Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные идеи и представления философии Нового времени




Основные идеи эпохи Возрождения (конец 14 -16 век)

Стал развивать индивидуализм – мировоззрение, в котором интересы индивида, отдельной личности объявляются высшей ценностью.

Философия отделилась от бога, заговорила о земных делах. Культура в целом стала носить светский, а не церковный характер.

Господствующее в обществе мировоззрение носило религиозный характер, католическая церковь все еще не утратила своего влияния, но вместе с тем появилось свободное, независимое, не связанное никаким безусловным авторитетом философствование, которое подвергало критике схоластику.

Отчасти это было вызвано тем, что эпоха Возрождения обратилась к античности (само название говорит о том, что возрождалось). Но что? – античные образы! И в искусстве, и в философии очевиден жгучий интерес к античному прошлому.

Античное философствование восстановилось и осваивалось в полном объеме во время Ренессанса.

Философия вновь обрела связь с естественнонаучными исследованиями (Великие географические открытия раздвинули горизонты человечества).

 

Наука утрачивала книжный характер и обращалась к опытам, к самостоятельному изучению действительности.

Рационализм – (от лат.разумный) – направление в теории познания, считающее разум основой познания и критерием истинности научных положений.

Эмпиризм – (от греческого опыт) - гносеологическая установка, направление в теории познания, считающее главным источником и критерием истинности научных утверждений опыт, совокупность чувственных данных.

Сенсуализм – направление в теории познания, которое считает, что всякое знание можно вычленить из ощущений, чувств.

Фрэнсис Бекон (1561 – 1626) (англ. философ) – представитель эмпиризма

«Знание – сила!»

Они искали метод познания – тот, который даст истинные знания.

В познании человек идет идёт путем паука, муравья и пчелы.

Те, кто идет путем паука, выводят одно следствие из другого, одну теорию из другой – как паук вытягивает нить из своей железы на брюшке.(схоласты). В конечном счете, такой путь не даст человеку возможности познать новые явления, игнорируют реальные факты.

Грубые эмпирики (путь муравья), которые собирают все, что им попадется на пути, и сваливают все добытое в одну кучу (алхимики).

Пчела (метод Бекона) перелетает с цветка на цветок, добывает нектар (т. е. собирает новые данные и факты), а затем перерабатывает его в мед собственным усилием (рационально осмысливает полученные данные).

Метод Ф. Бекона – индукция - рассуждение от простого к сложному; от фактов к обобщениям; от единичного к общему.

Очищение ума от заблуждений – эти препятствия на пути познания он называл идолами: идолы рода, пещеры, площади, театра.

Идолы рода – ошибки, обусловленные самой природой человека. Мышление человека имеет свои ограничения и недостатки, т. к. «употребляется неровному закону, которое, примешивается к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде». Человек постоянно истолковывает природу, находит своё выражение в приписывании природе целей, которые ей не свойственны.

Идолы пещеры – ошибки, которые свойственны человеку или некоторым группам в силу субъективных симпатий, полученного воспитания и образования. Бекон совершенно объективно предостерегал ученых, что все они – пленники своих «пещер».

Идолы площади (или рынка) – ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать внимания слов на умы людей. От испытания таких «пустых» понятий может возникнуть впечатление, что существуют вещи, ими обозначаемые. Мы не всегда четко и строго определяем понятия, человек может иметь в виду своё значение слова => возникают бесчисленные споры «о словах».

Идолы театра – ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Примадонна может быть бездарна, но все равно сорвет свою роль неизвестного актера публика, как правило, даже не замечает.

«Знание -сила» - знания дают власть над природой. Человек верит, что знания дадут возможность властвовать.

Бекон разработал индуктивный метод познания.

Изучение единственных фактов должно служить основой для обобщений, выработки научной теории.

Рене Декарт (1596-1650 г. д н.э.) – представитель рационализма.

Поиск метода исследования.

Противник Бекона:

Считает, что индуктивное знание вероятностно.

И предлагает другой метод дедукцию.

В основании всех наук лежит физика.

Дедукция рассуждения от общего к частному. (Берется посылка и из нее на основе законов логики выводятся знания, но возникает проблема:

для того, чтобы получать истинные знания, в основе рассуждений должно быть утверждение, которое нельзя подвергнуть сомнению).

Сомнению нельзя подвергнуть наличие самого сомневающегося субъекта – отсюда мыслю => существую.

