушных граждан: биологические, социодемографические и психологические. Приверженцы изучения биологических особенностей считают, что преступниками становятся люди с нарушениями в работе организма. Эти нарушения могут иметь врожденный, приобретенный или временный характер. Так, опираясь в рассуждениях на имеющиеся научные достижения и анализируя врожденные, наследственные предпосылки агрессии, доктор психологических наук, профессор, председатель Центра психологических исследований Альберт Налчаждян [6] разъясняет, что каждая клетка человеческого тела содержит 46 хромосом. Каждая хромосома несет в себе факторы наследственности – гены. Одна пара из всех хромосом определяет пол человека. Мужчины имеют XY-пару, а женщины – ХХ. Это нормальное положение вещей, но встречаются случаи, когда у мужчин имеется комбинация XYY. В середине 1960-х годов группа исследователей (P.A. Jacobc, M. Brunton, M. Melvill)[7] сообщила, что такая необычная комбинация половых хромосом чаще встречается у лиц, совершивших различные преступления, чем у остальной части населения. Они описали «синдром XYY», встречающийся у этих людей и состоящий из следующих признаков: (а) очень высокий рост, (б) умственная отсталость, (в) частые и взрывоподобные, крайне насильственные действия. Некоторые авторы (L.F. Jarvik, V. Klodin, S.S. Matsuyama)[8] также утверждают, что агрессивное поведение мужчины с нормальным набором хромосом (XY) всегда является проявлением Y-хромосомы из этой пары хромосом. В то же время лишняя Y-хромосома приводит к крайней агрессивности человека, а нормально присутствующая Y-хромосома является генетической основой нормальной агрессивности. Вообще по поводу того, почему лица с лишней Y-хромосомой чаще совершают преступления, чем люди с XY-набором (речь идет о мужчинах), существуют разные точки зрения. Одна из них просто утверждает, что эти люди более агрессивны. Согласно второй точке зрения, они более крупны, поэтому их чаще обвиняют в преступлениях. Согласно третьей гипотезе, лица с XYY-набором интеллектуально менее развиты и, совершая преступления, чаще попадаются в руки правосудия и наказываются. Согласно обобщению А. Налчаджяна, в настоящее время наиболее вероятной считается последняя гипотеза[9]. Американские психологи Роберт Берон и Дебора Ричардсон [10] в качестве врожденных биологических аномалий выделяют не только лишнюю У-хромосому в половой хромосоме у мальчиков, но и высокий уровень тестостерона и нарушение мозговых ритмов. К приобретенным биологическим аномалиям относят нарушения, возникшие в работе организма в результате неблагоприятного воздействия внешней среды (плохого питания, экологических факторов) или прижизненных травм, затрагивающих нервную систему. Так, более импульсивными и агрессивными становятся люди, у которых имеются повреждения лобных долей головного мозга. Они раздражительны, и у них часто бывает дурное настроение. Авторы Bryant, Scott, Golden, Tori[11] сообщают, что заключенные, у которых диагностировались повреждения мозга, били более склонны к совершению преступлений с применением насилия, нежели те, у кого таких повреждений не было. В качестве примера можно привести и исследования российских ученых[12], согласно которым органическое поражение головного мозга диагностируется у 56,1% сексуальных преступников. В их числе в четырех клинических вариантах органической патологии указанные преступники распределяются следующим образом: (а) ранние органические поражения головного мозга (внутриутробное поражение плода и другое) – 35,1%; (б) травматические поражения головного мозга – 35%; (в) органические поражения головного мозга смешанной этиологии (нейроинфекциия, повторные черепно-мозговые травмы и другое) – 25,6%; (г) сосудистые поражения головного мозга (атеросклероз, гипертоническая болезнь) – 4,3%. С биологическими предпосылками преступного поведения связаны различные степени умственной недостаточности – олигофрении. Олигофрения (малоумие) – врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) недоразвитие психики, в основном – интеллекта, в сочетании с разнообразными дефектами физического развития; возникает в результате поражения зачатка плода, а также вследствие заболеваний, механических травм в раннем детстве[13]. Олигофрения крайне отрицательно влияет на познавательную деятельность, а именно существенно затрудняет логическое мышление, запоминание и другие познавательные функции. Умственная отсталость способствует повышению внушаемости и снижению самокритичности, отрицательно влияет на способность к саморегуляции (самообладание, умение подавлять свои влечения), препятствует усвоению социальных и правовых норм[14]. Например, у лиц, совершивших изнасилование и отличающихся слабоумием, наблюдается плохое усвоение норм, регулирующих отношения между полами, что в свою очередь препятствует установлению нормальных сексуальных отношений с женщинами и удовлетворению сексуальных нужд социально приемлемым путем, во многом по этим причинам такие преступники прибегают к насилию[15]. К числу временно возникающих биологических аномалий относятся употребление алкоголя и наркотиков (напр., Аbbеу et.al., 1999; Marshall, 1999; Tarolla et.al., 2002)[16], влияющих на познавательные процессы, затрудняющих самоконтроль, а также являющихся мотивами совершения преступления. Алкогольная интоксикация мозга выступает сильным биологическим фактором, влияющим на уровень агрессивности. Под