Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанры научного стиля

Читайте также:
  1. II. Теоретические основания научного исторического познания.
  2. Диференціація лексики за функціональними стилями. Нейтральна та типова лексика для різних функціональних стилів.
  3. Доктрина научного управления или научная организация труда
  4. Жанры публицистического стиля
  5. Задачи научного исследования в социальной педагогике
  6. Лекция 1. Теория организации как область научного знания.
  7. Основные концепции научного управления
  8. Подстили официально-делового стиля
  9. Понятие метода и методологии. Методы научного исследования.
  10. Понятие науки, ее генезис и специфика научного познания
  11. Понятие стиля в искусстве. Основные художественные стили европейского искусства

Выделяют следующие разновидности научного стиля, представленные в различных жанрах научных текстов:

-собственно научный(монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа)}

-научно-информативный(реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание)',

- научно-справочный(словарь, справочник, каталог)-,

- научно-учебный(учебник, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение)',

- научно-популярный(очерк, книга, лекция, статья).

Собственно научная литература отличается тем, что она создается специалистами для специалистов. Ее цель выявление и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входит также раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр. Поэтому оно наиболее сложно для восприятия и объемно. В качестве примера приведем фрагмент статьи ТА. Коробковой и П.В. Скулова «Принцип динамического баланса и его реализация в учебном процессе»: Динамический баланс это состояние системы,

характеризующееся гармоничным сочетанием логически противоположных характеристик, описывающих функционирование отдельных составляющих этой системы; готовностью системы изменить точку временного равновесия под действием изменившихся управляющих условий; постоянным стремлением системы находить оптимальное равновесное состояние и удерживаться в нем за счет введения в действие как уже известных, так и новообразованных ресурсов и возможностей.

Особенность научно-информативных текстов состоит в том, что они в краткой форме должны изложить основные идеи, содержащиеся в «большом» научном тексте. Аннотацияпредставляет собой краткое изложение содержания научного произведения. Ее можно обнаружить в любой книге на обороте титульного листа. Основными требованиями, предъявляемыми к аннотации, являются ее краткость и информативность. Конспект- это краткое изложение прочитанного научного произведения. Самое важное в конспекте - найти верное соотношение между цитированием и передачей мысли автора своими словами. Таким образом, составитель конспекта прежде всего должен уметь внимательно читать, выделять основное в том тексте, к которому он обратился.

Реферат- это краткое описание научной проблемы, своеобразный обзор литературы по данной теме. Автор реферата должен уметь анализировать научные тексты, не увлекаться цитированием и уметь передать чужую речь.

Задача составителя научно-справочного текста состоит в том, чтобы предоставить читателю возможность найти информацию по интересующему его вопросу в данной области знания. В связи с этим моделью справочного текста является список тем, перечисленных в алфавитном порядке. Реже встречаются тексты, построенные по иному принципу: сначала указываются разделы знания, а затем уже отдельные статьи. В качестве примера такого текста приведем отрывок из статьи «Большой советской энциклопедии»:



Дождь, осадки атмосферные, выпадающие из облаков в виде капель воды диаметром от 0,5 до 6-7 мм. Жидкие осадки с меньшим диаметром капель называются моросью. Капли с диаметром, большим 6-1 мм, разбиваются при выпадении на меньшие капли. Интенсивность д. колеблется от 0,25 мм/ч (моросящий д.) до 100 мм/ч (ливень). Д. выпадает, как правило, из смешанных облаков, содержащих, при температуре ниже нуля переохлажденные капли и ледяные кристаллы.

Научно-учебные тексты отличаются от собственно научных тем, что их задача - донести до читателя учебный предмет, а не науку в целом. Это проявляется в особом отборе материала, целенаправленности изложения знаний, расчетом на читателя-неспециалиста. Поэтому и содержание, и язык учебной литературы не должны быть сложными для восприятия: информация должна вводиться последовательно от простого к сложному, чтобы можно было проследить логику данной науки. Каждый новый термин должен объясняться. В качестве примера приведем фрагмент из учебника по русскому языку под редакцией Л.Л. Касаткина: Раздел языкознания, который занимается изучением происхождения

слова, а также исторических изменений в структуре слова и его значениях,

называется этимологией. Этимология основывается на закономерных звуковых

и морфологических изменениях слов в процессе эволюции языка, учитывает

регулярные переходы одних типов лексического значения слова в другие.

Выясняя происхождение слов, их историю в том или ином языке, этимология

учитывает и данные других наук - истории, археологии, этнографии. Комплекс

собственно лингвистических сведений о слове, исторических и культурных

сведений о называемой им вещи позволяет строить более или менее

правдоподобные гипотезы о происхождении слова.

В научно-популярных текстах о сложных проблемах повествуется простым языком. Их основная задача - в доступной и понятной неспециалисту форме ознакомить читателя с научными знаниями, привлечь его внимание к научной проблеме. В связи с этим здесь используются языковые средства, которые неуместны в собственно научном стиле (средства образности, выразительности, оценки). Кроме того, научно-популярные тексты создаются специалистами для неспециалистов, что определяет и отбор материала, и систему доказательств, и манеру изложения. В качестве примера приведем фрагмент научно-популярной статьи к.м.н. Т.П. Марковой «Растительный иммуностимулирующий препарат - Иммунал. Перспективы применения в медицине»:

Грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) лидируют среди всех инфекционных заболеваний, поэтому их профилактика имеет огромное социальное значение. Однако возможности проведения такой профилактики ограничены рядом факторов, среди которых можно выделить многочисленность возбудителей, их генетическую изменчивость, нестойкость формирующегося иммунитета. Все это препятствует специфической профилактике гриппа и других респираторных инфекций.

Различают первичные и вторичные жанры научных текстов. Первичные -это оригинально создаваемые авторами (научная статья, доклад, диссертация, дипломная работа, монография). Вторичные составляются на основе уже имеющихся опорных текстов, чаще всего оригинальных (реферат, аннотация, конспект, тезисы).

При всем жанровом разнообразии научные тексты строятся по единой логической схеме: тезис - аргументация - иллюстрация - вывод (резюме). Он содержит аналитическую оценку проведенного исследования, полученных результатов; отражает перспективу дальнейших изысканий.

В большинстве случаев научный стиль реализуется в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой информации, ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различных научных контактов возросла роль устной формы научной речи.

Овладение научным стилем речи в его письменной и устной формах - необходимое условие профессиональной подготовки специалистов технического профиля.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Синтаксические. Словообразовательные | Словообразовательные

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 9744; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.