Для выведения знания путем логики Декарт допускает наличие в сознании врожденных идей.

Например: В сознании есть идеи мира, Бога, чисел, потребности. На основании этих идей – выводится какое-то знание.

Для того, чтобы решить проблему необходимо:

1. Разделить проблему на части

2. Распределить мысли от простого к сложному

3. Дать полный перечень, чтобы убедится, что именно не забыто.

Декарт выдвинул идею происхождения. Вселенной – из корпускул – которые движутся в потоке – и таким образом образовалась Вселенная.

(корпускулы→вихри→вселенная)

Бог – это и движение и вещество.

Деизм – Бог сотворил мир, но предоставил ему возможность развиваться самому.

Дуализм – направление в философии, признающая существовании Бога и материи.

Человек – материя, т. е. тело, в то же время сознание – это мыслящие субстанцией.

Джон Локк (1632-1704) – представитель сенсуализма

Сенсуализм – направление в теории познания, которое считает, что все знания можно вывести из ощущений.

В сознании человека нет врожденных идей. Самое первое, что получает человек – ощущения, затем появляются идеи внешнего опыта (цвет, длина и т. д.)

Идеи объектов. Например: конкретного человека (сложение простых идей).

Ощущения

Идеи внешнего опыта (цвет, длина и т. д.)

Идеи объектов (идея конкретного человека)

Идеи отношений (сопоставление идей объектов «дитя» и «мать») материнство.

Идеи понятия (абстракции) - человек

- отбрасывается все единичное.

- берется только общее.

Верны ли наши ощущения?

Ощущение субъективно, а раз субъективно => каждый видит по своему.

Все качества вещи Локк разделял

Первичные Объективны (длина, ширина, высота) Присущи предмету. Вторичные Субъективны (каждый воспринимает по-своему) Присущи сознанию.

 

Иммануил Кант (1724 – 1804)

Творчество можно разделить на 2 периода

1. Происхождение солнечной системы из газо-пылевой туманности

2. Критический, философский.

Кант спорит с философом Юмом. Юм считает, что как наука возможна только математика. Так как только математика опирается в своих выводах на разум. Остальные науки в своих выводах опираются на чувства, а чувства проверить нельзя.

Кант считает, что в сознании человека существуют познавательные способности. Они (способности) делают возможным познание.

Возможна ли математика как наука?

Возможна. В сознании человека существуют врожденные способности: время и пространство. Время делает возможной алгебру – последовательность действий. Пространство делает возможной геометрию.

 

Возможна ли физика как наука?

Выводы физики основаны не только на опыте, но и на разуме. Наш мозг представляет окружающий мир в виде схем. Потому существует «вещь в себе», т. е. объективный мир и «вещь для нас» - то как мы представляем себе мир.

Возможна ли философия как наука? (философ пытается представить мир в целом).

Такую задачу ставит перед собой разум. Но пытаясь постичь космос, разум натыкается на антиномии – (2 взаимоисключающих утверждения, но равнодоказуемых).

1. Мир конечен.

2. Мир бесконечен.

1. Любая сложная вещь состоит из простых вещей.

2. В мире нет ничего простого.

1. Свобода воли есть.

2. Свободы воли нет.

1. Бог есть.

2. Бога нет.

Разум не может решить эти противоречия, потому что философия, как рациональная наука не возможна. «Вещь в себе» познать нельзя.

Агносицизм – это точка зрения, которая отрицает познавания мира.

Этика Канта.

Этика – учения о нравственном поведении. Практический разум направляет поступки людей.

Что лежит в основе поступков?

Кант изобретает: категорический императив (требование) – поступай так, чтобы максима (предписание) твоей воли стала принципом всеобщего законодательства. Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Человек является целью, но не средством.

Поступки людей Кант разделял на моральные и легальные.

Моральные – те, что совершаются из чувства долга, даже если противоречат сию минутным интересам.

Легальные – те, что по форме совпадают с рекомендациями морального закона, но люди которые это совершают получат от этого какую то пользу.

Следовать моральному закону – долг человека, даже если это сделает его несчастным, но тогда возникает проблема: существует ли свобода? Существует ли Бог?

В реальной жизни нравственным людям живется хуже, чем безнравственным. Но не справедливо требовать от людей отказаться от всякой надежды на счастье, потому что должен существовать гарант который воздаст всем. Этот гарант – Бог.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.