влиянием алкоголя агрессивное поведение растормаживается, личность в значительной мере теряет свою индивидуальность и легко провоцируется. Более половины преступлений с применением насилия совершается под воздействием алкоголя[17]. Следует сказать, что только лишь биологические факторы не обусловливают криминальное поведение и жестко его не определяют, а действуют в совокупности с другими детерминантами – психологическими, социальными, социодемографическими. Поиск социодемографических особенностей преступников позволил выделить половые, возрастные и социоэкономические характеристики людей, совершающих преступления. Так, по некоторым данным большинство людей, совершивших насильственные преступления - это мужчины в возрасте 18-30 лет, имеющие низкий уровень образования и дохода, безработные или часто меняющие места работы, с плохими жилищными условиями, не вступившие в официальный брак и не имеющие детей[18]. Разные категории и виды преступников имеют свои отличительные социально-демографические особенности. Например, по сведениям С.П. Поздняковой[19], среди сексуальных преступников большинство (55-60%) составляют лица в возрасте 14-25 лет, из них основная часть – совершеннолетние. На распространенность сексуальных преступлений среди лиц этой возрастной категории помимо семейного неблагополучия, негативных средовых влияний и наличия аномалий психики воздействуют и физиологические особенности данного периода (в частности, преждевременное сексуальное развитие). Большая часть сексуальных преступников с психическими аномалиями не состоит в браке. Среди этих преступников подавляющее большинство тех, кто имел образование не выше среднего и невысокий уровень производственной квалификации или профессия вообще отсутствовала. Психологические особенности преступников отличаются большим разнообразием и могут быть рассмотрены в различных сферах личности - познавательной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой. В частности, среди особенностей познавательной сферы насильственных и сексуальных преступников выделяется неумение распознавать ситуации риска. Примером такой ситуации для сексуальных преступников является просьба молодой девушки подвести ее до дома, а для педофилов – работа в школе. Потенциальные преступники, не понимая, что подобные ситуации провоцируют совершение ими преступлений, не прикладывают усилий, чтобы этих ситуаций избежать[20]. Эмоциональная сфера преступников имеет свои отличительные признаки. Так, специфической особенностью эмоциональной сферы серийных насильственных преступников является задержка эмоционального развития, проявляющаяся в недостаточной способности к самоконтролю, импульсивности, тенденции к непосредственной реализации влечений без достаточного осмысливания их последствий, слабо развитой эмпатии, неумении выражать свои чувства и понимать чувства других, эмоциональной холодности, сочетающейся с ранимостью и скованностью[21]. Мотивационная сфера преступников отличается недостаточной степенью сформированности и освоения системы ценностей, переживанием бесцельности жизни и низким уровнем морального развития[22]. Например, для корыстных преступников, в частности, для мошенников, характерны убеждения, что преступное поведение – наиболее распространенный и приемлемый способ извлечения дополнительных и основных материальных доходов. Убеждение, что «воруют все», выступает самооправданием корыстного поведения и отличает мотивационную сферу мошенников [23]. Поведенческую сферу преступников отличает среди прочих характеристик слабое развитие коммуникативных навыков, в том числе связанных с умениями устанавливать близкие отношения и удовлетворять потребности законопослушными способами (Starzyk, Marshall, 2003; Tarolla et.al., 2002; Ward, Keenan, Hudsoп, 2000)[24]. Говоря об психологических особенностях преступников, следует особо отметить психические аномалии, способные выступить индивидуальным фактором формирования преступного поведения. Например, психопатия (патология характера) затрудняет социальную адаптацию личности. При этом выделяется 4 разновидности психопатии: астенические психопаты, их поведение характеризуется постоянной боязливостью, чувством тревоги, различными навязчивыми идеями; возбудимые психопаты, отличающиеся повышенной требовательностью к окружающим, мелочностью, властностью, чрезмерной агрессивностью при гневе, злобностью, сочетающимися с пьянством, бродяжничеством и сексуальными извращениями; истерические психопаты, чье поведение характеризуется как демонстрация своего превосходства; паранояльные психопаты, постоянно находящиеся в состоянии борьбы с так называемыми врагами и проявляющие склонность к сутяжничеству и анонимным доносам. Преступное поведение у всех психопатов может быть обусловлено также отсутствием самоконтроля в экстремальных ситуациях[25]. Психологические особенности могут оказывать влияние не только на вероятность совершения преступлений, но и на их характер. Например, у преступников с психическими нарушениями преступление чаще связано с физическим насилием, чем у преступников без таких нарушений (Nijman, Cima, Merckelbach, 2003)[26]. Несмотря на имеющиеся результаты эмпирических исследований, проведенных в рамках индивидуального подхода, он не объясняет в полной мере преступное поведение. Так, не существует индивидуальных особенностей, присущих исключительно преступникам, точнее говорить о том, что некоторые особенности у них выражены сильнее или слабее, чем у законопослушных граждан. Кроме того, разные типы преступников обладают отличительными личностными качествами, выступающими одной из составляющих в ряду детерминант, способствующих совершению преступлений. Также важно сделать вывод о том, что индивидуальные факторы действуют во взаимосвязи друг с другом и в совокупности с другими факторами, к рассмотрению которых мы переходим. В данном контексте будет обсуждаться значение формировании преступника таких малых социальных групп, как семья, школьная и трудовая микросреда, стихийная, асоциальная и криминальная группы. Одним из важнейших социальных институтов, вносящих основной вклад в формирование личности, выступает семья, в которой человек с момента своего рождения приобретает первый социальный, в том числе правовой, опыт. Для ребенка нравственно-правовые нормы олицетворены в образах родителей. Именно от них он узнает как нужно себя вести в различных ситуациях и копирует их модели социального поведения. Но степень усвоения образцов поведения и нравственно-правовых установок зависит также и от эмоционального отношения ребенка к родителям. При положительном отношении ребенок усваивает их отношение к правовым нормам, при негативном отношении ребенка к родителям их система нравственно-правовых ценностей отвергается. Доктор психологических наук Геннадий Григорьевич Шиханцов [27], рассматривая процесс нарушения правовой социализации, характеризует неблагополучные семьи, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений. К ним относят следующие семьи: - криминогенные, члены которых сами совершают преступления. Согласно исследованиям судимость одного из членов семьи увеличивает вероятность совершения преступления другими ее представителями, прежде всего несовершеннолетними, в 4-5 раз; - аморальные, концентрирующие определенные отрицательные факторы, - правонарушения со стороны родителей, алкоголизм, наркоманию, систематические конфликты, драки, беспорядочное сексуальное поведение; - проблемные, характеризующиеся постоянной конфликтной атмосферой, отсутствием сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. В результате постоянная атмосфера напряженности делается непереносимой для детей (подростков), стремящихся меньше находиться дома и часто оказывающихся в асоциальных группах сверстников; - неполные, отличающиеся тем, что подрастающее поколение в них испытывает постоянный эмоциональный дискомфорт, чувство неполноценности и эмоционального дефицита. Например, в семьях без отца возрастает опасность феминизации (развития женоподобности) мальчиков, в результате чего они начинают демонстративно проявлять маскулиность (мужественность) в поведении и в ряде случаев склонны к агрессивности и грубости. Как отмечается в научной литературе[28], в результате эмоционального отвергания в семье у ребенка формируются такие качества, как беспокойство, неуверенность в себе, ощущение враждебности со стороны окружающего мира и хрупкости своего бытия. Согласно исследованиям, около 20% осужденных за убийство в детском и подростковом возрасте росли без родителей; треть воспитывалась в неполной семье, при этом в каждом пятом случае неполнота семьи была связана с судимостью родителей. Неблагополучные условия воспитания и отношения с родителями создавали соответствующие предпосылки для формирования личности обследованных - они, как правило, посредственно или плохо учились в школе, не считались с общепринятыми нормами поведения, были агрессивны с окружающими; - псевдоблагополучные (или псевдосолидарные), отличающиеся внешним благополучием, но дисгармоничными взаимоотношениями, деспотичным характером и безоговорочным доминированием родителей (или одного из них), наличием жестких отношений, применением физического наказания как основного средства воспитания. Подчеркнем, что, как показывают исследования[29], в семьях насильственных преступников дети в 7 раз чаще ощущали равнодушие к себе и понимали, что ими тяготятся, их излишне контролировали, навязывали свою волю и часто наказывали. По-видимому, причиной сурового отношения родителей к детям здесь является не столько недостаток педагогических знаний, сколько элементарное отсутствие любви к ним. Р. Берон и Д. Ричардсон[30] описывают вред, который могут причинить жестокие наказания: - родители показывают детям пример агрессивного поведения; - наказание вызывает у детей желание избежать общения с родителями или оказать им сопротивление; - дети расстраиваются и забывают причины наказания; - наказание заставляет ребенка не демонстрировать агрессивное поведение при родителях, однако не предотвращает его в других ситуациях. Поэтому, согласно подходу тех же авторов, наказания более эффективны, когда они не приводят к нанесению серьезного ущерба, применяются последовательно, а не время от времени, напрямую связаны с поведением ребенка (ребенок понимает, за что наказан) и сопровождаются объяснением и показом альтернативного, желательного поведения. По мнению доктора психологических наук, профессора, Президента Консорциума «Социальное здоровье России» Светланы Афанасьевны Беличевой [31] результатом функциональной несостоятельности семьи может являться социальная запущенность подростков, характеризующаяся глубоким отчуждением от семьи и школы как основных институтов социализации. Формирование подростков идет в основном под влиянием асоциальных и криминогенных групп, которым присущи глубокая деформация ценностно-мотивационной сферы, асоциальное поведение и противоправные действия. Такие подростки, как правило, профессионально не ориентированы, к труду относятся негативно и стремятся к паразитическому существованию. Немаловажной причиной нарушений правовой социализации и формирования преступного поведения личности являются трудности в социальных группах вне семьи, одной из которых выступает школа. Так, неоднократные неудачи в обучении подростка, связанные с проблемами социально-психологической адаптации школьника, по мнению Г.Г. Шиханцова[32], могут привести к тому, что педагоги, а затем и одноклассники, часто называют этих детей «трудными». Наклеивание ярлыка «трудный» приводит к тому, что степень проявления нежелательных психологических качеств «трудных» подростков завышается, преувеличивается окружающими, а их положительные личностные черты нивелируются. Человек все больше начинает соответствовать именно той социальной роли, которая ему отводится - роли «трудного» подростка. Кроме того, в результате неуспеваемости и постоянной недисциплинированности у «трудных» складываются конфликтные отношения с ближайшим социальным окружением в школе (одноклассниками, учителями) и они оказываются в социально изолированном, отвергнутом положении. Вследствие этого может развиться негативизм поведения, выражающийся в явном непослушании, демонстративной агрессивности, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков и т.п. Отметим, что в современной литературе[33] говорится, что школа вносит значительный вклад в нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения и является одним из основных институтов социализации. К сожалению, в настоящее время приоритет школы заметно снизился. Определенное негативное влияние при этом оказала непродуманность последствий проводимых экономических реформ. Неудовлетворительное материальное, кадровое, психологическое обеспечение деятельности образовательных учреждений может рассматриваться в качестве самостоятельного криминогенного фактора. При этом отмечено обострение отношений педагогов и родителей, пытающихся переложить вину за упущения в воспитании друг на друга. Погоня за ростом престижа школы влияет на отношение педагогического коллектива к категории неблагополучных детей и подростков. Навешивание ярлыка «трудный», стремление школы в ряде случаев избавиться от «трудных» обучаемых, сокрытие различных нарушений в их поведении и несвоевременная реакция педагогов способствуют оставлению детьми и подростками школы. Об этом свидетельствуют данные, согласно которым по состоянию на 1 января 2006 года в России не обучалось 27960 несовершеннолетних в возрасте от 7 до 15 лет. Также исследования[34] свидетельствуют, что подростки, имеющие определенные трудности в социальной адаптации, в больше мере склонны к объединению в группы антиобщественной направленности. При этом, как говорят результаты научных исследований[35], внешкольная среда нередко становится для подростков роковой. Связь с ней выступает прочной потому, что оторвавшийся от коллектива подросток чувствует себя в этой среде равным, и у него нет принципиальных противоречий с теми, кто его окружает. Если такие подростки принадлежат к категории «не учащиеся и не работающие», то можно говорить о высокой вероятности криминализации их досугового времени и совершения ими преступных деяний. Таким образом, фактором, способствующим совершению правонарушений и преступлений в подростковом возрасте, является сближение со стихийными группами сверстников, а также асоциальными или криминальными группами. По мнению Г.Г. Шиханцова[36], часто, утратив эмоционально положительные связи с семьей и школой, несовершеннолетние ищут поддержки в группах сверстников, а именно стихийных подростковых компаниях. Причина этого заключается не только в недостатке внимания со стороны взрослых и положении отверженного в учебном коллективе, но и в стремлении к неформальному эмоционально значимому общению, к удовлетворению потребности в дружбе, самостоятельности, безопасности и уважении со стороны равных себе сверстников. При неблагоприятных социальных условиях подростковые группы могут стать асоциальными (или антисоциальными), совершать правонарушения или преступления. В настоящее время существует достаточное разнообразие неформальных подростково-молодежных объединений – территориальные группировки (дворовые компании), уличные группировки-банды, фанаты, националистические группировки, сообщества беспризорных детей, наркоманические группы, сатанисты и другие[37]. Эти группы далеко не всегда являются стихийными и/или осуществляющими криминальную деятельность, однако образ поведения людей в названных группах и их субкультура выступают криминогенными, способствуют формированию асоциального и антисоциального поведения. Особую опасность представляют подростковые криминальные группы. По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры общей и практической психологии факультета психологии МГПУ Виктора Федоровича Пирожкова [38] субъективными предпосылками их образования являются следующие: - потребность в интимно-личностном общении; - потребность в эмоциональном благополучии, признании, взаимопонимании, сочувствии; - страх перед социальной изоляцией и одиночеством; - стремление установить контроль над незнакомой средой; - потребность в престиже и самоутверждении; - стремление обособиться от взрослых, показать свою «взрослость» и самостоятельность; - возможность свободного установления межличностных отношений и общения и свобода обмена мыслями; - сходство потребностей, интересов, склонностей и ценностных ориентаций; - соответствие целей совместной деятельности. Подростковые криминальные группы различаются по степени устойчивости: ситуативные, слабо сплоченные, состоящие из небольшого числа людей, не имеющие сформированной ролевой и статусной структуры, легко распадающиеся и устойчивые. Наибольшую общественную опасность представляют устойчивые группы, включающие большое число подростков, как правило, в возрасте от 13 до 20 лет. Младшие члены находятся в положении учеников: они не участвуют в совершении преступлений, но, слушая рассказы старших, усваивают групповые нормы. Средний возрастной состав участвует в совершении преступлений, выполняя вспомогательные, второстепенные роли. И, наконец, старшие члены планируют преступления и играют при их совершении ключевые роли. Такие группы имеют относительно постоянный состав участников. Для устойчивых групп характерна хорошо сформированная иерархически построенная статусная и ролевая структура, каждый ее член во время совершения преступлений выполняет одни и те же функции. Такие группы совершают разнообразные преступления, в том числе тяжкие, направленные против жизни и здоровья людей, например, убийства. Ключевым признаком, отличающим криминальные группы от других малых групп, скажем, школьных классов или религиозных сект, является наличие установок и навыков их членов: они одобряют нарушение закона и обладают навыками совершения преступлений. Одно из решающих воздействий на развитие личности оказывает трудовой коллектив и профессиональная деятельность. В случае достижения желаемого уровня в профессиональной деятельности и успеха в ней у человека, как правило, возрастает его положительная мотивация к труду, происходит творческое развитие себя как личности средствами профессии[39]. В то же время, на данном этапе социализации не исключается отрыв личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера. Можно предположить, что это оказывается реальным в ситуациях, когда люди не находят себе применения и не имеют возможности реализовать себя в профессиональном отношении. Ощущение отсутствия перспектив профессионального роста, личностная неудовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности и межличностными отношениями с коллегами, глубокое разочарование в профессии способны привести к возникновению раздражительности, внутреннего дискомфорта, неадекватного поведения, нарушений в правовой социализации личности и формированию стремления самоутвердиться другим, возможно более доступным, преступным способом. Как отмечает О.А. Гулевич[40], изучение роли малых групп в формировании преступника связано с рядом проблем. В частности, с тем, что проведенные исследования не позволяют точно ответить на вопрос: выступает ли отвержение сверстниками причиной того, что человек уходит в криминальную группу и начинает совершать преступления или сверстники отвергают тех, кто демонстрирует девиантное, в тои числе преступное поведение? Малые группы сложно изучать, так как исследованию поддаются в основном образующиеся в местах лишения свободы группы, а группы, существующие за стенами колоний, практически не доступны для систематических исследований. Не только индивидуальные особенности и малые социальные группы способны влиять на формирование преступных черт личности и криминального поведения, но и определенные особенности общества оказывают влияние на уровень преступности. Так, по мнению Т.В. Шипуновой[41], уровень преступности в обществе повышается, когда в нем отсутствует единая ценностно-нормативная система, принимаемая большинством его членов. Распад такой системы происходит в периоды масштабных социальных изменений, когда старые ценности и нормы поведения потеряли свое значение, а новые пока не сформировались. Отсутствие единой системы не дает возможности согласовать интересы ее членов, разрешить возникающие между ними конфликты законным путем, поэтому они начинают нарушать закон. В качестве дополнения к этой точке зрения можно привести и представления других авторов (Т.В. Шипунова; Еitle; Tarolla et.al.) [42], согласно которым, высокий уровень преступности характерен для сообществ, обладающих следующими свойствами: - высокая мобильность населения: члены таких сообществ постоянно переезжают с места на место; - неоднородность по этническим, расовым и культурным признакам: для таких сообществ характерно большое количество субкультур, представители которых не только придерживаются разных норм и ценностей, но и зачастую говорят на разных языках, не понимая друг друга; - изоляция от соседей, часто являющейся следствием неоднородности культурного окружения; - сильное разделение населения на классы по социально-экономическому признаку, высокий уровень безработицы; - межгрупповые конфликты: восприятие человеком того, что его социальная группа подвергается дискриминации, приводит к совершению преступлений и употреблению наркотиков. Следствием этих свойств является нарушение общения между представителями разных социальных групп и невозможность удовлетворения важных потребностей. Это постепенно приводит к разрушению сложившихся социальных связей, невнимательному отношению к соблюдению социальных норм и росту уровня преступности. Немаловажным представляется обсуждение влияния психологических особенностей жертв и ситуации на совершение преступлений. Данный подход к пониманию причин преступлений, описываемый О.А. Гулевич[43], связан с анализом ситуации. В этом случае преступление видится как конфликтная ситуация, в числе элементов которой, выступают определенные участники (преступник, его жертва, свидетели) и контекст совершения преступления (температура, воздух, городская застройка и т.д.). Существенное внимание в настоящее время уделяется изучению особенностей одного из основных участников криминального конфликта - жертвы преступления. Научные исследования позволяют определить разные виды жертв. Например, в соответствии с классификацией Д.В. Ривман[44] выделяется шесть основных типов - агрессивная, активная, инициативная, пассивная, некритичная и нейтральная жертвы. К агрессивному типу относятся жертвы, действующие противозаконным образом и тем самым вынуждающие преступника предпринять ответные шаги. Агрессивный тип подразделяется на агрессивного насильника и агрессивного провокатора. Жертвы активного типа совершают социально-неодобряемые поступки, не связанные с нарушением закона. К данному типу относится, например, подстрекатель - жертва дорожно-транспортного происшествия, уговорившая сесть за руль пьяного водителя, ставшего виновником дорожно-транспортного происшествия. К инициативному типу относятся жертвы, которые совершающие социально-одобряемые поступки, например, тип жертвы, инициативной по должности - работник милиции, получивший ранения в ходе задержания преступника. Жертвы пассивного типа - это люди, которые по каким-то причинам не способны к сопротивлению, скажем из-за возраста или болезни, не желания или не умения сопротивляться. К жертвам некритичного типа относятся люди, не способные правильно оценить опасность ситуации в силу низкого интеллектуального или образовательного уровня, юного или по жилого возраста, психического заболевания. И жертвы нейтрального типа - это люди, не проявляющие инициативы, правильно оценившие опасность ситуации и пытавшиеся сопротивляться или уйти, однако все равно ставшие жертвами преступления. Изучая психологию жертвы, специалисты обращают внимание и на другие характеристики. Л.В. Франк[45], рассматривая возможные взаимоотношения между преступником и потерпевшим, делит их на отношения приятельского, любовного или враждебного толка. В.С. Минская[46], исследуя допреступные взаимоотношения между потерпевшим и осужденным, отмечает, что 15% осужденных состояли с потерпевшим в неприязненных отношениях, основанных на чувстве ревности, зависти, злобы, обиды; 35% состояли с потерпевшим в хороших отношениях, и лишь поведение одного из них в конкретной, непосредственно предшествующей преступлению жизненной ситуации определило разрешение конфликта путем совершения преступления. В безразличных отношениях с потерпевшим до совершения преступления находилось 20% осужденных. Иная классификация признаков, отличающих потерпевшего, дана П.С. Дагелем[47]. К первой группе он относит физические и социальные качества, характеризующие личность потерпевшего; ко второй – признаки поведения потерпевшего (правомерное, неправомерное); к третьей – состояние потерпевшего в момент совершения преступления (беспомощное, болезненное). Четвертая группа - признаки, определяющие отношения между потерпевшим и виновным. Как отмечает В.Е. Христенко[48], при классификации типов жертв различные исследователи используют весьма разнородные явления. Однако для практического применения в деятельности правоохранительных органов является наиболее приемлемой приведенная ниже классификация (схема 3).
Схема 3. Классификация жертв преступлений (по В.Е. Христенко)
Здесь же стоит сказать, что психологические особенности жертв и их значение в ситуации совершении преступления требуют своего дальнейшего научного изучения и учета в работе по профилактике и расследованию такого рода деяний. Немаловажной представляется и роль контекста в совершении личностью преступления. Контекст, в котором совершается преступление, образуют экологические факторы, организация пространства и события. В частности, некоторое влияние на уровень преступности оказывает время года: данные американских специалистов Rock, Greenberg, Hallmayer[49] говорят о существовании сезонных колебаний уровня насильственной преступности, при которых максимальное число преступлений приходится на август, а минимальное - на январь. Возможно, что этот эффект связан с температурой окружающей среды. Для большинства серийных сексуальных преступников сезоном наибольшей сексуальной активности является весна, а затем в ряду убывания активности стоит осень, меньше всего нападений ими осуществляется зимой. Как отмечает Л.П. Гримак[50], на криминальную активность данной категории преступников влияет не столько сама погода, сколько изменение атмосферного давления. Уровень агрессии, а значит, и вероятность совершения насильственных преступлений повышается при наличии шума, тесноты и загрязненности воздуха[51]. По мнению Cohn, Rotton[52], количество насильственных и корыстных преступлений связано с официальными праздничными днями. Наличие же или отсутствие выходных, праздничных дней в числе дней недели, выбираемых для совершения нападений серийным преступником, указывает на его семейное положение, степень привязанности к семье и ее наличие[53]. Определенный вклад в совершение преступлений вносит городская застройка. В частности, насильственные преступления часто совершаются в уединенных местах, а также там, где присутствуют предметы, выступающие посылами к агрессии - камни, битые бутылки и другие объекты[54]. Кроме того, в условиях города для нападения с целью изнасилования или убийства по сексуальным мотивам наиболее часто выбираются (в порядке убывания) лифты многоэтажных домов, чердаки, подвалы, подъезды, черные лестницы, лестничные площадки, скверы, лесополосы, строящиеся или заброшенные здания[55]. Особое значение место преступления приобретает для насильника. Как отмечают Ю.М. Антонян и М.И. Могачев[56], заброшенные здания, лесопосадки, строительные площадки, чердаки и подъезды облегчают совершение насильственных действий как при половых, так и при других нападениях, например, грабежах и разбоях. Но у насильников окружающая их обстановка должна непременно способствовать не только успешному подавлению сопротивления будущей жертвы, но и сексуальному возбуждению, получению полового удовлетворения. Именно поэтому часто насильник ищет свои жертвы в определенных местах, характерных только для его нападений. Заслуживает внимания тот факт, что значительная часть всех нападений происходит в лифте или в подъезде. Лифт привлекает преступника, обеспечивая ограниченное пространство с его преимуществами, создает иллюзию нахождения в интимной обстановке, максимально сближает преступника и жертву, не позволяет жертве оказать активное и реальное сопротивление или скрыться, и помогает, в свою очередь, насильнику подавить сопротивление жертвы. Совершение преступлений во многом подчиняется графику повседневных занятий людей: например, значительное количество квартирных краж совершается днем, когда хозяева на работе[57]. В целом, вероятность совершения преступлений определяется другими событиями, происходящими в обществе. ВЫВОД: Таким образом, личность преступника – сложное многогранное психологическое явление, имеющее свои специфические черты и особенности и подчиняющееся конкретным законам и условиям формирования. В настоящее время существуют различные научно обоснованные подходы, объясняющие преступное поведение, учет которых важен в решении многих вопросов, связанных с профилактикой, предупреждением и раскрытием преступлений.
Заключение
В заключительной части лекции резюмируем сказанное. Личность преступника – личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или не проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата. Наряду с понятием «личность преступника» в криминальной психологии используется дефиниция «преступное поведение», выступающее внешним проявлением внутреннего мира личности и существенно отличающееся от поведения законопослушного человека. При этом структура преступного акта как формы поведения проходит четыре основные этапа – (1) мотивации, (2) планирования, (3) исполнения, (4) раскаяния и поиска оправдания. В психологической науке обозначаются индивидуальный, групповой, общественный и ситуационный подходы, не противоречащие, а взаимно дополняющие друг друга и отражающие различные причинно-следственные связи, объясняющие преступное поведение. При рассмотрении личностных свойств преступника, ведущее место отводится исследованию мотивов. Мотив преступления – это побуждения индивида, которые вызывают его активность, направляют и стимулируют противоправное действие (бездействие). В роли мотива преступления могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. Среди мотивов преступного поведения различают мотивы самоутверждения, мотивы замещения, защитные мотивы, мотивы самооправдания и игровые мотивы. Мотивы преступного поведения разнообразны, но сами по себе не могут быть преступными, а их реализация зависит от совокупности относительно стабильных психологических особенностей личности, определяющих типичные формы реагирования и обобщенные способы поведения. Психологическая характеристика преступника приобретает значимость только при определенной систематизации черт личности. Этим целям служит типология личности преступника, которая может создаваться по различным основаниям (критериям) – степени общественной опасности, формы вины, содержанию ценностно-ориентационной направленности личности, социальной адаптированности. В соответствие с подходом М.И. Еникеева выделяют следующие группы преступников - преступники с антисоциальной корыстной направленностью; преступники с антигуманной, агрессивной направленностью; преступники с антисоциальной корыстно-насильственной направленностью; преступники с дефектами психической саморегуляции. Различные категории преступников обладают отличительными личностными особенностями и успешно используются в интересах правоохранительной деятельности. В то же время при всей значимости представленных в литературе результатов психологических исследований личности преступника еще не сложилась концепция, раскрывающая данную личность в совокупности ее проявлений. Психологические феномены личности преступника изучаются без должного учета психологической структуры (механизма) преступного деяния, недостаточно учитывается соотношение социальной роли преступника и роли жертвы в конкретной ситуации. Остаются малоизученными связи психологических свойств разных сфер личности преступника - интеллектуальной, эмоциональной и волевой.
[1] Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания: Монография. – М.: Пенатес-Пенаты, 2000. С. 12. [2] Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2009. С. 304. [3] Там же. С. 305-308. [4] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 153-166. [5] См. об этом: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 174-209. [6] Налчаджян А. Агрессивность человека. – СПб: Питер, 2007 С. 262. [7] Цит. по: Налчаджян А. Агрессивность человека. – СПб: Питер, 2007. С. 262. [8] Цит. по: там же. С. 263. [9] Налчаджян А. Агрессивность человека. – СПб: Питер, 2007. С. 264. [10] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 227-255. [11] Там же. С. 241. [12] Антонян Ю.М., Могачев М.И. Состояние и особенности сексуальной преступности: Учебное пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 17. [13] Еникеев М.И. Юридическая психология: Краткий учебный курс. – М.: Норма, 2004. С. 19. [14] См. об этом: Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 372; Еникеев М.И. Юридическая психология: Краткий учебный курс. – М.: Норма, 2004. С. 20-22. [15] Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений: Монография. – М.: Юристъ, 1996. С. 27. [16] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 175. [17] Налчаджян А. Агрессивность человека. – СПб: Питер, 2007 С. 267. [18] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 175. [19] Цит. по: Антонян Ю.М., Могачев М.И. Состояние и особенности сексуальной преступности: Учебное пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 16-17. [20] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 177. [21] Михайлова О.Ю. Психологическая диагностика личности серийных сексуальных преступников / Под ред. А.О. Бухановского. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 2001. С. 46. [22] См. об этом: Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал, 1997, т. 18, № 2. С. 58-78; Кудрявцев И.Ф., Семенова О.Ф. Смысловая сфера несовершеннолетних с психическими расстройствами, совершивших насильственные преступления // Психологический журнал, 2002, № 3. С. 54-62 и др. [23] Онищенко О.Р. Манипулирование сознанием и поведением жертв при мошенничестве: диссертация … к. псих.н. – М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2005. С. 110. [24] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 182. [25] Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 323. [26] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 182. [27] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник. – М.: ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2006. С. 40-46. [28] См. об этом: Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений: Монография. – М.: Юристъ, 1996. С. 3-4; Баранов П.П., Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 413. [29] Волошина Л.А. Генезис агрессивно-насильственных преступлений // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. Сборник научных трудов. – М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, 1989. С. 15-40. [30] Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 102-103. [31] Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход: пособие для социальных педагогов и работников. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. С. 26. [32] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник. – М.: ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2006. С. 47-51. [33] Черникова И.А., Фортуныч М.В., Яковлев О.В. Предкриминальное поведение несовершеннолетних, совершивших умышленные преступления: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 36-37. [34] Там же. С. 28. [35] Там же. С. 52. [36] Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник. – М.: ИКД «ЗЕРЦАЛО-М», 2006. С. 51-55. [37] См. об этом: Косарецкая С.В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи: Профилактика асоциального поведения. – СПб: КАРО, 2006. С. 178-221. [38] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 193-195. [39] Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. С. 66. [40] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 197. [41] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 199. [42] Цит. по: там же. С. 200. [43] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 201-209. [44] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 202. [45] Цит. по: Христенко В.Е. Психология поведения жертвы: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 26. [46] Цит. по: там же С. 27. [47] Цит. по: там же. С. 27. [48] Христенко В.Е. Психология поведения жертвы: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 30-31. [49] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 209. [50] Цит. по: Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. С. 130. [51] См. об этом: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Издательство «Питер», 2000. С. 158-173. [52] Цит. по: Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 209. [53] Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. С. 130. [54] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 209. [55] Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. С. 127. [56] Антонян Ю.М., Могачев М.И. Состояние и особенности сексуальной преступности: Учебное пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 59, 60. [57] Гулевич О.А. Психологические аспекты юриспруденции: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. С. 209.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |